- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект по русскому языку на тему Слово и его лексическое значение ( 5 класс)
Конспект по русскому языку на тему Слово и его лексическое значение ( 5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Боровая А.О. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Слово и его лексическое значение
Тип урока; урок «открытия» нового знания.
Цель:
- познакомить учащихся с определением понятий «Лексика», «Лексическое и грамматическое значение слова», назначением толковых словарей.
Задачи:
-обучить умению различать лексическое и грамматическое значение слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением ;
-сформировать навык раскрытия лексического значения слова с помощью толкового словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов;
-воспитывать чувство коллективизма, ответственности за выполнение общего дела.
Планируемые результаты:
Предметные:
-
расширение понятийной базы за счет включения в нее понятий: Слово, лексика, лексическое и грамматическое значение;
-
формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, формирование умения пользоваться толковым словарем.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, комментирование своего выбора, содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей.
Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: учебник, раздаточный материал.
Этапы урока; Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1 этап. Мотивация к учебной деятельности
1.Нестандартное начало
Создать настрой на работу, привлечь внимание учеников к друг другу.
Лингвистическая разминка
- Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы:
«Здравствуйте!»
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте!», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радости сделалось в мире?
-
Сделать синт разбор предложения: Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон.
( Это предложение мы не стираем с доски, так как к нему еще вернемся для того, чтобы объяснить слово «лексикон»).
-
Сделать фонетический разбор слова Союз.
-
Остальные работают на карточках: дайте определения понятиям: Фонетика, Графика, Орфоэпия;
Учащиеся слушают учителя, участвуют в диалоге, проверяют готовность к уроку.
Фронтально
Индивидуально
Выполнение работы у доски
Работают самостоятельно на карточках
Личностные УУД;
Коммуникативные УУД.
Регулятивные УУД.
2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Выход на учебную задачу.
Предположите, какая будет тема нашего урока?
- Что значит одежда для человека?
- А как вы думаете, у слова может быть одежда? Чтобы ответить на этот вопрос, представьте, что один из вас иностранец, а другой пытается объяснить ему значение следующих слов: палец, солнце, школа.
- Какую работу вы проводили со словом? (выходим на понятие лексическое значение слова)
- Прочитайте в учебнике на стр. 145, что означает понятие Лексика
- Так как такая одежда для слова будет называться? ( лексическое значение слова)
Фронтально
Работа в парах
Коллективная работа
Личностные УУД;
Регулятивные УУД;
Познавательные УУД;
Коммуникативные УУД.
3 этап. Выявление места и причины затруднения
3Этап целеполагания. Определение темы урока и целей урока.
Научить ставить цель урока.
Назови тему урока. ( Слово и его лексическое значение)
Попробуйте по опорным словам определить цель урока:
Познакомиться с понятием…
Научиться….
Отвечают на вопросы, выдвигают свои версии, соглашаются или опровергают
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД.
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения
4 Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся
А сейчас поработаем в группах.
1 группа: Найти и дать определение в параграфе изучаемой темы следующим понятиям: Что такое словарный состав языка? Что такое лексикология?
2 группа: Для чего нужны толковые словари? Приведите примеры.
3 группа: Проработав материал на стр. 149-150, ответьте на следующие вопросы: Что является одной из главных единиц языка? Можно ли посчитать общее количество слов в русском языке и почему? Для чего нужно обогащать свою речь?
После выступления третьей группы выходим на понятие «Лексикон»
- А сейчас вернемся к предложению, с которым производили в начале урока синт. разбор: Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон.
- Как вы понимаете смысл данного высказывания?
- А что такое лексикон? О значении этого слова можно справиться в толковом словаре.
Лексикон
-а, м. 1. То же, что словарь (в I знач.) (устар.). Французский л. 2. Запас слов, лексика (книжн.). Бедный л. у кого-н.
- Составьте с данным словом предложение и определите его число, род, падеж, склонение.
- Мы сейчас определили грамматические признаки данного существительного.
