Исследовательская работа Образы детей в стихах Агнии Львовны Барто

Полагаю, что данная работа, посвященная 110-летию со Дня рождения поэтессы, может быть интересна учителям литературы, работающим в 5-8 классах. Небольшое исследование школьника представляет собой творческий реферат, включающий анализ стихов поэтессы, собственные мысли и рассуждения автора. Ученик четко обозначил цели и задачи работы, метод ее написания. В ходе анализа стихотворений он проводит наблюдения над языком, указывает, какие художественные средства использовала поэтесса с целью...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образы детей в стихах Агнии Львовны Барто.

Введение.

Наверное, с детского сада всем знакомы коротенькие четверостишия о девочке Тане, которая громко плакала, о том, как уронили на пол мишку. Все мои друзья знали, что слон не хотел спать, а бычок боялся свалиться с доски. Мне же помнится, как папа сажал меня на плюшевую рыжую лошадку и «возил» по комнате, а я цеплялся за гриву и во все горло распевал:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

(Эта лошадка и сейчас еще стоит в углу кладовой под старым пледом).

Уже тогда я знал, что это стихи Агнии Львовны Барто. Позднее в школе мы познакомились с «Вовкой - доброй душой», с тем, «как жил на свете Ванечка». Встретились с болтуньей Лидой и ябедой Сонечкой, с Любочкой «во всей ее красе». Мне казалось, некоторые мои одноклассники так похожи на этих героев! Но если быть честным, то иногда я узнавал в них и себя.

Теперь я вырос, а вместе со мной повзрослели и герои Агнии Львовны Барто. Я прочитал, что ее стихи переведены на 86 языков мира. А писатель Анатолий Алексин заметил: «…выучив их в детском саду, помнят до седины». В чем же секрет стихотворений Агнии Барто, что их популярность не ослабевает? Почему герои ее стихов уже многие годы остаются любимыми у детей и взрослых? Такие вопросы были поставлены мною в данном исследовании. Ответы на них и есть цель написания этой работы. Основными задачами являются:

  1. Прочитать стихи Агнии Львовны Барто из сборников «Подростки, подростки…», «За цветами в зимний лес», «Думай. Думай…».

  2. Рассмотреть и проанализировать образы детей в стихах поэтессы.

3.Найти художественные средства, при помощи которых раскрываются черты лирических героев поэзии Барто.

Метод исследования, который я использовал, - это метод художественно-лингвистического описания. Основан он на приемах чтения и наблюдения за языком и образами стихов Барто. В ходе работы проводился анализ, делались необходимые обобщения, выводы.

Агния Львовна Барто жила в первой половине 20-го века, сейчас на дворе - 21-й. За это время в нашей стране многое изменилось, другой стала жизнь. У людей иные заботы и проблемы, иные стремления. Но вот творчество поэтессы по-прежнему остается востребованным. Думаю, что и детям, и взрослым было бы интересно понять, почему поэзия Барто не устарела, какими ценными качествами она обладает. Считаю, что в этом заключается актуальность данной работы.

Основная часть.

Читаю стихи Барто и вижу: самое большое место в ее творчестве занимает изображение детей и подростков. Есть персонажи положительные, есть такие, с которых пример брать нельзя. Передо мной целая галерея портретов школьников разного возраста. Один из них, мальчишка (стихотворение «Совесть») выставил за дверь кошку и больше не впустил ее, и теперь она пропала. Но совесть у него, видимо, жива, поэтому она и днем и ночью мучает его:

Из-за нее вторую ночь

Все повторяется точь-в-точь,

Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь,

Я прогоняю кошку прочь,

Потом опять зову.

Повтор строки показывает, что постыдный момент жизни герой переживает вновь и вновь, от чего усиливается чувство вины и его душевные мучения. Мне почему-то кажется, что этот мальчишка ошибку исправит и подобного никогда больше не совершит. Если человек страдает из-за своего дурного поступка, сердце у него не злое. А вот избалованная Клава («Дедушкина внучка») не может и не хочет верно оценить свои поступки. Она пользуется заслугами деда и не стыдится:

Учитель седовласый
Пешком приходит в классы,
А Клавочка - в машине.
А по какой причине
И по какому праву
Везет машина Клаву?

- Я дедушкина внучка,
Мой дед - Герой Труда...
Это ответ тщеславной, высокомерной девчонки. Ее образ становится более неприятным из-за противопоставления, использованного поэтессой. «Седовласый» учитель, человек заслуженный, уважаемый, пешком идет на работу. А Клавочку и на уроки, и на каток подвозят на машине. Мы, читатели, вместе с автором даем ей оценку: «У дедушки-героя бездельница растет». А сколько таких Клав живет рядом с нами?! Избалованные, ленивые «белоручки». О таких говорят: стакана воды не подадут в старости деду или бабушке. «И в этом вся беда!», - заключает поэтесса.

