Конспект урока Комплексный анализ текста для 11 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплексный анализ текста
Конспект открытого урока по русскому языку
в 10 А классе
Учитель Силина Г.А.
Ноябрь 2010
Цели урока:
- анализ текста;
- выяснение структурных и синтаксических особенностей текста;
- определение изобразительно-выразительных средств, употребляющихся в тексте;
- воспитание любви к родной земле, внимательного отношения к слову.
Эпиграф к уроку:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф.И. Тютчев
Ход урока

Беседа по вопросам:
1. Какое впечатление произвёл на вас этот отрывок?
2. Какими же средствами добивается автор такого воздействия на читателя?
3. Определите тему текста.
4. Определите главную мысль текста.
5. Определите стиль текста.
6. Определите тип речи.

Ученица читает отрывок из произведения К.Г. Паустовского. Звучит музыка А. Вивальди.

Так я бродил в воспоминаниях по лесам, потом по набережным Невы или по голубым от льна холмам суровой псковской земли.
Я думал обо всех этих местах с такой саднящей болью, как будто я потерял их навсегда, как будто никогда больше в жизни их не увижу. И очевидно, от этого чувства они приобретали в моём сознании необыкновенную прелесть.
Я спрашивал себя, почему я не замечал этого раньше, и тут же догадывался, что, конечно, я всё это видел и чувствовал, но только в разлуке черты родного пейзажа возникли перед моим внутренним взором во всей своей захватывающей сердце красоте. Очевидно, в природу надо входить, как входит каждый, даже самый слабый звук в общее звучание музыки.
Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесём, в ощущении её, своё человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни.
Пейзаж - не довесок к природе и не украшение. В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание.
Проще говоря - природу надо любить, и эта любовь, как и всякая любовь, найдёт верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.


Какое впечатление произвёл на вас этот отрывок?
___________________________________________

1-ый ученик.
Я думаю, что в этом фрагменте звучит такая сильная любовь к родной земле, что от неё замирает сердце. Автор вдалеке от родных мест, и там, вдалеке от дорогих его сердцу лесов, голубых от льна холмов, он с саднящей болью вспоминает их. Говорят, настоящую цену узнаёшь только тогда , когда что-то теряешь, или тогда, когда расстаёшься надолго. Так и автор этого отрывка, видимо, находясь далеко от родины, ощущает потерю чего-то дорого и близкого. Только в разлуке с родной пейзаж возник перед внутренним взором писателя во всей захватывающей красоте, а родная природа приобрела особенную прелесть.

2-ой ученик.
В этом отрывке я услышала и грусть, и печаль, и искреннее признание в любви к родному краю. Есть у Есенина такие слова: "Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии". Я думаю, что нечто подобное произошло и с автором этого рассказа. Когда родные места перед глазами, всё кажется таким привычным, обыденным, что вся прелесть их как-то не бросается в глаза, может быть, даже теряется. И лишь на расстоянии ощущаешь, насколько притягательна родная природа, насколько она прекрасна и как много может дать она сердцу человека. Я думаю, что для Паустовского единение с природой - это естественное состояние. Он уверен, что и радость, и печаль, и любовь должны быть в полном соответствии с природой.

3-ий ученик.
На меня этот отрывок произвёл очень сильное впечатление, потому что в нём не просто звучит неподдельная и доходящая до душевной боли к родным местам, но природа ощущается неразрывно связанной с человеческой жизнью: для Паустовского нельзя отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни. Писатель считает, что природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесём в неё своё человеческое начало, когда мы будем входить в неё, как входит в общее звучание музыки даже самый слабый звук. Для писателя душевное состояние человека всегда находит отклик в природе.


Как же можно сформулировать тему этого текста?
___________________________________________

1-ый ученик.
Любовь к родному краю, единение с природой.

2-ой ученик.
Я думаю, что точнее сказать, что речь в этом отрывке идёт не только о единении или взаимодействии человека с природой, а и взаимопроникновении: человек входит в природу, как самый слабый звук входит в общее звучание музыки. А природа входит в душу человека как её неотъемлемая часть, так что свежесть утра уже нельзя отделить от света любимых глаз. Поэтому тему текста я бы сформулировала так: "Человек и природа - это одно целое" Или просто: "Человек и природа".

Какова основная мысль отрывка?
_____________________________

1-ый ученик.
Основная мысль выражена писателем в выводе, который он делает в заключение: "природу надо любить, и эта любовь, как всякая любовь, найдёт верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой".

2-ой ученик.
Я думаю, что главная мысль этого отрывка: человек живёт в природе, и природа живёт в человеке, если это, конечно, настоящий человек. И ещё. Чувства обостряются в разлуке, когда прежде близкое и родное вдруг становится далёким и порой недосягаемым.

