Рабочая программа по русскому языку. 7-9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

пос. Двубратский

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3

муниципального образования Усть - Лабинский район



УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета

от 31.08.2015 г. протокол № 1

председатель педсовета

_________Н.Ю. Мирошниченко



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА







по русскому языку

уровень образования (класс) основное общее 7-9 классы

количество часов 396

учитель Черенова Ольга Николаевна

Программа разработана на основе авторской программы ОУ «Русский

язык. 5-9 классы», авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М.

Шанский М.: «Просвещение», 2008



1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

  1. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями (ФКГОС -2004);

  2. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 года № 47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования»;

  3. Методические рекомендации для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании предмета «Русский язык» в 2015-2016 учебном году;

  4. Основная образовательная программа начального, основного и среднего общего образования МКОУ ВСОШ №3;

  5. Положение о рабочих программах МКОУ ВСОШ №3;

6. Авторская программа «Русский язык. 5-9 классы», авторы М. Т.

Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский М.: «Просвещение»,

2008

Цели обучения:

Цель обучения:

-научить свободно владеть родным русским языком, т. к. эти знания должны стать надёжной основой каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.

Задачи обучения:

-формировать языковые, коммуникативные и лингвистические компетенции учащихся, а также научно-лингвистическое мировоззрение;

-овладевать нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

-обучать учащихся умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-воспитывать учащихся средствами предмета «Русский язык».

2.Общая характеристика учебного предмета, курса

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях - территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся,- формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Освоение данной рабочей программы планируется в 7-9 классах как продолжение изучения предмета по УМК авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской , Н. М. Шанского.

В связи с тем, что количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной программе более чем на 6 часов, часы тем изменены, что отражено в прилагаемой ниже таблице.

Таблица тематического распределения часов

№ п/п

Содержание раздела, темы

Количество часов

Примерная авторская

Рабочая программа

7 класс

1

Русский язык как развивающееся явление

1 ч

1 ч

2

Повторение пройденного в 5-6 классах

12 ч+2 ч

12 ч+2 ч


Морфология. Орфография. Культура речи.



3

Причастие

25 ч+6 ч

33 ч+7 ч

4

Деепричастие

10 ч + 2 ч

13 ч + 2 ч

5

Наречие

28 ч + 6 ч

29 ч + 3 ч

6

Категория состояния

4 ч + 2 ч

3 ч + 2 ч

7

Служебные части речи. Культура речи.

1 ч

1 ч

8

Предлог

11 ч + 2 ч

11 ч + 2 ч

9

Союз

16 ч + 2 ч

15 ч + 3 ч

10

Частица

18 ч + 4 ч

19 ч + 4 ч

11

Междометие. Звукоподражательные слова

4 ч

4 ч

12

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

12 ч+2 ч

14 ч+1 ч


Итого всего в 7 классе:

170 ч

180 ч

8 класс

1

Функции русского языка в современном мире

2

Повторение пройденного в 5-7 классах.

6 ч + 2 ч

6 ч + 2 ч


Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.



3

Словосочетание

2 ч

2 ч

4

Простое предложение

3 ч + 1 ч

3 ч + 1 ч

5

Простые двусоставные предложения



6

Главные члены предложения

6 ч + 2 ч

8 ч + 2 ч

7

Второстепенные члены предложения

6 ч + 2 ч

6 ч + 2 ч

8

Простые односоставные предложения

9 ч + 2 ч

9 ч + 2 ч

9

Неполные предложения

2 ч

2 ч

10

Однородные члены предложения

12 ч + 2 ч

14 ч + 2 ч

11

Обращения, вводные слова и междометия

9 ч + 2 ч

9 ч + 2 ч

12

Обособленные члены предложения

18 ч + 2 ч

20 ч + 2 ч

13

Прямая и косвенная речь

6 ч + 1 ч

6 ч + 1 ч

14

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе.

5 ч + 1 ч

5 ч + 1 ч


Итого всего в 8 классе:

102 ч

108 ч

9 класс

1.

Международное значение русского языка.

1 ч

2.

Повторение пройденного в 5-8 классах.

5 ч + 2 ч

10 ч +1 ч


Сложное предложения. Культура речи.



3.

Сложные предложения.

1 ч

1 ч

4.

Союзные сложные предложения.

6 ч

1 ч

5.

Сложносочинённые предложения.

3 ч + 2 ч

2 ч + 2 ч

6.

Сложноподчинённые предложения.

19 ч + 5 ч

33 ч + 7 ч

7.

Бессоюзные сложные предложения.

6 ч + 2 ч

14 ч + 4 ч

8.

Сложные предложения с различными видами связи.

5 ч + 2 ч

6 ч + 4 ч

9.

Общие сведения о языке.

3 ч

3 ч + 1 ч

10.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи.

