- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку к учебнику Львовой 5 кл
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Львовой 5 кл
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Машинистова И.Н. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с программой по русскому языку (5-9 кл.) «Мнемозина», Москва 20010г. (авторы С.И.Львова, ) - к учебнику этих же авторов («Русский язык» М., «Мнемозина», 2010г ,авторы С.И.Львова, В.В.Львов) из расчета 6 ч в неделю, 204 часов в год (210 при 35 учебных неделях)и усилена введением дополнительных часов компонента образовательного учреждения для усиления федерального компонента 1 час в неделю(34/35 часов в год)из них:
-
На изучение и закрепление теории 17ч
-
Отработку практических навыков 13(1)ч
-
Развитие речи2ч
-
Контрольные работы 2 ч
Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по русскому языку и требований к уровню подготовки учащихся основной школы
Программа реализует деятельностно- системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и умений, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Программа предусматривает дифференцированный и индивдуальный подход в обучении , работу с одаренными детьми, это просматривается в отборе материала к уроку и системе домашних заданий, а также в ситеме лингвистических знаний и умений, предусматривающей повышенный уровень(отмечены *)
Продолжается формирование навыков чтения, говорения, письма; большое внимание уделяется письменному пересказу, развивающему такой важнейший компонент чтения и слухового восприятия, как понимание.
Программа нацелена на развитие основных видов речевой деятельности: способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать) и умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать).
Чтение. Чтение является одним из важнейших видов речевой деятельности. Это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому умение воспринимать и понимать содержание текста во многом определяет успешность обучения в целом. В связи с этим текст, прежде всего учебно-научный и художественный, становится объектом пристального внимания не только в процессе изучения раздела «Текстоведение», но и на каждом уроке русского языка.
Звучащая на каждом уроке выразительная речь - это одно из основных условий осознания эстетической функции изучаемых языковых явлений. Задача учителя заключается в организации систематической работы по формированию навыков внимательного отношения к звучанию слова и соответственно к его произнесению и при чтении художественного текста, и при чтении деловых или научных текстов, и в живом диалоге. Системный подход к работе над выразительным чтением текстов у пятиклассников закладывается в коде изучения темы «Интонация».
Средняя скорость сознательного чтения учащихся вслух к окончанию начальной школы составляет примерно 80 - 90 слов в минуту, а к концу 5-го класса должна достичь 120 слов. Скорость чтения про себя примерно в два раза выше.
При оценке чтения учащихся учитывается не только выразительность и темп, но и осмысленность. Показателем достаточного осмысления прочтённого текста является способность учащихся сформулировать тему и основную мысль текста, умение подобрать соответствующий содержанию заголовок, ответить на вопросы по содержанию. Особое внимание при работе над анализом содержания необходимо уделять точному и полному отражению темы и идеи текста в ответах учащихся. Наиболее целесообразные формы работы с теоретическим материалом параграфа, способствующие успешному его усвоению:
-
просмотровое, ознакомительное, выборочное, изучающее чтение;
-
составление плана, тезисов, конспекта учебно-научного текста;
-
изменение формы предъявления информации (задания типа «На основе текста составьте...»);
-
анализ структуры текста (обоснование необходимости наличия определенного количества частей, деление текста на части);
-
анализ содержания текста, т. е. выделение главной и второстепенной информации,
-
подбор заголовка, ответы на вопросы по содержанию, сверка содержания текста с предварительными выводами (задания типа «Проверьте правильность предположения»)
-
подробный, сжатый, выборочный пересказ учебно-научного текста или его частей;
-
анализ использования изучаемого языкового явления в речевой практике
(задания типа «Проиллюстрируйте текст примерами»).
Как видим, вокруг чтения сосредоточивается разнообразная работа, связанная с развитием и совершенствованием других видов речевой деятельности, и прежде всего - с развитием способности создавать собственные устные высказывания, так как это один из основных способов демонстрации умения понимать и усваивать прочитанное.
