Рабочая программа по русскому языку к учебнику Львовой 5 кл

Рабочая программа составлена в соответствии с программой по русскому языку (5-9 кл.) «Мнемозина», Москва  20010г. (авторы С.И.Львова, ) – к учебнику этих же авторов («Русский язык» М., «Мнемозина», 2010г ,авторы С.И.Львова, В.В.Львов)  из расчета 6 ч в неделю, 204 часов в год (210 при 35 учебных неделях)и усилена введением дополнительных часов компонента образовательного учреждения для усиления федерального компонента 1 час в неделю(34/35 часов в год)из них: ·       На изучение и закрепление теории 17ч ·       Отработку практических навыков 13(1)ч ·       Развитие речи2ч ·       Контрольные работы 2 ч Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по русскому языку  и требований к уровню подготовки учащихся основной школы  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с программой по русскому языку (5-9 кл.) «Мнемозина», Москва 20010г. (авторы С.И.Львова, ) - к учебнику этих же авторов («Русский язык» М., «Мнемозина», 2010г ,авторы С.И.Львова, В.В.Львов) из расчета 6 ч в неделю, 204 часов в год (210 при 35 учебных неделях)и усилена введением дополнительных часов компонента образовательного учреждения для усиления федерального компонента 1 час в неделю(34/35 часов в год)из них:

  • На изучение и закрепление теории 17ч

  • Отработку практических навыков 13(1)ч

  • Развитие речи2ч

  • Контрольные работы 2 ч

Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по русскому языку и требований к уровню подготовки учащихся основной школы

Программа реализует деятельностно- системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и умений, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Программа предусматривает дифференцированный и индивдуальный подход в обучении , работу с одаренными детьми, это просматривается в отборе материала к уроку и системе домашних заданий, а также в ситеме лингвистических знаний и умений, предусматривающей повышенный уровень(отмечены *)

Продолжается формирование навыков чтения, говорения, письма; большое внимание уделяется письменному пересказу, развивающему такой важнейший компонент чтения и слухового восприятия, как понимание.

Программа нацелена на развитие основных видов речевой деятельности: способности осмыслен­но воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать) и умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать).

Чтение. Чтение является одним из важнейших видов речевой деятельно­сти. Это основной способ получения информации по всем учебным предме­там, поэтому умение воспринимать и понимать содержание текста во многом определяет успешность обучения в целом. В связи с этим текст, прежде всего учебно-научный и художественный, становится объектом пристального внима­ния не только в процессе изучения раздела «Текстоведение», но и на каждом уроке русского языка.

Звучащая на каждом уроке выразительная речь - это одно из основных условий осознания эстетической функции изучаемых языковых явлений. Зада­ча учителя заключается в организации систематической работы по формиро­ванию навыков внимательного отношения к звучанию слова и соответственно к его произнесению и при чтении художественного текста, и при чтении деловых или научных текстов, и в живом диалоге. Системный подход к работе над выразительным чтением текстов у пятиклассников закладывается в коде изучения темы «Интонация».

Средняя скорость сознательного чтения учащихся вслух к окончанию начальной школы составляет примерно 80 - 90 слов в минуту, а к концу 5-го класса должна достичь 120 слов. Скорость чтения про себя примерно в два раза выше.

При оценке чтения учащихся учитывается не только выразительность и темп, но и осмысленность. Показателем достаточного осмысления прочтён­ного текста является способность учащихся сформулировать тему и основную мысль текста, умение подобрать соответствующий содержанию заголовок, от­ветить на вопросы по содержанию. Особое внимание при работе над анализом содержания необходимо уделять точному и полному отражению темы и идеи текста в ответах учащихся. Наиболее целесообразные формы работы с теоретическим материалом параграфа, способствующие успешному его усвоению:

  • просмотровое, ознакомительное, выборочное, изучающее чтение;

  • составление плана, тезисов, конспекта учебно-научного текста;

