Программа элективного курса в 9 классе Всемогущий и занимательный синтаксис

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____ /Ухабина М.Г./

Протокол №___от

«___» августа 2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____/Назарова О.Н./

«___» августа 2014г.

«Утверждено»

Директор школы

_____ /Захаренко Л.А./

Приказ № ___от

«___» августа 2014г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Ухабиной Марии Григорьевны,

учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории,


элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис»

2014 - 2015 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепции профильного обучения, с учетом требований к уровню лингвистической подготовки выпускников основной школы, специфики предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.

Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 9 «А» класса.

Курс рассчитан на развитие способности анализировать пунктуационное оформление разных текстов. Главная задача - обратить внимание на трудности и тонкости русской пунктуации, на возможности пунктуации отражать авторский замысел, на необходимость воспитания чувства языка, интуиции, что предполагает не только заучивание правил пунктуации, но и умение отличить контекстуально оправданную пунктуацию от пунктуации ошибочной.

В качестве иллюстративного материала использованы примеры из произведений современной русской литературы, газет и журналов.

Курс является предметно-ориентированным, расширяет базовый курс русского языка, дает возможность учащимся познакомиться с интересными вопросами лингвистики.

Цели курса:

- познакомить учащихся с некоторыми сложными вопросами современной русской пунктуации;

- показать новые тенденции в оформлении письменного текста;

- показать учащимся, что современная пунктуация - это система живая и развивающаяся;

- обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее изучение родного языка;

- сформировать, поддержать устойчивый интерес к лингвистике;

- активизировать познавательную деятельность подростка.

Содержание курса способствует реализации углубленного содержания выбранных в соответствии с профилем предметов, а также несет в себе общезначимую культурологическую направленность, способствует формированию всесторонне образованной личности. Характер вопросов курса таков, что их рассмотрение предполагает использование активных форм обучения - анализа текстов, лабораторных работ, семинаров, практикумов и др., что также имеет большое значение для интеллектуального развития школьников.

Большое количество тем данного курса изучается с использованием компьютера.

Критерии оценивания:

Присутствие на занятиях

2 б.

Письменная работа

от 1 до 5 б.

Выполнение теста

от 1 до 5 б.

Составление теста

10 б.

Сообщение

8 б.

Доклад

10 б.

Работа по карточкам

от 1 до 5 б.

Участие в турнире знатоков русского языка

от 1 до 10 б.

Создание презентации по теме на компьютере

от 10 до 15 б.

Создание текстового документа на компьютере

от 5 до 10 б.

Зачет: За 30 б. - «3»; За 40 б.- «4»; За 50 б. - «5»

В процессе изучения элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» после первого занятия проводится анкета, а после изучения материала-тестирования, выполняются письменные задания. Разрабатываются и составляются сообщения, тесты, текстовые документы и компьютерные презентации.

Итоговая форма отчетности - зачетный лист с указанием вида деятельности и баллов за работу.

Учебно-тематическое планирование элективного курса

Класс -9 «А»

Учитель - Ухабина М. Г.

Количество часов

Всего - 16, в неделю - 1 час

Учебно-тематическое планирование (базовый уровень)

п/п

Кол-во уроков

Наименование разделов и тем

Основное содержание раздела

Основные понятия

Формы контроля

1

2

Современная русская пунктуация.

Современная русская пунктуация. Слова, сочетания слов. Словосочетания.

Слова, сочетания слов. Словосочетания.

Наблюдение над текстами

2

3

Основные виды подчинения.

Основные виды подчинения.

Основные виды подчинения.

Конструирование предложений. Индивидуальная работа. Составление рассказа.

3

1

Односоставные предложения.

Односоставные предложения.

Односоставные предложения.

Анализ примеров с использованием компьютера

4

1

Неполные предложения.

Неполные предложения.

Неполные предложения.

Анализ примеров с использованием компьютера

5

3

Обособление второстепенных членов предложения.

Обособление второстепенных членов предложения.

Обособление второстепенных членов предложения.

Устные сообщения учащихся.

