Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Путешествие Машеньки и Медведя в страну ОРФОГРАФИЮ»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Сарафановская СОШ» Молчановского района Томской области







Методическая разработка урока русского языка

в 6 классе по теме «Путешествие Машеньки и Медведя в страну ОРФОГРАФИЮ».



Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Путешествие Машеньки и Медведя в страну ОРФОГРАФИЮ».





Автор: Павлюченко Л.Л.,учитель русского

языка и литературы высшей категории.



2014 год.



Нестандартный урок русского языка в 6 классе по теме «Путешествие Машеньки и Медведя по стране ОРФОГРАФИЯ». (Главные действующие герои - Машенька и Медведь из популярного мультфильма)

Ход урока.

Цель урока: в игровой форме отработать написание чередующихся гласных в корнях, ы-и после приставок, з-с на конце приставок, написание приставок пре-, при-, подготовиться к проверочной орфографической работе.

Задачи:

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе урочной деятельности; формирование основ орфографической зоркости.

Метапредметные: умение ставить цели и планировать деятельность для их достижения; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Познавательные:

умение анализировать и выбирать главное для решения поставленных задач;

приобретение орфографических знаний.

Коммуникативные: высказывать свои мысли; довести свою точку зрения до других учащихся; уметь слышать и слушать.

На экране дети смотрят отрывок из мультфильма до появления названия мультфильма. (15 секунд)

1.Слово учителя, целевая установка урока:

-Много на свете разных стран, но ту страну, в которой мы сегодня побываем с Машенькой и Медведем, вы не найдёте на карте, хотя с её жителями мы встречаемся на каждом уроке русского языка. Эта страна называется орфографией, а её жителей зовут орфограммами.

Сегодня мы попытаемся не запутаться в орфографических следах.

Преодолеем лабиринт с чередующимися гласными.

Разгадаем тайну букв Ы-И в корнях после приставок.

Решим головоломки с буквами З и С на конце приставок.

Повстречаемся с сёстрами- соперницами, приставками ПРЕ-, ПРИ-.

И в конце нашего путешествия оденем в лиственный наряд орфографическое дерево. А что это такое, пусть для вас это будет загадкой.

2.( Класс делится на 2 группы: девочки - команда Машенек, мальчики - команда Медведей. Раздаются маски)

-Отправляемся в путешествие. А как в дороге обойтись без песни!

(Все вместе поём под музыку один куплет песни «Следы невиданных зверей»

-Мы с вами оказались перед орфографическими воротами. Но войти в эти орфографические ворота не так- то просто.

3. Учитель читает стихотворение:

Войти никак нельзя туда,

Коль не приложишь ты труда.

Там корни у ворот стоят,

Сомкнувшись тесно-тесно в ряд.

А путь откроют лишь тому,

Кто знает толк в правописании.

Опрос.

  1. В каких корнях чередующиеся гласные зависят от наличия или отсутствия суффикса? А после корня?

( -кос---кас-, -бер---бир-,-пер---пир-,-дер---дир-,-тер---тир-, -мер---мир-, -стел---стил-,-блест---блист-, -жег---жиг-, -чет---чит-.)

2. В каких корнях чередующиеся гласные зависят от ударения?

(-гор---гар-, -клон---клан-, -твор---твар-, -зор---зар-.)

3. В каких корнях чередующиеся гласные зависят от наличия или отсутствия согласной в корне?

(-раст---ращ---рос-, -лаг---лож-)

-Молодцы! Теорию знаете. Путь в орфографическое государство открыт.( За правильные ответы выдаются накопительные призы -бумажные листья)

4.Работа у доски (по цепочке дети выходят к доске, записывают слова, объясняют орфограммы)

Угоришь, коснёшься, затворишь, озаришь, заблестишь, изложишь, предлагаешь, поклонился, прорастаешь, подросла, ростовщик, выращенный, разжигаешь, озарённый , подстилаешь, изложение.