  • изменение формы предъявления информации (задания типа «На основе текста составьте...»);

  • анализ структуры текста (обоснование необходимости наличия определенного количества частей, деление текста на части);

  • анализ содержания текста, т. е. выделение главной и второстепенной информации,

  • подбор заголовка, ответы на вопросы по содержанию, сверка содержания текста с предварительными выводами (задания типа «Проверьте правильность предположения»)

  • подробный, сжатый, выборочный пересказ учебно-научного текста или его частей;

  • анализ использования изучаемого языкового явления в речевой практике
    (задания типа «Проиллюстрируйте текст примерами»).

Как видим, вокруг чтения сосредоточивается разнообразная работа, свя­занная с развитием и совершенствованием других видов речевой деятельно­сти, и прежде всего - с развитием способности создавать собственные устные высказывания, так как это один из основных способов демонстрации умения понимать и усваивать прочитанное.

Говорение. Программа построена та­ким образом, что устная речь учащихся становится объектом пристального внимания. На протяжении всего курса обучения русскому языку в 5-м классе учитель в соответствии с программой организует систематическую работу по формированию навыков построения развернутых устных высказываний раз­личного типа на лингвистические и свободные темы, по формированию куль­туры устного ответа. Система типовых упражнений «Устное высказывание» направлена на выработку и совершенствование следующих умений:

  • выстраивать научное повествование и рассуждение на основе теорети­ческого материала учебника;

  • передавать в устной форме содержание средств графической наглядности: таблиц, схем, рисунков;

  • создавать текст в устной форме в соответствии с предложенным планом, в том числе текст, содержанием которого является языковой разбор;

  • составлять и излагать ответ с опорой на приведённые в упражнении
    примеры;

  • создавать ответ на основе предлагаемых тезисов;

  • высказывать свою точку зрения на различные проблемы в устной форме с учётом требований, предъявляемых к тексту как единице речи;

- выстраивать текст-рассуждение различной степени развёрнутости по со­держанию приведённых высказываний (пословиц, высказываний выдающихся лингвистов, педагогов, писателей).

Критерии оценки устных ответов на лингвистическую тему должны едины: 1) правильность сообщаемых фактов (аргументов) и приведённых примеров, их анализа; 2) понимание изучаемой темы (способность применить знания при анализе соответствующих примеров); 3) полнота ответа (достоверность приведённых фактов, аргументов и примеров); 4) композиционное оформление (наличие вступления, последовательность изложения, завер­теть ответа); 5) речевое оформление (соответствие языковым нормам - орфоэпическим, грамматическим, лексическим).

Слушание. Совершенствование навыков устной речи сопровождается обу­чением слушанию - умению полноценно воспринимать устные высказывания и озвученную письменную речь. Обучение умению слушать реализуется путём систематической целенаправленной работы со следующими типами заданий:

  • определите тему и главную мысль прослушанного текста;

  • озаглавьте прозвучавший текст;

  • ответьте на вопросы по содержанию прослушанного текста (вопросы фор­мулируются до или после прослушивания);

  • составьте вопросы по тексту;

  • выразите свое отношение к прозвучавшему высказыванию;

  • определите количество частей прослушанного текста и составьте его план;

  • назовите языковые средства, которые использованы автором в тексте (учи­тель конкретизирует задание);

  • оцените ответ одноклассника в соответствии с определёнными критериями (критерии оговариваются заранее).

При оценке умения слушать необходимо учитывать не только полноту, но и глубину понимания услышанного: 1) понимание темы (поверхностное пони­мание содержания); 2) способность понять идею (идеи) (глубокое понимание содержания); 3) умение оценить услышанное с точки зрения использованных языковых и композиционных средств (высокий уровень восприятия - умение на слух оценить форму высказывания).

