- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методические рекомендации по организации работы с одарёнными детьми ( русский язык)
Методические рекомендации по организации работы с одарёнными детьми ( русский язык)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Боброва Г.В. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ Андриановский филиал Мучкапской СОШ
Методические рекомендации
по организации работы с одаренными детьми
во внеурочное время
Разработчик: Боброва Г.В.,
учитель русского языка и литературы
Андриановка 2014
Организация работы с одаренными детьми во внеурочное время
Работа с одарёнными детьми - одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель - способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.
Работа с группой одарённых учащихся:
-
повышает познавательный интерес школьников к предмету;
-
развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;
-
учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
-
развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.
Главная цель занятий - подготовка к олимпиадам различного уровня («Всероссийской олимпиаде школьников», «Интеллект», «Русский медвежонок»), а также к поступлению и обучению в вузах.
Задачи:
-
заинтересовать учащихся лингвистикой,
-
научить анализировать занимательные языковые факты,
-
помочь понять строй языка.
Занятия провожу и с группой учащихся 5 класса, и с отдельными учениками 9- 11 классов (работа по индивидуальным планам).
При планировании занятий я разбиваю их на циклы в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и этимологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису.
Обучаю различным видам анализа текста (лексическому, синтаксическому, семантическому, стилистическому), а также комплексному анализу текста, работа над которым актуализирует знания учащихся по всем лингвистическим разделам.
На занятиях школьникам даю как теоретический, так и практический материал. Причем, при изучении отдельной темы акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка. Так в разделе «Фонетика и орфоэпия» рассматриваются фонетические процессы, лежащие в основе стихосложения, определяются фонетические средства, используемые для создания художественного образа, т. е. обслуживаются вопросы, лежащие за пределами чисто лингвистических знаний. В разделе «Лексикология и этимология» даю обширный материал по таким понятиям, как омонимия и её виды, синонимия, антонимия, архаизмы и историзмы, неологизмы, иноязычная лексика, а также с детьми рассматриваем стилистические приемы, основанные на их применении. На занятиях по морфологии уделяю внимание словам категории состояния, лишь недавно введённым в школьную программу, знакомлю с азами исторической грамматики и старославянским языком. В разделе «Синтаксис» большое внимание уделяю разбору сложных синтаксических конструкций. На занятиях по комплексному анализу текста наиболее активно осуществляется самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся.
В работе с одаренными детьми использую разнообразные формы и методы работы, например: групповые занятия; факультативы; конкурсы; участие в олимпиадах, работа по индивидуальным планам.
В обучении одаренных учащихся пытаюсь реализовывать стратегию ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.
Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности,умений работать самостоятельно.
Для практических занятий подбираю материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников. Практически на каждом занятии даю задания поисково-исследователь-
ского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, иностранных слов, фразеологическими и т.д.) и справочниками. Например, для выполнения задания: объяснить значение и происхождение слова олимпиада - учащимся, безусловно, требуется толковый и этимологический словари. Для того, что бы доказать, что слова трясти - трус, нос - заноза, завтрак - утро, горло - ожерелье, дуть - надменный являются этимологическими родственниками, необходимо использовать этимологический словарь.
В качестве материала для занятий использую олимпиадные задания прошлых лет и теоретический и практический материал, собранный мною из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, текстов художественной литературы.
Тематическое планирование занятий по русскому языку
с группой одаренных детей (34 часа)
-
Цикл занятий по фонетике и орфографии (4 часа).
-
Фонетическая система современного русского языка. Классификация гласных и согласных звуков. Понятие сильной и слабой позиции.
-
Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы. Работа по орфоэпии. Позиционная смена гласных и согласных звуков.
-
Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. Работа по орфоэпии. Варианты литературных произносительных норм.
-
Фонетические средства создания художественного образа. Аллитерация и ассонанс. Работа по орфоэпии.
-
Цикл занятий по лексике, этимологии и фразеологии
(10 часов).
-
Однозначные и многозначные слова. Способ переноса значений слова. Производные метафорические значения слов.
