Конспект урока русского языка в 8 А классе. Тема урока: «Лицо и число местоимений»

Цели урока:   Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о местоимении как части речи, познакомить учащихся с такими понятиями, как лицо и число местоимений, научить их определять лицо, число и род личных местоимений, способствовать формированию умения определять действующее лицо.   Коррекционно-развивающие: работать над развитием и коррекцией восприятия, речи, мышления, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарный запас детей.   Воспитательные: поддержи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Лицо и число местоимений»

Цели урока:

Образовательные:

расширить и углубить знания учащихся о местоимении как части речи, познакомить учащихся с такими понятиями, как лицо и число местоимений, научить их определять лицо, число и род личных местоимений, способствовать формированию умения определять действующее лицо.

Коррекционно-развивающие:

работать над развитием и коррекцией восприятия, речи, мышления, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарный запас детей.

Воспитательные:

поддерживать интерес к изучению предмета; воспитывать в детях аккуратность, прилежание.

Учебно-методическое обеспечение:

Интерактивная доска, индивидуальные карточки с заданиями для учащихся

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Приветствие учеников. Настрой на работу.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!


  1. Актуализация знаний.

Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? Правильно, о личных местоимениях. А сегодня мы расширим наши знания о личных местоимениях, научимся определять их лицо и число. Но сначала запишем число и тему урока в тетради.

Итак, какие личные местоимения вы знаете? (Дети перечисляют личные местоимения, повторение по слайду № 1 «Личные местоимения»)

Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Все местоимения.

Давайте повторим, что такое местоимение, на какие вопросы отвечают местоимения и на что они указывают (показ слайда № 2 - «Вместо имени», № 3 «Местоимение»).

Таким образом, местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет, на признак, на количество, но не называет их.


  1. Знакомство с новым материалом.

Посмотрите на доску (на интерактивной доске показ слайда № 4 с отрывками из стихотворений с личными местоимениями).

Мы сегодня в лес пойдем

За зеленой елкой.

Я лечу, лечу стрелой,

Только пыль взметаю.

Гуси, вы гуси, серые гуси,

Где вы летали, что вы видали?

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

В небо взлетают цветные огни,

Весть о победе разносят они.

Найдите строки, в которых местоимения указывают на:

говорящее лицо (тот, кто говорит);

лицо, к которому обращена речь (тот, кому говорят);

лицо, о котором говорят (тот, о ком говорят).

(Все отрывки прочитываются, дети находят личные местоимения, определяют их лицо и число, записывают предложения в тетрадях).


  1. Первичное закрепление.

(Работа по слайду № 5 «Опорные схемы» 3 шт., запись в тетради).


  1. Физкультминутка.

Вы хорошо поработали, а сейчас пришло время немного отдохнуть. Встаём на лингвистическую разминку!

- Если слышим местоимение, то поднимаем руки вверх и хорошенько потягиваемся, если же это другая часть речи, то приседаем с прямой спиной.

Дети

они

дело

оно

им

мел

пью

его

около

мне

ты

пенал

спать

вы


  1. Закрепление.


  1. Прочитайте пословицы и поговорки. Запишите их. Определите в них действующее лицо. В скобках напишите местоимение и укажите его лицо и число (работа по слайду № 6 «Пословицы и поговорки». Индивидуальная работа по карточкам).

За болтливым языком не поспеешь и босиком. (Ты - 2 л., ед. ч.)

Чужую беду руками разведу. (Я - 1 л., ед. ч.)

Других не судите, на себя поглядите. (Вы - 2 л., мн. ч.)

Много видит, да мало смыслит. (Он - 3 л., ед. ч.)


  1. Прочитайте загадки. Найдите в них местоимения. Вместо каких существительных они стоят? Запишите загадки. Подчеркните личные местоимения. Укажите их род (работа по слайду № 7 « Загадки»).

И сам он держится за дно, и держит судно заодно. (Якорь.)

(Он - 3 л., ед. ч., м. р.)

Оно везёт нас под землёй на работу и домой. (Метро.)

(Оно - 3 л., ед. ч., ср. р.)

Росла она на лугу, а оказалась в стогу. (Пшеница.)

(Она - 3 л., ед. ч., ж. р.)

Скажите, у местоимений какого лица и числа различают род? (3 л., ед. число)


  1. Итог урока.

А сейчас давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

- Скажите, о какой части речи мы говорили сегодня на уроке?

- Какие местоимения относятся к 1 лицу? Какие местоимения относятся ко 2 лицу? Какие местоимения относятся к 3 лицу?

- Назовите местоимения в ед. числе. Назовите местоимения во мн. числе.

- У местоимений какого лица и числа различают род?

- Скажите, с помощью какого местоимения человек указывает на самого себя? (я)

- С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя? (мы)

- Какое местоимение вы употребляете, если обращаетесь к другу, однокласснику? (ты)

- Какое местоимение вы употребляете, если обращаетесь к нескольким одноклассникам? (вы)

- С помощью какого местоимения вы укажете на человека мужского пола, который не участвует в разговоре? (он)

- Какое местоимение вы используете, если надо указать на человека женского пола, не участвующего в разговоре? (она)

- Какое местоимение вам поможет указать на предмет среднего рода? (оно)

- С помощью какого местоимения можно назвать всех или многих, о ком говорят? (они)


  1. Домашнее задание.

Упр.153 стр. 109. Дописать предложения, вставить местоимения.


  1. Выставление и комментирование оценок.

© 2010-2022