Письмо. На формирование и совершенствование навыков построения письменного ;высказывания в соответствии с заданной темой нацелена система типовых упражнений «Сочинение-миниатюра». Систематическая работа с упражнениями указанного типа при направляющей и контролирующей роли учителя способствует развитию следующих речемыслительных и языковых умений и навыков:

  • раскрывать предлагаемую тему;

  • свободно излагать свои мысли и чувства в письменной форме: выражать отношение к содержанию устных и письменных высказываний, к предмету наблюдения, к явлениям окружающего мира;

  • использовать в соответствии с темой и учебной задачей различные типы речи (рассуждение, повествование, описание);

  • использовать определенные языковые средства в зависимости от темы и цели высказывания;

  • самостоятельно следить за правильностью орфографического, пункту­ационного, грамматического и речевого оформления собственных речевых высказываний;

- использовать средства речевой выразительности.
Рекомендуемый объём сочинения-миниатюры - 3-5 предложений, но к указанному объёму нужно относиться как к примерному, так же как и к объёму традиционных классных сочинений (в 5-м классе - 0,5-1 страницы)

Большое внимание уделяется грамматико-орфографической работе. Уже на первом уроке (уроке ознакомления с учебником) учитель нацеливает ребят на систематическую работу с упражнениями типа «Орфографический минимум», которые содержат слова, необходимые для запоминания.

По своему усмотрению учитель выбирает разные варианты определения домашнего задания Богатство материала позволяет предоставлять пятиклассникам право выбора темы, которая в наибольшей степени соответствует их внутреннему настрою, и даже выбора между творческим заданием и заданием, не требующим разра­ботки и реализации творческого замысла:

  • обязательное задание для всех учащихся;

  • дифференцированное задание (задания разного уровня сложности для сильных и слабых учеников);

  • индивидуальные задания;

  • распределённое задание (разные задания или части одного задания
    соответственно для разных групп учащихся, например первого и второго ва­риантов);

  • задания по выбору (ученики самостоятельно или с помощью учителя выбирают из нескольких упражнений задание для домашней работы);

- задания, которые ребята выполняют по желанию

1. Все учащиеся, успевающие на «4» и «5», получают возможность попробо­вать свои силы в работе над упражнениями повышенной сложности. Сильные ученики могут самореализоваться, выполняя индивидуальные задания, цель которых - развитие аналитических способностей.

При определённом настрое, создаваемом учителем, пятиклассники со време­нем научатся сами определять свою «планку» при выборе домашнего задания. В то же время они получат наглядное представление о том результате, к кото­рому нужно стремиться, и смогут достичь его во время участия в обсуждении и совместном выполнении упражнений повышенной сложности в классе.

2. Создаются условия для реализации творческого потенциала учащихся
через выполнение разнообразных по тематике творческих заданий различного
уровня сложности.

Ребята также могут проявить себя в рисовании, выполняя по желанию задания типовых упражнений «Конкурс художников», и усовершенствовать умение создавать иллюстрации к различного рода речевым высказываниям.

  1. Учитываются интересы и склонности детей к изучению других дисцип­лин: пятиклассники получают возможность выбора материала для закрепле­ния языковых и речевых умений из ряда типовых упражнений: «На уроке математики», «На уроке природоведения», «На уроке литературы», «На уроке истории», «На уроке иностранного языка»(упражнения учебника)

Эффективность обучения по предмету зависит от следу­ющих факторов:

  • чёткой системы в работе учителя и ученика;

  • осознания целесообразности работы по изучению предмета в целом и
    курса каждого класса, ясного видения целей работы по освоению каждого
    раздела, каждой конкретной темы;

  • заинтересованности ученика и учителя в самом процессе работы, а также
    в результате, которого достигает ученик;

  • посильности предлагаемых заданий для учащихся.

Необходимое условие чёткой системы в работе учащихся и учителя - на­личие традиционных этапов урока, обеспечивающих единство процесса работы на уроке и дома.

