- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка в 7-ом классе Сложное предложение. Разделительные знаки препинания
Конспект урока русского языка в 7-ом классе Сложное предложение. Разделительные знаки препинания
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Скребнева Т.А. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7-ОМ КЛАССЕ
Учитель Скребнева Т.А.
Тема: Сложное предложение. Разделительные знаки препинания
Тип урока: урок повторения и систематизации изученного.
Цели как деятельность учеников:
-
договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, задавать вопросы, осуществлять взаимный контроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, выступать перед коллективом сверстников.
-
опознавать сложные предложения, конструировать сложные предложения из простых, отличать простые предложения с однородными членами от сложных, пунктуационно оформлять их на письме.
-
строить связный ответ при синтаксическом разборе предложения.
Ход урока
I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая разминка.
Один из учеников проводит языковую разминку (учитель предварительно просматривает подготовленные материалы; возможно обсуждение лучшего варианта с учениками).
-
Предложите свои вопросы и задания к этому предложению.
III. Введение в тему урока.
- Тестовая работа по теме «Предложение» (выводится на слайде).
-
Сложным является предложение:
а) Мальчик и служанка сейчас же выбежали на поиски, но найти солдатика не могли.
б) Он чувствовал огонь, но всё ещё держался стойко, с ружьём на плече.
в) Оловянный солдатик уже видел впереди свет, но вдруг услышал страшный шум.
г) Его лодка скользнула вниз, но бедняжка держался по-прежнему стойко.
-
Нужно поставить запятую в предложении:
а) Он жил очень давно и память о нём обросла ракушками вымыс- лов и легенд.
б) Отец его был математиком и астрономом и состоял в родстве с правителем Сиракуз.
в) Он набрал под деревьями толстых сучьев и веток и связал их.
г) Он подкрепился плодами и кореньями и пошёл к реке.
-
Схеме [- =], и [ - =], но [ = - ]. соответствует предложение (знаки препинания не расставлены).
а) Оловянный солдатик был тронут и он чуть не заплакал оловом но удержался.
б) Рыба металась туда и сюда но вдруг блеснул свет и она замерла.
в) Бумага совсем размокла и оловянный солдатик пошёл было ко
дну но в ту же минуту его проглотила рыба.
г) Кухарка взяла оловянного солдатика и отнесла в комнату но он не загордился.
Самопроверка.
1. г; 2. а; 3. в.
Ученики сверяют свои ответы с образцом на доске. Затем комментируют выбор варианта.
-
Просмотрите ещё раз выбранные варианты ответов и сформулируйте на их основе тему урока.
- Как вы думаете, какие проблемы предстоит решать на уроке? (Как отличить сложное предложение от предложения с однородными членами, как различать виды сложных предложений и др.)
IV. Повторение и систематизация изученного.
Работа в группах.
Упр. 28 - жизненная задача.
Учениками самостоятельно актуализируются знания о сложном предложении.
а) С опорой на ключевые слова, представленные в описании ситуации, а также дополненные учениками, составляется система вопросов для повторения сложного предложения.
б) Информация о простом и сложном предложении предъявляется в виде таблицы или схемы (на слайде).
Виды предложений по количеству грамматических основ
Вид предложенияия
Количество граммати- ческих основоснов
Средства связи между частями
Схема
Пример
Простое
1
-
[ - = ].
Сложное
cложно- сочинён- ное
2 и >
и, а, но, да, или
[- = ]1, и [- = ]2
сложно-подчинён-ное
2 и >
что, чтобы, потому что, если, как, где, когда, который
[- = ]1, (что - =)2
бессоюз- ное
2 и >
-
[- = ] 1, [- = ] 2.
в) Анализ информации, представленной в упр. 33.
-
Какую группу предложений иллюстрируют эти схемы? (Сложноподчинённое.)
-
Как вы это определили? (Подчинительный союз что, местоимение который, круглые скобки, стрелки: одно предложение зависит от другого.)
-
В чём различие между предложениями? (Разные виды: изъясни- тельное и определительное.)
-
Что помогло определить вид придаточной части? (Вопросы, средства связи (что, который), к чему относится придаточная часть.)
-
Какие ещё виды придаточных вы знаете? (Места и времени.)
-
С опорой на схемы в упр. 33 уточните цель урока. (Разграничивать разные виды сложноподчинённых предложений.)
г) Подготовьте сообщение в учебно-научном стиле на тему «Простое и сложное предложение» с опорой на вопросы и задания, таблицу (схему).
V. Совершенствование учебно-языковых, правописных умений, развитие речевых умений.
-
Часть упражнений выполняется как практикум. Группы по уровням необходимый (Н) и повышенный (П).
Группы Н.
-
а) Упр. 29 - развивается умение находить в тексте сложные предложения, определять их вид, составлять схемы сложных предложений, определять функцию знаков препинания.
Лингвистический эксперимент.
Для доказательства стилистической принадлежности текста (художественный) учитель может предложить задания:
-
Найдите слова, придающие тексту художественную выразительность.
-
Подберите к ним соответствующие нейтральные названия (спустя - через, сенной сарай - сеновал, принимать томный вид - кокетничать, багровый - тёмно-красный, лучи разбегались - расходились, золотые тучки (метафора), расстилались по небу - плыли, были; раздавались голоса - слышались).
-
Попробуйте прочитать текст, заменив названные слова подо- бранными соответствиями. Что получилось?
-
Сделайте вывод: какую роль играет в художественном тексте стилистически окрашенная лексика (книжная, разговорная, диалектная, устаревшая)?
б) Упр. 30 (диктант с подготовкой) - развивается умение разграничивать простые и сложные предложения, устно и графически объяснять постановку знаков препинания, их роль в предложении (разделительные / выделительные).
Помнить: причастные обороты выделяются на письме запятыми.
Работу можно провести как взаимодиктант в парах. Проверка по учебнику.
Группы П.
Упр. 31 - развивается умение читать схемы предложений (простых и сложных), составлять по схемам предложения.
Задание можно усложнить, предложив учащимся составить предложения по схемам так, чтобы получился рассказ.
-
Коллективная работа с комментированием.
Упр. 34 - развивается умение разграничивать сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными.
Алгоритм определения вида придаточной части (актуализация изученного).
-
На какой вопрос отвечает?
-
К чему относится?
-
С помощью чего присоединяется?
Упр. 35 - развивается умение конструировать сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными по заданной модели, составлять схемы этих предложений.
П. Упр. 36 - развивается умение конструировать по схемам придаточные части с опорой на заданную главную часть.
VI. Итог урока.
-
Какие виды предложений рассмотрели на уроке?
-
Чему уделялось внимание в большей степени? Почему?
-
Уточните список ключевых слов на основе представленного в
упражнениях материала. (Придаточные изъяснительные, придаточные определительные.)
- Составьте по иллюстрации (упр. 37) 2-3 предложения с учётом этих ключевых слов.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Кому можно поставить отметку и за какое задание? При оценивании опирайтесь на алгоритм самооценки.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
VII. Домашнее задание.
По выбору:
-
Найти и выписать из произведения, которое изучается на уроках литературы, сложные предложения разных типов (не менее 3). Подготовить презентацию (для проверки).
-
Упр. 32 (выписать только сложные предложения).
-
Упр. 38 (выписать только сложноподчинённые предложения с придаточными определительными).