Конспект по русскому языку на тему Слово и его лексическое значение ( 5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Слово и его лексическое значение

Тип урока; урок «открытия» нового знания.

Цель:

- познакомить учащихся с определением понятий «Лексика», «Лексическое и грамматическое значение слова», назначением толковых словарей.

Задачи:

-обучить умению различать лексическое и грамматическое значение слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением ;

-сформировать навык раскрытия лексического значения слова с помощью толкового словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов;

-воспитывать чувство коллективизма, ответственности за выполнение общего дела.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • расширение понятийной базы за счет включения в нее понятий: Слово, лексика, лексическое и грамматическое значение;

  • формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, формирование умения пользоваться толковым словарем.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, комментирование своего выбора, содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей.

Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: учебник, раздаточный материал.

Этапы урока; Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 этап. Мотивация к учебной деятельности

1.Нестандартное начало

Создать настрой на работу, привлечь внимание учеников к друг другу.



Лингвистическая разминка

- Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы:

«Здравствуйте!»

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте!», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радости сделалось в мире?

  1. Сделать синт разбор предложения: Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон.

( Это предложение мы не стираем с доски, так как к нему еще вернемся для того, чтобы объяснить слово «лексикон»).

  1. Сделать фонетический разбор слова Союз.

  2. Остальные работают на карточках: дайте определения понятиям: Фонетика, Графика, Орфоэпия;

Учащиеся слушают учителя, участвуют в диалоге, проверяют готовность к уроку.

Фронтально



Индивидуально

Выполнение работы у доски



Работают самостоятельно на карточках

Личностные УУД;

Коммуникативные УУД.





Регулятивные УУД.



2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Выход на учебную задачу.

Предположите, какая будет тема нашего урока?

- Что значит одежда для человека?

- А как вы думаете, у слова может быть одежда? Чтобы ответить на этот вопрос, представьте, что один из вас иностранец, а другой пытается объяснить ему значение следующих слов: палец, солнце, школа.

- Какую работу вы проводили со словом? (выходим на понятие лексическое значение слова)

- Прочитайте в учебнике на стр. 145, что означает понятие Лексика

- Так как такая одежда для слова будет называться? ( лексическое значение слова)

Фронтально



Работа в парах



Коллективная работа

Личностные УУД;

Регулятивные УУД;

Познавательные УУД;

Коммуникативные УУД.

3 этап. Выявление места и причины затруднения

3Этап целеполагания. Определение темы урока и целей урока.

Научить ставить цель урока.

Назови тему урока. ( Слово и его лексическое значение)

Попробуйте по опорным словам определить цель урока:

Познакомиться с понятием…

Научиться….

Отвечают на вопросы, выдвигают свои версии, соглашаются или опровергают

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД.

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения

4 Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

А сейчас поработаем в группах.

1 группа: Найти и дать определение в параграфе изучаемой темы следующим понятиям: Что такое словарный состав языка? Что такое лексикология?

2 группа: Для чего нужны толковые словари? Приведите примеры.

3 группа: Проработав материал на стр. 149-150, ответьте на следующие вопросы: Что является одной из главных единиц языка? Можно ли посчитать общее количество слов в русском языке и почему? Для чего нужно обогащать свою речь?

После выступления третьей группы выходим на понятие «Лексикон»

- А сейчас вернемся к предложению, с которым производили в начале урока синт. разбор: Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон.

- Как вы понимаете смысл данного высказывания?

- А что такое лексикон? О значении этого слова можно справиться в толковом словаре.

Лексикон

-а, м. 1. То же, что словарь (в I знач.) (устар.). Французский л. 2. Запас слов, лексика (книжн.). Бедный л. у кого-н.

- Составьте с данным словом предложение и определите его число, род, падеж, склонение.

- Мы сейчас определили грамматические признаки данного существительного.

