«Целый мир от красоты» (Поэтический мир лирики А. А. Фета) Конспект урока по литературе. Урок-исследование

Цель: помочь учащимся увидеть своеобразие сложной личности поэта и проникнуть в поэтический мир лирики А. ФетаОборудование: презентация, аудиозаписи романса, тексты стихов А. Фета.Ход урока. I.Вступительное слово учителя - Сегодня на уроке мы поговорим с вами о сложной личности поэта и о поэтическом мире Афанасия Афанасьевича Фета. Особое внимание остановим на мотивах природы и теме любви в творчестве поэта. С портрета смотрит на вас бородатый человек. Взгляд его строг, самоуверен и самодоволен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«СШ №2 г.Вельска»















«Целый мир от красоты»
(Поэтический мир лирики А.А. Фета)

Конспект урока по литературе.

Урок-исследование.







Павлова Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка

и литературы.

г. Вельск,

ул. Октябрьская, д. 48, кв. 10

8-921-088-55-50





г. Вельск

2015г.

Цель: помочь учащимся увидеть своеобразие сложной личности поэта и проникнуть в поэтический мир лирики А. Фета

Оборудование: презентация, аудиозаписи романса, тексты стихов А. Фета.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя

- Сегодня на уроке мы поговорим с вами о сложной личности поэта и о поэтическом мире Афанасия Афанасьевича Фета. Особое внимание остановим на мотивах природы и теме любви в творчестве поэта.

С портрета смотрит на вас бородатый человек. Взгляд его строг, самоуверен и самодоволен. Невозможно себе представить, что за этой непроницаемой внешностью скрывается легко ранимое сердце. Он передает читателю свое сердце и делает это охотно, без оглядки, самозабвенно. Приложение №1

  1. Работа с текстом учебника в форме беседы с учащимися.

(Учащиеся дома изучали статью учебника стр 141 - 147, 151 - 153)

Жизнь Фета была осложнена двумя обстоятельствами, наложившими отпечаток на его судьбу, на мировоззрение, на психику, на образ мыслей и действий.

-Какие это два обстоятельства?

-Первое связано с происхождением поэта.

Родившийся в Новосёлках (Орловская губерния) и выросший в них, сын русского помещика Афанасия Шеншина не имел права называть себя русским дворянином… Лечившийся в Германии Шеншин увез от мужа Шарлотту Фет, которая родила мальчика через месяц по прибытию в Россию. Этому мальчику было дано имя Афанасий. В 14 лет ему пришлось пережить потрясение. Духовные власти Орла обнаружили, что мальчик родился до брака Шарлотты Фет с Афанасием Шеншиным, поэтому он должен носить фамилию матери, он должен называться Фетом, что было для него несчастьем.

-Как вы думаете почему?

-Во-первых, он очень переживал свое двухсмысленное положение.

Во-вторых, он хочет быть помещиком и принадлежать дворянской России.

-Что он для этого предпринимает?

-Он поступает в кавалерийский полк; за 12 лет он дослужился до поручика, но как раз в ту пору вышел указ о том, что дворянство могло дать только чин полковника. В 1860 году он покупает землю в Липецком уезде и надолго погружается в хозяйственные работы. Он разбогател, продал одно имение, купил другое. Летние месяцы живет в усадьбе, зимние в Москве. Много пишет, переводит, добивается знаний и почета.

Выхлопотав право принадлежать к роду Шеншиных, получив дворянство, поэт все же сохранил фамилию Фет.

Тургенев (его друг) по этому поводу писал: «Как Фет, вы имеете только имя, как Шеншин-только фамилию.»

-А второе обстоятельство, которое повлияло на судьбу Фета?

-В годы военной службы Фет познакомился с Марией Лазич (летом 1848г). Она была поклонницей Фета, музыкантом, весьма образованной девушкой. Они полюбили друг друга, но через некоторое время расстались. «Мои средства тебе известны, она тоже ничего не имеет,» -так писал Фет в одном из писем другу. По понятиям Фета, бедность его и Лазич делала невозможным их брак. Фет не смог уйти от этой трагедии до глубокой старости, он писал стихи, обращенные к ней, к своей загубленной любви.

Кстати, он впоследствии женился на Марии Петровне Боткиной. Как говорит сам Фет: «Честный брак по расчету. Равнодушие к жене прикрывал светской вежливостью.»

-Если пристально всмотреться в эти обстоятельства, то станет ясно, что они-то и создали определенный психологический фон лирики Фета.

Итак, Фет писал о любви, почти всегда возвышенной и чуть печальной, о природе, опьяняющей чуткую душу, о музыке, проникающей в самое сердце, о поэзии, ради которой только и стоит жить. При этом поводом к написанию стихов могло быть все. Я.П. Полонский вспоминает: «Фет, бывало, говорил мне: «К чему искать сюжет для стихов; сюжеты эти на каждом шагу - брось на стул женское платье или погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжет».

