- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного курса в 9 классе Всемогущий и занимательный синтаксис
Программа элективного курса в 9 классе Всемогущий и занимательный синтаксис
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ухабина М.Г. |
Дата | 07.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
-
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____ /Ухабина М.Г./
Протокол №___от
«___» августа 2014г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____/Назарова О.Н./
«___» августа 2014г.
«Утверждено»
Директор школы
_____ /Захаренко Л.А./
Приказ № ___от
«___» августа 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Ухабиной Марии Григорьевны,
учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории,
элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис»
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепции профильного обучения, с учетом требований к уровню лингвистической подготовки выпускников основной школы, специфики предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 9 «А» класса.
Курс рассчитан на развитие способности анализировать пунктуационное оформление разных текстов. Главная задача - обратить внимание на трудности и тонкости русской пунктуации, на возможности пунктуации отражать авторский замысел, на необходимость воспитания чувства языка, интуиции, что предполагает не только заучивание правил пунктуации, но и умение отличить контекстуально оправданную пунктуацию от пунктуации ошибочной.
В качестве иллюстративного материала использованы примеры из произведений современной русской литературы, газет и журналов.
Курс является предметно-ориентированным, расширяет базовый курс русского языка, дает возможность учащимся познакомиться с интересными вопросами лингвистики.
Цели курса:
- познакомить учащихся с некоторыми сложными вопросами современной русской пунктуации;
- показать новые тенденции в оформлении письменного текста;
- показать учащимся, что современная пунктуация - это система живая и развивающаяся;
- обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее изучение родного языка;
- сформировать, поддержать устойчивый интерес к лингвистике;
- активизировать познавательную деятельность подростка.
Содержание курса способствует реализации углубленного содержания выбранных в соответствии с профилем предметов, а также несет в себе общезначимую культурологическую направленность, способствует формированию всесторонне образованной личности. Характер вопросов курса таков, что их рассмотрение предполагает использование активных форм обучения - анализа текстов, лабораторных работ, семинаров, практикумов и др., что также имеет большое значение для интеллектуального развития школьников.
Большое количество тем данного курса изучается с использованием компьютера.
Критерии оценивания:
Присутствие на занятиях
2 б.
Письменная работа
от 1 до 5 б.
Выполнение теста
от 1 до 5 б.
Составление теста
10 б.
Сообщение
8 б.
Доклад
10 б.
Работа по карточкам
от 1 до 5 б.
Участие в турнире знатоков русского языка
от 1 до 10 б.
Создание презентации по теме на компьютере
от 10 до 15 б.
Создание текстового документа на компьютере
от 5 до 10 б.
Зачет: За 30 б. - «3»; За 40 б.- «4»; За 50 б. - «5»
В процессе изучения элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» после первого занятия проводится анкета, а после изучения материала-тестирования, выполняются письменные задания. Разрабатываются и составляются сообщения, тесты, текстовые документы и компьютерные презентации.
Итоговая форма отчетности - зачетный лист с указанием вида деятельности и баллов за работу.
Учебно-тематическое планирование элективного курса
Класс -9 «А»
Учитель - Ухабина М. Г.
Количество часов
Всего - 16, в неделю - 1 час
Учебно-тематическое планирование (базовый уровень)
№ п/п
Кол-во уроков
Наименование разделов и тем
Основное содержание раздела
Основные понятия
Формы контроля
1
2
Современная русская пунктуация.
Современная русская пунктуация. Слова, сочетания слов. Словосочетания.
Слова, сочетания слов. Словосочетания.
Наблюдение над текстами
2
3
Основные виды подчинения.
Основные виды подчинения.
Основные виды подчинения.
Конструирование предложений. Индивидуальная работа. Составление рассказа.
3
1
Односоставные предложения.
Односоставные предложения.
Односоставные предложения.
Анализ примеров с использованием компьютера
4
1
Неполные предложения.
Неполные предложения.
Неполные предложения.
Анализ примеров с использованием компьютера
5
3
Обособление второстепенных членов предложения.
Обособление второстепенных членов предложения.
Обособление второстепенных членов предложения.
