Служения людям в рассказе Чудесный доктор А. И. Куприна

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: А.И. Куприн «Чудесный доктор».

Тема служения людям в рассказе « Чудесный доктор»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Организационные формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная

Образовательная цель: изучение рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор», формирование понятия о рождественском рассказе.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

формирование нравственных чувств и нравственного поведения,

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,

формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе различных видов деятельности,

осознание значения семьи в жизни человека, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью, смысловое чтение, владение основами самоконтроля, самооценки.

Предметные УУД: умение анализировать литературное произведение,

понимать форму и идею литературного произведения, характеризовать его героев,

определение элементов сюжета, композиции, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения,

формирование собственного отношения к произведению, понимание авторской позиции и своё отношение к ней,

умение пересказывать произведение,

отвечать на вопросы по тексту,

выполнение творческих работ.

Этап урока

Время

Цели

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы

Личностные

Метапредметные (универсальные)

Предметные

1

Организационный момент

1

формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

владение основами самоконтроля


Психологический настрой учащихся на урок

- Посмотрите на своего соседа по парте, посмотрите ему в глаза и мысленно пожелайте ему успехов на уроке, улыбнитесь ему.

Самоорганизация на учебную деятельность


2

Проверка выполнения домашнего задания

5-6 мин

формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе различных видов деятельности

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной речью, владение основами самоконтроля, самооценки.

изучение произведений русских писателей 20 века - информация о писателе

Произведения писателей русской литературы учат нас добру, милосердию и состраданию. Доброта - это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям.

Именно таки человекам был писатель 20 века А.И. Куприн. На дом было задано составит план статьи учебника о писателе, подготовить дополнительный материал

Сообщения о писателе.

.

Презентация:

1слайд- портрет писателя, годы жизни

3

Постановка учебной задачи, актуализация знаний. Эмоциональный настрой.

4

1

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, решения, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

выявление заложенных в литературном произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания -

поиск и выделение необходимой информации

« Когда для человека главное - получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя». Эти слова принадлежат ещё одному писателю 20 века - Александру Грину, с творчеством которого мы будем знакомиться позже .

-Как вы понимаете данное высказывание?

- Какие слова или слово обратили в данном высказывании на себя внимание?

В тетрадь запишите, что такое чудо по- вашему мнению.

- Случайно сегодня на уроке затронута тема чуда?

-Как связать творчество А.И. Куприна с чудом?

Чудесный доктор - как вы понимаете это словосочетание?

Итак, что сегодня на уроке будем изучать?

В жизни человека всегда есть место чуду, особенно в трудные периоды жизни человек ждёт помощи, надеется на чудо.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

Стали стройными березки,
И дубочки подтянулись,
Распрямили свои листья,
Солнце нежно улыбнулись.
Поклонились земле низко
За тепло, за день, за ласку

Дружно все «Спасибо» скажем,
Что мы есть и что мы рядом

Определению слову чудо, обсуждение

Чудо - это нечто удивительное, уникальное, необъяснимое. То, чего не могло случиться ни в коем случае (по крайней мере, вероятность того, что это случится, была крайне мала), но, тем не менее, это произошло.Чудо нельзя объяснить с рациональной точки зрения, происходят чудеса редко и не со всеми, но, тем не менее, человек постоянно на него надеется.

определяют тему урока, цель.

Презентация:

2 слайд - слова А.Грина,

слово чудо, его определение,

проблемные вопросы

4

Сообщение нового материала.

3

формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

умение анализировать литературное произведение,

понимать форму и идею литературного произведения, формирование собственного отношения к произведению, понимание авторской позиции и своё отношение к ней

После того, как прочитаем рассказ Куприна, мы должны ответить на важные вопросы:

- О каком чуде идёт речь в рассказе?

- В какие чудеса надо верить людям?

Запись вопросов в тетрадь Изучение рассказа «Чудесный доктор»


5

Решение учебной задачи. Усвоение новых знаний.

