Рабочая программа по русскому ФГОС ООО

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе ФГОС ООО (приказ МО и Н РФ №1897 от 17.12.201о г.) Рабочая программа составлена на 5-9 класс. В программе раскрыты цели, общая характеристика предмета, описание места предмета в учебном плане, УУД, содержание учебного предмета. Предложено тематическое планирование по классам, Нормы оценки заний и умений по русскому языку, формы контроля, описание материально-технического обеспечения Календарно-тематическое планирование прилагается по каждо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"УСТЬ-АБАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА "





принято

на заседании ШМО учителей __________ цикла

Протокол №__4______

от «_29___»__08__ 2014 г.

Руководитель МО__________________

согласовано

Заместитель директора по учебно - воспитательной работе

_________________________

ФИО

«__29__»___08___2014г.

утверждаю

Директор

_________________________

Кувалдина Л.В.


Приказ №_______

от «_30___»__08___2014 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _________Русскому языку_____

учебный предмет

_______2014 - 2015 учебный год______

_5-9 классы (3 часа в неделю)_

класс, количество часов в неделю

______I ч. - 27 ч.; II ч. - 21ч.; III ч. - 30 ч.; IV ч. - 27 ч. За год - 105 ч







Учитель: Водина Н.В.







Усть-Абакан, 2013

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования - Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Е. А. Быстрова, М. В. Черкезова). Учебник «Русский язык» под редакцией Е.А. Быстровой, издательство «Русское слово - учебник», 2013, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа составлена для учащихся 5-9 классов. Программа по русскому языку основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

В программе учтены основные идеи и к положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программами для начального общего образования. Кроме того, программа отражает специфику МБОУ «Усть-Абаканская СОШ №2 им. М.Е. Орлова», то есть учтен кадровый потенциал школы, контингент учеников (национальная принадлежность, виды обучения, состояние здоровья школьников), материально-техническая база школы. Школа имеет статус общеобразовательного учреждения, прошла аттестацию, аккредитацию, имеет лицензию на обучение школьников не только по общеобразовательным программам, но и по программам специального (коррекционного) обучения VIIвида. В школе обучаются дети разных национальностей: русские, цыгане, хакасы, тувинцы. В связи с этим программа имеет определённую специфику. Есть учащиеся, которым рекомендовано обучение на дому, что не противоречит Закону об образовании в рамках внедрения ФГОС. Для таких учащихся предусмотрены индивидуальные программы на основе общей рабочей программы для учащихся 5-9 классов. Для организации работы по ФГОС закуплены учебники, проведён Интернет, кабинеты оснащены компьютерами, есть 2 интерактивные доски.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, консолидации и единения народов России. Русский язык в системе общего среднего образования в школах занимает особое место. Он является средством общения, орудием познания и отражения действительности, важнейшим средством воспитания.

Овладение русским языком как средством общения обеспечивает способность и готовность учащихся к коммуникации в повседневной жизни и профессиональной деятельности, способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в полиэтническом обществе, помогает их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Русский язык является средством приобщения учащихся к духовному богатству культуры и литературы русского народа, к достижениям мировой науки и культуры. Русский язык является одним из важнейших каналов социализации личности учащихся, способствует формированию гражданской идентичности и толерантности.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса учащихся и грамматического строя их языка; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи предмета:

  • формирование способности общаться на русском языке в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;

  • усвоение основ знаний о русском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни общества, его развитии;

  • овладение самим языком, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка;

  • формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, его материальной и духовной культуре, о социокультурных стереотипах речевого общения.

Изучение русского языка способствует развитию логического мышления учащихся: в ходе обучения они приобретают умения анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы; отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; строить логически правильное и композиционно законченное высказывание; составлять план выступления, конспекты и т. п.

В процессе изучения русского языка у школьников формируются общеучебные умения, а именно: самостоятельно добывать знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; контролировать правильность своей речевой деятельности и др.

2. Общая характеристика учебного предмета

Значение русского языка как учебного предмета в дости­жении стратегических целей школьного образования и пла­нируемых результатов обучения и воспитания обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных на­ук и предопределяет метапредметную роль учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования. Выполняя свои базовые функции (когнитивную и коммуникативную, а также соотносящуюся с последней - кумулятивную), язык является важнейшим средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и на­циональных образов мира, обеспечивает хранение и передачу информации, традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание человека.

Сказанным определяются основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка в основной общеобразовательной школе; интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетен­ции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе рас­ширения его культурно-исторической составляющей.

В соответствии с идеологией Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и Примерной программы в разработанном курсе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной обра­зовательной парадигме. Применительно к содержанию курса русского языка это означает его направленность на взаимо­связанное формирование и развитие коммуникативной, язы­ковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Важной составляющей компетенции является, как известно, деятельностное умение, овладение которым предполагает активную учебно-познавательную деятельность ученика и его способность применять имеющиеся знания и опыт в конкретной жизненной ситуации. Поэтому реали­зованный в программе компетентностный подход согласуется с заявленным во ФГОС системно-деятельностным, имеющим общедидактический характер.

