- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа 9-класс РЯ
Рабочая программа 9-класс РЯ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хайбуллаева Л.Л. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе
-
федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»),
-
примерной программы основного общего образования по русскому языку (Примерная основная образовательная программа основного общего образования. основная школа /сост. Е.Савинов. - М.: Просвещение, 2013.),
-
Основная образовательная программа основного общего образования Скворцовской общеобразовательной школы
-
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. основная школа /сост. Е.Савинов. - М.: Просвещение, 2013.
-
Программа по русскому языку к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г. Нарушевича. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2014.
-
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она контролирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Преподавание ведется по учебнику
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса.
Программа определяется базовыми умениями и знаниями, которыми должны овладеть девятиклассники.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно- методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Цели обучения русскому языку
Преподавание русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
· обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
· освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
· формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
· воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Метапредметные связи на уроках русского языка
В школе в основном изучается русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляется с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложения и частей текста, а также отдельные типы речи( повествование, описание, рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.п.).
Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков ( подлежащее, сказуемое, члены предложения и т.п.). На уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами. При изучении географии- с вопросами народонаселения и языковыми группами. На уроках биологии- с вопросами мышления и речи.
Обучая детей писать сочинение по картине, учитель русского языка способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства.
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.
-
Распределение учебных часов по разделам программы
№ п/п
Наименование разделов
Всего часов
Уроков
Контрольных уроков
Уроков по
развитию речи
Всего
по разделу
1
Введение. Русский язык - национальный язык русского народа
1
-
-
1
2
Повторение изученного в 5-8 классах
8
1
-
9
3
Текстоведение
6
-
5(к.слов.дикт.)
11
4
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение
4
2
6
5
Сложноподчиненное предложение
17
3
20
6
Бессоюзные сложные предложения
6
1
-
7
7
Сложные предложения с различными видами связи
4
1
-
5
8
Способы передачи чужой речи
4
-
(к.слов.дикт.)
4
9
Систематизация и обобщение изученного в 9 классе
4
1
-
5
Итого:
54
9
5
68
Диктантов-2, словарных диктантов-2, контр.работ-2, изложений-2, сочинений-3
-
Основные требования к уровню подготовки выпускников основной школы
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
· роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
· смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
· основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
· особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
· признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
· основные единицы языка, их признаки;
· основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
· различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
· определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
· опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
· объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
· адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
· читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
· извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
· воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
· создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
· осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
· владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
· свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
· соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
· соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
· соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
· развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
· удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
· использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Разделы
Тематическое планирование (тема и основное содержание урока)
Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)
Дата по плану
Дата
фактически
-
Введение (1 час)
Урок № 1 Русский язык - национальный язык русского народа. Культура речи.
Познакомиться с понятием «национальный язык», о месте русского языка среди языков народов мира.
строить связное монологическое высказывание, опираясь на план,
составленный по предложенному тексту; сжато излагать предложенный текст.
-
Повторение изученного в 5-8 классах (9ч)
Урок № 2 Комплексное повторение. Фонетика, орфография
Повторить разделы « Фонетика», «Орфография»; Различать звуки русского языка, их классификацию, смыслоразличительную роль звука,
орфоэпические нормы и нормы письма
Урок № 3 Комплексное повторение: морфемика, словообразование, орфография
морфемы, передающие информацию о слове; об употреблении слов в речи в зависимости от ЛЗ;
основные способы объяснения ЛЗ;
определение основных способов словообразования;
о правописании морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ
Урок № 4 Комплексное повторение: лексика, фразеология, орфография
толковать ЛЗ слов известными способами, использовать морфемный и
словообразовательный анализ слов для правильного написания,
производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Урок № 5-7 Комплексное повторение. морфология, орфография
повторить части речи, их употребление, орфограммы, которые зависят от морфологических условий;
Обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание в виде рассуждения (устно).
Урок № 8-9 Комплексное повторение: синтаксис и пунктуация
Обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание в виде рассуждения (устно),
письменно объяснять с помощью графических символов; правильно и выразительно читать предложения
разных синтаксических конструкций, определяя функцию ЗП в предложении.
Урок № 10 Контрольный диктант.