Природа, любовь и творчество - вот арена, на которой разыгрывалась многоактовая и многолетняя лирическая драма.

А собственно, разве можно разделить у Фета: здесь вот о любви, а здесь нет. У поэта не разделяется любовь к жизни, любовь к природе, любовь к поэзии. Все едино. Любовь и красота становятся символом существования людей на земле. Проникновенный лозунг Достоевского: «Красота спасет мир!» И очень похожее у Фета: «Целый мир от красоты.»

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать его начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.

-Назовите мне два ключа к пониманию фетовского художественного мира.

- Красота.

Художнику дорога только одна сторона предметов: их красота, точно также, как математику дороги их очертания и численность.

- Идеал, то есть стремление к совершенству во всем!

III. Рассказ ученицы о художнике К. Моне и его картинах

Лексическая работа с учащимися. На доске написаны слова: Клод Оскар Моне, импрессионизм, живопись, живописец, мазок, палитра, иллюстрация.

-Посмотрите на картины Клода Моне. Знакомо ли вам такое понятие как импрессионизм? Я сейчас обращаюсь скорее к тем, кто занимается в художественной школе.

-Импрессионизм - направление в живописи, одним из основателей которого был Клод Оскар Моне, французский живописец-пейзажист (14.10.1840 - 5.12.1926). А получило название это направление от названия картины «Впечатление. Восход солнца». 1872г.

Художнику важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сцену, а передать впечатление от созерцания природы, где в каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от освещения, от состояния атмосферы и погоды, от соседства с другими предметами.

Добиваясь чистоты и звучности цвета, Моне избегает смешивания красок на палитре. Чтобы передать нужный ему тон зеленой листвы, художник кладет рядом мазки желтого и синего цвета, на расстоянии они сливаются, смешиваются в глазу зрителя и листья кажутся зелеными и трепещущими на ветру. Приложение №3

IV. Проверка домашнего задания

-Исследователи творчества Фета заметили, что самые частые эпитеты, которые использует Фет - это трепещущий и дрожащий.

(Учащиеся дома подбирали строки из стихотворений А. Фета, где автор использует эти эпитеты.Звучат отрывки из стихотворений поэта).

  1. И полдень настает.

Но, боже, как люблю я,

Как тройкою ямщик

Кибитку удалую

Промчит - и скроется…

И долго мнится мне

Звук колокольчика

Трепещет в тишине.


2. Покуда на груди земной

Хотя с трудом дышать я буду,

Весь трепет жизни молодой

Мне будет внятен отовсюду.



3. Зеркало в зеркало, с

Трепетным лепетом,

Я при свечах навела:

В два ряда свет - и таинственным трепетом

Чудно горят зеркала.

4. Я жду…

Темно-синее небо

И в мелких и в крупных звездах,

Я слышу биение сердца

И трепет в руках и ногах.

-Трепет - это движение, без движения. Это вечное возвращение: весна, пение соловья, пух на березе - все то же и каждый раз новое.

Таким образом, Фет идет вслед за Клодом Моне. Импрессионизм в литературе - это тоже впечатление автора, его мысли, чувства, восприятие…

V. Фронтальная работа с классом

(обобщение материала по домашнему заданию)

-Скажите, почему некоторые современники Фета называют его поэтом без истории?

-Например, Цветаева «поэтов с историей» сравнивала со стрелой, пущенной в бесконечность, «поэтов без истории» - с кругом или рекой, вода в которой одна и та же. Первые пришли в мир познавать, вторые - сказать то, что уже знают изначально. Для первых характерно движение, развитие, вторые - «поэты без развития.»

-А как вы считаете, Фет - это поэт без истории?

Чтобы понять правильность суждений, кто Фет - поэт с историей, для которого характерно движение или поэт без истории, у которого нет развития, обратимся к стихотворению «Шепот, робкое дыхание». Приложение№2

VI. Чтение и анализ стихотворений А.А. Фета.

Современникам некоторые стихи Фета казались беспорядочным нагромождением деталей. Фет как будто провоцировал такую реакцию, сочинив несколько стихов без единого глагола. Таким является стихотворение «Шепот, робкое дыхание».

Прочтите его наизусть.

-Какие ассоциации возникли у вас после прочтения этого стихотворения?

-Здесь природа и любовь слиты воедино + мастерство поэта, то, о чем мы говорили раньше.

«Свет ночной, ночные тени, тени без конца…»

-Могут быть тени в густой темноте?

-Нет.

-Тогда что может светить в ночи?

-Луна.

Без нее невозможна игра теней, которые движутся, дают динамику картине.

-А какое событие лежит в основе? Какие слова на это указывают?

-Свидание любовное.