Говорение. Программа построена таким образом, что устная речь учащихся становится объектом пристального внимания. На протяжении всего курса обучения русскому языку в 5-м классе учитель в соответствии с программой организует систематическую работу по формированию навыков построения развернутых устных высказываний различного типа на лингвистические и свободные темы, по формированию культуры устного ответа. Система типовых упражнений «Устное высказывание» направлена на выработку и совершенствование следующих умений:
-
выстраивать научное повествование и рассуждение на основе теоретического материала учебника;
-
передавать в устной форме содержание средств графической наглядности: таблиц, схем, рисунков;
-
создавать текст в устной форме в соответствии с предложенным планом, в том числе текст, содержанием которого является языковой разбор;
-
составлять и излагать ответ с опорой на приведённые в упражнении
примеры; -
создавать ответ на основе предлагаемых тезисов;
-
высказывать свою точку зрения на различные проблемы в устной форме с учётом требований, предъявляемых к тексту как единице речи;
- выстраивать текст-рассуждение различной степени развёрнутости по содержанию приведённых высказываний (пословиц, высказываний выдающихся лингвистов, педагогов, писателей).
Критерии оценки устных ответов на лингвистическую тему должны едины: 1) правильность сообщаемых фактов (аргументов) и приведённых примеров, их анализа; 2) понимание изучаемой темы (способность применить знания при анализе соответствующих примеров); 3) полнота ответа (достоверность приведённых фактов, аргументов и примеров); 4) композиционное оформление (наличие вступления, последовательность изложения, завертеть ответа); 5) речевое оформление (соответствие языковым нормам - орфоэпическим, грамматическим, лексическим).
Слушание. Совершенствование навыков устной речи сопровождается обучением слушанию - умению полноценно воспринимать устные высказывания и озвученную письменную речь. Обучение умению слушать реализуется путём систематической целенаправленной работы со следующими типами заданий:
-
определите тему и главную мысль прослушанного текста;
-
озаглавьте прозвучавший текст;
-
ответьте на вопросы по содержанию прослушанного текста (вопросы формулируются до или после прослушивания);
-
составьте вопросы по тексту;
-
выразите свое отношение к прозвучавшему высказыванию;
-
определите количество частей прослушанного текста и составьте его план;
-
назовите языковые средства, которые использованы автором в тексте (учитель конкретизирует задание);
-
оцените ответ одноклассника в соответствии с определёнными критериями (критерии оговариваются заранее).
При оценке умения слушать необходимо учитывать не только полноту, но и глубину понимания услышанного: 1) понимание темы (поверхностное понимание содержания); 2) способность понять идею (идеи) (глубокое понимание содержания); 3) умение оценить услышанное с точки зрения использованных языковых и композиционных средств (высокий уровень восприятия - умение на слух оценить форму высказывания).
Письмо. На формирование и совершенствование навыков построения письменного ;высказывания в соответствии с заданной темой нацелена система типовых упражнений «Сочинение-миниатюра». Систематическая работа с упражнениями указанного типа при направляющей и контролирующей роли учителя способствует развитию следующих речемыслительных и языковых умений и навыков:
-
раскрывать предлагаемую тему;
-
свободно излагать свои мысли и чувства в письменной форме: выражать отношение к содержанию устных и письменных высказываний, к предмету наблюдения, к явлениям окружающего мира;
-
использовать в соответствии с темой и учебной задачей различные типы речи (рассуждение, повествование, описание);
-
использовать определенные языковые средства в зависимости от темы и цели высказывания;
-
самостоятельно следить за правильностью орфографического, пунктуационного, грамматического и речевого оформления собственных речевых высказываний;
- использовать средства речевой выразительности.
Рекомендуемый объём сочинения-миниатюры - 3-5 предложений, но к указанному объёму нужно относиться как к примерному, так же как и к объёму традиционных классных сочинений (в 5-м классе - 0,5-1 страницы)
Большое внимание уделяется грамматико-орфографической работе. Уже на первом уроке (уроке ознакомления с учебником) учитель нацеливает ребят на систематическую работу с упражнениями типа «Орфографический минимум», которые содержат слова, необходимые для запоминания.
