Урок-исследование по Русской литературе на тему: Биография Души на примере жизни и творчества М. Ю. Лермонтова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тамбовское областное государственное

автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Педагогический колледж г. Тамбова»


Урок из серии: «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы»





Урок-исследование по Русской литературе на тему:Биография Души на примере жизни и творчества М.Ю. Лермонтова




Тамбов

2014



АННОТАЦИЯ


Проблема духовно-нравственного воспитания, становления человека первостепенна во все времена, а в настоящее время особенно актуальна. В настоящее время растущий интерес общества к духовно-нравственному воспитанию вызван беспокойством относительно своего будущего. Антидуховные настроения в обществе настораживают и заставляют искать правильный выход. Но сейчас нам открываются множество возможностей для знакомства со Священным Писанием, Священным Преданием, святоотеческому наследию. Все это необходимо для укрепления и взращивания патриотизма, привития детям интереса к вере отцов и прадедов, знакомству с неисчислимыми открытиями и исследованиями, подтверждающими истинность Библейских и Евангельских событий.

Созвучие переживаний относительно воспитания молодежи отражено в многогранном творчестве русского поэта и писателя М.Ю. Лермонтова.

Предлагаемая разработка урока отражает исследовательские наблюдения биографов об истоках формирования детских впечатлений поэта, т.к. известно, что поэтический мир писатель воссоздаёт через свое личное восприятие и отношение к реальной действительности. Акцентирование внимания на периоде детства М.Ю. Лермонтова даёт студентам необходимую психологическую и эстетическую установку на изучение его произведений, позволяет не только познакомиться с личностью и творчеством, но и помогает понять основы мировоззрения, духовных исканиях поэта.

В содержании урока использованы высказывания известных литературоведов, богословов, художников о личности и художественном мире, а так же привлекаются видеофрагменты из художественного фильма о М.Ю. Лермонтове.

Особенностью представленной работы является то, что мир детской души, личность и творчество М.Ю. Лермонтова рассматриваются с позиций христианского православного миропонимания. Отбор стихотворений для анализа произведен в соответствии с исследуемой проблемой урока. Стихи передают светлые моменты, оптимистические настроения.

В основе урока - желание помочь подрастающему поколению познакомиться с духовным миром лирического героя поэта, осознать духовно-нравственные приоритеты, вызвать интерес, культурно-историческому, эпическому наследию России, к духовной составляющей жизни человека.

Урок будет интересен учителям русского языка и литературы, преподавателям Воскресных школ, студентам педагогических образовательных учреждений, родителям и воспитателям.
















Биография души

на примере жизни и творчества

М.Ю. Лермонтова


Цель: духовно-нравственное воспитание студентов посредством слова.

Задачи.

Образовательная: обучать студентов анализу поэтического текста стихотворений М.Ю. Лермонтова с целью развития их мышления, способствовать обогащению лексики студентов, развивать у учащихся способность вдумчивого отношения к слову, вырабатывать навыки культуры речи.

Воспитательная: познакомить с понятием Душа, Дух, Ангел, Священное Писание, воспитание, нравственность, способствовать понимаю детей эстетического чувства красоты природы, ее непреходящей важности в жизни человека и мира, раскрыть основы христианского мировоззрения, духовно-нравственных координат и способствовать укреплению духовного иммунитета к негативному влиянию различного рода проявлений в современном обществе.

Развивающая: обозначить духовно-нравственные приоритеты, вызвать интерес к духовной стороне жизни, культурно-историческому, эпистолярному наследию России, убедить в необходимости анализировать, изучать, сопоставлять информацию. Раскрыть духовно-назидательное и решающее значение Христианской традиции, Православия в жизни человека и государства.

Оборудование: Библия, Евангелие, Лермонтовская энциклопедия, собрание сочинений М.Ю. Лермонтова, репродукции икон, иллюстративный материал, художественный фильм «Лермонтов» 1986 г., (реж. Н. Бурляев), аудиомонолог (О. Даль), тематические аудиозаписи о ДУШЕ, романсы на стихи Лермонтова, Словарь русского языка С.И. Ожегова, музыкальный фрагмент из сочинения Римского-Корсакова «Ангел» на стихи Лермонтова, ресурсы интернета, видеопроектор, электронная доска.