14

формирование нравственных чувств и нравственного поведения,

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,

формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе различных видов деятельности

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, смысловое чтение.

умение анализировать литературное произведение,

понимать форму и идею литературного произведения, характеризовать его героев,

определение элементов сюжета, композиции, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения,

формирование собственного отношения к произведению, понимание авторской позиции и своё отношение к ней,

отвечать на вопросы по тексту

1. Помощь при составлении кластера по ключевым словам:

изобилие еды, праздничное ликование - мороз, голодные мальчика, невыполненное поручение

Особенность композиции: «рассказ в рассказе».

ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА

- С какой целью использует А.И. Куприн именно такую композицию?

-В какое время года происходит действие рассказа?

-Любите ли вы праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?
- Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни?

2. Выпишите ключевые слова из данного отрывка рассказа

(запах нищеты, недетские страдания, измождённое, почерневшее от горя лицо, душная промозглая комната, неистовый крик младенца, стоны, отчаяние)

- Отчаяние - дайте определение этому слову?

1. Работа в группах:

1гр: сколько рассказчиков в этом произведение? Докажите примером из текста. В чём необычность построения текста?(два рассказчика, «рассказ в рассказе»)

2 гр: Какие чувства вызывает у мальчиков витрина гастрономического магазина и картина праздничного города? (изобилие, ощущение наступающего праздника)

3гр: Какое противоречие является основой этого фрагмента рассказа? (Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных. А на фоне благополучия одних виднее бедность других)

Составление кластера

2.Комментированное чтение

со слов «Уже более года жили Мерцаловы…» до слов «…прочли друг у друга в глазах»

Работа в группах:

1гр: Как можно озаглавить данный эпизод?

( поясните свой выбор)

2гр: Какие чувства вызывает описание жилища Мерцаловых (найдите ключевые слова)

3гр: Почему поручение, данное матерью, окончилось для мальчиков плачевно?

Учебник (2 часть) стр.5-6

Презентация:

вопросы для групп, кластер

Учебник (2 часть) стр.6-8

6

Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.

3

формирование нравственных чувств и нравственного поведения

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

формирование собственного отношения к произведению, понимание авторской позиции и своё отношение к ней,

умение

- Какой художественный приём воздействия на читателя использует писатель, давая столь подробные описания витрины магазина и жилища семьи Мерцаловых?

АНТИТЕЗА


7

Закрепление. Обобщение и систематизация знаний.

5

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,

формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе различных видов деятельности

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

умение анализировать литературное произведение,

понимать форму и идею литературного произведения, характеризовать его героев,

Итак, семья Мерцаловых оказалась в трагической и безвыходной ситуации.

Можно ли помочь этим людям, каким вам представляется выход из этой ситуации?

Запишите ответ в тетрадь

Запись в тетрадь, чтение ответов , обсуждение


8

Контроль и самопроверка знаний

3

формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

владение основами самоконтроля, самооценки

формирование собственного отношения к произведению

Оценить работу в группах, оцените свою работу на уроке, заполнение таблицы

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Я оцениваю себя-

Я оцениваю работу группы -

Что оказалось неожиданным при чтении рассказа:

1 эпизод-

2 эпизод-

Оценочный лист

9

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

5

формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

формирование нравственных чувств и нравственного поведения

владение устной и речью, смысловое чтение

умение пересказывать произведение,

отвечать на вопросы по тексту, умение характеризовать героев

1. Дочитать рассказ до конца

2. Подготовить устный рассказ о докторе (План составление устного рассказа о герое:

1. Возраст и социальное положение.

2. Портретная характеристика3. Мир вещей, характеризующий доктора.

4. Поступок доктора

5. оценка доктора персонажами

6. Авторская оценка)

3.Индивидуальное задание: приготовить краткое сообщение о Н.И. Пирогове.

Запись домашнего задания, план получает каждый ученик, знакомство с планом, выявление непонятных моментов)




© 2010-2022