-
Лексическая омонимия и сходные с ней языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Функционирование этих явлений в речи.
-
Синонимия. Понятие синонимического ряда. Типы синонимов, использование их в речи.
-
Антонимия и полисемия. Стилистические фигуры, основанные на этих явлениях (антитеза, оксюморон).
-
Исторические изменения словарного состава языка. Этимология слова. Исконно русская и заимствованная лексика. Старославянизмы в составе русского литературного языка.
-
Процессы архаизации и обновления русской лексики. Историзмы, архаизмы, неологизмы, их типы. Стилистическое использование устаревших и новых слов.
7. Стилистическое расслоение русской лексики. Эмоционально-экспрессивная
окраска слова. Оценочная лексика. Использование в речи стилистически окрашенной лексики.
8. Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов. Стилистическая дифференциация и использование фразеологизмов в речи.
9. Стили речи. Их особенности и языковые приметы. Порядок лексического и стилистического анализа текста.
10. Практическое занятие по лексическому и стилистическому анализу текстов.
III. Цикл занятий по словообразованию (2 часа).
-
Морфемный анализ слова. Продуктивные и непродуктивные морфемы.
-
Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательные цепочки и гнезда. Словообразовательный анализ слова (практическая работа)
IV. Цикл занятий по морфологии (4 часа)
-
Существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные. Категории рода и числа у данных существительных.
-
Морфологические признаки (род, число, склонение) заимствованной лексики.
-
Историческая морфология. Некоторые изменения в роде, числе и падежных формах существительных и прилагательных в русском языке.
-
Слова категории состояния. Их морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении.
V. Цикл занятий по синтаксису (7 часов)
-
Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого.
-
Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения.
-
Компоненты, осложняющие простое предложение (однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции).
-
Двусоставные и односоставные предложения, Виды односоставных предложений. Неполные предложения. Синтаксический разбор простых предложений.
-
Сложные синтаксические конструкции.
6-7. Синтаксический анализ текста (практические задания).
VI. Цикл занятий по комплексному анализу текста
(7 часов).
-
Определение текста, его особенности. Виды связи предложений в тексте. Типы речи и их характеристика. Практическая работа по данной теме.
-
Структура комплексного анализа текста. Понятия темы и идеи текста. Нахождение ключевых слов в тексте.
3-7. Практические задания по комплексному анализу текста.
Список литературы
-
Словообразование - занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся 8-11 классов/ С.И. Львова. - М.: Эксмо, 2006
-
Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы/ М.Г. Бройде.-М.: Вако, 2012
-
Русский язык. Звуки, буквы, слова/ Книга о языке для любознательных./И.Б Голуб, Н.Н. Кохтеев, Д.Э. Розенталь.- М.: МИЧ - Столетие,1998
4.Олимпиады по русскому языку:7-8 классы/В.А. Малюгина.- М.: Вако,2010
-
Олимпиады по русскому языку и литературе: 9-11 классы/Сост.Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова.- М.: Вако,2011
-
Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для старших классов/авторы-составителиГ.М. Вялкова, Н.Н. Некляева. М.: Глобус, Волгоград: Панорама,2008
-
Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы/Е.Д.Волжина.-М.: Айрис-пресс,2008
-
Занимательные рассказы о русском языке./Сост. Ю.И. Смирнов. Спб.:МиМ- Экспресс,1995
-
Справочник - практикум по русскому языку./ К.А. Войлова, Н.Г. Гольцова.- М.: Просвещение,1996
-
Русский медвежонок-2010,2011. Задачи, решения, информация, статистика.- Сост. Е.В. Муравенко, И.С. Рубанов, И.Ф. Богдалов. -Киров,2011,2012
-
Язык мой- друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку)./ Л.Т. Григорян.-М.: Просвещение,1976
-
Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку: книга для уч-ся 5-7 кл. сред. шк..-М.: Просвещение, 1989
-
Диктанты с комплексным анализом текста./ О.М. Безымянная, С.А. Лукьянов.-М.: Айрис- пресс,2003
-
Портал для подготовки к олимпиадам высокого уровня (rusolymp.ru/)
8