- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему Имение Местоимения
Урок по русскому языку на тему Имение Местоимения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бердимуратова Ж.С. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Школа - лицей №23
Методическое объединение русского языка и литературы.
ОТКРЫТЫЙ УРОК
Имение Местоимения
Учитель русского языка и литературы: Байдалиева С.Б.
г. Шымкент
2013
Тема: Урок-путешествие "Имение Местоимения" Закрепление
Цели: Формирование умений правильного употребления и написания местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица с предлогами, формирование умения заменять имена существительные местоимениями, развивать их осознанное употребление. Способствовать развитию зрительной памяти и творческих способностей учащихся. Воспитание аккуратности, трудолюбия, стремления узнать больше, вызвать интерес к учебе, к активной работе.
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой.
И вновь урок мы начинаем,
К вершинам знаний держим путь.
Все знанья сами открываем,
Поэтому активным будь!
Красиво встали. Улыбнулись друг другу, подарите мне свои улыбки. Поделились со всеми хорошим настроением. Спасибо. Садитесь.
Побуждение к действию.
Урок наш будет необычный. Мы отправимся в замечательное имение, которое занимает третье место после существительного и глагола. Нас ожидают трудности и серьезные испытания. Но я надеюсь, что нам - все под силу и сегодняшнее наше общение принесет вам новые знания, а значит, и новые радости. Отправляясь в путь, проверим наш багаж знаний (Слайд № 2)
II. Актуализация опорных знаний.
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные,
Это без сомнения,
Все .... (местоимения)
Мы отправимся в имение Местоимения. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. А вы, уверены в своих знаниях? (Да) Тогда внимание - первое испытание (Слайд № 3)
На доске: Я, он, в, на, ты, нас, мне, мни, мы, а, мнём, под, тебя, нос, тот, эта, но.
- Прочитайте, пожалуйста, слова. Что-нибудь заметили? Здесь слова разных частей речи. Есть союзы а, но и предлоги в, на, под; существительное - нос; глаголы мни и мнём, остальные слова - местоимения. Назовите местоимения. (Я, он, ты, нас, мне, мы, тебя, тот, эта)
(Слайд № 4)
- Очень хорошо! Вы нашли местоимения. Им не удалось вас перехитрить.
(Дети называют местоимения, я записываю их на доске, дети - в тетради: я, он, ты, нас, мне, мы, тебя, тот, эта)
Что такое местоимение? (Местоимение - это часть речи, которая указывает на предметы,
но не называет их количества.)
Назовите местоимение, которое говорит о себе? (я)
Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других, включая себя в их число? (Мы)
Какое местоимение употребляем, обращаясь к другому лицу? К нескольким лицам? (Ты, вы)
Какие местоимения употребляем вместо существительного, сообщая о чем-либо или о ком-либо? (он, она, оно, они) (Слайд № 5)
Я ты он она оно
Мы вы они
Что объединяет местоимения 1ой строки? (Эти местоимения употреблены в единственном числе)
Что объединяет местоимения 2ой строки? (Эти местоимения употреблены во множественном числе)
III. Минутка чистописания.
Я тетрадь свою открою и наклонно положу
Я друзья от вас не скрою ручку правильно возьму
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь
А) Массаж рук:
- Похлопайте в ладоши вначале тихо, тихо, затем громче, громче, а потом снова тише, тише.
- Постучите в кулачки
- Разомкните каждый пальчик
- Погрейте свои ладошки
Б). Письмо в тетрадях
Давайте пропишем в тетрадке первое местоимение. Какое первое? (Я)
На первой строчке прописываем: Яяя яяя яяя
На второй строчке пропишите местоимения: я, он, ты, нас, мне, мы, тебя, тот, эта
IV. Словарно - орфографическая работа Слайд № 6
Вставьте пропущенные буквы.
Что объединяет эти слова? (Словарные, существительные мужского рода)
В некоторых словах спрятались местоимения. Найдите эти местоимения
V. Фонетический разбор слова «язык»
VI. Тема урока.
- Вот мы и в имении. Нас впустили местоимения, которые приготовили для нас задания. Справитесь?