Оформление

доски: тема урока, портреты и репродукции рисунков Лермонтова, новые слова

Методические

приемы:

элементы лекции, эвристическая беседа, работа в группах (исследовательская работа), чтение наизусть стихотворений, организация поиска, постановка проблемы и ее раскрытие, включение студентов в работу над анализом текста и оформлением самостоятельного вывода, демонстрация репродукций, сопоставление образов словесных и живописных, проблемные вопросы, творческая работа студентов (составление синквейна)

Ход урока:

(На слайде: портрет Лермонтова М.Ю.)






Биография души

на примере жизни и творчества

М.Ю. Лермонтова



«Вы - свет мира …»

Так да светит свет ваш пред людьми,

чтобы они видели ваши дела

и прославляли отца Вашего Небесного»

(Мф.5. 14-16.)


«Божественная цель слова в писателях,

во всех ученых, а паче в пастырях

- наставление и спасение человеков».

Игнатий Брянчанинов

«Пускай глядит он без упрека

На ложный блеск и ложный мира шум;

Пускай не ищет он причины

Чужим страстям и радостям своим,

И выйдет он светской тины

Душою бел и сердцем невредим! »

М.Ю. Лермонтов


Ведущий:

За то малое время, что поэт прожил на земле (26 лет), он создал множество произведений разных жанров: стихи, поэмы, драмы, повести, сказки. При всем восхищении мастерством поэта многие сходятся во мнении о противоречиях в его отношения к окружающему его миру. Но все творчество пронизано в большей или меньшей степени христианскими образами. Открывая для себя мир его стихотворений в этом убеждаешься, например, «Я не люблю Вас и люблю», но при этом у него все очень искренно. Объединяясь в единое поэтическое целое, противоречия и искренность создают характер сильной, независимой, но постоянно ищущей, мятущейся души: «Для чего я не родился», «Небо и звезды».

Все, кто обращался к его творчеству, ощущают, по словам П.А. Висковатова, «высокую духовную заданность, дар Божий - на земле помнить о небе и тосковать по нему». По мнению В. Захарова, «Лермонтов нигде положительно не высказал, во что он верил, но зато во всей своей поэзии оставил глубокий след непреодолимой и для него совершенно ясной связи с вечностью». «В глубине его стихов с первых лет и до последних, тихо струится, журча и поднимаясь порой и до неповторимо дивных звучаний, …светлая, задушевная, теплая вера…» - отмечает Д. Андреев, поэт и философ нашего времени. «Верующие видят в Лермонтове духовного поэта и выделяют в его многогранном творчестве такие религиозно-духовные вершины, как «По небу полуночи ангел летел…», и «Молитвы» (1837 и 1839 годов), другие поэтические шедевры, свидетельствующие о высокой и светлой вере Лермонтова» - обращает внимание исследователь творчества поэта С.Н. Дурылин.

Целью нашей сегодняшней встречи с Вами, уважаемые исследователи, является:

- попытаться увидеть становление, развитие и влияние духовного мира поэта на характер его лирического героя и образы поэзии.

В процессе нашей исследовательской работы вам предстоит внимательно фиксировать в Ваших таблицах значение терминов, понятий и ответы на вопросы. В конце урока ваши наблюдения будут приняты на проверку.

Но прежде, чем обратиться к интересным его произведениям и понять их смысл, благоразумным будет вначале познакомиться с биографией поэта.

- Для решения интересующей нас проблемы, нам необходимо познакомиться с исследованиями, которые провели биографы, художники, литературоведы.

Уважаемые биографы, познакомьте, пожалуйста, нас с биографией М.Ю.Лермонтова, акцентируя внимание на самом раннем детстве будущего поэта.

