Способы выражения сравнения в поэзии С. А. Есенина

          В настоящее время не ослабевает интерес к   изучению художественных средств выразительности, определении их места в языке того или иного писателя или поэта. В разработке рассматриваются морфологические и синтаксические средства  выражения значений сравнения, выявление их роли и особенностей функционирования в лирике С.А. Есенина.           Описаны  морфологические способы: творительный сравнения, имена прилагательные   в сравнительной степени, предлоги наподобие, вроде.             Син...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Способы выражения сравнения в поэзии С.А. Есенина

В настоящее время не ослабевает интерес к изучению художественных средств выразительности, определении их места в языке того или иного писателя или поэта.

В статье рассматриваются морфологические и синтаксические средства выражения значений сравнения, выявление их роли и особенностей функционирования в лирике С.А. Есенина.

1. Морфологические способы

а) Творительный сравнения

В языковом материале представлены многочисленные примеры использования в качестве сравнения существительного в творительном падеже (творительного сравнения).

Существительное в форме Т.п. может быть одиночным:

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе. «Сыплет черемуха снегом»

Запад подвернулся лентою розовой,

Пахарь вернулся в избушку с полей,

И за дорогою в чаще березовой

Песню любви затянул соловей. «Весенний вечер»

Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси. «Не ругайтесь. Такое дело!»

Оловом светится лужная голь… «Черная, потом пропахшая выть!»

Листьми звёзды льются

В реки на наших полях. «Небесный барабанщик»

Существительное в форме Т.п. может иметь при себе определение:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег. «Песнь о собаке»

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде. «Я покинул родимый дом»

Луна золотою порошею

Осыпала даль деревень. «Анна Снегина»

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой. «Береза»

Заря молитвенником красным

Пророчит благостную весть. « О верю, верю, счастье есть!»

Поэт активно использует данную форму передачи сравнения.

б) Имена прилагательные в сравнительной степени

Такие примеры мы также находим в поэтическом языке Есенина.

О возраст осени!

Ты мне дороже юности и лета. «Пускай ты выпита другим»

Как бы не был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий. «Шаганэ, ты моя , Шаганэ»

Пусть меня ласкают нежным словом,

Пусть острее бритвы злой язык,

Я живу давно на все готовым,

Ко всему безжалостно привык. «Жуть- обман с чарующей тоскою…»

Но я готов поклясться

Чистым сердцем,

Что фонари

Прекрасней звезд в Баку. «Стаксы»

Ярче розовой рубахи

Зори вешние горят…

Ты пропела: «За Евфратом

Розы лучше смертных дев» «Ты сказала, что Саади…»

в) Предлоги вроде, подобно, наподобие

И снег ложится

Вроде пятачков,

И нет за гробом

Ни жены, ни друга. «Ответ»

Данный способ выражения сравнения практически не используется Есениным. Из ста примеров встретился только один.

2. Синтаксические способы

а) Сравнительные обороты

Анализ языкового материала показал, что излюбленным приёмом передачи значения сравнения для поэта являются предложения со сравнительными конструкциями. Такие примеры типичны и многочисленны. Мы обратили внимание на разнообразие сравнительных моделей.

Модель «сравнительный союз с существительным в И.п.»

Существительное в И.п. может быть одиночным, а также может иметь при себе зависимыми слова - определения.

Одиночные:

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,

Хмельному от радости пересуду нет. «Выткался на озере алый цвет зари»

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черемуха

Машет рукавом. «Край ты мой заброшенный»

Заливались веселые птахи,

Крапал брызгами поп из горстей,

Стрекотуньи- сороки, как свахи,

Накликали дождливых гостей. «Заглушила засуха засевки»

Зыбко пенились зори за рощей,

Как холстины,ползли облака,

И туманно по быльнице тощей

Меж кустов ворковала река. «Заглушила засуха засевки»

А из туч глядит, как капля,

Одинокая звезда. «На небесном синем блюде»

С зависимыми словами:

И березы стоят,

Как большие свечки. «Вот уж вечер. Роса..»

