- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложносочиненные предложения: средства связи и смысловые отношения
Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложносочиненные предложения: средства связи и смысловые отношения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бойбу Ю.К. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Бойбу Юлия Комбу-Сюрюновна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия №5 г.Кызыла Республики Тыва
Разработка урока русского языка, 9 класс
С готовой, красивой душой навек
Отнюдь не рождается человек.
Отзывчивым, умным и храбрецом
Учатся и становятся.
Э.Асадов
Тема урока: «ССП: средства связи и смысловые отношения».
Тип урока: урок обобщения, совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-практикум.
Образовательная цель урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сложносочиненные предложения» через практическую деятельность на уроке.
Развивающая цель урока:
Развитие творческих способностей учащихся, развитие языковой компетенции учащихся, умения работать в паре.
Воспитательная цель урока:
Воспитание вдумчивого отношения к слову; воспитание бережного отношения к своему здоровью, воспитание любви к литературе.
Задачи урока:
-- повторить теоретический материал по темам «Сложное предложение» и «Сложносочиненные предложения»;
-- совершенствовать умение различать сложное предложение и простое предложение, осложненное однородными членами;
-- совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа;
-- закрепить умение составлять схемы предложений, производить полный синтаксический анализ предложения.
Учащиеся должны знать: сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.
Учащиеся должны уметь: определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП; использовать ССП как способ избежать синтаксической монотонности - речевой ошибки, состоящей в употреблении одинаковых, однотипных синтаксических конструкций.
Приобретаемые навыки детей:
* коммуникативные навыки (ведение учебного диалога и полилога, владение монологической речью, способность к открытому эмоциональному общению);
* информационные умения (бегло, выразительно и осознанно читать объемную информацию);
* интеллектуальные умения и навыки (анализ, сравнение, доказательство, определение понятий).
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ожидает большая интересная работа. На доске записаны замечательные слова. Как вы понимаете смысл высказывания Э.Асадова, русского поэта 20 века?
- Человек должен развиваться, меняться в лучшую сторону в течение всей своей жизни.
- Душа человека должна быть доброй, сострадательной. Это и есть красивая душа.
Учитель:
- Верно, ребята. Я рада, что вы поняли смысл слов поэта. Поэтому мы тоже давайте настроимся на то, что мы укрепим свои знания на этом уроке по теме «Сложносочиненные предложения» и главной целью урока станет именно закрепление знаний по данной теме.
Давайте проверим домашнюю работу (задания были даны по вариантам: 1 вариант - выписать из произведений художественной литературы простые предложения, осложненные однородными членами, связанными сочинительными союзами; 2 вариант - выписать сложносочиненные предложения).
2. Проверка домашнего задания. Оценивание лучших работ.
I этап. Актуализация ранее изученного материала.
1. Виды сложных предложений
Учитель:
- На предыдущих уроках мы говорили о разных видах сложных предложений. Повторим виды сложных предложений, выполнив следующую работу «Конструирование сложного предложения из двух простых предложений». На доске записаны 2 простых предложения:
Здоровье - великая ценность. Необходимо его укреплять.
Попробуем построить из простых предложений все три вида сложных предложений . Учащийся вписывает только нужные сочинительный, подчинительный союзы или союзные слова, строит схемы полученных предложений. Рассказывает о средствах связи между частями ССП, о смысловых отношениях между частями.
В результате работы сконструированы следующие сложные предложения:
Здоровье - великая ценность, и необходимо его укреплять. (сложносочиненное предложение)
( 1), и ( 2).
Здоровье - великая ценность, так что необходимо его укреплять (сложноподчиненное предложение)
[ 1], (так что…2).
Здоровье - великая ценность, необходимо его укреплять (бессоюзное сложное предложение).
[ 1], [ 2].
Далее начинается работа со схемами, работа по таблице «Средства связи в СП, смысловые отношения между частями в ССП».
Ребята работают в парах сменного состава: заполняют таблицу, приводят примеры и заслушивают ответы друг друга.
Таблица «Средства связи и смысловые отношения между частями ССП»
Союзы
Соединительные
Противительные
Разделительные
Одиночные
Повторяющиеся
Двойные
Смысловые отношения в частях ССП
События происходят…
События … друг другу.
Возможно …
2. Повторение теоретических сведений о сложном предложении, сложносочиненных предложениях. Повторение о тексте.
А) Работа в парах сменного состава
Учитель:
- Ребята, мы с вами освоили большой материал по теме «ССП», и так как мы сегодня обобщаем сведения о нем, нам необходимо повторить все определения, касающиеся предложений этой структуры, а также вспомнить материал по работе с текстом. Для этого я предлагаю поработать вам в парах сменного состава.
(Далее раздаются карточки и проводится работа в парах сменного состава).
Карточка
Цель: повторить и систематизировать сведения о СП, тексте.
Задачи:
-
Побывать в роли «учителя», рассказав теоретические сведения.
-
Побывать в роли «ученика», выслушав рассказ партнера.
__________________________________________________________________
1.Что такое текст?
2.Тема текста - это…
3. Основная мысль текста - это…
4. Какие типы текстов вы знаете?
