Урок по русской словесности в 7 классе «Человек в эпоху Ивана Грозного»

"Описание материала: Данный урок проводится в системе уроков в 7 классе по теме «Человек и история». Конспект урока предполагает, что текст поэмы заранее прочитан учащимися. Главная цель урока - выяснить, какая роль отводится образу простого человека на фоне изображения историчееской личности. Чтобы плавно ввести учащихся в тему урока, в самом начале предлагается прослушать текст историчсекой песни об Иване Грозном. Такое задание сразу актуализирует и знания, полученные в 5 классе, и позволяет...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русской словесности в 7 классе.

Автор Брант Евгения Сергеевна, учитель русского языка и литературы, КГУ «Березовская средняя школа», район им.Г.Мусрепова, СКО, Казахстан.

Тема: «Человек в эпоху Ивана Грозного» по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Цель: определение роли простого человека во времена правления Ивана Грозного.

Задачи: 1. формировать основы нравственного поведения; воспитывать уважение к культурному наследию;

2. проверить знание содержания поэмы; разобрать понятие «опричнина»; определить роль простого человека в обществе в 16 веке; выяснить, какое значение имели образы обычных людей для характеристики Ивана Грозного; выявить изобразительные средства, при помощи которых автор создает характеры героев.

3. способствовать формированию навыков ориентирования по тексту; развивать речевую и коммуникативную компетенции. .

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтов, портрет Ивана Васильевича IV (Грозного), карточки.

Ход урока.

  1. Вводно-мотивационный этап.

Еще как государь-царь Казань-город брал.

Он в овражке простоял - он и кашку расхлебал.

Он в другом постоял - он другую расхлебал,

…Татарки-казанки, на стене они стояли,

На стене они стояли, попкы показали:

"Еще вот те, государь-царь, Казань-город взять!

В 5 классе вы знакомились с жанром исторических песен. Вспомните, о каком царе идет речь в данной песне?

О чем пойдет разговор сегодня на уроке?

II Актуализация прежних знаний.

  1. Проверка устного домашнего задания.

А) Дома вы должны были прочитать «Песню про … купца Калашникова». Проверим, как хорошо вы знаете текст поэмы.

Вопросы: С какого события начинается поэма?

Как ведет себя на пиру у царя опричник Кирибеевич? Почему он печален и задумчив?

Как реагирует царь на то, что один из его опричников «в золотом ковше не мочил усов», «опустил головушку на широку грудь»?

Как объясняет царю свою задумчивость Кирибеевич?

Как решил помочь горю своего опричника царь?

Что скрыл Кирибеевич от царя?

Кто такой Калашников? Когда мы впервые встречаем его в поэме?

Что поразило Степана Парамоновича, когда он вернулся домой?

О чем поведала ему Алена Дмитревна?

Зачем Степан Парамонович позвал своих братьев? Какой наказ он им дал?

Как ведет себя Кирибеевич перед боем? Что изменилось в его поведении, когда он узнал, что ему предстоит биться с мужем Алены Дмитревны?

Как погибает каждый из героев поэмы? Какую память они о себе оставили? Как относятся к каждому из них гусляры?

2. Проверка письменного домашнего задания.

Б) Письменным домашним заданием было выписать устаревшие слова, позволяющие читателю перенестись в то далекое время. Попробуем объяснить их значение.

Аргамак - степной конь

Кручиниться - печалиться

Кушак - пояс

Молвить - сказать

Очи - глаза

Плаха - место казни, где осужденным рубили голову.

Пособить - помочь

Простоволосая - с непокрытой головой

Тешиться - насмехаться

Фата - головной убор

Уста - губы.


  1. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя.

М.Ю. Лермонтова интересовали характеры гордые, смелые, вольнолюбивые, жаждущие свободы, независимые, таинственные. Часто, силой воображения Лермонтов переносился в обстановку, далекую от его жизни. Его, в отличие от Пушкина, интересовали другие страницы истории. Например, ему была интересна эпоха Ивана IV. Узнать о ней подробнее он мог из «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина и оттуда же он мог взять героев для своего произведения: была история чиновника Мясоеда-Вислого и его жены, оскорбленной опричниками Ивана Грозного.