В свете этого важной особенностью разработанного курса русского языка является его направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие лич­ности ученика на основе формирования соответствующих уни­версальных учебных действий: личностных, обеспечивающих самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-эстетических ориентиров, мотивацию к учению вообще и к изучению русского языка в частности; регулятивных, обе­спечивающих организацию учебной деятельности (постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи; пла­нирование последовательности действий и в случае необхо­димости их коррекция; осуществление оценки и самооценки и др.); познавательных, включающих общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, под­тверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой информации из различных источников; осознан­ное и произвольное продуцирование высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор в зависимости от этого вида чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных или прочи­танных текстов разной жанровой и стилевой принадлежности; определение основной и второстепенной информации и др.), универсальные логические действия (анализ, сравнение, син­тез, обобщение, классификация, конкретизация и др., а также подведение под понятия, выведение следствий, установление причинно-следственных связей и др.); действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы, определение и формулирование способов их решения); коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или совместной деятельно­сти (владение всеми видами речевой деятельности, адекватное восприятие устной и письменной речи, умение вступать в диа­лог, участвовать в коллективном обсуждении; умение полно и точно выражать мысли в соответствии с ситуацией и сферой общения; соблюдение в процессе речевого общения основных норм устной и письменной речи, норм речевого этикета и др.).

В разработанной программе реализован актуальный в со­временной лингводидактике когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов речевого развития ученика, его мышления, восприятия, вооб­ражения, а также процессов овладения средствами и способа­ми обращения с информацией, совершенствования познава­тельной деятельности.

Однако человек в коммуникации выступает не только как человек говорящий, но прежде всего как человек мысля­щий и умеющий адекватно излагать свои мысли и понимать чужие, поскольку взаимосвязь языка и мышления является научным фактом: «речь <...> нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется». Плохая (в смысловом, коммуникативном, языковом отношении) речь свидетельствует о несформированности когнитивных моделей, отсутствии информационных фрагментов, связи между ментальными и вербальными структурами.

Поэтому в основе концепции разработанного курса рус­ского языка лежит одно из основополагающих положений когнитивной лингвистики и психологии, в соответствии с ко­торым язык рассматривается как когнитивный (мыслительный) процесс, осуществляемый в коммуникативной деятель­ности и обеспечиваемый особыми когнитивными структурами и механизмами в человеческом мозгу. Исходя из этого, в раз­работанном курсе когнитивность является важнейшим ком­понентом формирования не только лингвистической (языко­ведческой) и языковой компетенций, но и коммуникативных способностей учащихся и обусловливает ориентацию обуче­ния на развитие мыслительных способностей, формирование познавательных универсальных учебных действий не только при овладении лингвистическими знаниями и языковыми уме­ниями, но непосредственно в процессе формирования комму­никативной компетенции ученика.

Когнитивное развитие ребёнка в настоящее время рас­сматривается и в связи с процессами овладения средствами и способами переработки информации, со становлением са­мой когнитивной системы со всеми такими её составляющи­ми, как восприятие, воображение, умение рассуждать, вы­двигать гипотезы, решать проблемы и т. п. В разработанном курсе русского языка актуализирован аспект, связанный с различными видами трансформации текста (сжатие текста и его развёртывание в соответствии с коммуникативной задачей; преобразование связного текста в схему, таблицу, диаграмму и т. п.; передача информации, представленной в виде графического объекта, в форме связного текста; обобщение изученного материала и представление его в графической форме и т. п.) и его интерпретация в зависимости от заданных условий ре­чевого общения. Предусматривается также овладение приё­мами работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; умениями отбирать и систематизировать материал на заданную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Таким образом, когнитивный аспект содержания разрабо­танного курса актуализирует направленность процесса обуче­ния русскому языку на взаимосвязанное формирование позна­вательных (когнитивных) и коммуникативных универсальных учебных действий.

В социокультурных условиях начала XXI в. формирова­ние коммуникативной компетенции позиционируется как од­на из стратегических целей школьного курса русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важнейшее значение в процессах социальной адаптации и аккультура­ции ребёнка. В обобщённом виде ориентация разработанного курса русского языка на коммуникативное развитие лично­сти реализуется в направленности образовательного процес­са на формирование и совершенствование умений понимать мысли других людей и способности выразить свои, умений ар­гументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, готовности к сотрудничеству и продуктивному ком­муникативному взаимодействию.

Развитие коммуникативной компетенции происходит в про­цессе овладения содержанием всех учебных предметов в шко­ле, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникатив­ные универсальные учебные действия, которые поддерживают­ся целым комплексом школьных предметов, являются в то же время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык».

Содержание коммуникативной составляющей разработанно­го курса русского языка направлено на существенное продви­жение в овладении умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам, и средством коммуникативно целе­сообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Отличительной особенностью программы является её на­правленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности, пристальное внимание к фор­мированию коммуникативных умений не только в области письменного выражения мыслей, но и в области устных форм общения. Особый аспект курса составляет систематическая работа по преодолению коммуникативных неудач, различных ошибок в построении высказывания (как письменного, так и устного). Специфика курса состоит в пристальном внимании к процессу расширения мировоззрения ученика, формированию его потенциального словаря. Следует подчеркнуть, что разно­образная лексическая работа предусматривается при изучении каждой темы программы.

Реализация когнитивно-коммуникативного подхода в раз­работанном курсе предопределила выдвижение текста в каче­стве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного учебного предмета. Это означает, что здесь текст является не только объектом языкового и речеведческого анализа, но и определённым образцом или мотивом для создания собственного речевого произве­дения (устного или письменного) с учётом всех социальных и прагматических факторов (особенностей ситуации и сферы общения, культурно-исторических фоновых знаний); текст задаёт предметную сторону речевого высказывания, является одним из средств создания ситуаций, на основе которых происходит реальное речевое общение.