5. Какие стили речи вы знаете?
-
Какова структура текстов-рассуждений?
1.Сложное предложение - это…
2.Какие виды СП вы знаете?
3.ССП (сложносочиненное предложение) - это …
4.Какие группы ССП ты знаешь?( в зависимости от союзов между частями)
5.Всегда ли между частями ССП ставится запятая?
Б) МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ.
-
9
4
1
12
16
15
13
5
8
2
10
7
6
11
14
3
Озвучивание ответов.
Учитель:
- А теперь давайте, ребята, проверим, насколько правильно мы объясняли и отвечали.
Вызываются желающие к доске, они называют любую цифру от 1 до 16. Задания под соответствующими номерами записаны на слайдах. Ребята, обратимся к презентации.
-
Что такое текст?
-
Тема текста - это…
-
Основная мысль текста - это…
-
Какие типы текстов вы знаете?
-
Какие стили речи вы знаете?
-
Какова структура текстов-рассуждений?
-
Сложное предложение - это…
-
Какие виды СП вы знаете?
-
ССП (сложносочиненное предложение) - это …
-
Какие группы ССП ты знаешь?( в зависимости от союзов между частями)
-
Всегда ли между частями ССП ставится запятая?
-
Литературная пауза
Из какого произведения эти строки? Кто автор?
«Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную».
13. Прослушайте стихотворение М.Лермонтова «Ангел». (Прослушивание записи из фонохрестоматии по русской литературе 7 класса). Символом чего является ангел? (Ангел - символ мечты, защиты, детства, чистоты).
-
Из какого произведения эти строки? Кто их произносит?
«Светлое и трижды светлое солнце!
Всем ты тепло и прекрасно:
Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи
На воинов моего лады?».
-
Что изучает раздел «Синтаксис»?
-
Какова цель нашего урока?
Учитель:
- Мне бы хотелось каждому подарить изображение маленького ангела, который, я надеюсь, всегда будет поддерживать вас в жизни.
- А сейчас обратимся к тексту Натальи Грачевой. На экране фото писателя.
Справка
Наталия Грачева
Филолог, пишет с 2010г, номинировалась на премию "Писатель года" в 2013, 2014г. на портале "Проза.ру", номинация на премию "Книга года" в конкурсе "Читаем пермское!"в 2013г, лауреат интернет-конкурсов. Издано три книги "О женщине, мужчине и обо всем на свете" и "О чем не рассказывают женщины", "Мужские печали".
II этап - Практическое использование полученных ранее теоретических сведений.
Учитель:
- А теперь, ребята, обратимся к тексту.
1. РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Предварительно проделывается словарная работа.
Привержены - верны (но в данном контексте в значении " любят")
Фенолы - полезные вещества
Свободные радикалы - вредные вещества
Прогоркнуть - испортившись, приобрести неприятный запах и горький вкус.
1. Вдумчиво прочитать текст. Подготовленный ученик читает вслух.
2. Узнавание ССП.
Задание. Выпишите из данного текста все ССП, докажите (графически, схематически, словесно...) правильность вашего выбора.
Один ученик вызывается к доске для ПСА предложения.
Учащиеся отвечают на вопросы:
1. Это текст? (да, потому что есть общая тема, основная мысль, предложения сгруппированы в абзацы, есть заголовок, автор)
2. Какова тема текста? (роль шоколада)
3. Какой это тип текста? Почему? (рассуждение, так как приводятся аргументы в пользу шоколада)
4. К какому стилю речи относится данный текст? (публицистический стиль)
5. Какова его основная мысль? (шоколад полезен, но его необходимо употреблять в меру).
РАБОТА С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ ШОКОЛАДА.
Учитель:
- Ребята, а теперь попробуем сами составить ССП.
1 группа (сильный уровень) - составляют предложения по изображениям.
2 группа (средний уровень) - восстанавливают деформированные предложения.
Начальные части предложений:
Энергетическая ценность шоколада высока, и ...
Шоколад, несомненно, вкусный и полезный продукт, но...
Смешав молоко и какао, Петер Вевей получил шоколад, однако...
Одним из факторов, вредно воздействующим на наше здоровье, является утомление, или...
Завершающие части предложений:
-- он не подозревал о совершенном открытии.
.. часто его советуют употреблять людям, занятым напряженным трудом.
... не следует им злоупотреблять.
... по-другому говоря, оно провоцирует различные болезни.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1. Выполнить упражнение по выбору по теме "Сложносочиненные предложения"
2. Выписать ССП из произведений художественной литературы ( по 2 на каждую группу).
3. Написать лингвистическое сочинение "Что я знаю о ССП", включая примеры из произведений ХЛ.
Оценивание, выводы и рефлексия урока.
Учитель:
-
Вот и закончился наш урок. Подведем итоги, проведем рефлексию:
Мне было интересно…
Я сегодня понял(а), что …
Для меня было легко (трудно)?
Я хочу похвалить ….
Учитель:
-Чему посвятим следующий урок? (изучению сложноподчиненных предложений)
-Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке? ( узнать о группах сложноподчиненных предложений).
- До свидания, ребята.