- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровления школьников на уроках русского языка и литературы»
«Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровления школьников на уроках русского языка и литературы»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чебочакова О.И. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровления школьников на уроках русского языка и литературы»
Чебочакова О.И.
Учитель русского языка и литературы
ЦДО г.Абакан
Я работаю в ЦЕНТРЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ЦДО). Занятия с детьми проводятся дистанционно в индивидуальной форме. В число этих учащихся входят дети, имеющие нарушения устной и письменной речи. Так как речь является высшей психической функцией человека, и если она подвержена нарушению, у ребенка страдают и психические функции. Поэтому у многих учащихся уровень развития познавательных процессов очень низок, и со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Работа ЦДО строится на принципах гуманизма, демократии, творческого развития личности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей и потребностей каждого обучающегося.
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья учащихся в условиях общеобразовательного учреждения.
В своей коррекционно-развивающей работе на уроках русского языка и литературы я стала использовать кинезиологические упражнения. Ведь кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которую ставит перед ним школа, она предполагает создание условий учебной деятельности, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья.
Формами такой работы, могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Особенно эффективной и результативной вот уже на протяжении двухсот лет является кинезиологическая гимнастика у детей, в т. ч. у детей с ОВЗ, т.к. пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития. Кинезиологическая гимнастика, потенцируя одновременность работы двух полушарий, помогает ребенку активно развиваться, более полно используя ресурсы своей психики и способностей.
Кинезиологические упражнения я провожу со своими учениками первый учебный год. Практиковать в своей работе подобные упражнения я стала после занятий, которые проводились на курсах профессиональной переподготовки «Содержание и обучение детей с ОВЗ» в ХакИРО. У нас была дисциплина «Специальная педагогика», которую вела Воронова Юлия Васильевна. Именно там я решила ввести в свою коррекционно-развивающую работу кинезиологические упражнения. Ведь тем самым мы можем помочь учащимся школы предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье школьников, а в целом обеспечить их полноценное и гармоничное развитие.
Кинезиологические упражнения (= сенсомоторная коррекция) - это комплекс движений, позволяющие улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, интеллекта и развитию физического здоровья.
В качестве базовых принципов в кинезиологии используются следующие этические принципы:
-
Ненасилие.
-
Достижение компромиссов.
-
Добровольное согласие
-
Оказание помощи.
-
Доброжелательность.
-
Право выбора.
-
Проверка на безопасность.
Кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга - гуманитарное, образное, творческое - отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга - математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое - отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело осуществляет координацию работы мозга и передачу информации из одного полушария в другое, способствуя интегрированному мышлению.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Таким образом, для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через систему кинезиологических упражнений. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти, внимания, пространственного представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Кинезиологические упражнения оказывают благотворное влияние не только на коррекцию обучения, но и на развитие интеллекта, улучшение состояния физического здоровья и социальную адаптацию детей, что тоже очень важно!
Целесообразность использования таких упражнений при проведении уроков в школе обусловлена тем, что школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие головного мозга. Основным типом мышления школьника является наглядно-образное мышление, тесно связанное с эмоциональной сферой, это предполагает участие правого полушария в обучении. Однако вся система образования нацелена именно на развитие формально-логического мышления. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. В ответ, как результат перевозбуждения и перегрузки левого полушария появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И, как следствие недостаточной активности ведущего правого полушария - раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. Постоянное перенапряжение перерастает в хронический стресс и проявляется в виде нарастающего чувства усталости, отвлекаемости, головных болей. Для предупреждения таких явлений можно использовать кинезиологические упражнения во время физкультминуток на уроках русского языка и литературы. Кроме того, по мнению психофизиологов, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Поэтому неподвижный ребенок не обучаем, и ругать его за излишнюю двигательную активность на уроке не нужно.
Чтобы упражнения были результативными, нужно придерживаться следующих правил:
-
Кинезиологические упражнения проводятся в начале урока или в качестве динамических пауз.
-
Время проведения 3-5 минут
-
Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
-
Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
-
От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
-
Упражнения проводятся стоя или сидя за партой.
-
Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. Длительность занятий по одному комплексу составляет одну учебную четверть, каникулы - перерыв.
-
В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).( «Снеговик» «Дерево» « Тряпичная кукла и солдат» «Сорви яблоки»)
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. («Свеча» «Дышим носом» «Ныряльщик»)
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. («Взгляд влево вверх», «Горизонтальная восьмерка», «Глаз - путешественник»)
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. ( «Ухо-нос»,"Перекрестное марширование" "Мельница" "Паровозик" "Робот" "Маршировка")
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. ("Дирижер","Путешествие на облаке").
Упражнения для развития мелкой моторики ("Колечко" "Кулак - ребро - ладонь" "Лезгинка"
Массаж ушных раковин.
По моим наблюдениям, применение кинезиологических упражнений в начале урока способствуют более быстрой настройке детей на урок, улучшает концентрацию внимания. После физкульминутки с применением телесных упражнений и упражнений на мелкую моторику улучшается работоспособность, координация движений, снимается напряжение с мышц рук. Использование упражнений на релаксацию, дыхательных упражнений в конце занятия снимает напряжение и утомление после интенсивной интеллектуальной деятельности.
Детям очень нравятся эти упражнения, поскольку они разбавляют порой монотонную учебную деятельность.
Необходимо обратить внимание еще на несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:
-
Во время урока проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная учебная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.
-
Если же учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.
-
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.
-
Самый благоприятный период для интеллектуального развития - это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Кинезиологические упражнения рекомендуются даже взрослым!
-
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и изменения значительнее.