Как снежинка белая, в просини я таю

Да к судьбе- разлучнице след свой заметаю. «Матушка в Купальницу по лесу ходила»

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля. «Гой ты, Русь, моя родная»

Как совиные глазки, за ветками

Смотрят в шали пурги огоньки. «Русь»

Снова выплыли годы из мрака

И шумят, как ромашковый луг. «Сукин сын»

Модель «сравнительный союз с существительным в косвенном падеже»

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег. «Песнь о собаке»

Потому и грущу, осев,

Словно в листья, в глаза косые… «Ты такая ж простая, как все»

Вот вижу я:

Воскресные сельчане

У волости, как в церковь, собрались «Русь советская»

Теперь сплошная грусть,

Живем мы, как во тьме. «Письмо от матери»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром. «Береза»

Ночь, как дыню,

Катит луну. «Баллада о двадцать шести»

Модель « сравнительный союз с существительным в И.п. + существительное в косвенном падеже»

Я хотел бы в мутном дыме

Той звездой поджечь леса

И погибнуть вместе с ними,

Как зарница в небесах. «На небесном синем блюде»

Пеной рос заря туманится,

Словно глубь очей невестиных. «Прячет месяц за овинами»)

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая,

С замираньем летит на звезду. « Закружилась листва золотая»

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод. « Закружилась листва золотая»

Смотрите…

Уже светает.

Заря, как пожар на снегу…

Мне что-то напоминает… «Анна Снегина»

Модель « сравнительный союз с наречием»

Притчею мглы ты, как прежде, жива. «Синее небо, цветная дуга»

И тот, кого ты ждал в ночи,

Прошел, как прежде, мимо крова. «Теперь любовь моя не та»

Мне все равно эта жизнь полюбилась,

Так полюбилась, как будто вначале. «Свищет ветер, серебряный ветер»

В качестве наречия может выступать обстоятельство - количественно-именное сочетание:

Я вернусь, когда раскинет ветви

По- весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад. «Письмо Матери»

Модель «сравнительный союз с именем прилагательным»

Цвела- забубенная, росла- ножевая,

А теперь вдруг свесилась, словно неживая. «Песня»

Намокший дикий виноград

К стене прижался, как бездомный.

Данная синтаксическая модель встречается довольно редко.

б) Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения

Режет серп тяжелые колосья,

Как по горло режут лебедей. «Песнь о хлебе»

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова. «Отговорила роща золотая..»

У вас под окнами

Теперь метели свищут,

И в дымовой трубе

Протяжный вой и шум,

Как будто сто чертей

Залезло на чердак. «Письмо деду»

Я утих. Годы сделали дело,

Но того, что прошло, не кляну.

Словно тройка коней оголтелая

Прокатилась во всю страну. «Я помню, любимая, помню»

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна. «Пороша»

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду. «Закружилась листва золотая»

в) Сказуемое со значением сравнения

И любовь, не забавное ль дело?

Ты целуешь, а губы как жесть. «Ты прохладой меня не мучай»

В своей стране я словно иностранец. «Русь Советская»

Небо- как колокол,

Месяц- язык,

Мать моя- родина,

Я- большевик. «Иорданская голубица»

Года далекие,

Теперь вы как в тумане. «Мой путь»

Все колосья в поле

Как лебяжьи шеи. «Сказка о пастушонке Пете»

Но люди- все грешные души.

У многих глаза- что клыки. «Анна Снегина»

г) Приложение со значением сравнения

И вызванивают в четки

Ивы- кроткие монашки. «Край любимый»

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Осень- рыжая кобыла - чешет гриву. «Осень»

За темной прядью перелесиц,

В неколебимой синеве,

Ягненочек кудрявый- месяц

Гуляет в голубой траве. « За темной прядью перелесец»

О Русь- малиновое поле

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску. «Запели тесаные дроги»

3.Значение и роль сравнений в поэтическом тексте С.А. Есенина.

С.А. Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности чувств, по своей сердечной взволнованности и человечности, лаконичности и живописности образов.

Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия:

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное-

Дышит запахом меда и роз.

Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели - дать читателю почувствовать красоту и животворную силу природы:

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и в росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой, вы, луга и дубравы,-

Я одурманен весной.

В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.