Что представляет собой данный фрагмент в композиционно-синтаксическом плане? Определите микротемы каждого абзаца.
____________________________________________________________________________________________________________

1-ый ученик.
В композиционно-синтаксическом плане текст представляет собой фрагмент, состоящий из шести прозаических строф. Эти строфы выделены графически абзацами. В каждой строфе чётко определяется своя микротема.
1-ая строфа предваряет рассказ, служит зачином. Её можно озаглавить словами самого писателя: "Так я бродил в воспоминаниях..." Первый абзац даёт читателю понять, что автор далеко от родины и мысленно переносится в родные места. Паустовский вспоминает то, что ему дорого, причём места, о которых он вспоминает, очень разные, они даже географически удалены друг от друга: это и псковская земля, и набережные Невы, но они ему одинаково дороги и близки.

2-ой ученик.
2-ой абзац. Во втором абзаце речь идёт о том, что разлука обостряет чувство любви к родной природе, к родным местам. Их необыкновенная прелесть осознаётся только в разлуке. Поэтому вторая микротема, я думаю, может сформулирована так: "Необыкновенная прелесть родных мест осознаётся только на расстоянии".

3-ий ученик.
3-ий абзац. В третьем абзаце писатель объясняет, почему так остро почувствовал красоту родных мест только в разлуке. Конечно, он видел вё, о чём вспоминает, и раньше, но черты родного пейзажа были привычными, близкими. Всё это было рядом с ним. И только разлука обострила их воздействие на сердце и душу автора. Здесь же звучит поэтическое сравнение с музыкой. Микротема третьего абзаца может быть сформулирована так: "Разлука обостряет чувство любви".

4-ый ученик.
4-ый абзац. Микротема четвёртого абзаца - "Человек и природа". Когда природа будет действовать на нас? речь в этом абзаце идёт уже не просто о природе, а о природе и человеке. Природа будет действовать со всей своей плодотворной силой только тогда, когда мы внесём в неё своё человеческое начало. все человеческие чувства должны прийти, по мнению автора, в полное соответствие с природой. Здесь полная гамма чувств: и любовь, и печаль, и радость, и вообще душевное состояние. И звучит прямая перекличка: свежесть утра и свет любимых глаз; мерный шум леса и размышления о прожитой жизни.

5-ый ученик.
5-ый абзац.В пятом абзаце писатель рассуждает о пейзаже, поэтому микротему пятого абзаца можно определит так: "Что такое пейзаж? Как его ощущает и должен ощущать человек?" Здесь проза уже вплотную соприкасается с поэзией, когда писатель сравнивает: "В пейзаж нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя осенних листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах и дыхание".
6-ой абзац. В последнем абзаце писатель подводит итог своим размышлениям, делает вывод. Микротема - "Природу надо любить".

Определите стиль текста.
______________________

1-ый ученик.
Этот фрагмент принадлежит художественному стилю. Цель художественного стиля - воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателя. основными чертами художественного стиля являются: образность, эстетическая значимость, широкое проявление индивидуальности автора. Этот отрывок отвечает всем этим условиям.
Перед автором стоит задача - рассказать читателю о собственных переживаниях, ощущениях, он стремится передать читателю своё мироощущение, то, что ему дорого, близко, что им глубоко прочувствовано и что, по его мнению, имеет значение для всех живущих на Земле. Форма реализации - монолог. Монологическая форма даёт автору возможность передать очень личные, очень тонкие душевные переживания, я бы даже сказала, интимные. Данный фрагмент - это внутренний монолог автора, взволнованный, с ярко выраженными чувствами. Тексту присущ лиризм, внутренняя напряжённость.

2-ой ученик.
Действительно, этот текст представляет собой внутренний монолог, и это даёт автору возможность передать тончайшие душевные переживания. Однако только монологичностью не исчерпывается звучание рассказа. В первом, втором и третьем абзацах присутствует местоимение Я. Паустовский говорит о том, что дорого и близко лично ему, автору. Тональность этих абзацев грустная, в них звучит личная боль человека от потери чего-то родного и близкого. Однако в четвёртом абзаце местоимение Я уже отсутствует и появляется местоимение МЫ. Начинается внутренний диалог с читателем, так что этому тексту присуща и внутренняя диалогичность. Автор как бы обращается к читателю, объясняя ему, своему собеседнику, когда природа будет действовать на нас со всей своей силой, почему необходимо внести в неё своё человеческое начало. Внутренняя диалогичность усиливает экспрессию, позволяет автору поднять волнующие лично его проблемы до общечеловеческого звучания. И я согласна, что вывод, который делает Паустовский, важен не только для одного человека, но и для всех, кто живёт на Земле.

