Урок русского языка 6 класс Разряды имен прилагательных

Тема урока: Разряды имён прилагательныхТип урока: ОЗН (открытие нового знания) с применением ТДМ (технологии деятельностного метода)Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действияЦели урока:Обучающие: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных по значению;формировать умение определять разряд прилагательных.Развивающие:развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся;развивать коммуникативные способности учащихся.Воспитательные:воспитывать п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка 6 класс Разряды имен прилагательныхУрок русского языка 6 класс Разряды имен прилагательныхУрок русского языка 6 класс Разряды имен прилагательныхУрок

«Разряды имён прилагательных»

6 класс

Тема урока: Разряды имён прилагательных

Тип урока: ОЗН (открытие нового знания) с применением ТДМ (технологии деятельностного метода)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия

Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных по значению;

  • формировать умение определять разряд прилагательных.

Развивающие:

  • развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся;

  • развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к процессу познания;

  • интерес к родному языку.

Оборудование:

Проектор, интерактивная доска, электронная презентация, карточки с заданиями.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

Планируемые результаты:

1. Предметные:

  • знать разряды прилагательных, их отличительные признаки;

  • уметь различать прилагательные по значению.

2. Метапредметные:

Познавательные:

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

  • извлекать информацию из различных источников;

  • давать определения понятиям;

  • объяснять языковые явления;

  • строить рассуждение;

  • приводить примеры в качестве доказательства;

  • устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности;

  • составлять план действий, работать по плану;

  • прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • выдвигать версии рещений;

  • анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные:

  • уметь сострудничать в группе;

  • учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;

  • высказывать и отстаивать свою точку зрения;

  • договариваться,задавать вопросы по теме;

  • выступать перед аудиторией.

3. Личностные:

  • выражать положительное , осознанное отношение к учению;

  • оценивать собственную учебную деятельность;

  • применять правила сотрудничества в группе.

Технологическая карта урока

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные

учебные действия

Мотивация

к действию

Слайд 1. (приветствие) Настраивает учащихся на работу через положительные эмоции.

Доброта - это солнце, которое согревает

душу человека. Всё хорошее

в человеке от солнца, а

всё лучшее в жизни

от человека и

его доброты.

М.Пришвин

Включение в урок.

Личностные УУД: осознанное положительное отношение к учению

Коммуникативные УУД:

сотрудничество с учителем и сверстниками

Актуализация знаний

Слайд.2 На слайде три пословицы, вставьте пропущенные слова.

- Каких слов не хватает в тексте?

- Давайте восстановим текст, вставляя прилагательные на место.

Слайд 3

-Что означают эти предложения?

- Что же такое прилагательное?

Восстанавливают пропущенные в предложениях имена прилагательные.

Отвечают на вопросы учителя по теме

Познавательные УУД: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, умение давать определения понятиям

Предметные УУД :

знание теоретического материала по теме.

Регулятивные УУД :

определять цель деятельности

Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации.

Слайд 3 (записаны прилагательные)

- Прочитайте, распределите имена прилагательные в 3 группы? А в какие вы должны догадаться сами.

- Сформулируйте тему нашего урока.

Слайд 4. (тема урока)

-По какому признаку вы распределили прилагательные? И почему?

- Можем ли мы уже

сейчас назвать отличительные признаки 3 групп прилагательных?

- Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке?

Самостоятельно формулируют тему и задачи урока.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников,

установление причинно-следственной связи между действиями и явлениями.

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование темы урока, задач.

Построение проекта выхода из затруднений

Организуем работу по исследованию проблемной ситуации в группах .

Что обозначают слова1 столбика?

Что обозначают слова 2 столбика?

Что обозначают слова 3 столбика?

Подумайте, все ли эти слова могут иметь краткую форму? Почему?

Сравнительную степень? Почему?

Слайд 4 ( схема)

Работают в группах по исследованию проблемной ситуации.

Познавательные УУД :

извлечение информациии из источника, умение строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения.

