Рабочая программа 9-класс РЯ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе

  • федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»),

  • примерной программы основного общего образования по русскому языку (Примерная основная образовательная программа основного общего образования. основная школа /сост. Е.Савинов. - М.: Просвещение, 2013.),

  • Основная образовательная программа основного общего образования Скворцовской общеобразовательной школы

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования. основная школа /сост. Е.Савинов. - М.: Просвещение, 2013.

  • Программа по русскому языку к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г. Нарушевича. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2014.

  • Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она контролирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Преподавание ведется по учебнику

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса.

Программа определяется базовыми умениями и знаниями, которыми должны овладеть девятиклассники.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно- методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Цели обучения русскому языку

Преподавание русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

· совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

· обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

· освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

· формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

· воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Метапредметные связи на уроках русского языка

В школе в основном изучается русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляется с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложения и частей текста, а также отдельные типы речи( повествование, описание, рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.п.).

Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков ( подлежащее, сказуемое, члены предложения и т.п.). На уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами. При изучении географии- с вопросами народонаселения и языковыми группами. На уроках биологии- с вопросами мышления и речи.

Обучая детей писать сочинение по картине, учитель русского языка способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.

  1. Распределение учебных часов по разделам программы

п/п


Наименование разделов

Всего ча­сов

Уроков

Контрольных уроков

Уроков по

развитию речи

Всего

по разделу

1

Введение. Русский язык - национальный язык русского народа

1

-

-

1

2

Повторение изученного в 5-8 классах

8

1

-

9

3

Текстоведение

6

-

5(к.слов.дикт.)

11

4

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение

4

2


6

5

Сложноподчиненное предложение

17

3


20

6

Бессоюзные сложные предложения

6

1

-

7

7

Сложные предложения с различными видами связи

4

1

-

5

8

Способы передачи чужой речи

4

-

(к.слов.дикт.)

4

9

Систематизация и обобщение изученного в 9 классе

4

1

-

5

Итого:

54

9

5

68





Диктантов-2, словарных диктантов-2, контр.работ-2, изложений-2, сочинений-3

  1. Основные требования к уровню подготовки выпускников основной школы

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

· роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

· смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

· основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

· особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

· признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

· основные единицы языка, их признаки;

· основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

· различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

· определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

· опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

· объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

· адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

· читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

· извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

· воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

· создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

· осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

· владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

· свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

· соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

· соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

· соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

· развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

· удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

· использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Разделы

Тематическое планирование (тема и основное содержание урока)

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Дата по плану

Дата

фактически


  1. Введение (1 час)

Урок № 1 Русский язык - национальный язык русского народа. Культура речи.

Познакомиться с понятием «национальный язык», о месте русского языка среди языков народов мира.

строить связное монологическое высказывание, опираясь на план,

составленный по предложенному тексту; сжато излагать предложенный текст.


  1. Повторение изученного в 5-8 классах (9ч)

Урок № 2 Комплексное повторение. Фонетика, орфография

Повторить разделы « Фонетика», «Орфография»; Различать звуки русского языка, их классификацию, смыслоразличительную роль звука,

орфоэпические нормы и нормы письма


Урок № 3 Комплексное повторение: морфемика, словообразование, орфография

морфемы, передающие информацию о слове; об употреблении слов в речи в зависимости от ЛЗ;

основные способы объяснения ЛЗ;

определение основных способов словообразования;

о правописании морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ


Урок № 4 Комплексное повторение: лексика, фразеология, орфография

толковать ЛЗ слов известными способами, использовать морфемный и

словообразовательный анализ слов для правильного написания,

производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы.


Урок № 5-7 Комплексное повторение. морфология, орфография

повторить части речи, их употребление, орфограммы, которые зависят от морфологических условий;

Обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание в виде рассуждения (устно).


Урок № 8-9 Комплексное повторение: синтаксис и пунктуация

Обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание в виде рассуждения (устно),

письменно объяснять с помощью графических символов; правильно и выразительно читать предложения

разных синтаксических конструкций, определяя функцию ЗП в предложении.


Урок № 10 Контрольный диктант.

Изучить теоретический материал по данному разделу, применять его на практике.


