- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка в 8 А классе. Тема урока: «Лицо и число местоимений»
Конспект урока русского языка в 8 А классе. Тема урока: «Лицо и число местоимений»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Темиралина А.К. |
Дата | 26.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Лицо и число местоимений»
Цели урока:
Образовательные:
расширить и углубить знания учащихся о местоимении как части речи, познакомить учащихся с такими понятиями, как лицо и число местоимений, научить их определять лицо, число и род личных местоимений, способствовать формированию умения определять действующее лицо.
Коррекционно-развивающие:
работать над развитием и коррекцией восприятия, речи, мышления, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарный запас детей.
Воспитательные:
поддерживать интерес к изучению предмета; воспитывать в детях аккуратность, прилежание.
Учебно-методическое обеспечение:
Интерактивная доска, индивидуальные карточки с заданиями для учащихся
Ход урока:
-
Организационный момент.
Приветствие учеников. Настрой на работу.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
-
Актуализация знаний.
Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? Правильно, о личных местоимениях. А сегодня мы расширим наши знания о личных местоимениях, научимся определять их лицо и число. Но сначала запишем число и тему урока в тетради.
Итак, какие личные местоимения вы знаете? (Дети перечисляют личные местоимения, повторение по слайду № 1 «Личные местоимения»)
Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
Давайте повторим, что такое местоимение, на какие вопросы отвечают местоимения и на что они указывают (показ слайда № 2 - «Вместо имени», № 3 «Местоимение»).
Таким образом, местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет, на признак, на количество, но не называет их.
-
Знакомство с новым материалом.
Посмотрите на доску (на интерактивной доске показ слайда № 4 с отрывками из стихотворений с личными местоимениями).
Мы сегодня в лес пойдем
За зеленой елкой.
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю.
Гуси, вы гуси, серые гуси,
Где вы летали, что вы видали?
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
В небо взлетают цветные огни,
Весть о победе разносят они.
Найдите строки, в которых местоимения указывают на:
говорящее лицо (тот, кто говорит);
лицо, к которому обращена речь (тот, кому говорят);
лицо, о котором говорят (тот, о ком говорят).
(Все отрывки прочитываются, дети находят личные местоимения, определяют их лицо и число, записывают предложения в тетрадях).
-
Первичное закрепление.
(Работа по слайду № 5 «Опорные схемы» 3 шт., запись в тетради).
-
Физкультминутка.
Вы хорошо поработали, а сейчас пришло время немного отдохнуть. Встаём на лингвистическую разминку!
- Если слышим местоимение, то поднимаем руки вверх и хорошенько потягиваемся, если же это другая часть речи, то приседаем с прямой спиной.
Дети
они
дело
оно
им
мел
пью
его
около
мне
ты
пенал
спать
вы
-
Закрепление.
-
Прочитайте пословицы и поговорки. Запишите их. Определите в них действующее лицо. В скобках напишите местоимение и укажите его лицо и число (работа по слайду № 6 «Пословицы и поговорки». Индивидуальная работа по карточкам).
За болтливым языком не поспеешь и босиком. (Ты - 2 л., ед. ч.)
Чужую беду руками разведу. (Я - 1 л., ед. ч.)
Других не судите, на себя поглядите. (Вы - 2 л., мн. ч.)
Много видит, да мало смыслит. (Он - 3 л., ед. ч.)
-
Прочитайте загадки. Найдите в них местоимения. Вместо каких существительных они стоят? Запишите загадки. Подчеркните личные местоимения. Укажите их род (работа по слайду № 7 « Загадки»).
И сам он держится за дно, и держит судно заодно. (Якорь.)
(Он - 3 л., ед. ч., м. р.)
Оно везёт нас под землёй на работу и домой. (Метро.)
(Оно - 3 л., ед. ч., ср. р.)
Росла она на лугу, а оказалась в стогу. (Пшеница.)
(Она - 3 л., ед. ч., ж. р.)
Скажите, у местоимений какого лица и числа различают род? (3 л., ед. число)
-
Итог урока.
А сейчас давайте подведем итоги сегодняшнего урока.
- Скажите, о какой части речи мы говорили сегодня на уроке?
- Какие местоимения относятся к 1 лицу? Какие местоимения относятся ко 2 лицу? Какие местоимения относятся к 3 лицу?
- Назовите местоимения в ед. числе. Назовите местоимения во мн. числе.
- У местоимений какого лица и числа различают род?
- Скажите, с помощью какого местоимения человек указывает на самого себя? (я)
- С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя? (мы)
- Какое местоимение вы употребляете, если обращаетесь к другу, однокласснику? (ты)
- Какое местоимение вы употребляете, если обращаетесь к нескольким одноклассникам? (вы)
- С помощью какого местоимения вы укажете на человека мужского пола, который не участвует в разговоре? (он)
- Какое местоимение вы используете, если надо указать на человека женского пола, не участвующего в разговоре? (она)
- Какое местоимение вам поможет указать на предмет среднего рода? (оно)
- С помощью какого местоимения можно назвать всех или многих, о ком говорят? (они)
-
Домашнее задание.
Упр.153 стр. 109. Дописать предложения, вставить местоимения.
-
Выставление и комментирование оценок.