На основе текста формируются также рецептивные виды ре­чевой деятельности (умения слушать, читать и адекватно по­нимать тексты разных стилей и жанров, используя при этом различные способы аудирования и чтения), а также умения и извлекать информацию из текста, понимать его явно выра­женный и скрытый смысл и т. д.

Кроме того, ориентация процесса обучения на текст как ос­новную единицу обучения позволяет представлять изучаемый языковой материал не изолированно, но в его естественном коммуникативном окружении, в коммуникативном простран­стве употребления изучаемого материала, понимаемом как со­вокупность сфер и ситуаций речевого общения. В результате каждое языковое явление представлено в разработанном курсе в единстве его формы, значения и употребления (функционирования). Таким образом, разработанный курс ориентирован на постижение учащимися не только формальных, но и смыс­ловых, а также функциональных особенностей языковых еди­ниц, что особенно важно при порождении речи. При этом особое внимание уделяется не только развитию умений упо­треблять изучаемый языковой материал в соответствии с ситу­ацией и сферой речевого общения, но и освоению норм совре­менного русского литературного языка. Следует подчеркнуть, что в 5-7 классах предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым языковым материа­лом. На этапе 8-9 классов формирование культурно-речевых навыков и умений происходит уже на основе освоения сведе­ний о культуре речи как разделе лингвистики, языковой норме и её функциях.

Особенностью разработанного курса является усиление его аксиологической, воспитательной направленности. В содержании курса представлена целостная система, раскрывающая феномен отечественного языка как одной из значимых культурных ценностей, направленная на воспитание уважи­тельного отношения к родному языку, сознательного отноше­ния к нему, понимание его роли в жизни человека, общества и государства, формирование представлений о речевом идеале и потребности ему следовать, способности оценить эстетиче­ские возможности русского языка. В этой связи в курсе актуализирована его культурно-историческая составляющая, кото­рая не только включает сведения об истории русского языка, этимологии, взаимосвязи языка и культуры, истории народа его носителя, об особенностях русского менталитета, о национально-культурной специфике русского языка, но и предусма­тривает овладение концептами традиционной и современной русской (и шире - российской) культуры, выявление обще­го и специфического в культуре, языке, речевом поведении, речевом этикете русского и других народов России и мира. Обращение к фактам культуры и истории русского языка, истории русского и других народов России и мира позволяет актуализировать межпредметные связи, расширить культурный кругозор ученика, повысить мотивацию к изучению русского языка как учебного предмета. Такой подход позволил актуали­зировать в разработанном курсе межпредметные связи с таки­ми учебными предметами, как иностранный язык, литература, история, география, информатика и др.

В предлагаемом курсе реализован дифференцированный подход к обучению, который выражается в предъявлении те­оретического и практического учебного материала на разных уровнях сложности, но не ниже зафиксированного в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы. При этом ученику предоставляется возможность самостоятельного выбора уровня сложности предлагаемого ма­териала, что позволяет освоить курс не только сильному уче­нику, но и ученику со слабой подготовкой.

Разработанный курс ориентирован на подготовку учеников к формам контроля как на уровне итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы, так и промежуточной аттестации в рамках урочной деятельности.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (ва­риант 1) предусматривает обязательное изучение русского (род­ного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе: в 5 классе - 175 ч, в 6 классе - 210 ч, в 7 классе - 140 ч, в 8 классе -105 ч, в 9 классе - 105 ч.

Программа по русскому (родному) языку для основного об­щего образования отражает инвариантную часть (70%) и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть (30%) составляет 74 ч.

В отношении совершенствования механизмов мышления русский язык стоит в одном ряду с математикой, поскольку работа с лингвистическим (языковым) материалом предполагает опору на определённые когнитивные действия и их развитие. Поэтому когнитивный аспект содержания и технологий обучения традиционно связывается с презентацией лингвисти­ческих понятий, а также с развитием учебных языковых уме­ний и навыков. Также неотъемлемой частью программы по русскому языку является интеграция с такими школьными предметами как информатика и ИКТ, литература, история. Интеграция во внеурочную lеятельность.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами освоения выпускниками ос­новной школы программы по русскому (родному) языку яв­ляются:

1) понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа, определя­ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; ува­жительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер­шенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

I) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность к преоб­разованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятель­ности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно фор­мулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предме­там, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках ино­странного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсужде­ниях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформаль­ного межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление о русском языке как языке русского на­рода, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения наро­дов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • владение умениями информационной переработки прочи­танного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электрон­ных носителях;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным по­ниманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме про­слушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построе­ния текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к про­читанному, услышанному, увиденному;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

  • владение различными видами монолога и диалога; высту­пление перед аудиторией сверстников с небольшими сообще­ниями, докладом;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное ис­пользование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях обще­ния;

  • осуществление речевого самоконтроля; способность оце­нивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; пони­мание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествова­ние, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенно­стей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способ­ность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

5. Содержание учебного предмета

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов.

В том числе:

в 5 классе - 175 ч,

в 6 классе - 210 ч,

в 7 классе - 140 ч,

в 8 классе - 105 ч,

в 9 классе - 105 ч.