С.А. Есенин был близок к природе и поэтому объектом для сравнений у него также был мир птиц, животных и растений. В этом его творчество схоже с народной поэзией. Употребление сравнений не случайно, это было связано с обстановкой и укладом жизни, которые привычны тому или иному творцу. Сравнения Есенина близки к фольклорным и ведут нас в ту обстановку, где поэт родился и рос, воспитывался. Например, быстро ушедшее из жизни героя счастье и радость сравнивается с бойким вихрем и с бешено мчащейся тройкой («Снежная замять крутит бойко..» ). В стихотворении «несказанное. Синее, нежное…» поэт сравнивает свои прожитые годы, которые так быстро пролетели, с тройкой оголтелых коней:

Я утих, годы сделали дело,

Но того, что прошло, не кляну.

Словно тройка коней оголтелая

Прокатилась во всю страну.

В лирике Есенина часто встречаются сравнения в виде описательно-изобразительных картин, отдельных поэтических пейзажных зарисовок. Например, стихотворение «Осень» всё построено на сравнениях.

В лирике Есенина очень много прямых сравнений сравнений, типа:

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветви золотистые,

Что кудри, завила.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черёмуха

Машет рукавом.

Часто встречаются метафорические сравнения:

Встречаются сравнения-олицетворения:

Показался ей месяц над хатой

Одним из её щенков.

Синий сумрак как стадо овец.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котёнок, моет.

Встречаются в поэзии Есенина и отрицательные сравнения, характерные для фольклора:

Не заутренние звоны, а венчальный переклик..

Не кукушки загрустили - плачет танина родня…

Отрицательные сравнения позволяют поэту показать в одном отрицательном суждении одновременно прошлое, старое, отрицательное - и настоящее, новое, положительное.

Встречаются и развёрнутые сравнения, в которых сопоставляются многие черты:

О месяц, месяц!

Рыжая шапка моего деда,

Закинутая озорным внуком на сук облака…

Для сравнений поэт берет для образа материал из того же деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно существительное другим. Вот, например, образ луны. Поэт говорит: «Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде!» или «Хорошо бы, на стог, улыбаясь, мордой месяца сено жевать». Или «Луна, как желтый медведь, в мокрой траве ворочается». Лягушка, морда, медведь - все очень конкретно и сразу и сразу переносит в ту обстановку, которую в данном стихотворении описывает поэт.

Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы, полнее и глубже выразить себя. Отсюда стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метафоризм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы.

Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зеленая прическа». Оно развивается в двух планах: березка - девушка.

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

С алым соком ягод на коже,

Нежная, красивая, была,

На закат ты розовый похожа,

И как снег, лучиста и светла.

Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств, взят из крестьянской жизни, родной и понятной.

Здесь даже мельница - бревенчатая птица

С крылом единственным - стоит, глаза смежив.

Солнце сравнивается с сохой, месяц с ягненком или пастушьим рожком. Такие метафоры и сравнения насыщают почти каждое стихотворение.

Обращение к сравнениям раскрывает глубинную связь образов, символов, поэтических реалий, окружающих есенинского героя. Это и образ страдания - сердца, преображенный Есениным в разветвленную метафору, вовлекшую в свое поле образы глаз, лица, волос и т.д. Это и образ коня - судьбы с трагическим финалом, судьбы звезды, осенней темной ночи, пути - дороги, времени.

Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных. Поэт писал о любви к животным, осуждал жестокое обращение с ними. Эти образы используются в поэзии С. Есенина и как традиционные литературно-фольклорная символика. В стихотворении «Русь» вороны - вестники несчастья:

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

Красногривый жеребенок символизирует старую патриархальную деревню, еще не осознавшую переход к новой жизни.

Неужели он не знает, что живых коней

Победила стальная конница.

В произведениях Есенина анималистическое (изображение животных) сравнение или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Осень - рыжая кобыла - чешет гриву.

Желтый цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с рыжей кобылой. Но осень не только «рыжая кобыла» (сходство по цвету), она «чешет гриву»: образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках, движениях.

Для поэта природа - это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно. Любовью к земле, к лугам и травам, лесам и озерам проникнуты строки стихов. В них звучат задушевные мелодии, как бы передающие дыхание самой природы: порывы ветра, шепот листьев, пение птиц. Природа для Есенина не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в обновлении, в единении с человеком.





© 2010-2022