Сообщения и Презентация биографов

(Имена известных биографов на слайде их презентации)


1. Биограф:

В Москве в ночь с 2 на 3 октября 1814 года в доме напротив Красных ворот на свет появился великий русский поэт. 23 октября в церкви Трёх святителей у Красных ворот крестили новорожденного Михаила Лермонтова. Крестной матерью стала бабушка - Елизавета Алексеевна Арсеньева. Маленький Мишель жил вместе с мамой и бабушкой в селе Тарханы, недалеко от города Пенза. Этим селом и всеми крестьянами владела бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева. Папу Михаила Юрьевича звали Юрий Петрович, он был офицером, но поссорился и с мамой маленького Лермонтова, и с бабушкой. Поэтому он жил отдельно. Когда ему было около 3х лет его мамы не стало. И воспитывала Мишеля бабушка.

2. Биограф:

Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, очень любила его и, обладая гораздо большими возможностями в материальном отношении, чем его отец взяла внука к себе с уговором воспитывать его до 16 лет и во всем советоваться с отцом. Последнее условие не выполнялось; даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Елизаветы Алексеевны.

3. Биограф:

Михаила Юрьевич Лермонтова воспитывался в особенных условиях. Гувернер Жан Капе, говорил с маленьким Лермонтовым по-французски, няня - по-немецки, и маленький Лермонтов свободно разговаривал на этих языках с раннего детства.

Еще он, конечно, научился латыни, английскому и читал любимые книги на тех языках, на которых они и были написаны. Стихи поэта Байрона - из английской книги, стихи поэта Гейне - из немецкой.

Бабушка старалась, чтобы маленькому Мишелю было не скучно расти. Однажды она приказала, чтобы к дому для игры привели маленького олененка и лосенка.

4. Биограф:

Маленький Лермонтов с ними быстро подружился и кормил сеном, березовыми вениками и хлебом. Но через полтора года олень во время игры так сильно стал бодать людей своими огромными рогами, что многие стали от него прятаться. Да и лось тоже стал опасным, и поэтому их отвели в лес. А Михаилу Юрьевичу бабушка выписала из Москвы крошечную черкесскую лошадку. Ему сделали детское седло, и он стал носиться верхом на ней по поместью, а бабушка смотрела в окно, очень переживала, постоянно крестилась, тихо повторяя слова молитвы, чтобы Бог поберег ее внука, но лошадку не отнимала.

А маленький Лермонтов полюбил военные игры. Бабушка поселила в доме несколько мальчиков, которым было столько же лет, и они вместе строили крепости, а потом, одетые в военную форму, брали их штурмом. Впереди, размахивая деревянной саблей, скакал Михаил Юрьевич верхом на своей лошадке, а рядом с ним с игрушечными ружьями бежали его соратники, его верные воины. И такие сражения были похожи на битвы Александра Македонского и Петра Великого.

Все, кто хорошо знал будущего великого поэта, рассказывали, что был он невысокого роста, но очень сильный. А среди черных кудрей на лбу у него выделялась белая прядь. Все говорили про большие голубые глаза и называли их прекрасными.

Ведущий:

- Но иногда в этих глазах отражалась недетская грусть, и маленькому Лермонтову становилось вдруг так печально, так одиноко, словно ему было суждено почувствовать одиночество и печаль всех людей на земле. И тогда он прятался от взрослых, оставаясь наедине со своим одиночеством.

- Как вы думаете, какие причины для грусти были у маленького Лермонтова?

5. Биограф:

Одно воспоминание из детства поэт пронесет через всю свою жизнь.

Одним из первых воспоминаний у маленького Лермонтова было такое.

Кадр из фильма «Лермонтов» от «Когда я был трех лет…» (3 минуты)

- Какое впечатление произвел на вас этот фрагмент?

- Ответы.

Ведущий:

-Спустя несколько лет он напишет стихотворение «Ангел».

А Римский-Корсаков сочинил к нему музыку.