(Выдаются накопительные призы.)

-Продолжаем путь. Но что это?! На пути преграда: синтаксическая речка разлилась на пути, нужно разобраться со структурой предложения, расставить знаки препинания и объяснить графически и схемой.

5. У доски работает один ученик (расставить знаки препинания, объяснить структуру предложения, доказать).

Предложение для работы:

Когда Маша поднялась на холм, стало видно, где дорога делает поворот к домику Мишутки.

Представитель другой команды чертит схему данного предложения

(Когда…), ,(где….).

(Раздаются накопительные призы)

-Погода хорошая, мы продолжаем путь. Но что это? Только что дул тихий ветерок, играя с редкими оставшимися листочками. А теперь РАЗ(Ы,И)грался сильный ветер. (на доске записано слово РАЗ(Ы,И)ГРАЛСЯ.

-В край какой орфограммы мы пришли? (Ы,И после приставки)

-Расскажите, когда пишутся буквы Ы-И после приставок (После приставок на согласные пишется буква Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются с буквы И. После приставок дез-, сверх-,меж-, контр-, транс- пишем букву И. Слово-исключение: взимать)

-Только что принесли два конверта, по одному - каждой команде с заданием объяснить пропущенные орфограммы (Индивидуальные задания представителям команд)

(Задание Медведю : вставь пропущенные орфограммы, объясни.:

Без..дейный, с..гранный коллектив, дез..нформационная статья,свех..нтересная история,раз..грать друга, меж..нститутское собрание.

Задание Машеньке: Вставь пропущенные орфограммы, объясни.

С..грать в игру,интересная конр..гра, сверх..зысканное кушанье,пред..стория рассказа, небез..нтересный попутчик,под..тожить.)

6. Работа у доски: два ученика распределяют слова в 2 столбика: с приставкой пре- и при-.

Слова для работы: предыдущий,небезызвестный,сверхизысканный,предыстория,контригра, сыграешь, дезинформация, межинститутский, розыгрыш, сверхинтересный.

Проверка работ- накопительные призы.

Слушаем ребят, которые работали индивидуально с заданиями-письмами.(призы)

-Ребята, прислушайтесь. Кто это ссорится? Сестрёнки-соперницы, две приставки пре-, при-. Что они не поделили? Послушайте сказку об этих приставках

«В одном из городов страны Орфографии жили сёстры -приставки при-, пре-. Приставка при- была добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Её сестра приставка пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.

И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая, как ты.» Все остальные приставки дружно поддержали её. Приставка При-, её сестра продолжала: «Почему ты слово «ПЕРЕДАТЬ» переделала и получилось слово «ПРЕДАТЬ»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется»

Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени: «прекрасный», «прелестный».

Перевоспиталась приставка Пре- , осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше».

-Понравилась вам сказка? Давайте вспомним написание приставок пре- и при-

(Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква И (это приставка ПРИ-). Если приставка близка по значению к слову ОЧЕНЬ или к приставке ПЕРЕ-, то в ней пишется буква Е (это приставка ПРЕ-).

7. Конкурс стихов о приставках ПРЕ-, ПРИ-.

Стихотворение от команды Машенек

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из Вселенной-

Обо всех, кто придёт, прилетит, приплывёт,

Пишется ПРИ-, несомненно.

(э. Успенский)

Стихотворение от команды Медведей:

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой или очень сякой-

ПРЕ- мы напишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь- не преграда,

Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-,

Там только ПРЕ- ставить надо.

(Э.Успенский)

За конкурс стихов - накопительные призы.

8. Командная работа у доски в два столбика с приставками ПРЕ-,ПРИ-.

(На откидных досках работают по одному представителю от каждой команды)

Слова для работы: приморский, прежадный, преодолеть, присесть, приплывёт, прескучный, препятствие, приказать, превратить, пригодиться, присмотреться, презирать.