Изучить теоретический материал по данному разделу, применять его на практике.
-
Текстоведение
(8 ч)
Урок № 11 Текст и его признаки
Повторить понятие текста, его признаки; составлять связное высказывание
Урок № 12 РР1. Сжатое изложение (обучающая работа)
определять особенности данного типа изложения, писать изложение
Урок № 13 РР2 Рассуждение как тип речи
Научиться определять рассуждение как тип речи
Урок № 14,15 .РР3-4Рецензия как речевой жанр
Контр. Словарный диктант
Знать особенности написания рецензии на прочитанное произведение, создавать рецензию на прочитанное
художественное произведение или произведение научно-популярной литературы, оценивать тему, основную мысль, героев,
художественное своеобразие, композицию, язык произведения.
Урок № 16 Публичная речь
учиться навыкам публичного выступления
Урок № 17 РР5. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Определять особенности композиции, языковых средств сочинения-рассуждения,
создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой,
целями и стилем, отбирать необходимый фактический материал, свободно
излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста.
Урок № 18 Анализ сочинений
Выполнение работы над ошибками
-
Сложносочиненное предложение
( 7 ч)
Урок № 19 Сложное предложение как единица синтаксиса
Определять особенности сложного предложения как единицы синтаксиса.
различать изученные виды предложений (простые и сложные), определять средства связи частей СП,
пунктуационно оформлять их.
Урок № 20 Понятие о сложносочиненном предложении
Определять грамматические признаки ССП, его строение; СО в ССП и способы их выражения;
основные группы ССП по значению и союзам, интонационно оформлять ССП с разными типами
СО между частями,
выявлять эти отношения, правильно ставить ЗП, составлять схемы предложений и конструировать
предложения по схеме;
распознавать ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами.
Урок № 21 Виды сложносочиненных предложений
Различать виды Определять грамматические признаки ССП, его строение; СО в ССП и способы их выражения;
основные группы ССП по значению и союзам, интонационно оформлять ССП с разными типами
СО между частями,
выявлять эти отношения, правильно ставить ЗП, составлять схемы предложений и конструировать
предложения по схеме;
распознавать ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами.
Урок № 22,23 Контрольная работа (Сжатое изложение)
определять особенности написания изложения данного типа, анализировать содержание, язык исходного текста
Урок № 24,25 Знаки препинания в ССП
определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять ЗП,
использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять СПП
Урок № 26 Контрольное тестирование по теме
« ССП»
Изучить теоретический материал по данному разделу, применять его на практике.
-
Сложноподчиненное предложение (21 ч)
Урок № 27 Понятие о сложноподчинённом предложении
Различать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей, опознавать СПП в тексте,
правильно ставить ЗП.
Урок № 28 Виды сложноподчинённых предложений
Различать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными определительными,
определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению
подчинительных союзов и союзных слов,
конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять их.
Урок № 29,30 Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным
Различать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными определительными
Урок № 31 Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным
Различать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными изъяснительными.
Урок № 32 Контрольная работа (сочинение)
Изучить теоретический материал по данному разделу, применять его на практике.
Урок № 33 Анализ контрольных работ.
исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное
монологическое высказывание
Урок № 34 Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени
Выявлять особенности СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения,
опознавать СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения по характеру
смысловой связи между частями,
значению подчинительных союзов, отличать СПП с придаточными сравнения от простых
со сравнительным оборотом,
оценивать роль придаточных образа действия, степени и сравнения в художественных текстах,
конструировать предложения данной конструкции и употреблять в речи.
Урок № 35 Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными (продолжение). Сложноподчинённые предложения с придаточным места
Отличать виды обстоятельственных придаточных, уметь опознавать СПП с придаточными обстоятельственными
по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов,
производить синонимическую замену простых и сложных предложений, опознавать придаточные места и времени,
определять их место по отношению к главной части.
Употреблять СПП с придаточными места и времени, сопоставлять с определительными
придаточными с союзными словами «где»,
«куда», «откуда».
Урок № 36 Сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения
Выявлять особенности СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения,
опознавать СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения по характеру
смысловой связи между частями,
значению подчинительных союзов, отличать СПП с придаточными сравнения от простых
со сравнительным оборотом,
оценивать роль придаточных образа действия, степени и сравнения в художественных текстах,
конструировать предложения данной конструкции и употреблять в речи.