Рабочая программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть (70%) и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы (30%) составляет 74 ч и формируется авторами рабочих программ.

6. Тематическое планирование с основными видами деятельности


Тема раздела и

количество часов

Содержание, основные дидактические единицы

Характеристика основных видов деятельности

Планируемый результат

5 класс

(141+34)=175 часов)



Общие сведения о языке.

(2+1)

Язык - важнейшее средство общения в коллективе. Значение языка в жизни человека. О речевом этикете. Стили речи и их назначение.

Выявлять роль родного языка в жизни человека и общества. Осознавать различия языка и речи. Воспитывать бережное отношение к языку.

иметь уважительное отношение к языку, уметь владеть словом как важным средством общения

Фонетика. Орфоэпия. (13+3)

Орфоэпия как наука о языке. Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слов с помощью элементов транскрипции. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Характеристика отдельно­го звука речи и анализ звука в речевом потоке. Связь фонетики с графи­кой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики. Понятие об орфоэпической норме. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.

Овладение основными правилами ли­тературного произношения и ударения. Знание особенностей ударения в русском языке, владение допустимыми вариантами произношения и ударения. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

соблюдать орфоэпические и орфографические нормы языка, оценивать речь свою и чужую, находить источники информации в словарях, Интернете, энциклопедиях, справочниках и т.д.

Морфемика. (20+4).

Отличие морфемы от других языковых единиц.

Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы.

Возможность истори­ческих изменений в структуре слова. Основные выразительные средства морфемики. Использование авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности.

Осознавать морфемы как минимально значимые единицы языка. Опознавать морфемы, членить слово на морфемы

Различать словообразующие и формообразующие морфемы

Характеризовать морфемный состав слова

Различать морфемы, применять знания и умения по морфемике в практике правописания и оформления письменной речи (перенос слова).

Лексикология.(10+2)

Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Отличие слова от других языковых единиц. Основные способы передачи лексических значений слов. Толко­вание лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов и признаков). Основные виды тропов и нахождение их в письменных текстах. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Смысловые и стили­стические различия синонимов. Наблюдение за использованием синонимов в устной и письменной речи. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора. Наблюдение за использованием антонимов в устной и письменной речи. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительности словоупотребления.

Осознавать роль слова в выражении мысли, чувства, эмоций. Определять лексическое значение слов, разграничивать его с грамматическим значением слова

Извлекать из толкового словаря информацию о значении, употреблении слова, использование для определения, уточнения его значения. Разграничивать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, омонимы и многозначные слова. Осознавать художественную выразительность тропов. Выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов. Употреблять в речи слова-синонимы. Извлекать необходимую информацию из словарей синонимов

Оценивать свою и чужую речь с точки зрения использования синонимов в различных ситуациях общения, стилях речи.

Понимать лексическое значение слова, знать выразительные ресурсы языка, умело пользоваться при составлении текста и выступления, находить в тексте контекстные синонимы, понимать их роль,

Выявлять речевые и грамматические ошибки, уметь редактировать речь.

Грамматика. Морфология (2+1).

Морфология. Грамматика как раздел науки о языке. Морфология как раз­дел грамматики. Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.

Опознавать различные части речи по их существенным признакам Разграничивать самостоятельные и служебные части речи.

Знать части речи, на основе сравнительного анализа отличать их , понимать функцию частей речи в языке.

Имя существительное (18+4).

Существительное общего рода. Существительные, не имеющие родовой характеристики. Правильное употребление имени существительного в речи. Грамматические признаки существительного, его роль в предложении.

Выявлять грамматическое значение, определять морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Правильно употреблять в речи существительные

Накапливать знания о существительных , их правописании и синтаксической роли в предложении

Имя прилага­тельное (9+3).

Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного. Полное и краткое прилагательное, сравнительная характеристика. Правильное употребление имени прилагательного в речи.

Выявлять грамматическое значение, анализировать морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. Знать выразительные средства языка.

Накапливать знания о прилагательных , их правописании и роли в предложении, знать об эпитетах всё.

Глагол (24+2).

Употребление глаголов в речи и правописание. Общее грамматическое глагола. Морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении.

Выявлять грамматическое значение глаголов, их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.

Накапливать знания о глаголах, их правописании и роли в предложении, знать о метафоре

Наречие (5+2).

Отличительные признаки наречий, их сочетаемость в речи. Синтаксическая роль в предложении.

Отличать наречия от других частей речи, знать основное правило правописания.

Знать вопросы наречий наизусть, не путать с другими частями речи

Местоимение (5+2).

Понятие о местоимениях. Личные местоимения, их грамматические признаки. Синтаксическая роль в предложении.

Узнавать личные местоимения и их формы. Уметь писать с предлогами. Выделять роль в предложении.

Понимать роль личных местоимений в построении текста, узнавать их формы

Синтаксис (2+2).

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, в овладении языком как средством общения.

Составлять мини-тексты и давать письменный ответ на вопрос в форме ГИА

Словосочетание (10+5).

Основные признаки словосочетаний: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова. Синтаксический разбор словосочетания.

Распознавать словосочетание в составе предложения. Определять главное и зависимое слово, виды словосочетаний.

Конструировать словосочетания, выполнять частичный синтаксический разбор

Предложение (6+3).

как основная единица синтаксиса и как минимальное рече­вое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественных произведений. Синтаксический разбор предложений, графическое их изображение.

