Технология «Дебаты» как средство развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы »

Технология «Дебаты» как средство развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы Я пришел сюда спорить, чтобы научиться мыслить. А.Ф. Лосев Проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся – одна из ключевых проблем современного образования. Сегодня школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования, неоправданно мало учебного времени отводит на развитие устной реч...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Екатериновка

(Никольский филиал)

муниципального района Безенчукский Самарской области











Статья

«Технология «Дебаты» как средство развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы ».



подготовила

учитель русского языка и литературы

Киселёва Татьяна Владимировна











2015





Технология «Дебаты» как средство развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Я пришел сюда спорить, чтобы научиться мыслить.

А.Ф. Лосев


Проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся - одна из ключевых проблем современного образования. Сегодня школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования, неоправданно мало учебного времени отводит на развитие устной речи своих выпускников. Большинство учащихся признается в том, что в области общения они испытывают наибольшие трудности и страхи. А ведь умение прислушиваться к другому мнению и тактично отстаивать своё, умение слышать другого человека и правильно понимать и принимать его доводы, возражать по существу, а не только потому, чтобы возразить, доказательность и компетентность - вот те качества, которые необходимы ученику в его взрослой жизни. Именно поэтому использование педагогических технологий, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся, становится весьма актуальным.

Как развить у учащихся коммуникативные навыки и научить выбирать правильное решение из множества других? Именно в этом направлении на помощь педагогам приходит такое действие, как дискуссия. Не будет преувеличением, если сказать, что именно дискуссия является важнейшим элементом общественной жизни и инструментом развития принятия решения у школьников.

Дискуссия - (от лат. discussion) исследование, рассмотрение, обсуждение. Для понятия «дискуссия» можно выделить два основных значения:

1. Способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе.

2. Педагогический метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включению обучаемых в коллективный поиск истинного, верного решения вопроса.

Дискуссия как педагогическая технология существенно увеличивает включенность учащихся в реализацию групповых решений путем возложения и принятия ответственности. Учащиеся получают возможность проявить компетентность и удовлетворить свои потребности в признании и уважении, а эффективность и заинтересованность обучения повышается в разы.

Одной из форм организации дискуссии являются дебаты.

Дебаты - современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты - целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.

Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок, но и эффективное средство для развития обучающихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества, в частности компетенции связанной с коммуникацией.

Применение образовательной технологии «Дебаты» в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации к учению, так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. «Дебаты» позволяют эффективно решать весь комплекс задач учебно-воспитательного процесса.

Какие умения развивает технология «Дебаты»?

Во-первых, развивается интерес к чтению, связанный с необходимостью находить нужную информацию по теме дебатов. Готовясь к ним, учащимся нужно прочитать различные газетные и журнальные статьи, а зачастую целые книги для того, чтобы дать компетентный ответ на тот или иной вопрос.

Во-вторых, дети учатся говорить в монологической и диалогической форме, при этом внимательно слушая собеседника и одновременно анализируя его высказывание.

В-третьих, игра формирует ответственность учащихся за культуру своего речевого высказывания, так как ребята работают в команде, где каждый отвечает за участие в дебатах другого человека.

В-четвертых, учащиеся учатся работать на время, учатся собранности и обязательности. В определенном смысле игра помогает преодолеть боязнь говорения, страх, неумение общаться.

В-пятых, дебатное общение развивает исследовательские умения детей и нестандартность их мышления.

Целевые функции и возможности технологии «Дебаты» довольно широки:

Социализирующее значение данной технологии выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют обучающимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания.

Воспитывающая функция проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки.

Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам и др.

Дидактическая функция данной технологии состоит в том, что дебаты являются основой для формирования у обучающихся общих компетенций, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку.

Задачи, решаемые в процессе дебатов:

- осознание у школьников противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;

- актуализация ранее полученных знаний;

- творческое переосмысление возможностей их применения.

Правила дебатов

В состав каждой команды входит три человека. Ко­манды были сформированы по желанию учащих­ся, хотя члены команды могут назначаться и мною. Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 - первый спикер, У2 - второй спикер, У3 -третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1-первый спикер, О2 - второй спикер, О3 - третий спи­кер).

Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы. В школьных дебатах любая проблема рассматрива­ется с двух точек зрения: утверждения и отрицания.