-Робкое дыхание

-Ряд волшебных изменений милого лица

-И лобзания, и слезы…

Все черты, краски, звуки динамичны: все блестит, переливается, «колыхание»опять создает эффект непрерывного движения, но движение это забавное, едва заметное.

-Как краски помогают понять чувства героини?

-Образ пурпурной розы - это символ любви

-Отблеск янтаря - камень солнца, начинается рассвет, заря

-И лобзания, и слезы, и заря, заря

-Почему слезы - это кульминация чувств?

-Почему заря - это кульминация природы?

-Обратимся к синтаксису. Какова роль запятых в этом стихотворении?

-Запятые отделяют одну картину от другой, образуя между ними паузы, краткие, глубокие.

-Фет сумел показать в движении все, что происходит с вечера до утра.

-Если бы вы были художником - импрессионистом, какую бы картину вы нарисовали?Приложение №3 (Ученица объясняет свою иллюстрацию).

-Давайте прочитаем стихотворение «Это утро, радость эта».

Нам нужно ответить на вопрос: как в его композиции передается движение времени. Фет сумел показать в одном дне, с утра до ночи всю весну.

-Что сказано про утро?

-Это утро, радость эта.

-А про день?

-Эта мощь и дня и света.

-Про ночь?

-Эта ночь без сна.

-Что проносится у писателя перед глазами?

-Какие синтаксические фигуры здесь используются?

-Анафора.

-Аллитерация.

-Олицетворение.

-Метафорические сравнения.

-Состояние природы созвучно состоянию человека. В чём оно проявляется?

-Весна - это пробуждение не только деревьев, зверей, реки, но и пора цветения души. Весна - это любовь и страсть.

(Включается аудиозапись романса «Это утро, радость эта…»)

-В чем сходство этих двух стихотворений?

VII. Самостоятельная работа учащихся на уроке. Выполнение творческого задания.

-А теперь постарайтесь восстановить пропущенные эпитеты в стихотворении Фета. Сравните восстановленные эпитеты с эпитетами автора. (Обратите внимание на слайд)

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких,

Одинокий бег.

VIII. Чтение стихотворения и рецензия на прочитанное стихотворение.

-Я попросила вас дома написать стихотворение без глаголов: о природе, о дружбе, о родине, о любви.

(Ученики читают стихотворения, которые написали они сами).

IX. Рефлексия.

-Сегодня мы погрузились с вами в сложный мир напевного поэтического стиха А. Фета. Изменилось ли ваше мнение по поводу того, что Фет - поэт без развития?

(Ответы учащихся)

X. Вывод по теме урока.

-А.А. Фет - поэт редкой эмоциональности. Природа и любовь - вот основное эмоциональное содержание его поэзии. И в каждом его стихотворении - целый мир от красоты.

XI. Домашние задание:

написать сочинение-миниатюру «Что я открыл для себя в стихотворениях Фета…»



Список литературы

  1. Благой Д. Д. Мир как красота (О «Вечерних огнях» А. Фета) // Фет А. А. Вечерние огни. - М., 1981 (серия «Литературные памятники»).

  2. Бухштаб Б. Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. - Изд. 2-е - Л., 1990.

  3. Лотман Л. М. А. А. Фет // История русской литературы. В 4-х томах. - Том 3. - Л.: Наука, 1980.

  4. Сухих И.Н. Литература: учебник для 10 класса: среднее общее образование: в 2 частях. Ч. 1. - М.: издательский центр «Академия» 2009г. - 240 стр

  5. Чешихин В. Е. Шеншин, Афанасий Афанасьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

  6. Фет А. А. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст., сост. и примеч. Б. Я. Бухштаба. - Л.: Сов.писатель, 1986. - 752 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.)

  7. Эйхенбаум Б. М. Фет // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. - Л., 1969.











Приложение







  1. Шепот, робкое дыханье.
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья.
    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица,
    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы,
    И заря, заря!..

  2. Это утро, радость эта,
    Эта мощь и дня и света,
    Этот синий свод,
    Этот крик и вереницы,
    Эти стаи, эти птицы,
    Этот говор вод,

    Эти ивы и берёзы,
    Эти капли - эти слёзы,
    Этот пух - не лист,
    Эти горы, эти долы,
    Эти мошки, эти пчёлы,
    Этот зык и свист,

    Эти зори без затменья,
    Этот вздох ночной селенья,
    Эта ночь без сна,
    Эта мгла и жар постели,
    Эта дробь и эти трели,
    Это всё - весна.

Приложение №2

Афанасий Афанасьевич Фет.

«Целый мир от красоты» (Поэтический мир лирики А.А. Фета) Конспект урока по литературе. Урок-исследование.

Приложение №1

«Целый мир от красоты» (Поэтический мир лирики А.А. Фета) Конспект урока по литературе. Урок-исследование.



Приложение №3



© 2010-2022