- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Путешествие Машеньки и Медведя в страну ОРФОГРАФИЮ»
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Путешествие Машеньки и Медведя в страну ОРФОГРАФИЮ»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Павлюченко Л.Л. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «Сарафановская СОШ» Молчановского района Томской области
Методическая разработка урока русского языка
в 6 классе по теме «Путешествие Машеньки и Медведя в страну ОРФОГРАФИЮ».
Автор: Павлюченко Л.Л.,учитель русского
языка и литературы высшей категории.
2014 год.
Нестандартный урок русского языка в 6 классе по теме «Путешествие Машеньки и Медведя по стране ОРФОГРАФИЯ». (Главные действующие герои - Машенька и Медведь из популярного мультфильма)
Ход урока.
Цель урока: в игровой форме отработать написание чередующихся гласных в корнях, ы-и после приставок, з-с на конце приставок, написание приставок пре-, при-, подготовиться к проверочной орфографической работе.
Задачи:
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе урочной деятельности; формирование основ орфографической зоркости.
Метапредметные: умение ставить цели и планировать деятельность для их достижения; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Познавательные:
умение анализировать и выбирать главное для решения поставленных задач;
приобретение орфографических знаний.
Коммуникативные: высказывать свои мысли; довести свою точку зрения до других учащихся; уметь слышать и слушать.
На экране дети смотрят отрывок из мультфильма до появления названия мультфильма. (15 секунд)
1.Слово учителя, целевая установка урока:
-Много на свете разных стран, но ту страну, в которой мы сегодня побываем с Машенькой и Медведем, вы не найдёте на карте, хотя с её жителями мы встречаемся на каждом уроке русского языка. Эта страна называется орфографией, а её жителей зовут орфограммами.
Сегодня мы попытаемся не запутаться в орфографических следах.
Преодолеем лабиринт с чередующимися гласными.
Разгадаем тайну букв Ы-И в корнях после приставок.
Решим головоломки с буквами З и С на конце приставок.
Повстречаемся с сёстрами- соперницами, приставками ПРЕ-, ПРИ-.
И в конце нашего путешествия оденем в лиственный наряд орфографическое дерево. А что это такое, пусть для вас это будет загадкой.
2.( Класс делится на 2 группы: девочки - команда Машенек, мальчики - команда Медведей. Раздаются маски)
-Отправляемся в путешествие. А как в дороге обойтись без песни!
(Все вместе поём под музыку один куплет песни «Следы невиданных зверей»
-Мы с вами оказались перед орфографическими воротами. Но войти в эти орфографические ворота не так- то просто.
3. Учитель читает стихотворение:
Войти никак нельзя туда,
Коль не приложишь ты труда.
Там корни у ворот стоят,
Сомкнувшись тесно-тесно в ряд.
А путь откроют лишь тому,
Кто знает толк в правописании.
Опрос.
-
В каких корнях чередующиеся гласные зависят от наличия или отсутствия суффикса? А после корня?
( -кос---кас-, -бер---бир-,-пер---пир-,-дер---дир-,-тер---тир-, -мер---мир-, -стел---стил-,-блест---блист-, -жег---жиг-, -чет---чит-.)
2. В каких корнях чередующиеся гласные зависят от ударения?
(-гор---гар-, -клон---клан-, -твор---твар-, -зор---зар-.)
3. В каких корнях чередующиеся гласные зависят от наличия или отсутствия согласной в корне?
(-раст---ращ---рос-, -лаг---лож-)
-Молодцы! Теорию знаете. Путь в орфографическое государство открыт.( За правильные ответы выдаются накопительные призы -бумажные листья)
4.Работа у доски (по цепочке дети выходят к доске, записывают слова, объясняют орфограммы)
Угоришь, коснёшься, затворишь, озаришь, заблестишь, изложишь, предлагаешь, поклонился, прорастаешь, подросла, ростовщик, выращенный, разжигаешь, озарённый , подстилаешь, изложение.
