- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок развития речи по русскому языку в 8-м классе с использованием сингапурской методики «Составление характеристики»
Урок развития речи по русскому языку в 8-м классе с использованием сингапурской методики «Составление характеристики»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кабирова А.Р. |
Дата | 11.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Разработка урока развития речи по русскому языку
в 8-м классе с использованием сингапурской методики учителя русского языка и литературы МБОУ «Ново-Кырлайская СОШ» Кабировой Анисы Рашидовны
Тема урока: Составление характеристики
Цели урока:
-
дать понятие о характеристике, о её композиционной части, о необходимости соблюдения определённых требований при написании характеристики;
-
формировать умения самостоятельно составить композиционную модель характеристики на основе указанного текста;
-
показать различие литературной и деловой характеристики;
-
привитие навыков культуры устного и письменного общения.
Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
Слайд 1
1. Актуализация знаний.
Учитель:
- Хай файв. Добрый день, ребята. Поздоровайтесь с партнёрами по плечу и по лицу, улыбнитесь друг другу.
Слайд 2
-Сейчас мы повторим то, что мы прошли на прошлых занятиях. Что мы изучаем?
- Мы изучаем второстепенные члены предложения.
СТРУКТУРА «ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН»
Слайд 3
Я буду говорить утверждение, если оно верно не надо вставать, если неверно - надо.
- К второстепенным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое.
- Дополнения бывают прямыми и косвенными.
- Определения бывают только согласованными.
- Согласованные определения согласуются с определяемым словом в роде, числе и падежи.
- Имена собственные, обозначающие названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений относятся к согласованным приложениям.
- Несогласованные определения пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки.
- Молодцы, ребята. Сейчас перейдем к нашей сегодняшней теме. Мы продолжим разговор о деловых бумагах.
2. Изучение нового материала
Деловые бумаги занимают большое место в жизни современного человека. С некоторыми из них вы уже знакомы. Это расписка, доверенность, телеграмма, заявление.
Сегодня научимся составлять характеристику как официальный документ. Прочитайте словарную статью к слову "характеристика", данную в "Словаре русского языка" С. И.Ожегова.
Слайд 4
Характеристика
Описание характерных отличительных качеств, свойств, черт чего-либо.
Дать блестящую характеристику ученику.
Официальный документ с отзывом о служебной, общественной и т.п. деятельности кого-либо.
Характеристика с места работы.
3. Формирование умений и навыков
Задание 1. Приведите примеры из 2-х предложений, показывающие понимание вами этих двух значений слова " характеристика".
Слово учителя.
Характеристика бывает литературная и деловая. Деловая характеристика отвечает требованиям официально- делового стиля. Назовём основные черты этого стиля. Для этого нам поможет МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР. Я вам покажу технику выполнения. На этих листочках напишите понятие, определение, характеристику, примеры и противоположные примеры.
Структура КОНТИНИУС РАУНД РОБИН
Слайд 5
- Вы будете обсуждать этот вопрос по очереди более одного круга. Начинает партнёр №1.
2. Работа с учебником.
- Прочитаем текст (упр. 193) служебной характеристики. Определим пункты, обязательные для составления характеристики, укажем черты официально- делового стиля.
(Отсутствуют формы 1-го и 2-го лица, личные местоимения, употребляются устойчивые словосочетания неэмоционального характера, преобладают простые распространенные предложения с однородными членами.)
Письменная характеристика как официальный документ содержит следующие пункты:
-
Название документа.
-
Фамилия, имя, отчество, год и место рождения того человека, кому даётся характеристика.
-
Сведения об учёбе (службе, работе) (аргументированные)
-
Интересы, увлечения, способности.
-
Работа над самообразованием, физическим и духовным развитием,
-
Взаимоотношения в коллективе, с товарищами.
-
Выполнение общественно - полезной работы.
-
Вывод, пожелания.
-
Цель составления характеристики.
-
Подпись руководителя организации (учреждения, предприятия), где характеризуемый учится, проходит службу, работает.
-
Дата, печать.
Слайд 6
4. Закрепление нового материала
Прочитаем отрывок из рассказа И. С. Тургенева " Бирюк", определим стиль данного текста. Является ли этот текст характеристикой героя?
Какой именно?
Слайд 7
Используя содержание данного текста, попробуем составить деловую характеристику Бирюка.
СТРУКТУРА «ФИНК-РАЙТ-РАУНТ РОБИН». Подумайте, запишите, обсудите.
Слайд 8
«Я с удвоенным любопытством посмотрел на него. От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет - не дается».
(Используются фразеологизмы, сравнения, черты характера героя подтверждаются примерами, поступками, поведением. Это литературная характеристика. Стиль художественный.)
- Чтобы составить деловую характеристику на Бирюка, нам понадобятся сведения о его службе, о дате и месте рождения, о способностях и т.д.
Комментарий ученика об истории написания рассказа (работа с дополнительной литературой)
Слайд 9
- Тургенев работал над рассказом с августа по ноябрь 1847 года. В этом произведении описываются реальные места: недалеко от Спасского- Лутовинова, близ оврага Кобылий верх стояла когда-то избушка лесника. В Орловской губернии Бирюком называют « человека одинокого и угрюмого». Автор пишет, что от своего Ермолая он часто слышал рассказы о леснике, который стал героем его рассказа. Лесник при встрече тоже узнал барина. А лесника звали Фома Кузьмич. Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И.Замятин вспоминал: « Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в « Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай, был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне.
Слайд 10
Словарь.
-
человек долга;
-
непреклонен;
-
честный, суровый;
-
неподкупный;
-
безжалостный по долгу службы
Анализируются две-три работы. Исправляются ошибки, отмечаются недостатки.
5. Подведение итогов.
- В чем особенность деловой речи - характеристики?
- Назовите требования, обязательные для этого документа.
Подведём итоги.
СТРУКТУРА «ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН».
Характеристика
-
содержит стандартные обороты речи
-
информационно ненасыщенна
-
употребляются односоставные предложения,
-
используются формы 3 лица глагола и местоимения
-
присутствуют эмоционально окрашенные слова (слова с уменьшительно-ласкательным значением, изобразительно-языковые средства)
6. Домашнее задание. Написать деловую характеристику одного из товарищей.
Слайд 11