! Вопрос на актуализацию знаний: Как называются реальные лица, которые послужили моделью для создания литературного героя? (Прототипы)


  1. Историческая справка.

Кирибеевич, один из главных героев поэмы - опричник. Что вам стало известно об опричниках? (Предполагаемые ответы: они служили царю Ивану Грозному, были исполнительными, жестокими, верными, не считались с простым народом).

Справка: Н.М. Карамзин, «История Государства Российского»: «Скоро увидели, что Иоанн предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы. Опричник или кромешник - так стали называть их , как бы извергов тьмы кромешной - мог безопасно теснить, грабить соседа, и в случае жалобы брал с него пеню за бесчестие.

Чем более государство ненавидело опричных, тем более государь имел к ним доверенности: сия общая ненависть служила ему залогом их верности. Затейливый умом Иоанн изобрел достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и метлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию».

Как вы думаете, каким было отношение народа к царским опричникам?

IV. Формирование умений и навыков.

  1. Работа с изобразительными средствами поэмы.

Ученые пришли к выводу, что у «Песни про … купца Калашникова» есть определенный фольклорный источник - историческая песня о Мастрюке Темрюковиче. Чтобы доказать эту близость с народным творчеством, давайте найдем в «Песне» постоянные эпитеты, повторы однокоренных слов, народные сравнения, обращения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

! Вопрос на актуализацию знаний: В произведениях каких жанров устного народного творчества мы встречаем такие же изобразительные средства? (Исторические и разбойничьи песни).


  1. Портретная характеристика героев.

Лермонтов не историк, а прежде всего, художник слова. Поэтому нам важно знать, какими художественными средствами он пользуется при изображении своих героев.

А) На каждую парту учащимся раздаются фрагменты из поэмы, где нужно подчеркнуть эпитеты, позволяющие представить облик героев.

Б) На доске приклеены «билетики», на которых с обратной стороны есть характеристика лермонтовских героев, сделанная великим критиком Белинским.

Задача учащихся: узнать героев по описанию.

В) Обратимся к портрету Ивана Васильевича, написанному красками. Что совпадает в описании? Какие различия присутствуют?

Ребята, давайте сделаем вывод.

Какой исторический образ рисует нам Лермонтов, а какие персонажи являются вымышленными? Образ царя Иоанна IV символ безграничной власти, вершитель человеческих судеб и, как мы видим, не всегда справедливый.

Вымышленные персонажи понадобились поэту для того, чтобы лучше проникнуть в характер эпохи. Они оба бунтуют. Кирибеевич против условностей и приличий. Калашников же отстаивает честь и достоинство семьи, вершит жестокий, но обоснованный суд. Вспомните, как бережно внимание народа к его безымянной могилке. Тем самым Лермонтов возвышает нравственное могущество простого человека.

  1. Задание домашней работы. Определить элементы сюжетной композиции поэмы.

Составить план.

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

Кроссворд (из методического пособия).

Комментирование оценок.




Приложение 1.

А) Лишь один из них, из опричников,

Удалой боец, буйный молодец,

В золотом ковше не мочил усов;

Опустил он в землю очи темные,

Опустил головушку на широку грудь -

А в груди его была дума крепкая.

Б) Вот нахмурил царь брови черные

И навел на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого,-

Да не поднял глаз молодой боец.

Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником -

Да не вздрогнул и тут молодой боец.

Вот промолвил царь слово грозное -

И очнулся тогда добрый молодец.

В) На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно - будто лебедушка;

Смотрит сладко - как голубушка;

Молвит слово - соловей поет.

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе божием;

Косы русые золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою цалуются.

В семье родилась она купеческой,

Прозывается Аленой Дмитревной.

Приложение 2.

Кто это?

Взгляд очей его - молния, звук речей его - гром небесный, порывы гнева его - смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего …но сильного и благородного по природе своего духа._____________________________________


Кто это?

Какая сильная, могучая натура! Ее страсть - лава, ее горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь … - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!

___________________________________________________


-----------------------------------------------------------------------------


Кто это?

Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут… Есть души, лозунг которых - все или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы.

© 2010-2022