Признаки, по которым можно судить о результативности данной работы:
• У ребенка пропал страх отвечать, он стал спокойнее, увереннее в себе.
• Ученик научился самостоятельно работать с учебником, со справочной литературой.
• Появилась "жажда чтения".
• У некоторых детей появилась готовность и желание выполнять дополнительные задания.
• Речь из бессвязной и односложной превратилась в осознанный рассказ.
• Детям стали по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.
• Дети принимают правила сотрудничества и взаимопомощи.
Комплекс№1
-
Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
-
Кулак-ребро-ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течении 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях педагог предлагает ребенку помогать себе командами( «кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
-
Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
-
Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого задания почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
-
Ухо-нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
-
Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкенизий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Комплекс№2
-
Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце
-
упражнения разотрите уши руками.
-
Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
-
Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
-
Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, затем другой рукой, потом обеими руками вместе.
-
Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркальносимметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
-
Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.
-
Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки, левой - за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 сек. Выполните то же самое в другую сторону.
-
Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
Комплеккс№3
-
Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
-
правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же левой рукой.
-
Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.
-
Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
-
Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «один, один-два, один-два-три и т.д.».
-
Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, поднимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.
-
Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина, по очереди пальцами правой руки, затем левой.
-
Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
-
Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.
Комплекс№4
-
Сядьте на пол «по-турецки», положите руки на диафрагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки,- выдох.
-
Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения упадите на пол и лежите, как лужица воды.
-
Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.
-
Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.
-
Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко откройте рот.
-
Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.
-
Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправлено, затем разнонаправлено), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.
-
Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.
-
Сделайте круговые движения плечами вперед-назад и пожимания ими.
-
Возьмите в руки мяч или игрушку. По команде ведущего поднимите его вверх, вправо, влево, вниз.
Комплекс№5
-
Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.
-
Дерево. Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечка, которая постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.
-
Внутри - снаружи. Лежа на спине. Закройте глаза, прислушивайтесь к звукам вокруг себя (шум транспорта за окном, дыхание других и т.д.). Перенесите внимание на свое тело и прислушивайтесь к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение позы тела и т.д. ). Переключите внимание на внешние шумы и внутренние ощущения несколько раз.
-
Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.
-
Делайте движения челюстью в разных направлениях.
-
Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в стороны и вверх.
-
Попробуйте перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.
-
Упражнения в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения аналогичные велосипеду.
-
Стоя на четвереньках, имитируйте подтягивание кошки: на вдохе прогибайте спину, поднимая голову вверх; на выдохе выгибайте спину, опуская голову.
-
Прыгайте по команде ведущего вперед, назад, вправо, влево определенное количество раз.
Комплекс№6
-
Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, подтягивая руки к подмышкам, ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.
-
Полет. Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закройте глаза, представьте себе, что вы летите, размахивая крыльями.
-
Бегая по комнате, размахивайте руками и громко кричите. По команде остановитесь и расслабьтесь. Можно выполнять сидя или лежа на полу, размахивая руками и ногами.
-
Лежа на спине. На расстоянии вытянутой руки перед глазами хаотично двигайте какой-нибудь яркий предмет. Следите за предметом глазами, не двигая головой.
-
Отработайте такие движения языка, как щелканье, цоканье, посвистывание. Затем выполните последовательность: два щелканья, два цоканья, два посвистывания и т.д.
-
Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.
-
Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.
-
Встаньте на четвереньки и ползите, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставьте крест-накрест. С движениями рук совмещайте движения языка: сначала язык двигается за рукой, затем в противоположную сторону.
-
Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синхронные движения кистями рук.
-
Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и вперед».
Комплекс№7
-
Дышите только через одну ноздрю (сначала левую, затем правую).
-
Яйцо. Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
-
Лодочка. Лягте на спину, вытяните руки. По команде одновременно поднимите прямые ноги, руки и голову. Держите позу максимально долго. Затем выполните это упражнение, лежа на животе.
-
Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем - разнонаправленные.
-
Гимнастика для языка. Движения в разные стороны, выгибания языка, сжимание и разжимания языка, свертывание в трубочку.
-
Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.
-
Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку (ключ, пуговица, скрепка и т.д.). Другой рукой нарисуйте его на бумаге (промашите его в воздухе).
-
Лежа на полу, коснитесь локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу. Выполняйте сначала односторонние, затем перекрестные движения.
-
Лежа на спине, поднимите вместе ноги и пишите ими в воздухе узоры, цифры, буквы.
-
Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движения руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.
Необходимым условием любого коррекционного процесса является система наказаний и поощрений, которая разрабатывается всей группой в начале занятий. Наказанием может служить выбывание из игры на "скамью запасных", лишение роли лидера и т. д. В качестве поощрений могут служить различные призы, выбор любимой музыки для сопровождения занятий, ведущая роль в игре и т. д.
При коррекционной работе также необходимо учитывать, что дети с ОВЗ не могут длительное время подчиняться групповым правилам, быстро утомляются, не умеют выслушивать и выполнять инструкции.
Рекомендуется начинать работу с ними с индивидуальных занятий, поэтапно включая их в групповую деятельность. Кроме того, для каждого ребенка необходимы индивидуальная стратегия и тактика взаимодействия.
Список литературы:
-
Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
-
Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. - Рязань, 2000.
-
Сазонов В.Ф. Кинезиология, снимающая стресс. (Введение в психо-ориентированную кинезиологию). Рязанский государственный университет,2010.
-
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.
-
Вайтсайд Д., Стокс Г. Единый мозг. Коррекция дислексических нарушени способности к обучению и интеграция головного мозга. М.: Диалог-МГУ, 1996.