- и сейчас мы услышим чтение этого стихотворения наизусть и услышим прекрасные звуки

Чтение стихотворения «Ангел»

на фоне муз. творения Римского-Корсакова


- Мы познакомились с прекрасными произведениями. Какие чувства вызвали у вас строчки стихотворения и сопровождающие его звуки музыки?

- ответы студентов

Ведущий:

- Мы можем предполагать, что стихотворение навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую в раннем детстве ребенок слышал от матери, Марии Михайловны, ушедшей из жизни в 22 года. Смутное воспоминание о нежной маме наверняка порождало в сознании мальчика ассоциацию с ангелами. В стихотворении отражено убеждение, что души людей существуют во внеземном мире до рождения человека и приносятся на землю ангелами, ими же уносятся после смерти.

Мария Михайловна была музыкальна и передала свой дар сыну. Он верил, что некоторые звуки содержат отголоски звуков прекрасных небесных сфер, звуков, роднящих человека с вечностью.

Чтобы понять произведение как явление искусства слова, постараемся максимально «приблизиться к нему», а для этого обратимся к его языковому анализу, где с помощью лексических, грамматических, синтаксических средств языка узнаем о художественном мире стихотворения.

Обратимся к нашим Литературоведам:

- К какой теме относится это стихотворение?

Литературоведы: К религиозной теме

- Расскажите о значении слова «ангел»?

Литературоведы: В переводе с греческого языка значит Вестник.

Из «Словаря русского языка С.И.Ожегова:

1. В религиозной мифологии: сверхъестественное существо, посланец Бога, покровительствующий человеку (изображается крылатым отроком).

2. Употр. как ласковое обращение к человеку - Ангел мой! День Ангела - именины.

- В каком значении это слово употребляется в стихотворении?

Литературоведы: В первом, значении посланец Бога, покровительствующий человеку.

-Чтобы лучше понять смысл стихотворения, нам следует обратиться к его синтаксису. Он очень тонко организует содержание стихотворения. Сколько строк и строф в этом стихотворении? В чем особенность такой постановки знаков препинания?

Литературоведы: 16 строк и 4 четверостишия. Каждое из четверостиший представляет собой одно предложение. В конце второй строки - точка с запятой; в конце четвертой - точка. После вторых строк автор решил не ставить точки, чтобы показать смысловую связь предложений внутри сложного предложения. Синтаксические конструкции здесь подчинены общему движению и передают его.

- Каковы предложения в стихотворении по цели высказывания?

Повествовательные (ответы студентов)

- А по интонации?

Невосклицательные (ответы студентов)

- Как должны звучать эти предложения?

Спокойно, мелодично.

- А каким размером написано стихотворение?

- 3-х стопный амфибрахий (ответы студентов)

Удивительно соединение образов эпически величавых («песни святой») и обыденных («тихую песню»). Для русского верующего человека XIX века слово «святой» значило многое. Что значит «святая»?

- Божественная, неземная, небесная. В этом эпитете выражено отношение М.Ю. Лермонтова к песне ангела. Что ощущала душа, принесенная ангелом на землю?

- «Долго на свете томилась она, /желанием чудным полна...» Земная жизнь наполнена всеми заботами, печалями. М.Ю. Лермонтов не случайно выбрал выразительный глагол «томилась». Жила душа воспоминаньем, ведь в ней остался «звук песни...живой».

Особенность лирического героя Лермонтова заключается в том, что Душа его характеризуется со стороны и принадлежности кому-либо: душа поэта, ребёнка; восточная, южная; русская. Например, мы читаем:

Нет, я не Байрон, я другой,

Ещё неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Смысловой и эмоциональный стержень стихотворения составляет группа слов, связанных с религиозной тематикой.

Попросим литературоведов и художников назвать эти слова: «ангел», «внимать», «песня святая», «блаженство», «безгрешные духи», «райские сады», «бог великий», «небеса», «чудным», «душа».

А есть ли в стихотворении цветовые эпитеты?

- Нет.

Можем мы при чтении стихотворения видеть цветовую гамму?

- Да. Месяц, звезды, тучи. Ангел в светлых одеждах, купцы райских садов.