Результаты итоговых работ - это один из основных, но не единственный компонент итоговой оценки по предмету. Представление о возможных состав­ляющих оценки по русскому языку в их процентном соотношении может дать следующая таблица:

Виды работ по русскому языку в 5-м классе

Составляющая оценок за данный в итоговой оценке, %

вид работы

Итоговые контрольные работы

15

Текущие проверочные работы

15

Творческие работы (сочинения и изложения)

20

Устные высказывания

20

Письменные домашние работы

15

Работа у доски с письменным заданием

15

Основная особенность курса русского языка по данной программе - его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и писать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся.

Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.

Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам

Основные цели преподавания русского языка:

  • Формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;

  • Воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как о развивающемся явлении, о месте языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

  • Обеспечить усвоение определенного круга знаний в области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

  • Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

  • Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

  • Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации общения;

  • Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

Обучение строится на базе материала, изученного в 4 классе, поэтому планируемые на конец сентября - начало октября проверочные работы нацелены на замер прочности усвоенного в 5 классе материала по орфографии (навыки правописания корней и окончаний слов); по пунктуации (изученные случаи употребления запятой, тире и двоеточия), по морфологии и синтаксису, по речевому оформлению своих мыслей.

Программа предусматривает перенесение изучения темы «Глагол» более ранние сроки, что связано с усталостью учащихся в конце года и сложностью изучаемого материала.(темы «Глагол» и «Имя прилагательное» поменяли местами)

Проверочные работы после сентября проводятся раз в 10 - 14 дней, что позволяет не только контролировать ход усвоения материала учащимися по всем разделам, но и вносить необходимые изменения в методику обучения, если результаты контроля фиксируют неудовлетворительный уровень усвоения учениками программного материала.

Пометкой «Р.р.» отмечены только письменные работы , т.к. центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение, введены специальные разделы «Текстоведение», «Культура речи», «Орфоэпия»

Всего по программе - 238часов; 245 часов при 35 учебных неделях


Виды и формы контроля

- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированное письмо);

- комплексный анализ текста;

- сочинение по картине;

- изложение- миниатюра;

-сжатое изложение;

-изложение с элементами сочинения;

- тестовая работа;

-самостоятельная работа с последующей самопроверкой

- устное высказывание на лингвистическую тему.

Средства обучения

  1. Орфографические, орфоэпические, толковые, этимологические, фразеологические словари.

  2. Словари синонимов, антонимов.

  3. Раздаточный и дидактический материал.

  4. Мультимедийные пособия:

    1. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.5 класс.

    2. Русский язык. Мультимедийный курс. 1-9 классы. (диск 36 )

    3. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

    4. Генератор заданий по русскому языку (контрольные и самостоятельные работы).

    5. электронные словари

    6. материалы, созданные учащимися

    7. материалы, созданные учителем

Работа с одаренными детьми

Основной задачей учителя, работающего с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных целей обучения выделяю следующие:

  • обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня предметной и ключевых компетентностей в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся;

  • развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

  • развитие индивидуальности одаренного ребенка.

В обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют повышению уровня познавательной активности и удовлетворению интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Индивидуализировать процесс обучения одарённых за счёт:

  • задания исследовательского характера, предшествующего уроку (викторина, мини-исследование),

  • организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке с использованием ИКТ (мобильный класс, ЕКАЦОР, ИИП «КМ-ШКОЛА»),

  • дифференцированного домашнего задания (индивидуальное задание, задания с пометками ф и ° )













Индивидуальная психологическая карта одарённого ребёнка

Ф.И.О.___________________________________________________________________________________________________________________

Дата рождения ___________________________________________________________________________________________________________

Класс __________________________________________________________________________________________________________________

Область одарённости _____________________________________________________________________________________________________

Признаки одарённости ___________________________________________________________________________________________________

Сведения о семье:

Мать ___________________________________________________________________________________________________________________