4 ч + 2 ч

10 ч + 8 ч


Итого всего в 9 классе:

68ч

108ч






Итого:

340ч

396ч


4. Содержание учебного предмета, курса


7 класс

180ч

Русский язык как развивающееся явление

(1ч)

Повторение пройденного в 5-6 классах.

(12 ч + 2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Причастие

(33 ч + 7 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение занятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие

(13 ч + 2 ч)

Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

Рассказ по картине.

Наречие

(29 ч + 3 ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

Умение правильно ставить ударение в наречиях.

Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния

(3 ч + 2 ч)

Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

Предлог

(11 ч + 2 ч)

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др)- Дефис в предлогах из-за, из-под.

И. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз

(15 ч + 3 ч)

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица

(19 ч + 4 ч)

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова

(4 ч)

I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

П. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

(14 ч + 1 ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

Перечень контрольных работ

Контрольный диктант №1 по теме: «Повторение пройденного в 5-6 классах».

Изложение №1 выборочное с описанием внешности.

Сочинение №1. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Контрольный диктант №2 по теме: «Причастие».

Сочинение №2 по картине С. Григорьева «Вратарь». Рассказ по картине.

Контрольный диктант №3 по теме: «Деепричастие».

Административная контрольная работа за 1 полугодие. (Контрольный диктант №4)

Контрольное изложение №2 «Равнодушие». Пересказ исходного текста с описанием действий.

Контрольный диктант №5 по теме: «Наречие».

Изложение №3 (выборочное) «Обыкновенная земля» с описанием состояния человека или природы.

Сочинение №3 по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа». Рассказ на основе увиденного на картине.

Контрольный диктант №5 по теме: «Предлог».

Сочинение - рассуждение №4 о книге.

Контрольный диктант №6 по теме: «Союз».

Изложение № 4 «Тайга»

Сочинение №5. Рассказ по данному сюжету.

Контрольный диктант №7 по теме: «Частица».

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

Административная контрольная работа по теме «Повторение и систематизация пройденного в 7 классе»

Требования к подготовке учащихся по предмету.

Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

8 класс

108ч

Функции русского языка в современном мире

(1 ч)

Повторение пройденного в 5-7 классах.

(6 ч + 2 ч)

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Словосочетание

(2 ч)

Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение

(3 ч + 1 ч)

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения

(8 ч + 2 ч)

I. Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения

(6 ч + 2 ч)

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения

(9 ч + 2 ч)

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения

(2 ч)

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения

(14 ч + 2 ч)

I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

П. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обращения, вводные слова и междометия

(9 ч + 2 ч)

Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Публичное выступление на общественно значимую тему.

Обособленные члены предложения

(20 ч + 2 ч)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Прямая и косвенная речь

(6 ч + 1 ч)

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе.

(5 ч + 1 ч)

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Перечень контрольных работ.

Изложение «Юношеский дневник Льва Толстого».

Контрольный диктант по теме: «Повторение пройденного в 5-8 классах»

Сочинение «Описание одного из архитектурных памятников Кубани».

Изложение с описанием местности.

Сочинение о памятнике культуры (истории) Кубани.

Контрольный диктант по теме: «Простые двусоставные предложения».

Изложение с элементами сочинения «А вот был случай»

Контрольный диктант по теме: «Простые односоставные предложения»

Контрольный диктант по теме: «Однородные члены предложения»

Контрольный диктант по теме: Сочинения «Одна из достопримечательностей нашего города»

Контрольный диктант по теме: «Обращения, вводные слова и междометия»

Контрольный диктант по теме: «Обособление определений и приложений»

Контрольный диктант по теме: «Обособленные члены предложения»

Контрольный диктант по теме: «Повторение и систематизация пройденного в восьмом классе»

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения) на тему: «Функции русского языка в современном мире»

Требования к подготовке учащихся по предмету

Учащиеся должны знать определения основных изученных в VIII классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу VIII класса учащиеся должны овладеть следующими

умениями и навыками:

производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;

пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в VIII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.


9 класс

108ч

Международное значение русского языка

(1 ч)

Повторение пройденного в 5-8 классах.

(10 ч +1 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи.

Сложные предложения

(1 ч)

Союзные сложные предложения

(1 ч)

Сложносочиненные предложения

(2 ч + 2 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения

(33 ч +7 ч)

Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения

(14 ч +4 ч)

Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения

Сложные предложения с различными видами связи

(6 ч +4 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

П. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке

(3 ч+1ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык-первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного

по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи.

(10 ч +8 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи

Перечень контрольных работ

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение».

Контрольный диктант №2 по теме «Сложноподчинённые предложения».

Контрольный диктант №3 по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Контрольный диктант №4 по теме «Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи»

Контрольное изложение с элементами сочинения №1 «Белый гусь».

Контрольное изложение с элементами сочинения №2 «О милосердии».