Регулятивные УУД : составление плана действий , выдвижение версии решения проблемы.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в группе, формулирование собственного мнения, умение договариваться.

Реализация проекта.

Открытие нового знания.

Заслушивает представителей от групп

Слайд 4(проверка правильности выполнения задания)

Сверяемся с учебником. Вспоминаем, где употребляется слово «разряд», работаем со словарем. Слайд 5(значение слово «Разряд»)

Представитель от каждой группы представляет свой результат.

Работают с учебником, словарем.

Регулятивные УУД :

планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД :

построение рассуждения, умение давать определение понятиям.

Коммуникативные УУД:

контролирование действий партнера, выдвижение аргументов в защиту собственного мнения, выступление перед аудиторией.

Первичное закрепление во внешней речи.

Организует работу по закреплению материала:

1. Устные упражнения занимательного характера «Светофор»

Слайд 6

2. Творческое задание. Работа со словарем

Слайд 7

Закрепляют полученные самостоятельно знания в устной, игровой форме, работают со словарем, выражают и отстаивают свое мнение.

Предметные УУД:

различать прилагательные по значению.

Познавательные УУД :

уметь давать определения понятиям, строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства

Коммуникативные УУД :

выступление перед аудиторией.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Предлагает учащимся самостоятельную работу с последующей самопроверкой: определить разряд прилагательных

Слайд 10 (буквенный диктант)

Слайд 11 (проверь себя)

Выполняют индивидуально самостоятельную работу с последующей самопроверкой.

Проверяют полученный результат и выставляют себе оценку.

Регулятивные УУД : планирование своих действий, корректировка действий на основе ошибок.

Личностные УУД :

выражение осознанного отношения к учебной деятельности.

Предметные УУД:

знание разрядов прилагательных и их признаков.

Рефлексия учебной деятельности.

1.- Можно ли представить себе нашу речь без прилагательных?

- Какую роль они играют в речи?

2. Учитель читает стихотворение

«Очень занимательное

имя прилагательное»

Слайд 12 - 13

4. Предлагает домашнее задание по группам

Слайд 14

Оценка за урок будет складываться из оценок , поставленных детьми себе в маршрутном листе .

Слайд 15 (спасибо за урок)

1. Делают вывод о том, что без прилагательных обойтись невозможно.

2. Оценивают свою работу в группе и индивидуально на оценочном листе.

Регулятивные УУД:

анализирование собственной деятельности, оценивание уровня владения учебным действием.

Личностные УУД:

оценивание собственной деятельности

Содержание урока.

1. Мотивация к действию. Орг. момент.

Слайд 1 (приветствие)

Учитель:

Доброта - это солнце, которое согревает

душу человека. Всё хорошее

в человеке от солнца, а

всё лучшее в жизни

от человека и

его доброты.

М.Пришвин

Под таким девизом мы начнем сегодня наш урок!

Сегодня мы будем работать в группах.

(класс делится на 3 группы: красные, желтые, зеленые)

2. Фронтальный опрос.

Слайд 2 записаны три предложения, в них пропущены слова:

  • Старый друг ……… новых двух.

  • ………. пример заразителен.

  • Все ………. со временем становится явным.

1) Каких слов не хватает в тексте?

  • Правильно, прилагательных. Давайте восстановим текст, вставим прилагательные на место.

(дети работают в тетради.)

  • Читаем, что получилось.

Слайд 2 (ребята вписывают слова на инт.доске)

  • Какой текст понятнее, интереснее?

  • За счет каких слов это достигается?

  • Что же такое прилагательное?

  • Что вы уже знаете об имени прилагательном?

  • Что это за предложения? (пословицы)

(ответы учащихся)

3. Постановка учебной задачи.

  • Ребята, сегодня вы сами будете добывать знания. Но сначала мы должны определить тему и задачи нашего урока.

Слайд 3 ( записаны имена прилагательные)

Смелый, деревянный, мамин, осенний, храбрый, каменный, собачий, злой, лисий.

Ваша задача распределить имена прилагательные в три столбика, а как вы их будете распределять, это ваша задача.