Но иногда герой А.Л. Барто умеет взглянуть на себя со стороны. «Я вспыльчивый! Я пылкий! Хочу молчать - летят слова, как пробка из бутылки», - сообщает один дерзкий подросток. (Стихотворение «Когда закусишь удила»). Короткие восклицательные предложения, сравнение уже с первой строфы показывают чрезмерную болтливость героя. Мальчишка признает свои слабости, мечтает о приличном поведении: «Я сам хотел бы может быть, спокойным быть, разумным быть, невозмутимым, кротким». И так как повествование ведется от первого лица, то использование гиперболы помогает понять: вспыльчивый, неуравновешенный подросток владеет чувством юмора:

«Начнёт ругать меня родня,

А я молчу, хоть жарь меня,

Хоть жарь на сковородке».

Слушая подростка, мы улыбаемся еще и потому, что в его речи встречаются эмоционально окрашенные разговорные слова «дать пинка», «тип». От этого образ мальчишки становится живым, реальным. Герой старается исправиться, этим вызывает уважение. И у него обязательно все получится:

Я рассердился на щенка,

Хотел я дать ему пинка,

Но стал считать до тридцати,

И этот тип успел уйти.

Попал я в дедушку мячом

И закричал: - А я при чем? -

Но, досчитав до тридцати,

Сказал: - Ну, дедушка, прости.

В финале стихотворения звучит ненавязчивый совет автора:

Разумным хочешь ты расти?

Считай в уме до тридцати!

Когда читаешь А.Л. Барто, появляется ощущение, что автор близко знает и понимает тебя. Стихотворение «Ботаника больна» словно о нашем классе. «…Отменяется урок. Пляшут, как на празднике, юные проказники». А сколько раз мы дружно кричали «ура» и плясали, как дикари, когда нам объявляли, что учитель заболел. Эту атмосферу поэтесса передает с помощью коротких восклицательных предложений: «Крик такой! Восторг такой! Все как именинники». Не раз я ловил себя на мысли, что с героями Барто у меня есть что-то общее. Мне порой не хватает внимания родителей. Я не маленький и вижу: они много работают. Но все равно хочется почаще быть вместе, над чем-нибудь пошутить с мамой, услышать папино подтрунивание… Читаю недавно стихотворение «Перед сном» и встречаю своего ровесника, который испытывает то же, что и я:

Зажигают фонари за окном.

Сядь со мной, поговори

Перед сном. Целый вечер

Ты со мной не была.

У тебя все дела да дела.

У тебя я не стою над душой,

Я все жду, все молчу, я большой...

Сядь со мной, поговорим

Перед сном…

Счастье, когда у человека есть друзья, с кем можно поделиться радостью или проблемой, вместе отдыхать. Мы с ребятами свободное время часто проводим на природе. Зимой - снежные крепости, коньки и лыжи, санки с горки. Летом - река, велосипед, ролики… Да мало ли чем можно заняться, когда рядом с тобой верный друг. Герой стихотворения «Я люблю ходить вдвоем», как и я, живет в деревне. Мне кажется, поэтессе удалось очень точно и эмоционально передать настроение и состояние этого сельского паренька. Он любит природу, свободу и наслаждается этим вместе с друзьями:
Я люблю ходить вдвоем

В поле, в лес, на водоем,

Я люблю пускаться в путь

Не один, а с кем-нибудь.

Использование поэтессой односоставных, восклицательных предложений показывает, что мальчишка открыто, не сдерживаясь, всей душой выражает чувства восхищения, удивления:

Я люблю кричать:

- Гляди! Посмотри! Постой-ка!

Видишь, речка впереди!

Лодок, лодок сколько!..

Заключение.

Считаю, мне удалось ответить на вопрос, почему так велика популярность стихов Агнии Львовны Барто. Они написаны простым бытовым языком, в них нет нравоучений. Читая незамысловатые строки, то весело улыбаешься, то задумываешься над поступками и поведением героев. Иногда создается впечатление, что рядом с тобой ровесник или ровесница рассказывает недавно случившуюся историю.

Почему герои Барто нравятся и взрослым, и детям? Да ведь это живые, настоящие мальчишки и девчонки! Несмотря на то, что «жили» много лет назад, они очень похожи на нас. У каждого из них свой характер, свои причуды, душевные качества. Мне кажется, чтобы создать такие образы, надо тонко понимать душу ребенка. Наверное, Агния Львовна Барто волновалась за то, чтобы дети росли неравнодушными, смелыми, порядочными. А разве сейчас взрослые не переживают за нас? Вот поэтому стихи Барто всегда будут современны, актуальны. Ведь во все времена главным является человеческая доброта, честность, душевная щедрость, стремление стать лучше.



© 2010-2022