  1. Текстоведение

(8 ч)

Урок № 11 Текст и его признаки

Повторить понятие текста, его признаки; составлять связное высказывание


Урок № 12 РР1. Сжатое изложение (обучающая работа)

определять особенности данного типа изложения, писать изложение


Урок № 13 РР2 Рассуждение как тип речи

Научиться определять рассуждение как тип речи


Урок № 14,15 .РР3-4Рецензия как речевой жанр

Контр. Словарный диктант

Знать особенности написания рецензии на прочитанное произведение, создавать рецензию на прочитанное

художественное произведение или произведение научно-популярной литературы, оценивать тему, основную мысль, героев,

художественное своеобразие, композицию, язык произведения.


Урок № 16 Публичная речь

учиться навыкам публичного выступления


Урок № 17 РР5. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Определять особенности композиции, языковых средств сочинения-рассуждения,

создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой,

целями и стилем, отбирать необходимый фактический материал, свободно

излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста.


Урок № 18 Анализ сочинений

Выполнение работы над ошибками


  1. Сложносочиненное предложение

( 7 ч)

Урок № 19 Сложное предложение как единица синтаксиса

Определять особенности сложного предложения как единицы синтаксиса.

различать изученные виды предложений (простые и сложные), определять средства связи частей СП,

пунктуационно оформлять их.


Урок № 20 Понятие о сложносочиненном предложении

Определять грамматические признаки ССП, его строение; СО в ССП и способы их выражения;

основные группы ССП по значению и союзам, интонационно оформлять ССП с разными типами

СО между частями,

выявлять эти отношения, правильно ставить ЗП, составлять схемы предложений и конструировать

предложения по схеме;

распознавать ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами.


Урок № 21 Виды сложносочиненных предложений

Различать виды Определять грамматические признаки ССП, его строение; СО в ССП и способы их выражения;

основные группы ССП по значению и союзам, интонационно оформлять ССП с разными типами

СО между частями,

выявлять эти отношения, правильно ставить ЗП, составлять схемы предложений и конструировать

предложения по схеме;

распознавать ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами.


Урок № 22,23 Контрольная работа (Сжатое изложение)

определять особенности написания изложения данного типа, анализировать содержание, язык исходного текста


Урок № 24,25 Знаки препинания в ССП

определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять ЗП,

использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять СПП


Урок № 26 Контрольное тестирование по теме

« ССП»

Изучить теоретический материал по данному разделу, применять его на практике.


  1. Сложноподчиненное предложение (21 ч)

Урок № 27 Понятие о сложноподчинённом предложении

Различать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей, опознавать СПП в тексте,

правильно ставить ЗП.


Урок № 28 Виды сложноподчинённых предложений

Различать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными определительными,

определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению

подчинительных союзов и союзных слов,

конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять их.


Урок № 29,30 Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным

Различать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными определительными


Урок № 31 Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным

Различать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными изъяснительными.


Урок № 32 Контрольная работа (сочинение)

Изучить теоретический материал по данному разделу, применять его на практике.


Урок № 33 Анализ контрольных работ.

исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное

монологическое высказывание


Урок № 34 Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени

Выявлять особенности СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения,

опознавать СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения по характеру

смысловой связи между частями,

значению подчинительных союзов, отличать СПП с придаточными сравнения от простых

со сравнительным оборотом,

оценивать роль придаточных образа действия, степени и сравнения в художественных текстах,

конструировать предложения данной конструкции и употреблять в речи.


Урок № 35 Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными (продолжение). Сложноподчинённые предложения с придаточным места

Отличать виды обстоятельственных придаточных, уметь опознавать СПП с придаточными обстоятельственными

по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов,

производить синонимическую замену простых и сложных предложений, опознавать придаточные места и времени,

определять их место по отношению к главной части.

Употреблять СПП с придаточными места и времени, сопоставлять с определительными

придаточными с союзными словами «где»,

«куда», «откуда».


Урок № 36 Сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения

Выявлять особенности СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения,

опознавать СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения по характеру

смысловой связи между частями,

значению подчинительных союзов, отличать СПП с придаточными сравнения от простых

со сравнительным оборотом,

оценивать роль придаточных образа действия, степени и сравнения в художественных текстах,

конструировать предложения данной конструкции и употреблять в речи.