Устные сообщения учащихся.
6
3
Виды сложных предложений
Виды сложных предложений
Виды сложных предложений
Проверочная работа
7
3
Трудные случаи пунктуации.
Трудные случаи пунктуации.
Трудные случаи пунктуации.
Анализ примеров с использованием компьютера
8.
Лингвистический карнавал «Это непростое простое предложение».
Простое предложение.
Простое предложение.
Игровой рассказ.
Календарно-тематическое планирование элективного курса
№ п/п
Дата
Тема урока
Основное содержание урока
Домашнее задание
Самостоятельная работа (лабораторная, практическая и т.д.)
Примечания
1
Современная русская пунктуация
Введение. Всемогущий синтаксис. Назначение пунктуации.
Доклад
Наблюдение над текстами
2
Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов.
Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов.
Нахождение алгоритма « восстановления строки»
Конструирование предложений
3
Слова, Сочетания слов. Словосочетания.
Парцелляция как явление, широко распространенное в современной печати. Расчленение простого и сложного предложения.
Сообщения.
Индивидуальная работа. Составление рассказа.
4
Основные виды подчинения.
Согласование. Управление. Примыкание.
Сообщение учащихся. Графическое обозначение связи.
Практическая работа. Нахождение алгоритма «расшифровка записи».
5
Согласование. Управление. Примыкание.
Согласование. Управление. Примыкание.
Беседа. Графическое обозначение связи.
Словарная работа, Конструирование предложений.
6
Согласование. Управление. Примыкание.
Согласование. Управление. Примыкание.
Семинар. Работа в группах. Практическая работа.
Практикум с использованием компьютера
7
Простое предложение.
Типы предложений. Общие сведения.
Сообщения учащихся. Составление таблицы. Беседа.
Анализ примеров
8
Подлежащее и сказуемое.
Согласование сказуемого с подлежащим.
Работа с дидактическим материалом
Анализ примеров
9
Нераспространённые и распространённые предложения.
Нераспространённые и распространённые предложения.
Выполнить упражнение
Практикум
10
Второстепенные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Конструирование предложений. Работа с текстом худ. литературы.
Игра «Будь внимателен!»
11
Односоставные предложения.
Односоставные предложения.
Анализ текста
Работа с раздаточным материалом
12
Неполные предложения.
Неполные предложения.
Сообщения учащихся.
Дополни ответ товарища… Игра «Своё предложение».
13
Однородные члены предложения и их добрососедские отношения.
Однородные члены предложения и их добрососедские отношения.
Работа в группах.
Сказка или рассказ «Друзья или враги леса».
14
Обособление второстепенных членов предложения.
Обособление второстепенных членов предложения.
Практикум. Беседа. Работа в группах. Наблюдение поэтического текста. Работа со словарём.
Конструирование предложений.
15
Виды сложных предложений
Виды сложных предложений
Составление таблицы «Виды сложных предложений».
Рассказ на лингвистическую тему. Взаимопроверка.
16
Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации.
Трудные случаи пунктуации.
Семинар. Работа с учебниками.
Игровой рассказ.
17.
Резерв.
Лингвистический карнавал «Это непростое простое предложение».
Обобщение знаний.
Игровой рассказ.
Определение победителей в трёх номинациях.
Дополнительная литература
Литература для учащихся
1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. М. Просвещение. 1986.
Литература для учителя
1.Былинский К.И., Никольский Н.Н. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати. М. 1970.
2.Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: справочник. М. 1996.
3.Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. М., Дрофа, 2000.
4.Иванова В.Ф. История и принципы русской пунктуации. Л., 1962.
5.Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка .
6.Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса /сост. В.А. Мызина- М.: Просвещение.
7.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка - М.: АСТ-ЛТД, 1998.
8.Словарь сочетаемости слов русского языка/ под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина-М.,2000.
Интернет-ресурсы:
repetitor.lc.ru/onliiie/disp.asp?2 .
ipmce.su/~lib/osn_prav.html .
urok.hut.ru/ .
gramma.ru/ .
1september.ru/index.htm .
gramota.ru
7