Отец ___________________________________________________________________________________________________________________

Домашний адрес _________________________________________________________________________________________________________

Телефоны ______________________________________________________________________________________________________________

Стиль общения в семье ___________________________________________________________________________________________________

Особенности мотивационной сферы:

Интересы, склонности ____________________________________________________________________________________________________

Наличие и характер учебной мотивации ____________________________________________________________________________________

Социальная характеристика личности:

Взаимодействие со сверстниками __________________________________________________________________________________________

Взаимодействие с педагогами ______________________________________________________________________________________________

Социальный статус ______________________________________________________________________________________________________

Интеллектуальное развитие личности

Особенности внимания ____________________________________________________________________________________________________

Особенности памяти _____________________________________________________________________________________________________

Особенности мышления __________________________________________________________________________________________________

Уровень обучаемости ____________________________________________________________________________________________________

Развитие речи ___________________________________________________________________________________________________________

Коэффициент интеллекта __________________________________________________________________________________________________

Индивидуально-психологические особенности личности:

Личностные особенности _________________________________________________________________________________________________

Доминирующие черты характера_____________________________________________________________________________________________

Самооценка _____________________________________________________________________________________________________________

Тревожность ____________________________________________________________________________________________________________

Особенности развития креативной сферы:

Проявления креативности _________________________________________________________________________________________________

Рекомендации ___________________________________________________________________________________________________________

Коррекционная работа ____________________________________________________________________________________________________



ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА

ВРабочая программа по русскому языку к учебнику Львовой 5 клРабочая программа по русскому языку к учебнику Львовой 5 клРабочая программа по русскому языку к учебнику Львовой 5 клРабочая программа по русскому языку к учебнику Львовой 5 клРабочая программа по русскому языку к учебнику Львовой 5 кл МАССОВОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Львовой 5 кл


КОРРЕКЦИОННОНАЯ РАБОТА С ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ

УЧАСТИЕ В ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАДАХ И КОНКУРСАХ


ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ








ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ

(КОНКУРСЫ, НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ, ДНИ НАУКИ И Т.П.)




РАБОТА ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПЛАНАМ НА УРОКЕ

УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ИГРЕ РУССКИЙ МЕДВЕЖОНОК














Индивидуальный образовательный план по русскому языку( план)

Период работы:

Цель работы:

Задачи:

  1. Актуализировать знания …..

  2. Совершенствовать навык…..

  3. Овладеть …..

Учебное содержание

Что нужно знать?

Что нужно уметь?

Источники информации


теория

(§)

практика

(упр.)

ЦОРы

Форма ЦОРа



[email protected]

Анимированная схема


Нормативные документы:


ЗАКОН РФ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Обязательный минимум образования

Федеральный компонент государственного стандарта образования по русскому языку









Методическое обеспечение:



Учебник: Русский язык 5 кл. М. «Мнемозина», 2010г.


Авторы: С.И.Львова, В.В.Львов

Программа

допущена Министерством образования Российской Федерации 2-е издание, переработанное М. «Мнемозина», 2010г.

Авторы: С.И.Львова, В.В.Львов


Дополнительный материал: Рабочая тетрадь («Проверь себя») к учебнику

М., «Мнемозина» 2010г

Автор: Л.В.Прохватилина


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Речевая деятельность.

Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, восприни­маемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста.

Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте глав­ную и второстепенную информацию; разбивать текст на смыс­ловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; используя просмотровое чте­ние, определять, какая информация текста учебника является новой; использовать ознакомительное и изучающее виды чте­ния в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию пара­графа учебника; пользоваться справочным аппаратом учебника, ориентироваться в структуре параграфа; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расстав­лять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; под­робно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные выска­зывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных язы­ковых средств и интонации.

Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процес­се письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например, отвечая на вопрос Для чего нужно знать алфавит?);пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи.

Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты - описание, повествова­ние, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.

Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безудар­ные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элемен­ты упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художествен­ном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее упо­требительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем.

Графика. Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словаря­ми; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на осно­ве смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться слова­рем значения морфем и

словарем морфемного строения слов; объяс­нять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое значе­ние слов разными способами (описание, краткое толкование зна­чения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематиче­ские группы; употреблять слова в соответствии с их лексиче­ским значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на упо­треблении слова в переносном значении; владеть наиболее упо­требительными оборотами русского речевого этикета; толковать

значения употребительных фразеологизмов, отличать их от слово­сочетаний.

Морфология. Различать части речи (простые случаи); пра­вильно указывать морфологические признаки имен существи­тельных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т. п.; правильно, уместно и выразительно употреб­лять слова изученных частей речи.

Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группиро­вать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изу­ченных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предло­жении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочета­ния по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, ослож­ненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и конст­руировать предложения с прямой речью. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пункту­ации; устно объяснять постановку знаков препинания в предло­жениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятель­но подбирать примеры на изученные пунктуационные правила





Структура курса

Основные разделы изучаемого материала

Кол-во часов

Сроки

Введение в лингвистику (вводный курс)

1

Лингвистика как наука о языке

2

2

Фонетика

5+2

3

Орфоэпия

5

4

Графика

8

5

Морфемика

7

6

Лексикология

5+2

7

Орфография

15+1

8

Морфология

5

9

Культура речи

5

10

Синтаксис и пунктуация

37+3

11

Текстоведение

12+2


Основные разделы лингвистики Систематический курс



12

Словообразование

16+3

13

Лексикология

17+2


Имя существительное

20

14

Глагол

29+1

15

Имя прилагательное

16+1

16

Повторение

24


+ уроки развития речи









Годовой календарный график прохождения программного материала по русскому языку в 5 кл


п/п

Изучаемый материал

часы

сроки

Виды контроля

Словарный

диктант

Контр.

диктант

Сочинение

Изложение

Контр.

работа Тест

Срез

Сам. раб.

Зачёт

1

Лингвистика как наука о языке

2









2

Фонетика

5+2









3

Орфоэпия

5









4

Графика

8









5

Морфемика

7









6

Лексикология

5+2









7

Орфография

15+1









8

Морфология

5









9

Культура речи

5









10

Синтаксис и пунктуация

37+3









11

Текстоведение

12+2









12

Словообразование

16+3









13

Лексикология

17+2









14

Имя существительное

20









15

Глагол

29+1









16

Имя прилагательное

16+1









17

Повторение

24









+ уроки развития речи

.


Региональный компонент



Раздел

Тема

Лингвистика как наука о языке

Обогащение литературного языка за счёт диалектов, профессиональной лексики, городского просторечия

Лексикология

Словообразовательные диалектизмы и культура речи учащихся

Лексика и терминология жителей Белокалитвинского р-на

Диалектная фразеология жителей Белокалитвинского р-на

Семантическое богатство глаголов в речи жителей Белокалитвинского р-на


Морфология

Соотношение диалектных и литературных наречий.

Диалектные особенности в образовании сравнительной степени наречий.

Употребление в речи жителей Белокалитвинского р-на предлогов, отсутствующих в литературном языке.

Синтаксис и пунктуация

Употребление в речи жителей Белокалитвинского р-на союзов, отсутствующих в литературном языке.

Повторение

Употребление в речи жителей Белокалитвинского р-на частиц, отсутствующих в литературном языке.



Ресурсы Интернет, используемые в работе учителем и учащимися

В настоящем разделе представлены ссылки на ресурсы сети Интернет, которые могут быть полезны преподавателям русского языка и учащимся. Здесь указаны не только справочно-информационные сайты, но и порталы, которые предлагают филологам и педагогам современные инструменты для проектно-исследовательской деятельности, собрания методических разработок, а также форумы для обсуждения тем, важных для профессионального сообщества.