По своему усмотрению учитель выбирает разные варианты определения домашнего задания Богатство материала позволяет предоставлять пятиклассникам право выбора темы, которая в наибольшей степени соответствует их внутреннему настрою, и даже выбора между творческим заданием и заданием, не требующим разработки и реализации творческого замысла:
-
обязательное задание для всех учащихся;
-
дифференцированное задание (задания разного уровня сложности для сильных и слабых учеников);
-
индивидуальные задания;
-
распределённое задание (разные задания или части одного задания
соответственно для разных групп учащихся, например первого и второго вариантов); -
задания по выбору (ученики самостоятельно или с помощью учителя выбирают из нескольких упражнений задание для домашней работы);
- задания, которые ребята выполняют по желанию
1. Все учащиеся, успевающие на «4» и «5», получают возможность попробовать свои силы в работе над упражнениями повышенной сложности. Сильные ученики могут самореализоваться, выполняя индивидуальные задания, цель которых - развитие аналитических способностей.
При определённом настрое, создаваемом учителем, пятиклассники со временем научатся сами определять свою «планку» при выборе домашнего задания. В то же время они получат наглядное представление о том результате, к которому нужно стремиться, и смогут достичь его во время участия в обсуждении и совместном выполнении упражнений повышенной сложности в классе.
2. Создаются условия для реализации творческого потенциала учащихся
через выполнение разнообразных по тематике творческих заданий различного
уровня сложности.
Ребята также могут проявить себя в рисовании, выполняя по желанию задания типовых упражнений «Конкурс художников», и усовершенствовать умение создавать иллюстрации к различного рода речевым высказываниям.
-
Учитываются интересы и склонности детей к изучению других дисциплин: пятиклассники получают возможность выбора материала для закрепления языковых и речевых умений из ряда типовых упражнений: «На уроке математики», «На уроке природоведения», «На уроке литературы», «На уроке истории», «На уроке иностранного языка»(упражнения учебника)
Эффективность обучения по предмету зависит от следующих факторов:
-
чёткой системы в работе учителя и ученика;
-
осознания целесообразности работы по изучению предмета в целом и
курса каждого класса, ясного видения целей работы по освоению каждого
раздела, каждой конкретной темы; -
заинтересованности ученика и учителя в самом процессе работы, а также
в результате, которого достигает ученик;
-
посильности предлагаемых заданий для учащихся.
Необходимое условие чёткой системы в работе учащихся и учителя - наличие традиционных этапов урока, обеспечивающих единство процесса работы на уроке и дома.
Результаты итоговых работ - это один из основных, но не единственный компонент итоговой оценки по предмету. Представление о возможных составляющих оценки по русскому языку в их процентном соотношении может дать следующая таблица:
Виды работ по русскому языку в 5-м классе
Составляющая оценок за данный в итоговой оценке, %
вид работы
Итоговые контрольные работы
15
Текущие проверочные работы
15
Творческие работы (сочинения и изложения)
20
Устные высказывания
20
Письменные домашние работы
15
Работа у доски с письменным заданием
15
Основная особенность курса русского языка по данной программе - его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и писать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам
Основные цели преподавания русского языка:
-
Формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;
-
Воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения
Эти цели обусловливают следующие задачи:
-
Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как о развивающемся явлении, о месте языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
-
Обеспечить усвоение определенного круга знаний в области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
-
Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
-
Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
-
Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации общения;
-
Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Обучение строится на базе материала, изученного в 4 классе, поэтому планируемые на конец сентября - начало октября проверочные работы нацелены на замер прочности усвоенного в 5 классе материала по орфографии (навыки правописания корней и окончаний слов); по пунктуации (изученные случаи употребления запятой, тире и двоеточия), по морфологии и синтаксису, по речевому оформлению своих мыслей.
Программа предусматривает перенесение изучения темы «Глагол» более ранние сроки, что связано с усталостью учащихся в конце года и сложностью изучаемого материала.(темы «Глагол» и «Имя прилагательное» поменяли местами)
Проверочные работы после сентября проводятся раз в 10 - 14 дней, что позволяет не только контролировать ход усвоения материала учащимися по всем разделам, но и вносить необходимые изменения в методику обучения, если результаты контроля фиксируют неудовлетворительный уровень усвоения учениками программного материала.