(Выдаются накопительные призы.)
-Продолжаем путь. Но что это?! На пути преграда: синтаксическая речка разлилась на пути, нужно разобраться со структурой предложения, расставить знаки препинания и объяснить графически и схемой.
5. У доски работает один ученик (расставить знаки препинания, объяснить структуру предложения, доказать).
Предложение для работы:
Когда Маша поднялась на холм, стало видно, где дорога делает поворот к домику Мишутки.
Представитель другой команды чертит схему данного предложения
(Когда…), ,(где….).
(Раздаются накопительные призы)
-Погода хорошая, мы продолжаем путь. Но что это? Только что дул тихий ветерок, играя с редкими оставшимися листочками. А теперь РАЗ(Ы,И)грался сильный ветер. (на доске записано слово РАЗ(Ы,И)ГРАЛСЯ.
-В край какой орфограммы мы пришли? (Ы,И после приставки)
-Расскажите, когда пишутся буквы Ы-И после приставок (После приставок на согласные пишется буква Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются с буквы И. После приставок дез-, сверх-,меж-, контр-, транс- пишем букву И. Слово-исключение: взимать)
-Только что принесли два конверта, по одному - каждой команде с заданием объяснить пропущенные орфограммы (Индивидуальные задания представителям команд)
(Задание Медведю : вставь пропущенные орфограммы, объясни.:
Без..дейный, с..гранный коллектив, дез..нформационная статья,свех..нтересная история,раз..грать друга, меж..нститутское собрание.
Задание Машеньке: Вставь пропущенные орфограммы, объясни.
С..грать в игру,интересная конр..гра, сверх..зысканное кушанье,пред..стория рассказа, небез..нтересный попутчик,под..тожить.)
6. Работа у доски: два ученика распределяют слова в 2 столбика: с приставкой пре- и при-.
Слова для работы: предыдущий,небезызвестный,сверхизысканный,предыстория,контригра, сыграешь, дезинформация, межинститутский, розыгрыш, сверхинтересный.
Проверка работ- накопительные призы.
Слушаем ребят, которые работали индивидуально с заданиями-письмами.(призы)
-Ребята, прислушайтесь. Кто это ссорится? Сестрёнки-соперницы, две приставки пре-, при-. Что они не поделили? Послушайте сказку об этих приставках
«В одном из городов страны Орфографии жили сёстры -приставки при-, пре-. Приставка при- была добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Её сестра приставка пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.
И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая, как ты.» Все остальные приставки дружно поддержали её. Приставка При-, её сестра продолжала: «Почему ты слово «ПЕРЕДАТЬ» переделала и получилось слово «ПРЕДАТЬ»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется»
Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени: «прекрасный», «прелестный».
Перевоспиталась приставка Пре- , осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше».
-Понравилась вам сказка? Давайте вспомним написание приставок пре- и при-
(Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква И (это приставка ПРИ-). Если приставка близка по значению к слову ОЧЕНЬ или к приставке ПЕРЕ-, то в ней пишется буква Е (это приставка ПРЕ-).
7. Конкурс стихов о приставках ПРЕ-, ПРИ-.
Стихотворение от команды Машенек
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной-
Обо всех, кто придёт, прилетит, приплывёт,
Пишется ПРИ-, несомненно.
(э. Успенский)
Стихотворение от команды Медведей:
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой или очень сякой-
ПРЕ- мы напишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь- не преграда,
Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-,
Там только ПРЕ- ставить надо.
(Э.Успенский)
За конкурс стихов - накопительные призы.
8. Командная работа у доски в два столбика с приставками ПРЕ-,ПРИ-.
(На откидных досках работают по одному представителю от каждой команды)
Слова для работы: приморский, прежадный, преодолеть, присесть, приплывёт, прескучный, препятствие, приказать, превратить, пригодиться, присмотреться, презирать.