- Попробуем. Местоимения мы записали, в имение попали. Что такое местоимение, вы рассказали. А вместо какой части речи употребляется местоимение?
Местоимение указывает на признаки предметов. То есть местоимения указывают на существительные и прилагательные
- Молодцы! Запишем предложения: (Слайд № 7)
У дома растут красивые цветы. Они цветут всё лето.
Докажите, что местоимение указывает на предмет и на признак (Мы указали на цветы - на предмет. Такие же цветы мы посадили у сестры. Мы указали на признак. Такие же красивые, как у дома.)
- Хорошо. А вы помните, мы говорили, что местоимения употребляются вместо имени ... (существительного)? И ещё вместо имени ... (прилагательного. Ведь местоимения указывают на признаки предметов) Постарайтесь это запомнить. С этим заданием вы тоже справились.
Теперь следующее. Слушайте внимательно.
Я называю местоимения, а вы вспомните всё, что о них знаете: Я, ты, он, она, оно, они, мы, вы, они. (Это личные местоимения. Они указывают на лицо).
- Сколько лиц у местоимений вы знаете? (Три. Первое лицо - это сам говорящий. Второе лицо - это собеседник. Третье лицо - это человек, не участвующий в речи.)
- Назовите местоимения первого лица. (Я, мы)
- Второго лица. (Ты, вы)
- Что вы можете сказать о местоимении вы? (Оно используется для выражения вежливости. Когда мы обращаемся к кому-либо одному, то Вы пишем с большой буквы).
- Молодцы! Осталось называть местоимения третьего лица. (Он, она, оно, они)
- А что вы ещё знаете про личные местоимения? (Они изменяются по числам. Например, я -
в единственном числе, а мы - во множественном числе. Ещё изменяются по родам. Он - мужского рода, они - женского рода, оно - среднего рода. А во множественном числе местоимения по родам не изменяются.)
- Умники.
Перед вами следующее задание: (Слайд № 8)
Прочитайте стихотворение. Назовите местоимения.
Определите лицо у местоимения, которое находится на первой строке стихотворения. Определите падеж у местоимения, которое находится на третьей строке
Ты по стране идёшь, и нет такой преграды,
Чтобы тебя остановить могла.
Перед тобой смолкают водопады,
И отступает ледяная мгла.
М. Исаковский
А теперь определите падеж местоимений. Выполните задание по образцу. (Слайд № 9)
Я (кто?) - И.п.
Мне……………, мной…………., обо мне…………, мы………….., нами………., нас………….,
Нам……………, о тебе..….………., ты……………….., тобой……..……., тебе…………….,
Физминутка. Поэтическая пауза.
Руки подняли, пальцы соединили - крыша дома.
Руки опустили, на груди скрестили - много тепла дому.
Глаза вверх - мир дому.
Глаза вниз - покой дому.
Глаза вправо - добро дому.
Глаза влево - любовь дому.
Глаза прямо - свет дому.
(Слайд № 10)
А сейчас - сюрприз! Местоимения приготовили для вас загадки, которые вы очень любите отгадывать. В тетради вы запишете только местоимения, которые спрятались в ответе. Загадка первая: из какого местоимения, если к нему прибавить сто, можно испечь пирог? (Тесто).
/Дети записывают в тетрадях те/
Вторая загадка: за какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? (За местоимение я. Заяц.)
/Записывают я/
Третья загадка: Какие два местоимения мешают движению на дорогах? (ЯМЫ)
Следующая загадка: к какому местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить неодушевлённый предмет? (Местоимение мы, мыло)
/Записывают мы/
А теперь самая сложная загадка. В этом слове три слога, каждый - личное местоимение. Подсказка - второй слог мы. (Вымыты).
- А теперь посмотрите на эти местоимения. Что заметили? (Местоимение те - это не личное местоимение, а указательное)
- Верно.
Я хочу вам предложить стихотворение Фета. Прочитайте его и выпишите указательные местоимения. (Слайд №11)
На доске:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы, ...