Пометкой «Р.р.» отмечены только письменные работы , т.к. центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение, введены специальные разделы «Текстоведение», «Культура речи», «Орфоэпия»
Всего по программе - 238часов; 245 часов при 35 учебных неделях
Виды и формы контроля
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированное письмо);
- комплексный анализ текста;
- сочинение по картине;
- изложение- миниатюра;
-сжатое изложение;
-изложение с элементами сочинения;
- тестовая работа;
-самостоятельная работа с последующей самопроверкой
- устное высказывание на лингвистическую тему.
Средства обучения
-
Орфографические, орфоэпические, толковые, этимологические, фразеологические словари.
-
Словари синонимов, антонимов.
-
Раздаточный и дидактический материал.
-
Мультимедийные пособия:
-
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.5 класс.
-
Русский язык. Мультимедийный курс. 1-9 классы. (диск 36 )
-
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
-
Генератор заданий по русскому языку (контрольные и самостоятельные работы).
-
электронные словари
-
материалы, созданные учащимися
-
материалы, созданные учителем
-
Работа с одаренными детьми
Основной задачей учителя, работающего с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных целей обучения выделяю следующие:
-
обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня предметной и ключевых компетентностей в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся;
-
развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
-
развитие индивидуальности одаренного ребенка.
В обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют повышению уровня познавательной активности и удовлетворению интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Индивидуализировать процесс обучения одарённых за счёт:
-
задания исследовательского характера, предшествующего уроку (викторина, мини-исследование),
-
организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке с использованием ИКТ (мобильный класс, ЕКАЦОР, ИИП «КМ-ШКОЛА»),
-
дифференцированного домашнего задания (индивидуальное задание, задания с пометками ф и ° )
Индивидуальная психологическая карта одарённого ребёнка
Ф.И.О.___________________________________________________________________________________________________________________
Дата рождения ___________________________________________________________________________________________________________
Класс __________________________________________________________________________________________________________________
Область одарённости _____________________________________________________________________________________________________
Признаки одарённости ___________________________________________________________________________________________________
Сведения о семье:
Мать ___________________________________________________________________________________________________________________
Отец ___________________________________________________________________________________________________________________
Домашний адрес _________________________________________________________________________________________________________
Телефоны ______________________________________________________________________________________________________________
Стиль общения в семье ___________________________________________________________________________________________________
Особенности мотивационной сферы:
Интересы, склонности ____________________________________________________________________________________________________
Наличие и характер учебной мотивации ____________________________________________________________________________________
Социальная характеристика личности:
Взаимодействие со сверстниками __________________________________________________________________________________________
Взаимодействие с педагогами ______________________________________________________________________________________________
Социальный статус ______________________________________________________________________________________________________
Интеллектуальное развитие личности
Особенности внимания ____________________________________________________________________________________________________
Особенности памяти _____________________________________________________________________________________________________
Особенности мышления __________________________________________________________________________________________________
Уровень обучаемости ____________________________________________________________________________________________________
Развитие речи ___________________________________________________________________________________________________________
Коэффициент интеллекта __________________________________________________________________________________________________
Индивидуально-психологические особенности личности:
Личностные особенности _________________________________________________________________________________________________
Доминирующие черты характера_____________________________________________________________________________________________
Самооценка _____________________________________________________________________________________________________________
Тревожность ____________________________________________________________________________________________________________
Особенности развития креативной сферы:
Проявления креативности _________________________________________________________________________________________________
Рекомендации ___________________________________________________________________________________________________________
Коррекционная работа ____________________________________________________________________________________________________
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА
В МАССОВОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КОРРЕКЦИОННОНАЯ РАБОТА С ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ
УЧАСТИЕ В ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАДАХ И КОНКУРСАХ
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ
(КОНКУРСЫ, НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ, ДНИ НАУКИ И Т.П.)
РАБОТА ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПЛАНАМ НА УРОКЕ
УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ИГРЕ РУССКИЙ МЕДВЕЖОНОК
Индивидуальный образовательный план по русскому языку( план)
Период работы:
Цель работы:
Задачи:
-
Актуализировать знания …..
