- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа кружка На пути к ОГЭ (9класс)
Рабочая программа кружка На пути к ОГЭ (9класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Волкова Л.В. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку.
Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Задачи :
-
систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
-
совершенствование умения излагать учебный текст;
-
совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
На занятиях используются:
-
Лекции учителя с различными видами заданий;
-
Составление обобщающих таблиц и схем;
-
Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
-
Самостоятельный отбор материала;
-
Работа в группах;
-
Проведение деловых игр и практикумов;
-
Работа с пакетами КИМов;
-
Написание изложений и сочинений.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;
-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:
-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие о нормах языка;
-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;
-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;
-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.
В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:
-
умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
-
умение понимать основную мысль прослушанного текста;
-
умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
-
умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
-
умение интерпретировать информацию звучащего текста;
-
умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
-
умение понимать главную мысль прочитанного текста;
-
умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
-
умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
-
умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
-
умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
-
умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
-
умение определять средства связи предложений в тексте;
-
умение проводить звукобуквенный анализ слова;
-
умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
-
умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
-
умение определять основные способы образования слов;
-
умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
-
умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
-
умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
-
умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
-
умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
-
умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
-
умение последовательно излагать собственные мысли;
-
умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
-
умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
-
умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Оценка знаний, умений и навыков
Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.
В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:
-
текст как речевое произведение;
-
смысловая и композиционная цельность, связность текста;
-
функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
-
средства связи предложений в тексте;
-
звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;
-
лексическое значение слова и фразеологического оборота;
-
морфемно-словообразовательный анализ слова;
-
основные способы словообразования;
-
морфологический анализ знаменательных частей речи;
-
морфологический анализ служебных частей речи;
-
простое предложение: главные и второстепенные члены;
-
двусоставные и односоставные предложения;
-
сложносочиненное предложение;
-
сложноподчиненное предложение;
-
сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
-
сложные предложения с разными видами связи между частями;
-
синтаксический анализ простого предложения;
-
синтаксический анализ сложного предложения.
СОДЕРЖАНИЕ
курса «На пути к ОГЭ» .9класс (216ч.)
МОДУЛЬ I.
Культура речи (18ч.)
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Нормы ударения и произношения (18ч.)
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Нормы ударения в современном русском языке.
Причины отклонения от произносительных норм.
Исторические изменения в произношении и ударении.
Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы (24ч.)
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ
Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения.
Лексическая сочетаемость.
Смешение паронимов.
Жаргонизмы.
Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Грамматические нормы (24ч.)
Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов
Синтаксические нормы (48ч.)
Словосочетание
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Синтаксический анализ сложного предложения
Сложные бессоюзные предложения
Сложные предложения с разными видами связи
МОДУЛЬ II.
Методика обучения написанию сжатого изложения (24ч.)
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста
Извлечение информации из различных источников
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)
МОДУЛЬ III.
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения - рассуждения (60ч.)
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему : тезис - аргументы - вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 6
Общее количество часов: 216
ПЛАН
ДАТА
№
ЧАСЫ
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1-18
1
МОДУЛЬ
18
Знакомство с содержанием курса «На пути к ОГЭ».
Культура речи. Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют? Пробное тестирование
Нормы ударения и произношения
Трудности современного русского произношения и ударения
19-
30
12
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы
Лексические нормы
Трудности современной русской фразеологии. Тестовая работа
31-
42
12
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Тестовая работа
43-54
12
Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания. Тестовая работа
55-
66
12
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Тестовая работа
67-
78
12
Правописание корней .
Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа
79-90
12
Правописание приставок
Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа
91-
102
12
Правописание суффиксов
Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа
102-
107
6
Словосочетание
Синтаксические нормы. Тестовая работа
Трудности грамматического управления в современном русском языке
108-113
6
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения
Грамматические нормы. Тестовая работа
114-116
3
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Тестовая работа
117-
119
3
Знаки препинания в сложносочинённом предложении Тестовая работа
120-
122
3
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Тестовая работа
123-125
3
Синтаксический анализ сложного предложения Тестовая работа
126-
128
3
Сложные бессоюзные предложения Тестовая работа
129-131
3
Сложные предложения с разными видами связи Тестовая работа
132-
156
2
МОДУЛЬ II.
Изложение. Виды изложений. ОГЭ-9 Методика обучения написанию сжатого изложения. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
132-
137
6
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
138-
140
3
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
141-
146
6
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
147-149
3
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста Тестовая работа
150-
155
6
Извлечение информации из различных источников Тестовая работа
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости
(сжатое изложение содержания прослушанного текста)
156-
174
2
МОДУЛЬ III.
18
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения - рассуждения
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
175-
193
18
Композиция сочинения-рассуждения: тезис - аргументы - вывод. Средства межфразовой связи.
194-
216
24
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
ИТОГО: 216 час.