Урок № 37 Контрольная работа (сжатое изложение)

Изучить теоретический материал по данному разделу, применять его на практике.


Урок № 38 Сложноподчинённые предложения с придаточным цели

Знать особенности СПП с придаточными причины, следствия, условия, опознавать СПП с

придаточными цели и уступки


Урок № 39 Сложноподчинённые предложения с придаточным условия

конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи,


Урок № 40 Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия

производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с придаточными причины и следствия,

выявлять общее.


Урок № 41 Сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным

Знать особенности СПП с придаточными причины, следствия, условия, опознавать СПП с

придаточными цели и уступки


Урок № 42 Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными

Учиться отличать СПП с придаточным присоединительным от других видов


Урок № 43 Сложноподчинённые предложения с придаточными разных видов (повторение и обобщение изученного)

Повторить и обобщить изученный материал


Урок № 44 РР6. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему

Подобрать материал, составить план к сочинению


Урок № 45 Контрольная работа (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)

Знать особенности написания сочинения данного типа, писать сочинение данного типа.


Урок № 46-47 Понятие о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными

Определять особенности СПП с несколькими придаточными; условия постановки знаков препинания в них,

производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения,

интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений

с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов.


  1. Бессоюзное сложное предложение

(7 ч)

Урок № 48 Понятие о бессоюзном сложном предложении

Определять грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями,

расставлять знаки препинания


Урок № 49,50 Виды бессоюзных сложных предложений

Различать особенности БСП со значением перечисления, условия постановки запятой и точки с запятой в БСП,

выявлять СО между частями БСП (отношения перечисления), расставлять ЗП,

обосновывать их выбор, выразительно читать БСП,

передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП.


Урок № 51-53 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Отработать постановку знаков препинания в БСП


Урок № 54 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Изучить теоретический материал по данному разделу, применять его на практике.


  1. Сложные предложения с разными видами связи (6ч)

Урок № 55-57 Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

Определять структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в

зависимости от сочетания видов связи; интонационные и пунктуационные особенности СП с разными видами связи,

определять структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в

зависимости от сочетания видов связи, правильно расставлять в них знаки препинания.


Урок № 58 Культура речи. Правильное употребление в речи сложных предложений

Отработать навыки правильного употребления в речи сложных предложений


Урок № 59-60 Контрольная работа (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)

Знать особенности написания сочинения данного типа, писать сочинение данного типа.


  1. Способы передачи чужой речи ( 4 ч)

Урок № 61 Способы передачи чужой речи

Изучить теоретический материал по данному разделу, применять его на практике.


Урок № 62-63 Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Отработать постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью


Урок № 64 Цитаты и способы цитирования

Контр. Словарный диктант

Изучить теоретический материал по данному разделу, применять его на практике.


  1. Систематизация и обобщение изученного в 9 классе (4 часов)

Урок № 65-66Повторение изученного. Правописание: орфография и пунктуация

Систематизировать и обобщить пройденный материал


Урок № 67 Итоговая контрольная работа (тестирование)

Изучить теоретический материал по данному разделу, применять его на практике.


Урок № 68 Подведение итогов изучения курса русского языка в 9-м классе

Подведение итогов



Список литературы

Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку. - //Официальные документы в образовании, 2004, №5.

М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по русскому языку. - //Программы для общеобразовательных учреждений. - М., 2005).

С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков. Русский язык: учебн. для 9 кл. общеобразовательных учреждений. - 32-е издание, М., «Просвещение», 2010.

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. - М., 2008.

Горашова Н.Г. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс. - М.,2009.

Учебник «Русский язык.9 класс» под редакцией Л.М.Рыбченковой, издательство «Просвещение»,2014


  1. Образовательные электронные ресурсы:

ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в

обучении

repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор.

Тесты по пунктуации, орфографии и др.

som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

ug.ru/ -«Учительская газета»

school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

all.edu.ru/ - Все образование Интернета

mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и

пунктуации

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы

mapryal.org/

Навигатор. Грамота.ру navigator.gramota.ru/

Новый словарь русского язык rubricon.ru/nsr_1.asp

Русский филологический портал philology.ru/default.htm

Толковый словарь русского языка megakm.ru/ojigov/


© 2010-2022