«Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровления школьников на уроках русского языка и литературы»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровления школьников на уроках русского языка и литературы»

Чебочакова О.И.

Учитель русского языка и литературы

ЦДО г.Абакан



Я работаю в ЦЕНТРЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ЦДО). Занятия с детьми проводятся дистанционно в индивидуальной форме. В число этих учащихся входят дети, имеющие нарушения устной и письменной речи. Так как речь является высшей психической функцией человека, и если она подвержена нарушению, у ребенка страдают и психические функции. Поэтому у многих учащихся уровень развития познавательных процессов очень низок, и со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Работа ЦДО строится на принципах гуманизма, демократии, творческого развития личности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей и потребностей каждого обучающегося.

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья учащихся в условиях общеобразовательного учреждения.

В своей коррекционно-развивающей работе на уроках русского языка и литературы я стала использовать кинезиологические упражнения. Ведь кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которую ставит перед ним школа, она предполагает создание условий учебной деятельности, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья.

Формами такой работы, могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Особенно эффективной и результативной вот уже на протяжении двухсот лет является кинезиологическая гимнастика у детей, в т. ч. у детей с ОВЗ, т.к. пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития. Кинезиологическая гимнастика, потенцируя одновременность работы двух полушарий, помогает ребенку активно развиваться, более полно используя ресурсы своей психики и способностей.

Кинезиологические упражнения я провожу со своими учениками первый учебный год. Практиковать в своей работе подобные упражнения я стала после занятий, которые проводились на курсах профессиональной переподготовки «Содержание и обучение детей с ОВЗ» в ХакИРО. У нас была дисциплина «Специальная педагогика», которую вела Воронова Юлия Васильевна. Именно там я решила ввести в свою коррекционно-развивающую работу кинезиологические упражнения. Ведь тем самым мы можем помочь учащимся школы предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье школьников, а в целом обеспечить их полноценное и гармоничное развитие.

Кинезиологические упражнения (= сенсомоторная коррекция) - это комплекс движений, позволяющие улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, интеллекта и развитию физического здоровья.

В качестве базовых принципов в кинезиологии используются следующие этические принципы:

  1. Ненасилие.

  2. Достижение компромиссов.

  3. Добровольное согласие

  4. Оказание помощи.

  5. Доброжелательность.

  6. Право выбора.

  7. Проверка на безопасность.

Кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга - гуманитарное, образное, творческое - отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга - математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое - отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело осуществляет координацию работы мозга и передачу информации из одного полушария в другое, способствуя интегрированному мышлению.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Таким образом, для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через систему кинезиологических упражнений. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти, внимания, пространственного представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Кинезиологические упражнения оказывают благотворное влияние не только на коррекцию обучения, но и на развитие интеллекта, улучшение состояния физического здоровья и социальную адаптацию детей, что тоже очень важно!

Целесообразность использования таких упражнений при проведении уроков в школе обусловлена тем, что школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие головного мозга. Основным типом мышления школьника является наглядно-образное мышление, тесно связанное с эмоциональной сферой, это предполагает участие правого полушария в обучении. Однако вся система образования нацелена именно на развитие формально-логического мышления. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. В ответ, как результат перевозбуждения и перегрузки левого полушария появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И, как следствие недостаточной активности ведущего правого полушария - раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. Постоянное перенапряжение перерастает в хронический стресс и проявляется в виде нарастающего чувства усталости, отвлекаемости, головных болей. Для предупреждения таких явлений можно использовать кинезиологические упражнения во время физкультминуток на уроках русского языка и литературы. Кроме того, по мнению психофизиологов, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Поэтому неподвижный ребенок не обучаем, и ругать его за излишнюю двигательную активность на уроке не нужно.

Чтобы упражнения были результативными, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Кинезиологические упражнения проводятся в начале урока или в качестве динамических пауз.

  2. Время проведения 3-5 минут

  3. Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.

  4. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

  5. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

  6. Упражнения проводятся стоя или сидя за партой.

  7. Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. Длительность занятий по одному комплексу составляет одну учебную четверть, каникулы - перерыв.

  8. В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).( «Снеговик» «Дерево» « Тряпичная кукла и солдат» «Сорви яблоки»)

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. («Свеча» «Дышим носом» «Ныряльщик»)

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. («Взгляд влево вверх», «Горизонтальная восьмерка», «Глаз - путешественник»)

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. ( «Ухо-нос»,"Перекрестное марширование" "Мельница" "Паровозик" "Робот" "Маршировка")

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. ("Дирижер","Путешествие на облаке").

Упражнения для развития мелкой моторики ("Колечко" "Кулак - ребро - ладонь" "Лезгинка"

Массаж ушных раковин.

По моим наблюдениям, применение кинезиологических упражнений в начале урока способствуют более быстрой настройке детей на урок, улучшает концентрацию внимания. После физкульминутки с применением телесных упражнений и упражнений на мелкую моторику улучшается работоспособность, координация движений, снимается напряжение с мышц рук. Использование упражнений на релаксацию, дыхательных упражнений в конце занятия снимает напряжение и утомление после интенсивной интеллектуальной деятельности.

Детям очень нравятся эти упражнения, поскольку они разбавляют порой монотонную учебную деятельность.

Необходимо обратить внимание еще на несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:

  • Во время урока проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная учебная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.

  • Если же учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.

  • Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.

  • Самый благоприятный период для интеллектуального развития - это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Кинезиологические упражнения рекомендуются даже взрослым!

  • Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и изменения значительнее.