- Итак, какие значения имеет слово? ( лексическое и грамматическое). Что значит «лексическое значение слова»? А что «грамматическое?».

Активизируют и анализируют правило.







Фронтально



Работа с толковыми словарями

Личностные УУД;

Регулятивные УУД;

Познавательные УУД;

Коммуникативные УУД.

5 этап. Реализации построенного проекта.

5 Закрепление

Цель - умение называть слово по его лексическому толкованию

А сейчас в тетрадях выполните упр. №331 учебника: Разгадайте кроссворд, используя лексическое толкование слов. Запишите под цифрами отгаданные слова.

Выполняют упражнения в парах, отрабатывающие данную тему.

Регулятивные УУД;

Познавательные УУД;

Коммуникативные УУД.

6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Упражнения для закрепления

А теперь я предлагаю побыть вам в роли исследователей и найти лексическое толкование выделенных слов уже сам-но, составить с ними по одному предложению:

Закат налился темной кровью,

И потемнела бирюза.

Сначала было предгрозовье,

Потом как грянула гроза!

Самостоятельно работают со словами и толковыми словарями

Контроль (Р)

Классификация (П)

7 этап Домашнее задание

Цель- разъяснить дом работу.

Еще раз прочитать пар.64, составить интеллект- карту, которую впоследствии мы будем дополнять новыми знаниями, упр.330

Читают зад и вопросы.

Личностные УУД;

Познавательные УУД;

Коммуникативные УУД.

8 этап Рефлексия учебной деятельности на уроке

7 Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас возникли в процессе работы?

Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? ( демонстрация смайликов)

Ученики дают оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД;

Регулятивные УУД;

Коммуникативные УУД.







Карточки - задания для групповой и сам-ой работы.

1 группа: Найти и дать определение в параграфе изучаемой темы следующим понятиям: Что такое словарный состав языка? Что такое лексикология?

2 группа: Для чего нужны толковые словари? Приведите примеры.

3 группа: Проработав материал на стр. 149-150, ответьте на следующие вопросы: Что является одной из главных единиц языка? Можно ли посчитать общее количество слов в русском языке и почему? Для чего нужно обогащать свою речь?

Найти лексическое толкование выделенных слов, составить с ними по одному предложению:

Закат налился темной кровью,

И потемнела бирюза.

Сначала было предгрозовье,

Потом как грянула гроза!

Найти лексическое толкование выделенных слов, составить с ними по одному предложению:

Закат налился темной кровью,

И потемнела бирюза.

Сначала было предгрозовье,

Потом как грянула гроза!

Найти лексическое толкование выделенных слов, составить с ними по одному предложению:

Закат налился темной кровью,

И потемнела бирюза.

Сначала было предгрозовье,

Потом как грянула гроза!

Найти лексическое толкование выделенных слов, составить с ними по одному предложению:

Закат налился темной кровью,

И потемнела бирюза.

Сначала было предгрозовье,

Потом как грянула гроза!

Найти лексическое толкование выделенных слов, составить с ними по одному предложению:

Закат налился темной кровью,

И потемнела бирюза.

Сначала было предгрозовье,

Потом как грянула гроза!

Найти лексическое толкование выделенных слов, составить с ними по одному предложению:

Закат налился темной кровью,

И потемнела бирюза.

Сначала было предгрозовье,

Потом как грянула гроза!

Найти лексическое толкование выделенных слов, составить с ними по одному предложению:

Закат налился темной кровью,

И потемнела бирюза.

Сначала было предгрозовье,

Потом как грянула гроза!

Найти лексическое толкование выделенных слов, составить с ними по одному предложению:

Закат налился темной кровью,

И потемнела бирюза.

Сначала было предгрозовье,

Потом как грянула гроза!

Найти лексическое толкование выделенных слов, составить с ними по одному предложению:

Закат налился темной кровью,

И потемнела бирюза.

Сначала было предгрозовье,

Потом как грянула гроза!







© 2010-2022