Урок обобщающего повторения по теме Фразеологизмы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Фразеологизмы.

Тип урока: урок обобщающего повторения

Цели урока: 1.Познавтельные: 1)систематизировать знания о фразеологизмах; 2) расширить лексический запас; 3) расширить и углубить знания о фразеологизмах.

2.Практические: 1) учит правильно употреблять фразеологизмы в речи и на письме;.2) формировать умение находить фразеологизмы в тексте.

Оборудование: карточки, рисунки, интерактивная доска, учебник ( русский язык: учебник для 6 кл. ср. шк./М.Т.Бараноов и др., 2006), Цифровые диктанты на уроках рус. яз. В 5-7 кл./М.Е.Кривоплясова.

ХОД УРОКА

1.Вступительное слово учителя.

---На прошлом уроке мы с вами говорили о фразеологизмах. А сегодня мы должны проверить и закрепить наши знания по этой теме. Но прежде чем приступить к работе, проверим д/з.

2. Проверка д/з. (упр.104). Как возникли фразеологизмы Тришкин кафтан, Проскрутово ложе.

Способ проверки-2 ученика выступают со своими сообщениями.

1-й ученик. Есть у Крылова басня, которая называется «Тришкин кафтан». В ней рассказывается о некоем Тришке, у которого продрались локти в кафтане. Чтобы починить кафтан, Тришка отрезал для починки фалды и полы. Уже в составе басни это выражение стало фразеологизмом со значением « дело, когда устранение одних недостатков влечет за собой новые недостатки».

2- ученик. Иносказательное выражение-«образец, данный заранее, под которой нужно подготовить что-то». В одном из греческих мифов рассказывается о разбойнике Проскруте. Он ловил людей и подгонял под свое ложе, если человек был длиннее, ему отрубали ноги, если короче-вытягивали.

3. Тренировочные упражнения. Разминка ( на интерактивной доске появляется запись текста по А. Шибаеву. Задание-прочитать и посчитать сколько фразеологизмов в тексте.

Мой друг-горячая голова. Но уж если я с ним сошелся, на свою голову, то теперь отвечаю за его поведение головой. Я ещё не знаю, что должен сделать в первую голову ( у меня голова идёт кругом), но думаю, голову вешать не стоит, Ручаюсь головой, что он парен с головой и терять голову не собирается. (9).

4.Игра «Кто быстрее?» Способ работы---работа в подгруппах под руководством консультанта. Задание-приведите примеры фразеологизмов со словами рука, нога. У каждой группы есть словари.

1 группа 2 группа

Рука об руку встать с левой ноги

Золотые руки пасть к ногам

На руках носить валиться с ног

Не покладая рук подняться на ноги

Сидеть сложа руки подставить ногу

Рукой подать почва уходит из-под ног

5. Игра «Найди свою пару». Задание-Художника попросили проиллюстрировать смысл таких предложений и выражений

1. Солдат стоял на часах.

2. На сердце лежал камень.

3. С головой ушел в книги.

4. Сидит на шее у отца.

5.Сел в калошу.

6. Её посадили под замок.

Художник принес такие рисунки (каждый получает рисунки, предложения)_. Соедините подходящие предложения с рисунком. Прав ли художник? Докажите.

6. Синонимические и антонимические пары. Задание---Подберите к данным фразеологизмам пары (Работа по карточкам).

Синонимы

  1. за тридевять земель---куда Макар телят не гонял

  2. денег куры не клюют-яблоку негде упасть

  3. кот наплакал-гулькин нос

  4. и след простыл-только его и видели

Антонимы

1)кот наплакал-как кильки в банке

2)бить баклуши-работать, не покладая рук

3)за тридевять земель-рукой подать

4)рта не закрывает-слова не вытянешь

7. Диктант «1 или 2»

1-----фразеологизм

2------не является фразеологизмом.

Ходил растерянный, разоблачить обман, семи пядей во лбу, трудно отыскать, хорошо потрудиться, как в воду опущенный, вывести на чистую воду, очень умный, днём с огнем не найти, засучив рукава ( при затруднении вывести на интерактивную доску).

Код:2,2,1,2,2,1,1,2,1,1

8.Выборочное творческое списывание (замените словосочетания по смыслу фразеологизмами). Словосочетания записаны на доске.

Рассказывает непоследовательно, нужно подумать, держать его строго, кричит громко, реб1нок растёт быстро, пришёл пешком, этот человек высокий, на дворе темно.

Для справок: в ежовых рукавицах, во всю ивановскую, верста коломенская, на своих двоих, пораскинуть умом, хоть глаз коли, не по дням, а по часам, с пятого на десятое.

9.Тоги урока. Оценки.

10. Д/з.Составить рассказ с использованием фраз-в.

Приложение «От двух до пяти» К.Чуковский

Отец как-то сказал, что шоколадную плитку нужно отложить на черный день, когда не будет другого сладкого. Трёхлетняя дочка решила, что день будет черного цвета, и очень долго ждала, когда же придёт этот день.

© 2010-2022