Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. (Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образовательное учреждение

Шурскольская средняя общеобразовательная школа



УТВЕРЖДЕНА

ПРИКАЗ №___

От___________

Директор школы: / Матвейчук Н.П.






Рабочая программа

по учебному курсу

Русский язык

9 класс




Учитель: Потемкина В.Р.




2015-2016 учебный год



Муниципальное образовательное учреждение

Шурскольская средняя общеобразовательная школа


УТВЕРЖДЕНА

ПРИКАЗ №___

От___________

Директор школы: / Матвейчук Н.П.






Рабочая программа

по учебному курсу

Русский язык

9 класс



Учитель: Ладонина Н.Н.



2015-2016 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004. №1089 на основе примерной программы по русскому языку, с учетом авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы - составители Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский).

Нормативно-правовое обеспечение:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012, № 273.

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

  4. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  5. Образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения.

  6. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы.

  7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2010.

  8. Добротина, И. Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах [Текст] : пособ. для учителей общеобразоват. организаций / И. Г. Добротина. - М.: Просвещение, 2014. - 192 с.

  9. Учебно-познавательные и учебно-практические задачи на уроках русского языка [Текст] / сост. Киселева Н. В. - Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2014

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;


  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В соответствии с новым стандартом по русскому языку содержание учебного курса 9 класса дополнено следующими темами:

  • Понятие о русском литературном языке и его нормах.

  • Русский язык как развивающееся явление.

  • Текст, смысловые части текста и основные средства связи между ними.

  • Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

  • Основные выразительные средства синтаксиса.

Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система.

Программа рассчитана на 68 часов.





Основное содержание тем учебного курса.


Международное значение русского языка (1ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (5 ч + 2)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи.

Сложное предложение (1 ч)

Союзные сложные предложения (6 ч)

Сложносочиненные предложения (3 ч + 2 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (19 ч + 5 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (6 ч + 2 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (5 ч + 2 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке и речи(3 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах . (4 ч + 2 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Тематическое планирование


п/п

Темы и разделы программы

Всего уроков

Из них Р/р

К/р


Международное значение русского языка

1




Повторение изученного в 5-8 классах.

7

2

1


Сложное предложение. Культура речи.





Сложное предложение.

1




Союзные Сложные предложения.

6

1

1

Сложносочиненные предложения.

5

2

1


Сложноподчиненные предложения

24

5

1


Бессоюзные сложные предложения.

8

2

1


Сложные предложения с различными видами связи.

7

2

1


Общие сведения о языке.

3




Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи.

6

2

1


Всего:

68

15

6


Календарно-тематическое планирование учебного курса русского языка в 9 классе

(68 часов, из них 15 часов развития речи).

Разделы и темы уроков

Дата

По плану

Факт.

1. Введение. 1 ч.

1

Международное значение русского языка. Лингвистика и её разделы.


2. Повторение изученного в 5-8 классах. (6+1)

2

Устная и письмен­ная речь. Монолог и диалог


3

Стили языка.


4

Простое предложе­ние и его граммати­ческая основа. Предло­жения с однород­ными членами


5

Предло­жения с обособ­ленными членами


6

Предло­жения с обраще­ниями, вводными словами и вставными конструк­циями


7

Р/Р Подробное изложение по прослушанному тексту с элементами сочинения-рассуждения.


8

Диагностическая контрольная работа.


Сложное предложение. Культура речи.

Сложные предложения (1)

9

Понятие о сложном предложении.

Союзные сложные предложения. (5+1)

10

Союзные и бессоюз­ные сложные пред­ложения

11

Раздели­тельные и выдели­тельные знаки пре­пинания между час­тями слож­ного пред­ложения.


12

P.p. Сочинение-рассуждение о природе родного края (обучающее)

13

Интонация сложного предложе­ния.


14

Обобщающее повторение, подготовка к контрольному диктанту по теме «ССП».

15

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «ССП».


Сложносочиненные предложения (3+2)

16

Анализ контрольного диктанта. Понятие о сложносо­чиненном предложе­нии. Смы­словые отношения в сложно­сочинен­ных пред­ложениях

17

Сложносочиненные предложения с соединительными и разделительными союзами.


18

Р.Р. Сочи­нение-рассуждение пуб­лицисти­ческого характера .

19

Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

20

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.


Сложноподчиненные предложения (19+5)

21

Понятие о сложноподчинен­ном пред­ложении. СПП, его граммати­ческие признаки



22

Место при­даточного предложе­ния по от­ношению к главному. Знаки пре­пинания в сложно-подчинен­ном пред­ложении



23

P/p. Сжатое изложение текста публицистического характера.


24

Союзы и союзные слова в сложноподчинен­ном пред­ложении



25

Роль ука­зательных слов в сложноподчинен­ном пред­ложении



26

Р/Р Портретный очерк.



27

Р/Р Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста - портретного очерка.


28

Основные группы сложноподчинен­ных пред­ложений. Сложноподчинен­ные пред­ложения с придаточ­ными оп­редели­тельными


29

Сложноподчинен­ные пред­ложения с придаточ­ными изъ­яснитель­ными



30

Урок- практикум по теме Сложноподчинен­ные пред­ложения с придаточ­ными оп­редели­тельными и изъяснительными, знаки препинания в них.