Закон Российской Федерации от 1 июня 2005 г. № 53_ФЗ "О государственном языке Российской Федерации".

rg.ru/2005/06/07/yazyk_dok.html

Примерные программы и государственные стандарты

mon.gov.ru/work/obr/dok

Книжная поисковая система eBdb

ebdb.ru

Филология в Сети. Поиск по лингвистическим сайтам

ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.html

Русская грамматика. Академия наук СССР, Институт русского языка

slovari.ru/default.aspx?p=2572

Малый академический словарь (МАС)

feb_web.ru

Машинный фонд русского языка

cfrl.ru

Национальный корпус русского языка

ruscorpora.ru

Орфография и пунктуация

hi_edu.ru/e_books/xbook142/01/index.html

Правила русской орфографии и пунктуации

spravka.gramota.ru/pravila.html

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник

natahaus.ru/index.php?newsid=1146086920

Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя

ihtik.lib.ru/lib_ru_edu_21dec2006.html

Собрание словарей на сайте Института русского языка им. В.В. Виноградова

ruslang.ru и slovari.ru

Собрание словарей портала "ГРАМОТА.РУ"

slovari.gramota.ru

Частотный словарь русского языка С.А. Шарова

artint.ru/projects/frqlist.asp

Этимологический словарь М.Р. Фасмера

vasmer.narod.ru

Автоматическая обработка текста (АОТ)

aot.ru/onlinedemo.html

Анаграммы

blues.ru/fedor/anagrams.asp

tramvision.ru/words/ana.htm

"Балда" на "Грамоте.ру"

igra.gramota.ru

Бесплатная справочная служба портала "Грамота.ру"

spravka.gramota.ru/buro.html

"Вавилонская Башня" (морфологический анализ)

starling.rinet.ru/cgi_bin/morphque.cgi?encoding=win

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

vip.km.ru/vschool

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

rus.rusolymp.ru

Говорим и пишем правильно

community.livejournal.com/pishu_pravilno

Еженедельная газета "Русский язык" Издательского дома "Первое сентября"

rus.1september.ru

Журнал "Язык человека"

philol.msu.ru/~humlang

Коллекция интерактивных диктантов

learning_russian.gramota.ru/idictation.html

Конкурс "Русский Медвежонок _ языкознание для всех"

rm.kirov.ru

Крупнейший мировой ресурс по лингвистике Электронные лингвокультурологические курсы: риторика, культура речи, лингвокультурология.

learning_russian.gramota.ru

Этимология

community.livejournal.com/etymology_ru

Язык русской деревни (диалектологический атлас)

gramota.ru/book/village

linguistlist.org

Лингвомания

lingvomania.info

Методические разработки, предполагающие использование компьютерных технологий (ИКТ) на уроках русского языка

it_n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com

НП "Телешкола"

internet_school.ru

Открытая Международная олимпиада школьников по русскому языку "СВЕТОЗАР"

svetozar.ru

Письмовник (правила и примеры оформления деловых бумаг)

spravka.gramota.ru/blang.html

Портал "Культура письменной речи"

gramma.ru

Русский язык: краткий теоретический курс для школьников

learning_russian.gramota.ru

Синтаксис современного русского языка

hi_edu.ru/e_books/xbook089/01/index.html?part_029.htm

Слова_палиндромы

tramvision.ru/words/pal.htm

Современный русский язык: Учебник под редакцией Н.С. Валгиной

hi_edu.ru/e_books/xbook107/01/index.html

zipsites.ru/human/rus_lang

Справочно_информационный портал "Грамота.ру"

gramota.ru

СТЕНГАЗЕТА.NET (лингвистические задачи)

stengazeta.net

Стилистика русского языка: Учебное пособие

hi_edu.ru/e_books/xbook028/01/index.html

Теория текста

evartist.narod.ru/text14/01.htm

Учебник грамоты

learning_russian.gramota.ru


© 2010-2022