- Итак, какие значения имеет слово? ( лексическое и грамматическое). Что значит «лексическое значение слова»? А что «грамматическое?».
Активизируют и анализируют правило.
Фронтально
Работа с толковыми словарями
Личностные УУД;
Регулятивные УУД;
Познавательные УУД;
Коммуникативные УУД.
5 этап. Реализации построенного проекта.
5 Закрепление
Цель - умение называть слово по его лексическому толкованию
А сейчас в тетрадях выполните упр. №331 учебника: Разгадайте кроссворд, используя лексическое толкование слов. Запишите под цифрами отгаданные слова.
Выполняют упражнения в парах, отрабатывающие данную тему.
Регулятивные УУД;
Познавательные УУД;
Коммуникативные УУД.
6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Упражнения для закрепления
А теперь я предлагаю побыть вам в роли исследователей и найти лексическое толкование выделенных слов уже сам-но, составить с ними по одному предложению:
Закат налился темной кровью,
И потемнела бирюза.
Сначала было предгрозовье,
Потом как грянула гроза!
Самостоятельно работают со словами и толковыми словарями
Контроль (Р)
Классификация (П)
7 этап Домашнее задание
Цель- разъяснить дом работу.
Еще раз прочитать пар.64, составить интеллект- карту, которую впоследствии мы будем дополнять новыми знаниями, упр.330
Читают зад и вопросы.
Личностные УУД;
Познавательные УУД;
Коммуникативные УУД.
8 этап Рефлексия учебной деятельности на уроке
7 Рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Какие трудности у вас возникли в процессе работы?
Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? ( демонстрация смайликов)
Ученики дают оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД;
Регулятивные УУД;
Коммуникативные УУД.
Карточки - задания для групповой и сам-ой работы.
1 группа: Найти и дать определение в параграфе изучаемой темы следующим понятиям: Что такое словарный состав языка? Что такое лексикология?
2 группа: Для чего нужны толковые словари? Приведите примеры.
3 группа: Проработав материал на стр. 149-150, ответьте на следующие вопросы: Что является одной из главных единиц языка? Можно ли посчитать общее количество слов в русском языке и почему? Для чего нужно обогащать свою речь?
Найти лексическое толкование выделенных слов, составить с ними по одному предложению:
Закат налился темной кровью,
И потемнела бирюза.
Сначала было предгрозовье,
Потом как грянула гроза!
Найти лексическое толкование выделенных слов, составить с ними по одному предложению:
Закат налился темной кровью,
И потемнела бирюза.
Сначала было предгрозовье,
Потом как грянула гроза!
Найти лексическое толкование выделенных слов, составить с ними по одному предложению:
Закат налился темной кровью,
И потемнела бирюза.
Сначала было предгрозовье,
Потом как грянула гроза!
Найти лексическое толкование выделенных слов, составить с ними по одному предложению:
Закат налился темной кровью,
И потемнела бирюза.
Сначала было предгрозовье,
Потом как грянула гроза!
Найти лексическое толкование выделенных слов, составить с ними по одному предложению:
Закат налился темной кровью,
И потемнела бирюза.
Сначала было предгрозовье,
Потом как грянула гроза!
Найти лексическое толкование выделенных слов, составить с ними по одному предложению:
Закат налился темной кровью,
И потемнела бирюза.
Сначала было предгрозовье,
Потом как грянула гроза!
Найти лексическое толкование выделенных слов, составить с ними по одному предложению:
Закат налился темной кровью,
И потемнела бирюза.
Сначала было предгрозовье,
Потом как грянула гроза!
Найти лексическое толкование выделенных слов, составить с ними по одному предложению:
Закат налился темной кровью,
И потемнела бирюза.
Сначала было предгрозовье,
Потом как грянула гроза!
Найти лексическое толкование выделенных слов, составить с ними по одному предложению:
Закат налился темной кровью,
И потемнела бирюза.
Сначала было предгрозовье,
Потом как грянула гроза!