Перед началом игры обязательно напоминаются её принципы:

- уважение необходимо;

- честность обязательна;

- проигравших нет.

Далее дети доказывают свои тезисы. Для этого они выдвигали ар­гументы в поддержку своей точки зрения и контраргу­менты на высказывания противников.

Игра проходила в течение 3-х раундов:

1 раунд

Обязанности спикеров

У1

- представляет утверждающую команду;

- представляет тему, обосновы­вает ее актуальность;

- дает определение понятиям, входящим в тему;

- представляет точку зрения ут­верждающей команды;

- обосновывает аспекты рас­смотрения данной темы;

- представляет аргументы ут­верждающей стороны, которые ко­манда будет доказывать в ходе игры;

- переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возмож­ности);

- заканчивает четкой формули­ровкой общей линии утверждающей команды;

- задает перекрестные вопросы О2.

О1

- представляет отрицающую команду;

- отрицает тему (тезис, заяв­ленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания;

- принимает определения, представленные утверждающей стороной;

- представляет позицию отри­цающей стороны;

- принимает аспекты утвержда­ющей стороны или представляет другие аспекты;

- представляет кейс отрицаю­щей стороны (стратегию отрицания, т.е. аргументы отрицающей сторо­ны, которые команда будет доказы­вать в ходе игры);

- опровергает аргументы утвер­ждающей стороны, выдвинутые У1;

- заканчивает четкой формули­ровкой общей линии утверждающей команды;

- задает перекрестные вопросы У2.

Дебаты начинаются с выступления команды утверждения.

2 раунд (Раунд перекрестных вопросов)

Цель перекрестных вопросов:

- внести ясность в аргументы оппонентов;

- вынудить оппонента ответить выгодно для вас;

- выявить изъяны в кейсе оппонентов;

Цель задающих вопросы: принизить значение аргументов другой стороны, а также прояснить или уточнить детали;

Задача спикера - ответить на вопросы, не вступая в дискуссию и не переходя «на личности».

Отрицающая сторона своими вопросами попытается поставить под сомнение оптимизм команды утверждения.

3 раунд

Рефлексия игры.

Позиция учителя - его выраженное отношение к конкретной ситуации, способное играть определенную акцентирующую роль. Позиции могут быть эмоциональными: позиция непонимающего, позиция сомневающегося, внимательно слушающего, которые привлекают внимание учащихся, стимулируют к необходимому в этой ситуации действию.

Учитель может быть в позиции:

- исследователя (он предлагает версию, контраргумент, то есть участвует в исследовании с целью его интенсивного разворачивания);

- координатора (в этом случае функция учителя - помочь отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания);

- консультанта (отвечая на запрос класса, учитель дает справку-ответ на нерешенный вопрос, информацию о различных научных взглядах и т.д.)

- позиция лидера, ведущего (учитель с помощью системы опорных вопросов или иначе ведет логику поиска, организуя диалог);

- позиция эксперта (учитель участвует в оценивании работы групп или самостоятельных, контрольных работ).

Темы, в контексте которых возможно проведение дебатов:

1. Нужны ли нам заимствования?

2. Уместны ли диалектные слова в литературном языке?

3. Нужно ли использовать устаревшие слова?

4. Отвечает ли книжный рынок сегодня духовным потребностям человека?

5. Вредна ли цензура?

6. Правда или ложь? Что нужнее человеку? (По драме М. Горького «На дне»)

7. Способен ли Печорин любить?

8. Базаров-герой своего времени.

9. В трагедии Раскольникова виноват сам герой.

Подводя итог, стоит отметить, что получаемые лингвистические, интеллектуальные и социальные навыки способствуют успешному развитию коммуникативной компетенции учащихся. Несмотря на то, что дебаты являются важной формой проведения занятий, не следует излишне злоупотреблять данной методической формой работы, так как эмоциональный фон не может из урока в урок поддерживаться на высоком уровне. Недопустимо формальное отношение учащихся к дебатам.

Альтернативой дебатам может служить короткая дискуссия в начале каждого урока. При определенном мастерстве и творческом подходе учителя Дискуссия станет хорошим мотивационным моментом перед изучением темы, особенно если темы будут выбирать сами школьники.


Список использованной литературы



  1. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 2004.

  2. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры. М., 2008

  3. Польдяева О.В. Возможности технологии «Дебаты». Школьные технологии. №1, 2007.





© 2010-2022