-
Совершенствовать навык…..
-
Овладеть …..
Учебное содержание
Что нужно знать?
Что нужно уметь?
Источники информации
теория
(§)
практика
(упр.)
ЦОРы
Форма ЦОРа
Анимированная схема
Нормативные документы:
ЗАКОН РФ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Обязательный минимум образования
Федеральный компонент государственного стандарта образования по русскому языку
Методическое обеспечение:
Учебник: Русский язык 5 кл. М. «Мнемозина», 2010г.
Авторы: С.И.Львова, В.В.Львов
Программа
допущена Министерством образования Российской Федерации 2-е издание, переработанное М. «Мнемозина», 2010г.
Авторы: С.И.Львова, В.В.Львов
Дополнительный материал: Рабочая тетрадь («Проверь себя») к учебнику
М., «Мнемозина» 2010г
Автор: Л.В.Прохватилина
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Речевая деятельность.
Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; используя просмотровое чтение, определять, какая информация текста учебника является новой; использовать ознакомительное и изучающее виды чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; пользоваться справочным аппаратом учебника, ориентироваться в структуре параграфа; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например, отвечая на вопрос Для чего нужно знать алфавит?);пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи.
Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты - описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.
Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем.
Графика. Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и
словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать
значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.
Морфология. Различать части речи (простые случаи); правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т. п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и конструировать предложения с прямой речью. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила
Структура курса
№
Основные разделы изучаемого материала
Кол-во часов
Сроки
Введение в лингвистику (вводный курс)
1
Лингвистика как наука о языке
2
2
Фонетика
5+2
3
Орфоэпия
5
4
Графика
8
5
Морфемика
7
6
Лексикология
5+2
7
Орфография
15+1
8
Морфология
5
9
Культура речи
5
10
Синтаксис и пунктуация
37+3
11
Текстоведение
12+2
Основные разделы лингвистики Систематический курс
12
Словообразование
16+3
13
Лексикология
17+2
Имя существительное
20
14
Глагол
29+1
15
Имя прилагательное
16+1
16
Повторение
24
+ уроки развития речи
Годовой календарный график прохождения программного материала по русскому языку в 5 кл
№
п/п
Изучаемый материал
часы
сроки
Виды контроля
Словарный
диктант
Контр.
диктант
Сочинение
Изложение
Контр.
работа Тест
Срез
Сам. раб.
Зачёт
1
Лингвистика как наука о языке
2
2
Фонетика
5+2
3
Орфоэпия
5
4
Графика
8
5
Морфемика
7
6
Лексикология
5+2
7
Орфография
15+1
8
Морфология
5
9
Культура речи
5
10
Синтаксис и пунктуация
37+3
11
Текстоведение
12+2
12
Словообразование
16+3
13
Лексикология
17+2
14
Имя существительное
20
15
Глагол
29+1
16
Имя прилагательное
16+1
17
Повторение
24
+ уроки развития речи
.
Региональный компонент
Раздел
Тема
Лингвистика как наука о языке
Обогащение литературного языка за счёт диалектов, профессиональной лексики, городского просторечия
Лексикология
Словообразовательные диалектизмы и культура речи учащихся
Лексика и терминология жителей Белокалитвинского р-на
Диалектная фразеология жителей Белокалитвинского р-на
Семантическое богатство глаголов в речи жителей Белокалитвинского р-на
Морфология
Соотношение диалектных и литературных наречий.
Диалектные особенности в образовании сравнительной степени наречий.
Употребление в речи жителей Белокалитвинского р-на предлогов, отсутствующих в литературном языке.
Синтаксис и пунктуация
Употребление в речи жителей Белокалитвинского р-на союзов, отсутствующих в литературном языке.
Повторение
Употребление в речи жителей Белокалитвинского р-на частиц, отсутствующих в литературном языке.