/Записывают это, эта, этот, эти/
- Хотя основное занятие всех местоимений - указывать на предметы и признаки предметов, а в старших классах вы ещё узнаете, на что указывают местоимения, только одна группа местоимений называется указательной. Вы можете ещё назвать какие-нибудь указательные местоимения? (Те, тот, такой, там, тут).
- Молодцы.
Физкультминутка.
- Закройте глазки. Положите голову на парту.
Вспомните всё хорошее, что с вами было.
Отдохните, наберитесь сил.
Самостоятельная работа. Слайд №12
- Прежде, чем вы будете выполнять следующее задание, вспомните, пожалуйста, как пишутся местоимения с предлогами? ( Предлог с местоимением пишется отдельно.)
Чем различаются одни и те же местоимения без предлогов и с предлогами? (после предлогов у местоимений 3 лица пишется буква н)
-Слушайте задание. Каждый из вас получит карточку. Внимательно прочитайте её и выполните задания в тетрадях. Эти задания приготовили для вас те же местоимения. Желаю вам удачи.
/Раздаю карточки трёх уровней сложности, учитывая индивидуальные особенности учеников/
1 уровень
Спишите. Исправьте ошибки, поставьте местоимения в нужном падеже. Недалеко от (я) покачивалась ветка сосны на (она) сидели дятлы. Вдруг дятлы стали литать надо (я) с реским криком. Из рощицы вышла птица. Пёрышки у (она) были окрашены в светлый цвет, а на (их) тёмные пятна и черточьки.
2 уровень
Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже.
Подошёл к (он), возвратился с (она), поздравляю (он), посмотрел на (они), позвонил (она), отвечал (они), обрадовал (он), спросил про (он).
3 уровень
Выпишите местоимения: упражнение 336 на стр. 93
Как вы думаете, есть ли еще местоимения. Кроме тех, с которыми мы познакомились на уроках? Слайд № 13
На доске:
Как названье дать словам:
Я, ты, мы, и вам, и нам
Кто, и что, какой, и сколько,
Наш, и ваш, и мой, и твой,
Их, его, ее, и свой?
Это, без сомнения,
Всё.... Местоимения!
VII Закрепление.
Внимание! Слушайте задание.
Перед вами листочки с проверочной работой: "Это я знаю и умею", где вы расскажите все, что вы знаете о местоимении.
Проверочная работа "Это я знаю и умею"
1 вариант.
А) Закончи предложения:
■ местоимения - это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только ________________________________________________________________________________
■ к 1-му лицу относятся местоимения_______________________________
■ ко 2-му лицу относятся местоимения ______________________________
■ к 3-му лицу относятся местоимения_______________________________
■ по родам изменяются только местоимения________________лица_________________числа
Б) Прочитай слова, подчеркни местоимения:
Они, один, мы, ты, но, як, у тебя, выли, окна, ток, со мной
2 вариант.
А) Закончи фразу:
Предлоги с местоимениями пишутся_________________________________.
Б) Соедини линиями в правильном порядке:
Ты, вы 1 -е лицо
Он, она, оно, они 2-е лицо
Я, мы 3-е лицо
В) Раскрой скобки и впиши правильный вариант слитного или раздельного написания:
■ Мы идём ( с я, ты, тобой)____________________________________в поход к лесному озеру.
Сколько вокруг интересного! Птичка прыгает по траве со стебелька на стебелёк прямо (около мы, тебя, вы)_______________________________________.
2. Самопроверка по листам. Выставление оценок.
VIII Д/3 стр. 92 упр. 333 Слайд №14
IX Подведение итогов урока. Рефлексия
Подведем сейчас итог: может, зря прошел урок?
Чему выучились сегодня на уроке?
Какое задание вы считаете наиболее интересным?
Кому понравилось на уроке, поаплодируйте.
Оценки за урок:
Всем спасибо за урок.
Вот уже звенит звонок!
Встаньте, подравняйтесь
С гостями попрощайтесь.