Статья Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках литературы

Беляева О.Р.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №1» г. Щучье



Нравственность - основа всех человеческих ценностей.

Альберт Эйнштейн


Вопросы духовного и нравственного воспитания человека волновали общество везде и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно-нравственного воспитания становится все более актуальной.

Актуальность проблемы воспитания современных школьников связана со следующим:

  1. Общество в любом государстве во все времена нуждается в людях, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

  2. Более чем за двадцать лет выросло новое поколение молодежи. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках, что негативно воздействует на ребенка.

  3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

  4. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Через школу проходят все граждане России. И учитель, который имеет возможность повлиять на воспитание ребенка, должен опираться в своей работе на то положительное, что есть в нем, помочь своему ученику определить нравственные ориентиры во всей дальнейшей жизни.

Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система школы взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Педагог учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления, свои поступки, осуществлять выбор нравственных решений. Содержание учебного материала обогащает представление учащихся о нравственных качествах личности, раскрывает прекрасное в природе, общественной жизни, личных взаимоотношениях людей, развивает у подростков положительное личное отношение к принципам морали, формирует идеал прекрасного человека, побуждает соотносить своё поведение с поведением героической личности. Учебный материал способен глубоко затронуть эмоциональную сферу, стимулировать развитие нравственных чувств школьников.

Колоссальные потенциальные возможности для воспитания школьников имеет учебный материал по литературе и русскому языку.

Русский язык и литература - это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

Под ―духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Уроки русского языка с 5 по 11 класс дают возможность учителю поговорить на тему нравственности практически на каждом уроке.

Это и работа с пословицами и поговорками на нравственные темы. А их очень много - «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», «Ласково слово что весенний день», «Гостей разжалобить - не самому заплакать», «Немилостивому мил не будешь».

Вопросы и задания, которые помогают поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.

1. Как вы понимаете смысл пословицы?

2. Чему учит пословица?

3. Что осуждает пословица?

При изучении темы «Лексика» в любом классе провожу работу со словами - антонимами, синонимами, фразеологизмами.

Использую задания следующего типа:

1. Запиши слова в два столбика и сравните их по смыслу (антонимы).

2. Сравни слова между собой. Найдите в них сходство и различие (синонимы).

3. Составь предложения с фразеологизмами, о добре, милосердии, трудолюбии и т.д.

При изучении темы «Правописание Приставок НЕ- и НИ- в местоимениях, наречиях» в 6, 7 классах использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения:

1.Никогда Россия ярма не носила. 2.Велика Россия, а отступать некуда. 3.Нигде не дышится так легко, как на Родине. 4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 5.Соврешить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6.Смелый человек нигде не пропадет.

Очень важны творческие работы, сочинения - миниатюры, которые помогают развивать нравственные качества обучающихся. Тематика может быть самой разнообразной: «О чем рассказала старая фотография?» (память о войне), «Сколько стоит хлеб?» (тема трудового подвига), «Легко ли быть добрым» (тема добра). Таких тем может быть бесконечное количество.

Особое значение имеет комплексная работа с текстами на уроках русского языка, а особенно с текстами Д.С.Лихачева из цикла «Письма о добром и прекрасном»: «Цель и самооценка», «Учитесь учиться», «Круг нравственной оседлости», «О личных библиотеках», «Самое большое».

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».

Задание к этому тексту:

1. Определите тему и идею текста.

2. Согласны ли вы с автором? Аргументируйте свой ответ.

При подготовке к итоговой аттестации и в 9, и в 11 классе использую для анализа подборку текстов на нравственную тему. Вот некоторые из них: отрывок из повести А.Лиханова «Мой генерал», тексты Ф.Кривина, М.Агеева, Ф. Искандера, А. Васильева, Б.Васильева, В. Астафьева. Анализируя эти произведения, дети формулируют свое отношение к нравственной проблеме, которая в них затронута, размышляют над нравственными понятиями, проводят параллель с жизненными ситуациями, проектируют на свой жизненный опыт.

Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на

чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести на уроках русского языка.

Предмет « литература» когда-то М. Горький назвал предметом человековедения, а А.Твардовский уроки литературы определил как уроки нравственного прозрения.

Литература - это искусство, искусство узнавать, где добро, где зло, поэтому не говорить о нравственных проблемах нельзя.

Уже в 5 классе произведения устного народного творчества, особенно сказки, помогают составить разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность, которые помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло.

Древнерусская литература знакомит учеников с теми нравственными ценностями, по которым жил наш народ в течение многих веков. Об этом говорит в 7 классе «Поучение» Владимира Мономаха. Это нравственный завет наших предков:

«Любите также человечество.

Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния.

Не забывайте бедных; кормите их, и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам только на время.

Не скрывайте богатства в недрах земли: сие противно христианству.

Будьте отцами сирот: судите вдовиц сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного: жизнь и душа христианина священна.

Не призывайте всё имени Бога: утвердив же клятву целованием крестным, не преступайте оной».

После изучения «Поучения» даю задание написать свое поучение современникам, по проблемам 21 века.

Бесценной является русская классика. Здесь все выверено временем, нет ни единого лишнего слова. Классика бессмертна.

Произведения А.С.Пушкина учат быть верными своему слову, сохранять честь в любой ситуации. Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служит повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Поэтому темы сочинения в 8 классе предлагаю соответствующие: «Проблемы нравственного выбора в повести», «Береги честь смолоду».

Невозможно не сказать о рассказе А.Платонова «Юшка». «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…» Ребята высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.

Проблему милосердия и сострадания поднимает и рассказ Л.Андреева «Кусака», и стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Прошу детей высказать свое мнение в работах на такие темы: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Этот мир создаем мы сами», «Без меня мир неполный».

Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг увлекает ребят при изучении рассказа Л.Толстого «После бала», понять смысл человеческой жизни помогает противопоставление Ужа и Сокола из «Песни о Соколе» М.Горького, завораживает ребят верность в любви в трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта», призывает быть милосердным, иметь чувство сострадания повесть В.Железникова «Чучело».

Д. Гранин говорил: «Одна из великих задач литературы - бередить совесть, пробуждать чувство вины». Это очень важно в современном мире, когда мы разучились спрашивать с себя, а лозунг «Бери от жизни все» многие воспринимают как девиз жизни.

Осуществляется духовно-нравственное воспитание обучающихся школы в рамках проведения недели русского языка, литературы, литературного краеведения.

Воспитанию уважительного отношения к культурному наследию страны, гордости за историю страны способствует проведение конкурса чтецов. В текущем учебном году были проведены конкурс чтецов, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, конкурс чтецов зауральских поэтов и конкурс «Строки, опаленные войной».

Предметная неделя давно уже является эффективным средством воспитания любви и внимания к предметам в школе, она может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся.

Воспитание - процесс длительный, мы только сеем «разумное, доброе, вечное», а что вырастет и вырастет ли - вот вопрос. Но если после наших уроков литературы и русского языка обучающиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной. От меня, как от учителя, зависит очень многое, поэтому вспоминаются слова Л.Н. Толстого: «Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».




© 2010-2022