Урок № 37 Контрольная работа (сжатое изложение)
Изучить теоретический материал по данному разделу, применять его на практике.
Урок № 38 Сложноподчинённые предложения с придаточным цели
Знать особенности СПП с придаточными причины, следствия, условия, опознавать СПП с
придаточными цели и уступки
Урок № 39 Сложноподчинённые предложения с придаточным условия
конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи,
Урок № 40 Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия
производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с придаточными причины и следствия,
выявлять общее.
Урок № 41 Сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным
Знать особенности СПП с придаточными причины, следствия, условия, опознавать СПП с
придаточными цели и уступки
Урок № 42 Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными
Учиться отличать СПП с придаточным присоединительным от других видов
Урок № 43 Сложноподчинённые предложения с придаточными разных видов (повторение и обобщение изученного)
Повторить и обобщить изученный материал
Урок № 44 РР6. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему
Подобрать материал, составить план к сочинению
Урок № 45 Контрольная работа (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)
Знать особенности написания сочинения данного типа, писать сочинение данного типа.
Урок № 46-47 Понятие о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными
Определять особенности СПП с несколькими придаточными; условия постановки знаков препинания в них,
производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения,
интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений
с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов.
-
Бессоюзное сложное предложение
(7 ч)
Урок № 48 Понятие о бессоюзном сложном предложении
Определять грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями,
расставлять знаки препинания
Урок № 49,50 Виды бессоюзных сложных предложений
Различать особенности БСП со значением перечисления, условия постановки запятой и точки с запятой в БСП,
выявлять СО между частями БСП (отношения перечисления), расставлять ЗП,
обосновывать их выбор, выразительно читать БСП,
передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП.
Урок № 51-53 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Отработать постановку знаков препинания в БСП
Урок № 54 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Изучить теоретический материал по данному разделу, применять его на практике.
-
Сложные предложения с разными видами связи (6ч)
Урок № 55-57 Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них
Определять структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в
зависимости от сочетания видов связи; интонационные и пунктуационные особенности СП с разными видами связи,
определять структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в
зависимости от сочетания видов связи, правильно расставлять в них знаки препинания.
Урок № 58 Культура речи. Правильное употребление в речи сложных предложений
Отработать навыки правильного употребления в речи сложных предложений
Урок № 59-60 Контрольная работа (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)
Знать особенности написания сочинения данного типа, писать сочинение данного типа.
-
Способы передачи чужой речи ( 4 ч)
Урок № 61 Способы передачи чужой речи
Изучить теоретический материал по данному разделу, применять его на практике.
Урок № 62-63 Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Отработать постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью
Урок № 64 Цитаты и способы цитирования
Контр. Словарный диктант
Изучить теоретический материал по данному разделу, применять его на практике.
-
Систематизация и обобщение изученного в 9 классе (4 часов)
Урок № 65-66Повторение изученного. Правописание: орфография и пунктуация
Систематизировать и обобщить пройденный материал
Урок № 67 Итоговая контрольная работа (тестирование)
Изучить теоретический материал по данному разделу, применять его на практике.
Урок № 68 Подведение итогов изучения курса русского языка в 9-м классе
Подведение итогов
Список литературы
Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку. - //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по русскому языку. - //Программы для общеобразовательных учреждений. - М., 2005).
С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков. Русский язык: учебн. для 9 кл. общеобразовательных учреждений. - 32-е издание, М., «Просвещение», 2010.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. - М., 2008.
Горашова Н.Г. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс. - М.,2009.
Учебник «Русский язык.9 класс» под редакцией Л.М.Рыбченковой, издательство «Просвещение»,2014
-
Образовательные электронные ресурсы:
ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в
обучении
repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор.
Тесты по пунктуации, орфографии и др.
som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
ug.ru/ -«Учительская газета»
school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
all.edu.ru/ - Все образование Интернета
mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и
пунктуации
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
mapryal.org/
Навигатор. Грамота.ру navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык rubricon.ru/nsr_1.asp
Русский филологический портал philology.ru/default.htm
Толковый словарь русского языка megakm.ru/ojigov/