Урок, Разработка, Конспект: Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Как один мужик двух генералов прокормил»

"Выдержка из материала: Конспект урока по литературе: Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»  для учащихся 1 курса национальных групп. Тема: Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»  Цели урока: - кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина; - познакомить учащихся с содержанием сказки; - разобраться в особом жанре этого произведения; - осмыслить иноск...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эрсалиева Сайёра Мамировна, Ташкентский юридический колледж, преподаватель русского языка и литературы, Республика Узбекистан, г.Ташкент

Конспект урока по литературе: Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» для учащихся 1 курса национальных групп.

Тема: Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Цели урока:

- кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина;

- познакомить учащихся с содержанием сказки;

- разобраться в особом жанре этого произведения;

- осмыслить иносказательность сказки;

- осознать ее обличительный смысл, ее сатирическую направленность

- постигая смысл сказки, учащиеся должны уяснить и роль смешного в художественном произведении

Оборудование урока: иллюстрации Н.Муратова и Кукрыниксов; выставка произведений Салтыкова-Щедрина; компьютер, проектор; толковый, литературоведческий словарь.

Ход урока:

1. Краткое вступительное слово учителя о жизни и творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина.

  • В какой семье, где и когда родился Щедрин.

Михаил Евграфович - будущий великий писатель Н.Щедрин (такой псевдоним взял себе М.Е.Салтыков) родился в 1826 году в родовом поместье Салтыковых - Спас-Угол Тверской губернии. Отец, Евграф Васильевич, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Он женился на дочери московского купца Ольге Михайловне Забелиной. Это была практичная, властная женщина с неуемной энергией.

  • Как прошли детские годы писателя.

Учитель должен обратить внимание на особый мир, окружавший его в детстве: скопидомство, страсть к накопительству, жестокость. Сам писатель вспоминал об этом так: «В семействе нашем царствовало не то, чтобы скупость, а какое-то упорное скопидомство. Всегда казалось мало, и всего было жаль…» В разговорах с современниками он не раз упоминал о безрадостном детстве: «А знаете, с какого момента началась моя память? Помню что меня секут… секут как следует, розгою… Было мне тогда, должно быть, года два, не больше…»

  • Какие впечатления детства наложили отпечаток на его жизнь и творчество.

«Я вырос на лоне крепостного права…» - вспоминал писатель впоследствии. Все ужасы крепостной действительности прошли перед глазами впечатлительного мальчика. Он рано познакомился с жизнью и бытом деревни, со стремлениями и надеждами крестьян. «Крепостное право, тяжелое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольною массой».

  • Ученические годы М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Сначала Московский дворянский институт (где в свое время учились В.Жуковский, А.Грибоедов, М.Лермонтов), затем он учился в Царскосельском лицее, тринадцатый выпуск которого, по существовавшей тогда там традиции, выбрал его «своим Пушкиным».

2. Вспомним о сатирических народных сказках, близким по содержанию сказкам Щедрина.

(сказка «Мужик и царь», сказка о жадном попе и глупом барине, сметливом крестьянине).

Знаменитые сказки Салтыкова-Щедрина - «Сказки для детей изрядного возраста» - появились в конце его творческого пути: в 1869г. - «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть», а в 80-х годах - остальные.

Сказки Салтыкова-Щедрина, как и все творчество писателя, направлены против зла, насилия, невежества, тупости, лести и других пороков тогдашней России. Сказки Щедрина рассказывают о необычных героях и необыкновенных событиях. В них, как и во многих сказках других писателей, мы встречаем зачин, присказки. Но вместе с тем они напоминают нам и другие произведения, совсем иного жанра - басни, потому что щедринские сказки иносказательны.

Гневно высмеивая в сказках чиновников, господ, с болью говорит писатель о талантливом народе, безропотно подчиняющемся насилию.

Жизнь Щедрина, его литературная деятельность - это беззаветное служение родине, о которой он говорил: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России».

3. Предтекстовые задания. Словарная работа.

Сатира, юмор, гротеск, гипербола, эзопов язык, оказия, регистратура, каллиграфия.

Учитель обращает внимание на неизвестные слова, термины, например: бичевал, эзопов язык - и комментирует их.

Сатира (от лат. satira - буквально «смесь, всякая всячина») - беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Юмор (англ. humour - нрав, настроение) - изображение героев в смешном виде. Юмор - смех веселый и доброжелательный.

Гротеск (фр. grotesque, буквально - причудливый; комичный; итал. grottesco - причудливый, итал. grotta - грот, пещера) - предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Гипербола (от греч. hyperbole - преувеличение) - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Эзопов язык - (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) - особый вид письма, тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора.

4. Чтение «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

5.Закрепление. Вопросо-ответная беседа с учащимися.

  • Почему Щедрин назвал свое произведение сказкой?

  • Какими изображает Салтыков-Щедрин генералов?

  • Какая была регистратура, в которой служили генералы? Что о ней говорил автор?

  • Найдите в тексте и прочитайте суждения генералов о мужике до их встречи с ним. В чем убеждены генералы?

  • О каком отношении к мужику, простому народу говорят эти суждения?

  • Могли ли на самом деле существовать такие генералы, которые думали, будто булки «в том самом виде родятся, в котором их утром к кофею подают» и пр.? Обратите внимание на разговоры генералов. О чем они говорят? (смена дня и ночи; вавилонское столпотворение и потоп)

  • Как в зависимости от обстоятельств раскрывается отношение генералов к мужику? С помощью каких слов, обращений, интонаций автор предает и разоблачает его отношение?

  • Как называют мужичину генералы при первой встрече и как ведут себя с ним?

  • Как отблагодарили генералы мужика?

  • Что высмеивает автор в генералах, рассказывая об их отношении к мужику?

  • Как показан в сказке мужик?

  • Какие чувства вызывает у вас то, что мужик сам плетет себе веревку? Каков иносказательный смысл этого эпизода?

  • Как, по вашему мнению, сам автор относится к своим героям?

  • Какие пороки тогдашней действительности высмеивает М.Е.Салтыков-Щедрин?

  • В чем иносказательный смысл сказки?

  • Что в сказке правдиво отражает действительность тогдашнего времени?

6. Сопоставление иллюстраций Муратова и Кукрыниксов.

  • Что изображено на иллюстрациях? Каков пейзаж? Чем заняты герои? Опишите внешний вид героев, изображенных художником. Такими ли вы представляли себе генералов и мужика?

  • Какая иллюстрация вам кажется более смешной? Почему? Как изображают художники сказочное богатство острова, беспомощность генералов, находчивость мужика?

7. Домашнее задание. Чтение, пересказ сказки. Ответы на вопросы.

© 2010-2022