Проверка детей, работавших у доски - накопительный приз)

9. Групповая работа: каждой команде выдаются карточки с идентичным заданием - исправить ошибки в написании приставок ПРЕ-, ПРИ-.

Текст карточек. (Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит- местность незнакомая. Прикрикнул щн на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень, призадумался.)

Проверка карточек - накопительные призы.

10. Работа с интерактивной доской.

Тренажёр «Написание приставок ПРЕ-, ПРИ-» (проверка по ходу работы -накопительные призы)

(Приложение 3)

-Машеньки и Медведи, что за шум?! Понял: нам сейчас предстоит решить головоломки, которые нам подготовили буквы З и С. Кто знает, какое орфографическое правило оказалось у нас на пути?

(Этот написание З и С на конце приставок.)

-Спорят З и С о том, когда они должны писаться на конце приставок. Без нашей помощи им не обойтись. Напомните им правило о написании З и С на конце приставок.

(Дети отвечают - накопительный приз)

-Друзья, вы напомнили правило, а спор не прекращается между буквами. Оказывается, они не знают звонкие и глухие согласные, а без этих знаний эти буквы никак нельзя расставить по своим местам. Помогите! Как легко запомнить глухие согласные?

(-Стёпка, хочешь щец?

Фи!)

-А сейчас решим окончательно головоломку с буквами З и С в тренажёре. (Интерактивная доска. Отвечают дети « по цепочке» -накопительные призы, отметить лучшие работы).

-А вот мы подошли к ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ ДЕРЕВУ.

(учитель открывает откидную доску. Перед взором детей предстаёт нарисованное дерево. У него 4 ветки, каждая из которых нарисована мелками разного цвета: зелёный цвет-это Буквы Ы-И после приставок, синий-чередующиеся гласные в корнях, красный- З-С на конце приставок, жёлтый-приставки ПРЕ-, ПРИ-).

Помните, когда мы с вами подходили к буквам Ы-И после приставок, поднялся ветер и сорвал практически все орфографические листочки. Наша задача - повесить листочки на свои места. Игра называется «Чья команда повесит больше листочков?» Я читаю слова, вы на слух определяете орфограмму, выбираете листочек нужного цвета, объясняете и приклеиваете к нужной ветке.

Слова для игры: росточек, касаюсь, угоришь, пригоришь, сыграть, озарил, подыскать, дезинформация, презабавный, приоткрыть, приспособить, превратиться, сделаешь, нисходить, низвергаться.

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Путешествие Машеньки и Медведя в страну ОРФОГРАФИЮ».

-Ребята, у меня больше слов нет, а разноцветные листочки остались. Продолжим игру в другом режиме: вы будете задавать друг другу слова. Продолжаем соревнование между командами, пока не останется листочков.

(Игра продолжается до последнего листка. Последний листок наклеен- дерево красивое получилось)

11. Подведение итогов работы. Рефлексия.

-Молодцы! Прекрасно поработали, оказывается ,мы не играли, а занимались серьёзным делом.

Через игру повторили, отработали написание орфограмм. А какие орфограммы мы повторили? (Дети называют орфограммы)

Выявляется команда-победитель по количеству накопительных призов.( Призы-эмблемы из мультика «Машенька и Медведь»

Закончите предложения.

Сегодня на уроке я узнал……

Мне показалось интересным………

Меня удивило……

-А сейчас каждый оценит свою работу на уроке. (Учитель комментирует, высказывая свою точку зрения, соглашается или не соглашается с оценками детей)

Домашнее задание: подготовиться к десятиминутной орфографической проверочной работе.

Учитель читает в заключение стихотворение:

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

-Сегодня урок мы начали песней, предлагаю ей же и закончить нашу работу.

Исполнение куплета песни из мультфильма «Маша и Медведь»

(«Следы невиданных зверей»)

Р.s. К уроку была организована в классе выставка рисунков учащихся «По страницам мультика Машенька и Медведь»





© 2010-2022