Ресурсы Интернет, используемые в работе учителем и учащимися
В настоящем разделе представлены ссылки на ресурсы сети Интернет, которые могут быть полезны преподавателям русского языка и учащимся. Здесь указаны не только справочно-информационные сайты, но и порталы, которые предлагают филологам и педагогам современные инструменты для проектно-исследовательской деятельности, собрания методических разработок, а также форумы для обсуждения тем, важных для профессионального сообщества.
Закон Российской Федерации от 1 июня 2005 г. № 53_ФЗ "О государственном языке Российской Федерации".
rg.ru/2005/06/07/yazyk_dok.html
Примерные программы и государственные стандарты
mon.gov.ru/work/obr/dok
Книжная поисковая система eBdb
ebdb.ru
Филология в Сети. Поиск по лингвистическим сайтам
ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.html
Русская грамматика. Академия наук СССР, Институт русского языка
slovari.ru/default.aspx?p=2572
Малый академический словарь (МАС)
feb_web.ru
Машинный фонд русского языка
cfrl.ru
Национальный корпус русского языка
ruscorpora.ru
Орфография и пунктуация
hi_edu.ru/e_books/xbook142/01/index.html
Правила русской орфографии и пунктуации
spravka.gramota.ru/pravila.html
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник
natahaus.ru/index.php?newsid=1146086920
Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя
ihtik.lib.ru/lib_ru_edu_21dec2006.html
Собрание словарей на сайте Института русского языка им. В.В. Виноградова
ruslang.ru и slovari.ru
Собрание словарей портала "ГРАМОТА.РУ"
slovari.gramota.ru
Частотный словарь русского языка С.А. Шарова
artint.ru/projects/frqlist.asp
Этимологический словарь М.Р. Фасмера
vasmer.narod.ru
Автоматическая обработка текста (АОТ)
aot.ru/onlinedemo.html
Анаграммы
blues.ru/fedor/anagrams.asp
tramvision.ru/words/ana.htm
"Балда" на "Грамоте.ру"
igra.gramota.ru
Бесплатная справочная служба портала "Грамота.ру"
spravka.gramota.ru/buro.html
"Вавилонская Башня" (морфологический анализ)
starling.rinet.ru/cgi_bin/morphque.cgi?encoding=win
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
vip.km.ru/vschool
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
rus.rusolymp.ru
Говорим и пишем правильно
community.livejournal.com/pishu_pravilno
Еженедельная газета "Русский язык" Издательского дома "Первое сентября"
rus.1september.ru
Журнал "Язык человека"
philol.msu.ru/~humlang
Коллекция интерактивных диктантов
learning_russian.gramota.ru/idictation.html
Конкурс "Русский Медвежонок _ языкознание для всех"
rm.kirov.ru
Крупнейший мировой ресурс по лингвистике Электронные лингвокультурологические курсы: риторика, культура речи, лингвокультурология.
learning_russian.gramota.ru
Этимология
community.livejournal.com/etymology_ru
Язык русской деревни (диалектологический атлас)
gramota.ru/book/village
linguistlist.org
Лингвомания
lingvomania.info
Методические разработки, предполагающие использование компьютерных технологий (ИКТ) на уроках русского языка
it_n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com
НП "Телешкола"
internet_school.ru
Открытая Международная олимпиада школьников по русскому языку "СВЕТОЗАР"
svetozar.ru
Письмовник (правила и примеры оформления деловых бумаг)
spravka.gramota.ru/blang.html
Портал "Культура письменной речи"
gramma.ru
Русский язык: краткий теоретический курс для школьников
learning_russian.gramota.ru
Синтаксис современного русского языка
hi_edu.ru/e_books/xbook089/01/index.html?part_029.htm
Слова_палиндромы
tramvision.ru/words/pal.htm
Современный русский язык: Учебник под редакцией Н.С. Валгиной
hi_edu.ru/e_books/xbook107/01/index.html
zipsites.ru/human/rus_lang
Справочно_информационный портал "Грамота.ру"
gramota.ru
СТЕНГАЗЕТА.NET (лингвистические задачи)
stengazeta.net
Стилистика русского языка: Учебное пособие
hi_edu.ru/e_books/xbook028/01/index.html
Теория текста
evartist.narod.ru/text14/01.htm
Учебник грамоты
learning_russian.gramota.ru