Урок развития речи по русскому языку в 8-м классе с использованием сингапурской методики «Составление характеристики»

"Описание материала: Данная разработка урока в интересной и увлекательной форме продолжит знакомство учащихся с деловыми бумагами. Восьмиклассники познакомятся с понятием, композиционными частями характеристики, узнают о необходимости соблюдения некоторых требований при их написании, научатся самостоятельно составить композиционную модель характеристики на основе указанного текста. Урок интересен и тем, что используются некоторые структуры сингапурской методики (хай файв, Тэйк оф - тач даун, Кон...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока развития речи по русскому языку

в 8-м классе с использованием сингапурской методики учителя русского языка и литературы МБОУ «Ново-Кырлайская СОШ» Кабировой Анисы Рашидовны

Тема урока: Составление характеристики

Цели урока:

  • дать понятие о характеристике, о её композиционной части, о необходимости соблюдения определённых требований при написании характеристики;

  • формировать умения самостоятельно составить композиционную модель характеристики на основе указанного текста;

  • показать различие литературной и деловой характеристики;

  • привитие навыков культуры устного и письменного общения.

Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

Слайд 1

Урок развития речи по русскому языку в 8-м классе с использованием сингапурской методики «Составление характеристики»

1. Актуализация знаний.

Учитель:

- Хай файв. Добрый день, ребята. Поздоровайтесь с партнёрами по плечу и по лицу, улыбнитесь друг другу.

Слайд 2

Урок развития речи по русскому языку в 8-м классе с использованием сингапурской методики «Составление характеристики»

-Сейчас мы повторим то, что мы прошли на прошлых занятиях. Что мы изучаем?

- Мы изучаем второстепенные члены предложения.

СТРУКТУРА «ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН»

Слайд 3

Урок развития речи по русскому языку в 8-м классе с использованием сингапурской методики «Составление характеристики»

Я буду говорить утверждение, если оно верно не надо вставать, если неверно - надо.

- К второстепенным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое.

- Дополнения бывают прямыми и косвенными.

- Определения бывают только согласованными.

- Согласованные определения согласуются с определяемым словом в роде, числе и падежи.

- Имена собственные, обозначающие названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений относятся к согласованным приложениям.

- Несогласованные определения пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки.

- Молодцы, ребята. Сейчас перейдем к нашей сегодняшней теме. Мы продолжим разговор о деловых бумагах.

2. Изучение нового материала

Деловые бумаги занимают большое место в жизни современного человека. С некоторыми из них вы уже знакомы. Это расписка, доверенность, телеграмма, заявление.

Сегодня научимся составлять характеристику как официальный документ. Прочитайте словарную статью к слову "характеристика", данную в "Словаре русского языка" С. И.Ожегова.

Слайд 4

Урок развития речи по русскому языку в 8-м классе с использованием сингапурской методики «Составление характеристики»

Характеристика

Описание характерных отличительных качеств, свойств, черт чего-либо.

Дать блестящую характеристику ученику.

Официальный документ с отзывом о служебной, общественной и т.п. деятельности кого-либо.

Характеристика с места работы.

3. Формирование умений и навыков

Задание 1. Приведите примеры из 2-х предложений, показывающие понимание вами этих двух значений слова " характеристика".

Слово учителя.

Характеристика бывает литературная и деловая. Деловая характеристика отвечает требованиям официально- делового стиля. Назовём основные черты этого стиля. Для этого нам поможет МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР. Я вам покажу технику выполнения. На этих листочках напишите понятие, определение, характеристику, примеры и противоположные примеры.

Структура КОНТИНИУС РАУНД РОБИН

Слайд 5

Урок развития речи по русскому языку в 8-м классе с использованием сингапурской методики «Составление характеристики»

- Вы будете обсуждать этот вопрос по очереди более одного круга. Начинает партнёр №1.

2. Работа с учебником.