31

Сложноподчинен­ные пред­ложения с придаточ­ными обстоятельственными.


32

Урок- практикум по теме Сложноподчинен­ные пред­ложения с придаточ­ными обстоятельственными.



33

Слож­ноподчи­ненные предложе­ния с при­даточными времени и места



34

Урок- практикум по теме Слож­ноподчи­ненные предложе­ния с при­даточными времени и места


35

Сложноподчинен­ные пред­ложения с придаточ­ными при­чины, следствия, условия


36

Урок- практикум по теме Сложноподчинен­ные пред­ложения с придаточ­ными при­чины, следствия, условия



37

Сложноподчинен­ные пред­ложения с придаточ­ными уступки, цели



38

Урок- практикум по теме Сложноподчинен­ные пред­ложения с придаточ­ными уступки, цели.


39

Сложноподчинен­ные пред­ложения с придаточ­ными сравнительными, образа действия, меры, степени и сравнительными.


40

Урок- практикум по теме Сложноподчинен­ные пред­ложения с придаточ­ными сравнительными, образа действия, меры, степени и сравнительными.


41

Сложноподчинен­ные пред­ложения с нескольки­ми прида­точными. Знаки пре­пинания в них


42

Урок- практикум по теме Сложноподчинен­ные пред­ложения с нескольки­ми прида­точными. Знаки пре­пинания в них. Синтакси­ческий и пунктуа­ционный разбор сложноподчинен­ного пред­ложения



43

Р/Р Стили речи.




44

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «СПП».



5. Бессоюзное сложное предложение. (6+2)

45

Анализ контрольного диктанта. Бессоюз­ные слож­ные пред­ложения. Понятие о бессоюз­ном слож­ном пред­ложении. Интонация в БСП


46

Бессоюз­ные пред­ложения со значе­нием пе­речисле­ния. Запя­тая и точка с запятой в бессо­юзном сложном предложе­нии.


47

Р/Р Сжатое изложение по прочитанному тексту разговорного стиля.

48

Бессоюз­ные слож­ные пред­ложения со значением причины, пояснения, дополне­ния.

Двоеточие в бессоюз­ном слож­ном пред­ложении.


49

Бессоюз­ные слож­ные пред­ложения со значе­нием про­тивопо­ставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюз­ном слож­ном пред­ложении.


50

P.p. Сочи­нение-рассуждение пуб­лицисти­ческого характера.


51

Системати­зация и обобщение изученного по теме «Бессоюз­ное слож­ное пред­ложение». Синтакси­ческий и пунктуационный раз­бор бессо­юзного предложе­ния.

52

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «БСП».


6. Сложные предложения с различными видами связи.(5+2)

53

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.


54

Знаки пре­пинания в сложных предложе­ниях с раз­личными видами связи

55

Р/Р Особенности научного и научно-популярного стилей речи.


56

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи.

57

Р/Р Сочинение на лингвистическую тему.


58

Системати­зация и обобщение изученного по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

59

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

8. Общие сведения о языке.(3)

60

Общие све­дения о языке. Словарь как вид справочной литерату­ры. Основ­ные виды словарей, словари лингвисти­ческие и нелингвис­тические


61

Русский язык в современном мире. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.


62

Основные выразительные средства синтаксиса.


9. Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи.(6+2)

63

Систематизация знаний по фонетике, орфоэпии, графике, орфогра­фии.


64

Систематизация знаний по лексике, морфемике, словооб­разованию.


65

Систематизация знаний по морфологии.


66

Систематизация знаний по синтаксису и пукнтуации.


67-68

Р/Р Контрольное изложение по прослушанному тексту с элементами сочинения.



Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса

В результате изучения русского языка ученик должен:

Знать-понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация рече­вого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грам­матические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

  • формулировать вопросы по содержанию текста;

  • замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; ЧТЕНИЕ:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс чтения;

  • составлять конспект прочитанного текста;

  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

  • владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после­довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

  • строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка; ПИСЬМО:

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо­го материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, пра­вильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тек­сте, владение нормами правописания);

  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя компо­зиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повество­вание);

  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы­сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ­ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;


  • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • владеть приемом морфемного- разбора: от значения слова и способа его образова­ния к морфемной структуре;

  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологиче­ских словарей;

  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и оп­ределении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

  • разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической темати­ки, правильно их определять;

  • пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупот­ребления;

  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изо­бразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографиче­ского и пунктуационного анализа;

  • ОРФОГРАФИЯ:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно прове­ряемыми орфограммами;

  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

  • проводить орфографический анализ текста;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;

  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь кос­венной;

  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа­ционной характеристики предложения;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления вырази­тельности речи;

  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обо­значения;

  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

  • проводить пунктуационный анализ текста;

  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.



Используемая литература

  1. Русский язык: 9 класс. / Л.А.Тростенцова, Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. - М.: Просвещение,2008.

  2. Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов Русский язык 5-9 классы. Л.А.Тростенцова, Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. - М.: Просвещение,2008.

  3. Добротина, И. Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах [Текст] : пособ. для учителей общеобразоват. организаций / И. Г. Добротина. - М.: Просвещение, 2014. - 192 с.

  4. Учебно-познавательные и учебно-практические задачи на уроках русского языка [Текст] / сост. Киселева Н. В. - Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2014


© 2010-2022