Какой же мир - небесный или земной - по- Вашему, ближе душе поэта?

- Конечно, мир «небесный», где звучит «тихая песня» ангела.

Как подтверждение этой мысли звучат его строчки из стихотворения «Небо и звезды»: «Только завидую звездам прекрасным,/ Только их место занять бы желал»

Читая стихотворение «Ангел», мы коснулись того, что воспринимаем не только разумом, но и душой.

- У Лермонтова очень часто в стихотворениях встречается слово Душа. Как Вы это понимаете?

Литературоведы: В Священном Писании мы узнаем о том, что «Сотворив первого человека Адама из земли, Бог вдунул в него дыхание жизни, т.е. душу, существо духовное и бессмертное. (Быт. 1, 26, 27). По смерти человека душа возвращается к Богу, который дал её» (Еккл. 13,7)

По «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля «ум» и «нрав» слитно образуют «дух» или «душу» в высшем значении. К «нраву» относятся воля, любовь милосердие, страсти и пр., а к «уму» - разум, рассудок, память и пр. «Согласный союз нрава и ума (т.е. единство души), сердца и думки,- отмечает В.И.Даль

А вот какое простое и понятное объяснение, что такое Душа человека мы имеем возможность услышать из аудиозаписи, передающей сказанное Серафимом Саровским в беседе с Николаем Мотовиловым.

Прослушивание аудиозаписи.

икона Серафима Саровского,

Репродукция иконы «Сошествие Святого Духа»


- Слышим мы и слово благодать, покаяние. Знакомы ли были Лермонтову эти понятия?

- ответы учащихся

Биографы: Исследуя вопрос об отношении Лермонтова к религии с религиозно-философской точки зрения, можно утверждать, что воспитание в традициях православия, знание Священного Писания, Евангелия были знакомы с детства Лермонтову.

(Кадр из фильма о детстве Лермонтова)

(На слайде - вид храма, внутреннее убранство в храме, отдельно, крест, лампадки, свечи)


Божественная литургия и церковные предметы (иконы, крест, лампадки, свечи) оказывало благотворное влияние на раненую душу и сердечко Мишеньки.

По мемуарным источникам видно, что, когда он выходил из дому, бабушка крестила его с произнесением молитвы. Свои письма к внуку бабушка Лермонтова частенько заканчивала благословляющими обращениями: «Христос с тобою, будь над тобою милость Божия».

В комнате его бабушки постоянно находились иконы, среди них самый почитаемый ею лик Спаса Нерукотворного.

Семья Арсеньевых жила так же, как большинство православных дворянских семей в России. Проблемы верить или не верить в Бога у них никогда не стояло - вера принималась как данное, как само собой разумеющееся, в том числе и М.Ю. Лермонтовым.

Подобно Пушкину, Лермонтов хорошо знал Священное Писание: его поэзия наполнена библейскими аллюзиями, некоторые его стихотворения являются переработкой библейских сюжетов, многие эпиграфы взяты из Библии.

- В каких стихах у поэта отражается благоговейное чувство по отношению к природе, миру, Богу?

Биографы: Как и для Пушкина, для Лермонтова характерно религиозное восприятие красоты, в особенности красоты природы, в которой он чувствует присутствие Божие:

Позвольте предложить Вашему вниманию

презентацию стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»


Показ слайдов презентации

- Как Вы думаете, почему не навсегда человек сохраняет радостное состояние Души?

- Ответы студентов

-Что человек должен сделать, что бы боль душевная прошла?

- Ответы студентов

- Что в подобных случаях должен сделать христианин?

- Ответы студентов

У Лермонтова мы часто встречаем понятие молитва. Обратитесь к вашим таблицам и ознакомьтесь с предложенными определениями. Какое Вам более близко?

- Ответы студентов

Поэзия Лермонтова отражает его молитвенный опыт?