6

3

Виды сложных предложений

Виды сложных предложений

Виды сложных предложений

Проверочная работа

7

3

Трудные случаи пунктуации.

Трудные случаи пунктуации.

Трудные случаи пунктуации.

Анализ примеров с использованием компьютера

8.

Лингвистический карнавал «Это непростое простое предложение».

Простое предложение.

Простое предложение.

Игровой рассказ.

Календарно-тематическое планирование элективного курса

п/п

Дата

Тема урока

Основное содержание урока

Домашнее задание

Самостоятельная работа (лабораторная, практическая и т.д.)

Примечания

1

Современная русская пунктуация

Введение. Всемогущий синтаксис. Назначение пунктуации.

Доклад

Наблюдение над текстами

2

Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов.

Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов.

Нахождение алгоритма « восстановления строки»

Конструирование предложений

3

Слова, Сочетания слов. Словосочетания.

Парцелляция как явление, широко распространенное в современной печати. Расчленение простого и сложного предложения.

Сообщения.

Индивидуальная работа. Составление рассказа.

4

Основные виды подчинения.

Согласование. Управление. Примыкание.

Сообщение учащихся. Графическое обозначение связи.

Практическая работа. Нахождение алгоритма «расшифровка записи».

5

Согласование. Управление. Примыкание.

Согласование. Управление. Примыкание.

Беседа. Графическое обозначение связи.

Словарная работа, Конструирование предложений.

6

Согласование. Управление. Примыкание.

Согласование. Управление. Примыкание.

Семинар. Работа в группах. Практическая работа.

Практикум с использованием компьютера

7

Простое предложение.

Типы предложений. Общие сведения.

Сообщения учащихся. Составление таблицы. Беседа.

Анализ примеров

8

Подлежащее и сказуемое.

Согласование сказуемого с подлежащим.

Работа с дидактическим материалом

Анализ примеров

9

Нераспространённые и распространённые предложения.

Нераспространённые и распространённые предложения.

Выполнить упражнение

Практикум

10

Второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Конструирование предложений. Работа с текстом худ. литературы.

Игра «Будь внимателен!»

11

Односоставные предложения.

Односоставные предложения.

Анализ текста

Работа с раздаточным материалом

12

Неполные предложения.

Неполные предложения.

Сообщения учащихся.

Дополни ответ товарища… Игра «Своё предложение».

13

Однородные члены предложения и их добрососедские отношения.

Однородные члены предложения и их добрососедские отношения.

Работа в группах.

Сказка или рассказ «Друзья или враги леса».

14

Обособление второстепенных членов предложения.

Обособление второстепенных членов предложения.

Практикум. Беседа. Работа в группах. Наблюдение поэтического текста. Работа со словарём.

Конструирование предложений.

15

Виды сложных предложений

Виды сложных предложений

Составление таблицы «Виды сложных предложений».

Рассказ на лингвистическую тему. Взаимопроверка.

16

Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации.

Трудные случаи пунктуации.

Семинар. Работа с учебниками.

Игровой рассказ.

17.

Резерв.

Лингвистический карнавал «Это непростое простое предложение».

Обобщение знаний.

Игровой рассказ.

Определение победителей в трёх номинациях.

Дополнительная литература

Литература для учащихся

1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. М. Просвещение. 1986.

Литература для учителя

1.Былинский К.И., Никольский Н.Н. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати. М. 1970.

2.Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: справочник. М. 1996.

3.Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. М., Дрофа, 2000.

4.Иванова В.Ф. История и принципы русской пунктуации. Л., 1962.

5.Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка .

6.Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса /сост. В.А. Мызина- М.: Просвещение.

7.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка - М.: АСТ-ЛТД, 1998.

8.Словарь сочетаемости слов русского языка/ под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина-М.,2000.

Интернет-ресурсы:

repetitor.lc.ru/onliiie/disp.asp?2 .

ipmce.su/~lib/osn_prav.html .

urok.hut.ru/ .

gramma.ru/ .

1september.ru/index.htm .

gramota.ru

7


© 2010-2022