- Прочитаем текст (упр. 193) служебной характеристики. Определим пункты, обязательные для составления характеристики, укажем черты официально- делового стиля.

(Отсутствуют формы 1-го и 2-го лица, личные местоимения, употребляются устойчивые словосочетания неэмоционального характера, преобладают простые распространенные предложения с однородными членами.)

Письменная характеристика как официальный документ содержит следующие пункты:

  1. Название документа.

  2. Фамилия, имя, отчество, год и место рождения того человека, кому даётся характеристика.

  3. Сведения об учёбе (службе, работе) (аргументированные)

  4. Интересы, увлечения, способности.

  5. Работа над самообразованием, физическим и духовным развитием,

  6. Взаимоотношения в коллективе, с товарищами.

  7. Выполнение общественно - полезной работы.

  8. Вывод, пожелания.

  9. Цель составления характеристики.

  10. Подпись руководителя организации (учреждения, предприятия), где характеризуемый учится, проходит службу, работает.

  11. Дата, печать.

Слайд 6

Урок развития речи по русскому языку в 8-м классе с использованием сингапурской методики «Составление характеристики»

4. Закрепление нового материала

Прочитаем отрывок из рассказа И. С. Тургенева " Бирюк", определим стиль данного текста. Является ли этот текст характеристикой героя?

Какой именно?

Слайд 7

Урок развития речи по русскому языку в 8-м классе с использованием сингапурской методики «Составление характеристики»

Используя содержание данного текста, попробуем составить деловую характеристику Бирюка.

СТРУКТУРА «ФИНК-РАЙТ-РАУНТ РОБИН». Подумайте, запишите, обсудите.

Слайд 8

Урок развития речи по русскому языку в 8-м классе с использованием сингапурской методики «Составление характеристики»

«Я с удвоенным любопытством посмотрел на него. От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет - не дается».

(Используются фразеологизмы, сравнения, черты характера героя подтверждаются примерами, поступками, поведением. Это литературная характеристика. Стиль художественный.)

- Чтобы составить деловую характеристику на Бирюка, нам понадобятся сведения о его службе, о дате и месте рождения, о способностях и т.д.

Комментарий ученика об истории написания рассказа (работа с дополнительной литературой)

Слайд 9

Урок развития речи по русскому языку в 8-м классе с использованием сингапурской методики «Составление характеристики»

- Тургенев работал над рассказом с августа по ноябрь 1847 года. В этом произведении описываются реальные места: недалеко от Спасского- Лутовинова, близ оврага Кобылий верх стояла когда-то избушка лесника. В Орловской губернии Бирюком называют « человека одинокого и угрюмого». Автор пишет, что от своего Ермолая он часто слышал рассказы о леснике, который стал героем его рассказа. Лесник при встрече тоже узнал барина. А лесника звали Фома Кузьмич. Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И.Замятин вспоминал: « Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в « Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай, был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне.

Слайд 10

Урок развития речи по русскому языку в 8-м классе с использованием сингапурской методики «Составление характеристики»

Словарь.

  • человек долга;

  • непреклонен;

  • честный, суровый;

  • неподкупный;

  • безжалостный по долгу службы

Анализируются две-три работы. Исправляются ошибки, отмечаются недостатки.

5. Подведение итогов.

- В чем особенность деловой речи - характеристики?

- Назовите требования, обязательные для этого документа.

Подведём итоги.

СТРУКТУРА «ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН».

Характеристика

  • содержит стандартные обороты речи

  • информационно ненасыщенна

  • употребляются односоставные предложения,

  • используются формы 3 лица глагола и местоимения

  • присутствуют эмоционально окрашенные слова (слова с уменьшительно-ласкательным значением, изобразительно-языковые средства)

6. Домашнее задание. Написать деловую характеристику одного из товарищей.

Слайд 11

Урок развития речи по русскому языку в 8-м классе с использованием сингапурской методики «Составление характеристики»


© 2010-2022