Литературоведы: Да, испытанные им минуты умиления, его способность находить утешение в духовном переживании. Несколько стихотворений Лермонтова представляют собой молитвы, облеченные в поэтическую форму, из них три озаглавлены словом «Молитва». Вот наиболее известное из них:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко -

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

Это стихотворение Лермонтова приобрело необычайную популярность в России и за ее пределами. Более сорока композиторов положили его на музыку, в том числе М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.Г. Рубинштейн, М.П. Мусоргский, Ф. Лист.

Молитва воспринимается поэтом как «созвучье слов живых», которое «дышит» непонятной «святой прелестью», которое обладает «силой благодатной». Молитва, по учению святых отцев, и есть «дыхание жизни», «свет для души»

Под действием благодати человек испытывает духовную радость:

С души как бремя скатится

Сомненье далеко -

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Мы видим силу воздействия слов молитвы: движение души от грусти и тоски - к надежде и вере.

Внутренний мир человека отражается и на его внешности. А что ответят на этот вопрос наши художники об этом соотношении М.Ю. Лермонтове?

Художники: Во внешнем облике портретируемого всегда ищешь созвучие с созданным им миром. И оно есть.

Вглядимся в портреты М.Ю.Лермонтова, их писали разные люди. При жизни поэта были известны

работы: Ф.О.Будкино (1834), П.Е.Заболотского (1837, 1840). Позднее появились портреты Лермонтова, написанные А.И.Клюндером (1938), К.А.Горбуновым (1941). Сохранились автопортреты поэта. Но всюду - неповторимое восприятие изображённого человека, индивидуальная манера исполнения.

Но одно остаётся неизменным. Необычно высокое светлое чело и большие проникновенно-грустные

глаза заслоняют за собой остальные черты. Сразу возникает образ глубокой и печальной думы, и

ощущаешь «сумерки души» поэта.

Каким М.Ю. Лермонтова видели художники, которые писали его портреты?


(Презентация и сообщение художников)


Облик М.Ю. Лермонтова представленный в портретах поэта сложно было уловить. Различно и мнение его современников о внешнем облике М.Ю. Лермонтова. В воспоминаниях художника М.Е. Меликова запечатлён незабываемый портрет Лермонтова-подростка: «... приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой...».

Художники стремились передать выражение глаз поэта, но слишком трудно было запечатлеть его неуловимые черты. Ценен для нас портрет М.Ю. Лермонтова, выполненный художником Ф.О.Будкиным.

С точки зрения лермонтоведа И. Андроникова, несмотря на старания, портретисты «не сумели схватить жизнь лица», «духовный облик» М.Ю. Лермонтова. «Наиболее убедительны», считает исследователь, «беглый рисунок Д.П. Палена (Лермонтов в профиль, в смятой фуражке) и акварельный автопортрет: Лермонтов на фоне Кавказских гор, в бурке, с кинжалом на поясе, с огромными печально-взволнованными глазами».

А какие предположения и наблюдения делают литературоведы об отражении духовно-нравственных стремлений в жизни и творчестве поэта?

(Презентация и сообщение литературоведов)

1. Литературовед

О.П. Герасимов в «Очерке внутренней жизни Лермонтова по его произведениям» говорит об уверенности поэта в естественности нравственных стремлений человека и их неотрывности от веры в бессмертие «души человеческой» и убеждения «в гармоничности и разумности всего мироздания».

2. Литературовед

П.А. Федоровский отмечал, что наше стремление к миру иному, по Лермонтову, есть результат нашего божественного происхождения, а благородные порывы и страсти души человека - отголосок песни ангела «под кущами райских садов…».

В начале ХХ века П.А. Кропоткин говорил о высоком нравственном потенциале личности Лермонтова и о религиозных корнях его этического чувства. «Одаренный врожденным чувством красоты, не могущей существовать вне Правды и Добра, и в то же время окруженный <…> людьми, которые не могли или не смели понять его, он легко мог бы прийти <…> к человеконенавистничеству; но он всегда сохранял веру в человека», - пишет исследователь, подчёркивая духовную силу личности поэта.