Каждый ребенок от группы выходит и записывает имена прилагательные в столбик


  • Что обозначают слова в первом столбике?

( цвет, размер, качества человека)

  • Что обозначают прилагательные во втором столбике?

(место, время, материал)

  • В третьем?

(принадлежность предмета кому-либо)

  • Как выдумаете , почему мы распределили прилагательные в 3 группы?

( они делятся по значению на 3 группы)

  • Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. Что мы будем сегодня изучать?

(группы прилагательных по значению)

Слайд 3 (тема урока)

Дети записывают тему урока.

  • Можем ли мы уже сейчас назвать отличительные признаки 3 групп прилагательных?

  • Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке?

(дети называют задачи урока: узнать

признаки каждого разряда и научиться

определять разряд прилагательных)

  1. Построение проекта выхода из затруднений. Проблемная ситуация.

Для того, чтобы узнать , по каким признакам делятся прилагательные на группы, мы с вами выполним исследовательскую работу. Поработайте в группах, попробуйте все имена прилагательные поставить в краткую форму, образуйте сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.

Все ли у вас получилось?

Почему?

Заслушиваем каждого участника группы, ведем дискуссию. Какой вывод вы можете сделать.

5. Реализация проекта. Открытие нового знания.

Слайд 3 (проверка правильности выполнения задания)

  • На сколько групп делятся прилагательные по значению?

Слайды 3 (определения разрядов прилагательных)

Сверяемся с учебником, все ли мы правильно сделали.

Скажите, а где ещё встречается слово «разряд»?

Кто нам поможет узнать? (дети отвечают - словарь)

Работаем со словарем. Оказывается и в математике, и в биологии есть разряды.

Сверяемся со слайд 4

6. Первичное закрепление во внешней речи.

  1. Устные упражнения занимательного характера «Светофор»- Слайды 5. Работаем по группам: если

  2. прилагательное качественное - поднимаем красную карточку

  3. Прилагательное относительное - желтая карточка (2 гр.

  4. Прилагательное притяжательное - зеленая карточка (3 гр.)

Подними карточку определенного цвета

Верблюжья колючка, проворные ткачи, лебяжий пух, радужная парча, тетин совет, молочный кисель, храбрая дружина, волчий хвост, деревянный стол, серебряный поднос.

  1. Игра «творческое задание» - Слайд 7

Каждой группе выписать из словаря по 2 прилагательных на каждый разряд:

2прилаг. Качественных

2 прилаг. Относительных

2 прилаг. притяжательных

Проверяем: учащиеся от каждой группы выходят к инт. доске и записывают по 2 прилагательных

3.Резерв: Игра «Третий лишний»

  • 1.звонкий, точный, золотой

  • 2. лисий, деревянный, песчаный

  • 3. волчий, голубой, папин.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Слайд 10 (буквенный диктант)

Определить разряд прилагательных и записать одной буквой (К, О, П).

  1. Милое детство.

  2. Кавказские горы.

  3. Мамины руки.

  4. Голубое озеро Байкал.

  5. Честный поступок.

Слайд 11(проверь себя)

1 2 3 4 5

к о п к к

Проверяем: взаимопроверка, выставляют себе балл.

8. Рефлексия учебной деятельности

Слайд 12

- слова какой части речи чаще всего использовали мы на уроке?

(прилагательные)

  • Можно ли обойтись без прилагательных?

  • Какую роль они играют в речи?

(делают речь ярче, образнее, красочнее)

Учитель читает стихотворение:

Слайд 13

Очень занимательное

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая»,

Красивая, любимая».

Отцу и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные при-ла-га-тель-ны-е.

  • А теперь на оценочных листах оцените свою работу в группе. Каждый из вас получит оценку за урок, учитывая вашу собственную.

  • Выбираем себе домашнее задание - Слайд 14

1 группа- составить рассказ о прогулке в лесу, как можно больше использовать прилагательных.

2 группа - упр. 290 (учебник)

3 группа - раздаточный материал.

Слайд 15 (Спасибо за урок)



© 2010-2022