Определять основные признаки предложения

Распознавать вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Анализировать предложения. Употреблять и узнавать названные предложения в тексте. Выделять грамматическую основу двусоставного и односоставного предложения.

Выполнять анализ предложения, основываясь на логике при рассуждении; регулировать свом познавательные действия при определении грамматических основ, понимать особенности структуры предложений

Орфография и пунктуация (18).

Понятие орфограммы и пунктограммы, опознавательные признаки, графическое обозначение.

Владеть понятиями орфограмма и пунктограмма. Уметь их обозначать и объяснять.

формировать орфографическую и пунктуационную зоркость

Развитие речи (34).

Тема, основная мысль текста. Ключевые слова. Абзацы как отражение микротем. Стили и типы речи. Комплексный анализ текста.

Знать принципы комплексного анализа текста. Уметь анализировать и создавать текст. Создание творческих работ разного жанра.

Владеть основными навыками комплексного анализа текста, создать творческие работы разного жанра.

6 класс

(176+34=210 часов)



Русский язык - один из развитых языков мира (1 ч).

Лингвистический текст и его анализ.

Бережное отношение к языку.

Знать принципы комплексного анализа текста. Аргументация позиции.

Отличать лингвистический текст, уметь аргументировать свою позицию

Повторение пройденного в 5 классе (15 ч + 3 ч).

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

Знать структуру текста. Уметь пользоваться стилями речи.

Уметь оформлять деловые бумаги, знать все стили и типы речи

Лексика и фразеология. Культура речи. Выразительные средства языка. (13 + 3 ч).

Повторение пройденного по лексике в 5 классе. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов . Основные признаки фразеологизмов.. Словари.

Знать основные пути пополнения словарного состава русского языка и источники фразеологизмов. Уметь отличать слова по способу употребления в речи и появления в языке, использовать фразеологизмы в речи. Ориентироваться в словарях. Узнавать выразительные средства языка, связанные с лексикой, понимать их роль в тексте.

Уметь анализировать текст с помощью лексики, знать фразеологизмы и уметь ими пользоваться в речи, отличать от крылатызх слов и устойчивых словосочетаний, находить речевые ошибки и вовремя их устранять

Словообразование. Орфография. Культура речи. (24 + 6 ч)

Повторение пройденного по морфемике в 5 классе. Основные способы образования слов в русском языке.Аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово. Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Знать основные способы образования слов.

Ориентироваться в словарях. Видеть речевые ошибки в образовании и употреблении слов. Использовать этимологию, словообразование и морфемику для грамотного письма. Уметь выполнять сжатый пересказ исходного текста.

Уметь определять способы образования слов, владеть принципами сжатия текста, знать правила создания сжатого , выборочного и подробного изложения, уметь редактировать текст и оценивать , знать критерии

Морфология. Орфография. Культура речи. (110 ч + 22 ч)

Орфограмма и пунктограмма. Опознавательные признаки. Выразительные средства языка и их роль в тексте.

Опознавать различные части речи по их существенным признакам и знать орфограммы для грамотного письма.

формировать орфографическую и пунктуационную зоркость

Имя существительное

(22 ч + 3 ч)

Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе. Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Умение правильно образовывать формы существительных , правильно употреблять в речи , согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода.

Знать о правописании существительных, владеть опознавтельными признаками орфограмм

Имя прилагательное

(25+ 5 ч).

Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных. Правописание прилагательных.

Знать разряды прилагательных. Уметь образовывать степени сравнения и определять их роль в предложении. Ориентироваться в правописании прилагательных.

Отличать прилагательные по разрядам, следить за культурой речи в употреблении прилагательных и его форм

Имя числительное (1 + 2 ч).

Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен в предложении. Числительные количественные и порядковые, простые и составные. Текстообразующая роль числительных. Склонение числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Правописание числительных.

Знать разряды числительного. Уметь склонять и при склонении соблюдать культуру речи. Ориентироваться в орфограммах числительного. Знать основные способы образования числительных и отличать их от других частей речи.

Владеть культурой речи в употреблении числительных, видеть грамматические и речевые ошибки, уметь их устранять

Местоимение (25 ч + 6 ч).

Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.Раздельное написание предлогов с местоимениями. Правописание. Местоимения как средства связи предложений и частей текста.

Знать разряды местоимений. Уметь склонять и при склонении соблюдать культуру речи. Ориентироваться в орфограммах. Знать основные способы образования местоимений. Понимать значение местоимений в тексте.

Отличать местоимения по разряду, уметь находить их в тексте, знать основные правила правописания местоимений

Глагол (25 ч + 6 ч).

Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Правописание глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Знать морфологические признаки глагола и синтаксическую роль в предложении. Уметь видеть орфограммы и их объяснять. Использовать употребление глаголов как выразительное средство языка.

Ориентироваться в глаголах и их признаках, уметь грамотно писать глаголы в соответствии с опознавательными признаками

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (5 ч)

Орфография, пунктуация.

Разные виды разборов слов и предложений. Комплексный анализ текста.

Уметь выполнять тематическое тестирование. Знать разные виды разборов и владеть ими. Выполнять комплексный анализ текста. Создавать творческие работы и редактировать их.

Уметь выполнять тематические и итоговые тестирования, знать структуру КИМов и их критерии.

Развитие речи (34).

Стили и типы речи. Комплексный анализ текста. Выразительные средства и их роль в тексте. Контекстные синонимы.