3. Литературовед

И.П. Щеблыкин в статье «Поэт пророчества и преодоления» пишет о Лермонтове как о человеке, сумевшем распорядиться даром Божиим в «соответствии с Высшим предначертанием», «во славу человека и России, показав силу и необходимость человеческого порыва, осененного божественным духом Красоты и Истины». И.П. Щеблыкин полагает, что никто «в поэзии не сказал с такой же силою, как Лермонтов, о том, что источник всех человеческих бед состоит в попрании Истины и Блага».


Подведение итогов

Сегодня мы обратились к основным этапам становления, развития и влияния духовного мира поэта на характер его лирического героя и образы поэзии. Мы познакомились с биографией, связанной с детскими впечатлениями М.Ю. Лермонтова, размышлениями литературоведов, наблюдениями художников. И убедились, что поэзия Лермонтова основана на личных впечатлениях о духовно-культурной, нравственной традиции, в ней укреплены образы и заповеди Православия, показана живая связь и соотношение между земной и высшей правдой, между человеческим представлением о справедливости и справедливостью масштаба вселенского. Несомненно, перечисленные особенности переданы поэтом через образ его лирического героя.

Но особенно стоит заострить внимание на том, что попытка приблизиться к духовному миру человека возможна только при условии братской любви к нему и участии, открывая страницы жизни других людей - мы не имеем права осуждать. И уместно здесь вспоминать строчки из стихотворения самого Михаила Юрьевича Лермонтова: «Как я любил, за что страдал, // Тому судья лишь Бог да совесть», - эти слова еще юного поэта определяют его мировоззренческую перспективу, устремленную к осознанию и воплощению религиозного нравственного идеала.

Д. З. Наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Ребенка милого рожденье..»

А теперь прошу Ваши ответы передать на проверку.


Благодарю всех за проведенные наблюдении, вопросы, ответы

и активное участие!

Список литературы для подготовки к уроку:


1. Андронников И. Лермонтов: Исследования и находки. - М., 1968.

2. Андронников И. Образ Лермонтова. М.Ю. Лермонтов. Сочинения в двух томах. Т. I. - М, 1988.

3. Анненкова Е.И. «Дума» М.Ю. Лермонтова в литературно-философском контексте 1830-х годов//

Литература в школе. - 1997. - №6.

4. Архипов Ю. Колокола над городом // Литературная газета. - 2008. - № 46.

5. Белинский В.Г. Стихотворения М.Ю. Лермонтова. Собр. соч., т. I. - М, 1948.

6. Бердяев Н.А. Русская идея // Русская литература. - 1990. - № 2.

7. Библейская энциклопедия. Изд. СТСЛ., 1990. Репринтное издание. Труд и издание архимандрита

Никифора. - М., 1891.

8. Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. - М., 1891.

9. Дунаев М.М. Православие и русская литература - М., 1996. ч.II.

9. Ключевский В.О. Очерки и речи. - М., 1913.

10. Котельников В.А. О христианских мотивах у русских поэтов //Литература в школе. - 1994.-№3.

11. Леонтьев К.Н. Отшельничество, монастырь и мир: их сущность и взаимная связь. (Четыре письма с Афона). - Сергиев Посад, 1913.

12. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. - М., 1972.

13. Лермонтовская энциклопедия. - М., 1987.

14. Макарова Б.А. «Москва есть и будет всегда моё Отечество» // Литература в школе.- 1997. - №6.

15. Максимов Д. Поэзия Лермонтова. - М. - Л., 1964.

16. Мережковский Д.С. М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества. // В Тихом омуте. - М., 1991.

17. Соловьёв В.С. Литературная критика. - М., 1989.

18. Солоухин В. «По небу полуночи ангел летел...» // Литература в школе. - 1989. - №4.

19. Тургенев И.С. Полн. соб. соч. и писем в 8-ми томах. - М.,1967. Письма, т. 14.

20. Шапошникова В.В., Шишлова С.Н. Словообраз «душа» в лирике М.Ю. Лермонтова //Русский язык в школе. - 1997. - №1.

21. old.lgz.ru/article/83

© 2010-2022