Определите тип речи текста.
________________________

Тип речи - рассуждение. Тезис чётко не сформулирован, но он подразумевается. Когда мы наиболее остро начинаем ощущать красоту родной природы? Тезис можно сформулировать так: "Воспоминания всегда возвращают нас к самому дорогому и близкому".
Далее следуют рассуждения автора, его размышления о природе, о месте человека в ней.
В заключение следует чёткий вывод, в котором употребляется вводное слово, подводящее итог размышлениям автора: "Проще говоря - природу надо любить, и эта любовь, как всякая любовь, найдёт верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой",

Какие изобразительно-выразительные средства употребляет автор этого произведения?
____________________________________________________________________________

В этом тексте присутствуют эпитеты, которые помогают писателю ярче и образнее показать красоту родной природы, чтобы и читатель проникся её прелестью.
Эпитеты: голубые от льна холмы, необыкновенная прелесть, суровая псковская земля, саднящая боль, внутренний взор, мерный шум дождя, роскошная прохлада.

Олицетворение. Дыхание листьев.

Сравнения. "В природу надо входить, как входит каждый, даже самый слабый звук в общее звучание музыки",

Для усиления воздействия на читателя Паустовский использует сравнительные придаточные предложения. Например: "Я думал обо всех этих местах с такой саднящей болью, как будто я потерял их навсегда, как будто больше никогда не увижу". "В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание",

Метафоры. В этом тексте есть метафорические выражения. Нельзя "отделить свежесть утра от света любимых глаз". "Свежесть утра", "свет любимых глаз" - это метафоры.

Ряды однородных членов. Паустовский использует как однородные члены предложения, так и сложноподчинённые предложения с
однородными придаточными.

В тексте есть синонимичные выражения. В первом предложении автор пишет; "...я бродил в воспоминаниях...", а ниже говорит: "...возникли перед моим внутренним взором..." Эти синонимичные выражения наполнены эмоциональностью, особой экспрессией.

Учитель:
В том отрывке звучит ещё и глубокая философская нота. Вспомним, что такое философия?

Философия - это система идей, взглядов на мир, место человека в мире.

Ученик.
Когда автор говорит о мерном шуме леса и связывает его с размышлением о прожитых годах, философская нота звучит особенно отчётливо.

Какие эпиграфы можно предпослать тексту?
______________________________________

1-ый ученик.
Я думаю, что эпиграфом к этому тексту может послужить строка из стихотворения Николая Рубцова "Тихая моя родина". Эта первая строчка и может служить эпиграфом.
Тихая моя родина...
Она именно тихая, с неброской красотой, сразу не бросающейся в глаза, но проникающей в самую душу. На эту красоту порой не обращаешь внимания, как не замечал её Паустовский, пока не оказался вдали от родных мест.
Тихая моя родина...
Красота, как и любовь, вовсе не должна быть громкой, кричащей, яркой и броской. порой яркие краски режут глаз, даже раздражают. Скромные же, или тихие, западают в самую душу и остаются в ней навсегда, напоминая о себе и вдалеке.

2-ой ученик.
Я думаю, что эпиграфом к этому тексту может послужить строка из стихотворения С.А. Есенина "Край родимый". Прямо вот так и написать:
Край родимый. Сердцу снятся...
И поставить многоточие.
По-моему, родные места Паустовский помни именно памятью сердца. Глубоко в сердце хранил он любовь к родным местам, к родной русской природе. Пусть он не замечал их красоты, когда был рядом, зато в разлуке вся прелесть родной природы припомнилась ему до саднящей сердечной боли. В разлуке черты родного пейзажа предстали перед его внутренним взором во всей захватывающей сердце остроте.

3-ий ученик.
А я думаю, что эпиграфом к этому тексту могли бы стать строки из стихотворения Николая Рыленкова:

Здесь мало увидеть -
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

В русскую природу нужно именно всматриваться, только тогда она раскроется по-настоящему, откроет самые заветные уголки, проникнет в самую душу, только тогда "ясной любовью наполнится сердце". И никогда эта любовь уже не покинет человека. Всегда и везде он будет помнить о родной природе, о родных местах, о родине.

Заключительное слово учителя.

Родина... Родная земля... Родина-мать...Родная земля может всё: она может накормить тёплым хлебом и напоить студёной водой, согреть в стужу и дать прохладу в зной. За всю свою щедрость родная земля ждёт от нас только любви, любви бескорыстной, светлой, именно такой, какую она заслуживает.

© 2010-2022