Знать особенности построения текста. Уметь создавать творческие работ разного уровня.

Выполнять творческие задания с текстом в форме ГИА и ЕГЭ (выборочно).

7 класс

(118+22=140 часов)



Русский язык как развивающееся явление (2ч).

Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности. Экология русского языка

Работа с текстом; составление миниатюры «Жизнь языка - это драма языка». Иметь представление о том, как язык развивается, изменяется ли с течением времени.

Уметь строить рассуждения на лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа.

Повторение пройденного

в 5-6 классах. Морфология. Орфография. Культура речи. Выразительные средства языка. (9+1). Текст и его особенности.

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфологический разбор слова. Морфология и орфография.

Работа с текстом, этимологическим словарем; этимологический анализ слова, знать орфографический анализ слова, уметь выполнять разные виды разборов, комплексный анализ текста.

Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики. Уметь пользоваться тематическими словарями

Причастие. (25+4).

Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах. Причастие как особая форма глагола. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Текстообразующая роль причастий. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.. Грамматические и речевые ошибки и пути их устранения.

Анализировать и характеризовать общее грамматическоезначение, морфологические

признаки причастия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; разряд причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; приводить примеры. Правильно употреблять причастия с определяемыми словами; знать и уметь объяснить правописание причастий.


Знать внешние признаки причастия (суффиксы), отличать от прилагательных, уметь видеть орфограммы и объяснять в соответствии с требованиями. Понимать роль причастий в речи, обогащать свою речь употреблением причастий. Видеть грамматические ошибки и их исправлять (синонимичные варианты)

Деепричастие. (13+2).

Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах. Деепричастие как особая форма глагола. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Правописание деепричастий. Грамматические и речевые ошибки и пути их устранения.

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические

признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия. Правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом.

Правильно употреблять деепричастия и уметь объяснить их правописание причастий и обозначения на письме.

Знать внешние признаки деепричастий, отличать от причастия и глагола. Понимать роль деепричастного оборота в речи, правильно его употреблять и обозначать на письме, устранять ошибки в тексте.

Наречие. (20+3)

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание наречий.

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические

признаки наречия, отличать наречия от других частей речи.

Отличать наречия, понимать выразительную роль в тексте, уметь грамотно писать и употреблять наречия.

Категория состояния в системе частей речи. (4)

Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния. Отличительные признаки категории состояния от других частей речи.

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение категории состояния, отличат от наречий и других частей речи.

Узнавать категорию состояния, знать особенности предложений, уметь их характеризовать.

Служебные части речи. Культура речи. Предлог. (9+2)

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлога в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Различать предлог, союз, частицу.

Производить морфологический анализ предлога. Распознавать предлоги разных

разрядов, отличать производные

предлоги от слов самостоятельных

(знаменательных)частей речи.

Владеть правописанием предлогов, отличать от служебных частей речи, понимать их место в структуре предложения

Союз. (10+4)

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы соединительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Правописание союзов.

Производить морфологический анализ союза. Распознавать союзы по значению и по строению. Конструировать предложения по схеме с использованием указанных союзов. Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями. Соблюдать правила правописания союзов, отличать от союзных слов.

Владеть правописанием союзов, отличать от служебных частей речи, понимать их место в структуре предложения

Частица. (18+4).

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы. Текстообразующая роль частиц. Правописание частиц.

Производить морфологический анализ частицы. Распознавать частицы по значению, употреблению и строению. Определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки. Правильно употреблять частицы для выражения отношения и передачи различных смысловых оттенков. Соблюдать правила правописания частиц.

Владеть правописанием частиц, отличать от служебных частей речи, понимать их место в структуре предложения

Междометие. (2)

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Определять грамматические особенности междометий. Распознавать междометия

разных семантических разрядов. Уметь употреблять, наблюдать за использованием в речи и языке литературы.

Иметь представление о междометиях и их роли в тексте

Повторение пройденного

в 7 классе. (7+2)

Разделы науки о русском языке. Коплексный анализ текста. Стили речи. Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.

Уметь выполнять тематическое тестирование. Знать разные виды разборов и владеть ими. Выполнять комплексный анализ текста. Создавать творческие работы и редактировать их.

Уметь выполнять тематические и итоговые тестирования, знать структуру КИМов и их критерии.

Развитие речи (22ч).

Лингвистический текст и принципы его создания. Принципы компрессии (сжатия). Абзацы как отражение микротем. Стили и типы речи. Комплексный анализ текста. Создание творческих работ разного жанра.

Знать особенности построения текста. Уметь создавать творческие работ разного уровня (сжатое изложение, сочинение на лингвистическую тему), редактировать тексты.

Выполнять творческие задания с текстом в форме ГИА и ЕГЭ (выборочно).

8 класс (88+17=105 часов)


Функции русского языка в современном мире. Русский язык в кругу славянских языков. (6+1).

Лингвистический текст и его структура, ключевые слова, аргументы.

Иметь элементарные представления

о месте русского языка в кругу славянских языков,роли старославянского

(церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского

языка

Уметь строить рассуждения на лингвистическую тему с использованием материалов прочитанных статей.

Повторение пройденного

в 5 - 7 классах (9+2).

Орфография. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Выразительные средства языка.

Уметь выполнять тематическое тестирование. Знать разные виды разборов и владеть ими. Выполнять комплексный анализ текста. Создавать творческие работы и редактировать их.