Проверка детей, работавших у доски - накопительный приз)
9. Групповая работа: каждой команде выдаются карточки с идентичным заданием - исправить ошибки в написании приставок ПРЕ-, ПРИ-.
Текст карточек. (Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит- местность незнакомая. Прикрикнул щн на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень, призадумался.)
Проверка карточек - накопительные призы.
10. Работа с интерактивной доской.
Тренажёр «Написание приставок ПРЕ-, ПРИ-» (проверка по ходу работы -накопительные призы)
(Приложение 3)
-Машеньки и Медведи, что за шум?! Понял: нам сейчас предстоит решить головоломки, которые нам подготовили буквы З и С. Кто знает, какое орфографическое правило оказалось у нас на пути?
(Этот написание З и С на конце приставок.)
-Спорят З и С о том, когда они должны писаться на конце приставок. Без нашей помощи им не обойтись. Напомните им правило о написании З и С на конце приставок.
(Дети отвечают - накопительный приз)
-Друзья, вы напомнили правило, а спор не прекращается между буквами. Оказывается, они не знают звонкие и глухие согласные, а без этих знаний эти буквы никак нельзя расставить по своим местам. Помогите! Как легко запомнить глухие согласные?
(-Стёпка, хочешь щец?
Фи!)
-А сейчас решим окончательно головоломку с буквами З и С в тренажёре. (Интерактивная доска. Отвечают дети « по цепочке» -накопительные призы, отметить лучшие работы).
-А вот мы подошли к ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ ДЕРЕВУ.
(учитель открывает откидную доску. Перед взором детей предстаёт нарисованное дерево. У него 4 ветки, каждая из которых нарисована мелками разного цвета: зелёный цвет-это Буквы Ы-И после приставок, синий-чередующиеся гласные в корнях, красный- З-С на конце приставок, жёлтый-приставки ПРЕ-, ПРИ-).
Помните, когда мы с вами подходили к буквам Ы-И после приставок, поднялся ветер и сорвал практически все орфографические листочки. Наша задача - повесить листочки на свои места. Игра называется «Чья команда повесит больше листочков?» Я читаю слова, вы на слух определяете орфограмму, выбираете листочек нужного цвета, объясняете и приклеиваете к нужной ветке.
Слова для игры: росточек, касаюсь, угоришь, пригоришь, сыграть, озарил, подыскать, дезинформация, презабавный, приоткрыть, приспособить, превратиться, сделаешь, нисходить, низвергаться.
-Ребята, у меня больше слов нет, а разноцветные листочки остались. Продолжим игру в другом режиме: вы будете задавать друг другу слова. Продолжаем соревнование между командами, пока не останется листочков.
(Игра продолжается до последнего листка. Последний листок наклеен- дерево красивое получилось)
11. Подведение итогов работы. Рефлексия.
-Молодцы! Прекрасно поработали, оказывается ,мы не играли, а занимались серьёзным делом.
Через игру повторили, отработали написание орфограмм. А какие орфограммы мы повторили? (Дети называют орфограммы)
Выявляется команда-победитель по количеству накопительных призов.( Призы-эмблемы из мультика «Машенька и Медведь»
Закончите предложения.
Сегодня на уроке я узнал……
Мне показалось интересным………
Меня удивило……
-А сейчас каждый оценит свою работу на уроке. (Учитель комментирует, высказывая свою точку зрения, соглашается или не соглашается с оценками детей)
Домашнее задание: подготовиться к десятиминутной орфографической проверочной работе.
Учитель читает в заключение стихотворение:
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
-Сегодня урок мы начали песней, предлагаю ей же и закончить нашу работу.
Исполнение куплета песни из мультфильма «Маша и Медведь»
(«Следы невиданных зверей»)
Р.s. К уроку была организована в классе выставка рисунков учащихся «По страницам мультика Машенька и Медведь»