Признаки, по которым можно судить о результативности данной работы:
• У ребенка пропал страх отвечать, он стал спокойнее, увереннее в себе.
• Ученик научился самостоятельно работать с учебником, со справочной литературой.
• Появилась "жажда чтения".
• У некоторых детей появилась готовность и желание выполнять дополнительные задания.
• Речь из бессвязной и односложной превратилась в осознанный рассказ.
• Детям стали по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.
• Дети принимают правила сотрудничества и взаимопомощи.



Комплекс№1

  1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

  2. Кулак-ребро-ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течении 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях педагог предлагает ребенку помогать себе командами( «кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

  3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

  4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого задания почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

  5. Ухо-нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

  6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкенизий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Комплекс№2

  1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце

  2. упражнения разотрите уши руками.

  3. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

  4. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

  5. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, затем другой рукой, потом обеими руками вместе.

  6. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркальносимметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

  7. Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

  8. Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки, левой - за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 сек. Выполните то же самое в другую сторону.

  9. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

Комплеккс№3

  1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.

  2. правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же левой рукой.

  3. Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

  4. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

  5. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «один, один-два, один-два-три и т.д.».

  6. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, поднимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.

  7. Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина, по очереди пальцами правой руки, затем левой.

  8. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

  9. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

Комплекс№4

  1. Сядьте на пол «по-турецки», положите руки на диафрагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки,- выдох.

  2. Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения упадите на пол и лежите, как лужица воды.

  3. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.

  4. Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.

  5. Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко откройте рот.

  6. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

  7. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправлено, затем разнонаправлено), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.

  8. Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.

  9. Сделайте круговые движения плечами вперед-назад и пожимания ими.

  10. Возьмите в руки мяч или игрушку. По команде ведущего поднимите его вверх, вправо, влево, вниз.

Комплекс№5

  1. Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.

  2. Дерево. Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечка, которая постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.

  3. Внутри - снаружи. Лежа на спине. Закройте глаза, прислушивайтесь к звукам вокруг себя (шум транспорта за окном, дыхание других и т.д.). Перенесите внимание на свое тело и прислушивайтесь к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение позы тела и т.д. ). Переключите внимание на внешние шумы и внутренние ощущения несколько раз.

  4. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.

  5. Делайте движения челюстью в разных направлениях.

  6. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в стороны и вверх.

  7. Попробуйте перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.

  8. Упражнения в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения аналогичные велосипеду.

  9. Стоя на четвереньках, имитируйте подтягивание кошки: на вдохе прогибайте спину, поднимая голову вверх; на выдохе выгибайте спину, опуская голову.

  10. Прыгайте по команде ведущего вперед, назад, вправо, влево определенное количество раз.

Комплекс№6

  1. Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, подтягивая руки к подмышкам, ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.

  2. Полет. Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закройте глаза, представьте себе, что вы летите, размахивая крыльями.

  3. Бегая по комнате, размахивайте руками и громко кричите. По команде остановитесь и расслабьтесь. Можно выполнять сидя или лежа на полу, размахивая руками и ногами.

  4. Лежа на спине. На расстоянии вытянутой руки перед глазами хаотично двигайте какой-нибудь яркий предмет. Следите за предметом глазами, не двигая головой.

  5. Отработайте такие движения языка, как щелканье, цоканье, посвистывание. Затем выполните последовательность: два щелканья, два цоканья, два посвистывания и т.д.

  6. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.

  7. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.

  8. Встаньте на четвереньки и ползите, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставьте крест-накрест. С движениями рук совмещайте движения языка: сначала язык двигается за рукой, затем в противоположную сторону.

  9. Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синхронные движения кистями рук.

  10. Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и вперед».

Комплекс№7

  1. Дышите только через одну ноздрю (сначала левую, затем правую).

  2. Яйцо. Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

  3. Лодочка. Лягте на спину, вытяните руки. По команде одновременно поднимите прямые ноги, руки и голову. Держите позу максимально долго. Затем выполните это упражнение, лежа на животе.

  4. Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем - разнонаправленные.

  5. Гимнастика для языка. Движения в разные стороны, выгибания языка, сжимание и разжимания языка, свертывание в трубочку.

  6. Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

  7. Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку (ключ, пуговица, скрепка и т.д.). Другой рукой нарисуйте его на бумаге (промашите его в воздухе).

  8. Лежа на полу, коснитесь локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу. Выполняйте сначала односторонние, затем перекрестные движения.

  9. Лежа на спине, поднимите вместе ноги и пишите ими в воздухе узоры, цифры, буквы.

  10. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движения руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.

Необходимым условием любого коррекционного процесса является система наказаний и поощрений, которая разрабатывается всей группой в начале занятий. Наказанием может служить выбывание из игры на "скамью запасных", лишение роли лидера и т. д. В качестве поощрений могут служить различные призы, выбор любимой музыки для сопровождения занятий, ведущая роль в игре и т. д.
При коррекционной работе также необходимо учитывать, что дети с ОВЗ не могут длительное время подчиняться групповым правилам, быстро утомляются, не умеют выслушивать и выполнять инструкции.
Рекомендуется начинать работу с ними с индивидуальных занятий, поэтапно включая их в групповую деятельность. Кроме того, для каждого ребенка необходимы индивидуальная стратегия и тактика взаимодействия.

Список литературы:

  1. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.

  2. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. - Рязань, 2000.

  3. Сазонов В.Ф. Кинезиология, снимающая стресс. (Введение в психо-ориентированную кинезиологию). Рязанский государственный университет,2010.

  4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.

  5. Вайтсайд Д., Стокс Г. Единый мозг. Коррекция дислексических нарушени способности к обучению и интеграция головного мозга. М.: Диалог-МГУ, 1996.


© 2010-2022