Знать критерии выполнения работ в форме ГИА, уметь оценивать свои знания в соответствии с ними

Словосочетание (10+2).

Основные единицы синтаксиса. Текст и предложение как единица синтаксиса. Повторение пройденного материала о словосочетании в 5-7 классах. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Осознавать (понимать) различие

словосочетания и предложения,

свободных словосочетаний и

фразеологизмов и др. Уметь правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении, использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Знать способы подчинительной связи в словосочетании, полный синтаксичесикй рабор, синонимичные конструкции

Простое предложение (5+1).

Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Определять границы предложений

и способы их передачи в устной и письменной речи. Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания.

Распознавать виды предложений. Анализировать и моделировать предложения.

Уметь выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения. Знать синтаксичесикй разбор предложения.

Двусоставные предложения (10+1).

Главные члены предложения. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль. Публицистический текст.

Распознавать главные и второстепенные

члены предложения. Определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого

и способы его выражения. Анализировать и характеризовать структуру простых двусоставных предложений. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой

Знать всё о подлежащем и сказуемом и способах их выражения, уметь пользоваться в речи синонимическими конструкциями.

Второстепенные члены предложения (8+2).

Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот; знаки препинания при нем. Роль второстепенных членов предложения в речи.

Определять второстепенные члены, способ их выражения, задавать к ним вопросы. Составлять предложения с ВЧ.

Опознавать прямой и обратный

порядок слов. Анализировать и характеризовать структуру предложений.

Моделировать и употреблять в

речи предложения с прямым и обратным порядком слов (инверсией).

Понимать роль второстепенных членов в предложении, уметь оформлять их на письме и в речи, устранять грамматические ошибки в тексте, учитывать интонационные особенности при постановке знаков препинания.

Односоставные предложения (10+2).

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Разграничивать двусоставные

неполные предложения и односоставные

предложения. Опознавать односоставные

предложения; определять их виды и морфологические способы выражения главного члена. Сопоставлять,

анализировать и характеризовать виды односоставных предложений.

Моделировать и сравнивать односоставные предложения разных типов.

Владеть практическим навыком отличия односоставных предложений и теоретическими знаниями для аргументации позиции.

Однородные члены предложения (5+1).

Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания. Грамматические и речевые ошибки и пути их устранения.

Опознавать предложения осложненной

структуры; разграничивать сложные предложения и предложения

осложненной структуры. Осознавать (понимать) условия однородности членов

предложения. Различать и сопоставлять однородные и неоднородные определения.

Анализировать,моделировать и использовать в речи предложения с разны

ми типами сочетаний однородных

членов, несколькими рядами однородных членов.

Понимать роль однородных членов в предложении, уметь оформлять их на письме и в речи, устранять грамматические ошибки в тексте, учитывать интонационные особенности при постановке знаков препинания.

Обособленные члены предложения (10+2).

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы. Грамматические и речевые ошибки и пути их устранения.

Понимать и опознавать сущность обособления, общие условия обособления.

Сопоставлять обособленные и необособленные второстепенные члены предложения.

Моделировать и оценивать предложения с деепричастными оборотами, коррек-

тировать недочеты. Анализировать и характеризовать предложения с обособлением. Наблюдать за особенностями употребления обособленных членов предложения в текстах разных стилей и жанров.

Понимать роль обособленных членов предложени, уметь оформлять их на письме и в речи, устранять грамматические ошибки в тексте, учитывать интонационные особенности при постановке знаков препинания.

Обращения, вводные и вставные конструкции (10+1).

Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

Понимать (осознавать) функции

вводных конструкций речи.

Опознавать и правильно интонировать предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями; знать

группы вводных слов и предложений

по значению. Уметь оформлять вводные конструкции с точки зрения пунктуации. Уметь употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Знать значение вводных слов и их роль в предложении, правильно оформлять на письме и употреблять в речи.

Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге (8+2).

Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Уметь цитировать и использовать разные способы оформления цитат. Находить грамматические и речевые ошибки в употреблении предложений с прямой и косвенной речью. Редактировать тексты с цитатами и прямой речью.

Творческие работы с использованием разных способов оформления речи и их оценка в соответствии с требованиями орфографии и пунктуации

Развитие речи (17ч).

Лингвистический текст и принципы его создания. Принципы компрессии (сжатия). Абзацы как отражение микротем. Стили и типы речи. Комплексный анализ текста. Создание творческих работ разного жанра.

Уметь создавать сочинение на лингвистическую тему. Находить аргументы для тезиса. Владеть принципами написания сжатого изложения аудиотекста.

Практическая грамотность на основе итоговых работ в форме ГИА и тематического тестирования, самооценка результатов

9 класс (88+17=105 часов)

Международное значение русского языка. (2+1).

Лингвистический текст, микротемы, ключевые слова, аргументы.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения критериев ГИА, понимать роль

использования выразительных языковых

средств, находить их в тексте.

иметь уважительное отношение к языку, соблюдать культуру речи (экология русского языка)

Повторение изученного

в 5 - 8 классах (10 +3).

Орфография. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Выразительные средства языка

Соблюдать орфографический и пунктуационный режим при выполнении тематических заданий.

Самооценка знаний русского языка и пути повышения качества, самообразование

Сложное предложение (12+2).

Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (ССП и СПП) сложные предложения.

Опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями.

Знать синтаксический разбор предложений, ориентироваться в постановке знаков препинания

Сложносочиненное предложение (12+3)

Строение ССП. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Понимать смысловые отношения

между частями сложносочиненного

предложения, определять средства их выражения, составлять схемы.

Моделировать, анализировать и характеризовать синтаксическую структуру

ССП.

Уметь видеть признаки ССП, расставлять правильно знаки препинания, логичесик объясняя их; графическое видение предложения

Сложноподчиненное предложение (22+4)

Строение СПП. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей СПП: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Виды СПП по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. СПП с несколькими придаточными.

Определять (находить) главную и придаточную части СПП.

Понимать смысловые отношения

между частями СПП, определять средства их

выражения, составлять схемы СПП

с одной и несколькими придаточными частями. Разграничивать союзы и союзные

слова.

Уметь видеть признаки СПП, расставлять правильно знаки препинания, логичесик объясняя их; графическое видение предложения. Узнавать типы подчинения придаточных частей.

Бессоюзное сложное предложение (12+2).

Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.

Определять смысловые отношения

между частями БСП разных видов и выражать их с помощью интонации.

Моделировать и употреблять

в речи БСП. Анализировать и характеризо-

вать синтаксическую структуру БСП.

Уметь видеть признаки БСП, расставлять правильно знаки препинания, логичесик объясняя их; графическое видение предложения, синонимия сложного предложения

Типы сложных предложений с разными видами связи (10 +1).

Правильное построение сложных предложений разных видов. Синонимия простого и сложного предложений.

Опознавать сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, строить их схемы. Определять смысловые отношения между частями сложного предложения с разными

видами союзной и бессоюзной связи.

Ориентироваться в постановке знаков препинания, уметь графически выстроить структуру предложения и оценить правильность речи

Пунктуация как система правил правописания предложений. (8+1)

Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Сочетание знаков препинания и вариативность в их использовании.

Анализ предложений разного уровня. Выполнение тематического тестирования, редактирование допущенных ошибок и определение пути их устранения. Ориентироваться в предложениях с разными видами связи и осложнениями. Уметь выстраивать алгоритм рассуждения при анализе текста и предложений.

Понимать необходимость знаний вопросов пунктуации как одного из показателей грамотной речи; уметь использовать алгоритм рассуждений для выбора правильно ответа; ориентроваться в предложения ССК.

Развитие речи (17).

Лингвистический текст и принципы его создания. Принципы компрессии (сжатия). Абзацы как отражение микротем. Стили и типы речи. Комплексный анализ текста. Создание творческих работ разного жанра.

Уметь создавать сочинение на лингвистическую тему. Находить аргументы для тезиса. Владеть принципами написания сжатого изложения аудиотекста.

Наличие творческих работ как показателя готовности к экзаменам, уметь дать самооценку результатам

7. Описание материально-технического и методического обеспечения

В основе материально - технического обеспечения лежит авторская программа и УМК по русскому языку для учащихся 5 - 9 классов под редакцией Е.А.Быстровой.

Учебники и учебные пособия

1. Примерные программы по учебным предметам (стандарты второго поколения). «Русский язык 5-9 классы»; 2 издание, Москва:

«Просвещение»

2. Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Е. А. Быстрова, М. В. Черкезова)

3. Учебник «Русский язык» под редакцией Е.А. Быстровой, издательство «Русское слово - учебник», 2013, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.

4. Электронный учебный материал «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия».

5. Электронный учебный материал «Русский Медвежонок» («Языкознание для всех»).

6. Электронные образовательные ресурсы по русскому языку. ИКТ на уроках русского языка и литературы.

7. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. (10-11 классы).

Методические материалы

1. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Е.А. Быстрова, издательство «Русское

слово - учебник», 2013, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.

2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2012.

3. Медиатека с учебными презентациями по всем темам (5-9 классы).

4. Ахраменкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. Начальная школа.

5. Ахраменкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 5 - 8 классы.

6. Инструкции по водготовке учащихся 9 классов к ГИА по русскому языку (см. папку). Критерии оценивания (устный ответ, письменная

работа, защита проекта, реферата и т.д.)

7. Инструкции по водготовке учащихся 11 классов к ЕГЭ по русскому языку (см. папку). Критерии оценивания результатов работы

учащихся по предмету.

Дидактические материалы

1. Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса.

2. Опорные схемы и тематические план-конспекты по всем разделам курса

3. Материалы для текущего контроля УУД (разные виды тестов: тематические, словарные, орфографические, пунктуационные, по культуре

речи, по развитию речи т.д.).

4. КИМы (диагностические, тренировочные, итоговые - см. папки), демоверсии заданий по подготовке к ГИА и ЕГЭ (см. папки)

5. Сборник художественно - публицистических и лингвистических текстов для анализа в соответствии с установленными критериями по русскому языку (см. папки).

6. Сборники заданий для подготовки школьников к ГИА (2010-2013гг.).

7. Аудиозаписи и фонохрестоматии по разным разделам курса русского языка.

Материально-техническое обеспечение

1. Мультимедийные проекторы.

2. Интерактивная доска StarBoard.

3. Доступ к Интернету.

4. Доступ к работе в системе «Телешкола» (материалы сайта).

5. Электронные тренажёры на съёмных носителях.

6. Документ-камера.


8. Планируемый результат

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности-

аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

© 2010-2022