Контрольное изложение с элементами сочинения №3 «Последний святой города Смоленска».

Контрольное сочинение №1 о пользе чтения.

Сочинение-рассуждение №2 на морально-этическую (историко-литературную) тему.

Требования к подготовке учащихся по предмету.

Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в IX классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу IX класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

определять стиль и тип текста;

соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V-IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в V-IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Учебный комплект обучающихся:

Учебник «Русский язык. 7 класс», авторов М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, О. М. Александрова и др. - М.: «Просвещение», 2010г.;

Учебник «Русский язык. 8 класс», авторов М. Т. Баранов, С. Г. Бархударов, С. Е.Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко - М.: «Просвещение», 2009г.;

Учебник «Русский язык. 9 класс», авторов М. Т. Баранов, С. Г. Бархударов, С. Е.Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко - М.: «Просвещение», 2009г.;

Используемый учителем комплект:

Г. А. Богданова «Уроки русского языка в 7 классе». Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 2010;

Г. А. Богданова «Уроки русского языка в 8 классе». Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 2010;

Н. В. Егорова. «Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. - М.: ВАКО, 2011.

Р. М. Гриценко. «Русский язык. Литературная норма и кубанские говоры 5-9 класс» - Краснодар, 2012;

«Русский язык. Сборник текстов 7 класс» - М.: Дрофа, 2012;

«Русский язык. Сборник текстов 8 класс» - М.: Дрофа, 2012;

«Русский язык. Сборник текстов 9 класс» - М.: Дрофа, 2012;

М. Гриценко, С. П. Лузгина, Е. И. Рыбась, Л. А. Исаева, А. Л. Факторович «Сборник заданий по русскому языку для общеобразовательной школы» - Краснодар, 2010;

Л. А. Виноградова, А. Н. Горчак «Сборник текстов для изложений (4-9 классы) - М.: «Просвещение», 2011;

Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, М. М. Стракевич «Дидактические материалы по русскому языку. 7 класс» - М.: «Просвещение», 2012;

Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, М. М. Стракевич «Дидактические материалы по русскому языку. 8 класс» - М.: «Просвещение», 2012;

Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, М. М. Стракевич «Дидактические материалы по русскому языку. 9 класс» - М.: «Просвещение», 2012;

А. Б. Малюшкин «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс», - М.: «Просвещение», 2010;

А. Б. Малюшкин «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 8 класс», - М.: «Просвещение», 2010; Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык».

Горшков А. И. «Русская словесность: От слова к словесности». - М., 2012; Смирнова Л. Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи.-М. 2010;

Энциклопедический словарь: Славянская мифология/ Под редакцией В. Я. Петрухина, Т. А. Агапкиной. - М., 2012;

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - М., 2010; Правила русской орфографии и пунктуации. - М, 2013;

Скворцов Л. И. «Правильно ли мы говорим по-русски?»: Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. - М.,2009;

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. - М., 2009

Информационно-техническое оборудование:

Интерактивная доска Legmaster e-Board

Мультимедийный проектор Vivitek D509

Ноутбук Acer AS5253G

ФМУ Canon i-SENSYS MF4410

Оверхед-проектор (кодоскоп) Vega

Компьютерный измерительный блок

Датчик рН для компьютерного измерительного блока

Мультимедийный проектор Vivitek D509

ФМУ Canon i-SENSYS MF4410

Оверхед-проектор (кодоскоп) Vega

Линейный слайд- проектор

Компьютерный измерительный блок

Телевизор ОНИКС

DVD Sumsung

Музыкальный центр Sumsung

Перечень цифровых образовательных ресурсов:

  1. Слайд- комплект «Учимся рассматривать картину»

  2. Слайд- комплект «Вокруг Пушкина»

  3. Слайд- комплект « Развитие речи»

  4. DVD диски :

Орфографические диктанты (в 2-х частях)

Готов к ЕГЭ. Русский язы

5.Электронное приложение к газете «1 Сентября. Русский язык».

Перечень наглядных пособий:

Портреты для кабинета русского языка.

Таблицы « Основные правила орфографии и пунктуации»

Таблицы «Правописание гласных в корне слов».

Таблицы «Русский язык 7 класс».

Таблицы «Русский язык 8 класс».

Таблицы «Русский язык 9 класс».

Таблицы «Имя существительное».

Таблицы «Имя прилагательное».

Таблицы « Глагол».

Таблицы «Числительное и местоимение».

Таблицы «Наречие».

Таблицы «Причастие и деепричастие».

Таблицы «Союзы и предлоги».

Таблицы «Частицы и междометия».

Таблицы «Синтаксис 5-11 класс».

Таблицы «Орфография 5-11» .

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол №1 заседания Заместитель директора по УВР

ШМО учителей _______/ Горбунова Л.С. / гуманитарного цикла «28» августа 2015 года

от «27» августа 2015 года

_______ /Черенова О.Н./





© 2010-2022