Урок по русскому языку для 3 класса по теме «Состав слова»

"Описание материала: Урок проходит в форме исследования. Ученики наблюдают за частями слова, их значением и правописанием. На каждом этапе исследования делаются выводы.На уроке повторяют словообразование слов,выявляют связь значения корня, приставки и суффикса с лексическим значением слова. В ходе урока ребята обобщают сведения о морфемах и повторяют морфемный разбор слов. Главное правило, которое необходимо открыть учащимся: «Для того , чтобы проверять орфограммы ,мы должны всегда определять в ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Если знаешь части слова, то напишешь их толково»

Урок - исследование по теме: « Состав слова. Словообразование. "

( 3 класс)

Цель урока: Вспомнить с учащимися основные понятия раздела "Словообразование"; выявить связь значения корня, приставки суффикса с лексическим значением слова; Обобщить сведения о морфемах; повторить морфемный разбор слова; развивать и обогащать речь учащихся;

Ход урока:

Сегодня вам предстоит серьёзная исследовательская работа, в результате которой вы выявите очень важные закономерности русского языка.

Определим тему исследования:

Урок по русскому языку для 3 класса по теме «Состав слова»



1 . Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов." (Приставка).

2.Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов" (Суффикс).

3.Часть слова без окончания» ( Основа)


4 .Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов" (Корень).

5 .Изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении" (Окончание).

-Какое слово выделено красным шрифтом?

-Что такое морфема?

"Состав слова» - тема нашего исследования. Какое понятие из перечисленных в кроссворде нельзя назвать морфемой? (Основу, потому что она может состоять из одной или нескольких морфем.) Что такое морфема? (Это минимальная значимая часть слова, от греч. «форма»)

Девиз нашего урока: « Если знаешь части слова, то напишешь их толково»

(Для того , чтобы проверять орфограммы мы должны всегда определять в какой морфеме они находятся)

2. Чистописание.

Выписать сочетания букв , которые являются частями слова.

Приставка- пошел

Корень- слово

Суффикс- курица

Окончание- ручка

( пословица)

- Какие пословицы о учении вы знаете?

Добро того учить, кто слушает.

3.Исследование №1. Корень слова.

Образ корня. «Душа слова»

1-й ученик: Слово в моем представлении - это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. У него есть сердце - корень. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющее тепло улыбаться. А другие таят в себе зло, равнодушие, эгоизм, корысть, зависть.

-Что означает выражение « Зри в корень» или « Смотри в корень» - выдели самое главное.


В стихотворении найти слова с корнем -вод- . Можно ли эти слова считать однокоренными? (комментарий - вслух)

Дождик льет - кругом вода,

Мокнут столб и провода,

Мокнут кони и подвода, ( грузовая конная повозка)

Дым над крышами завода. (Завод часов, завод- предприятие)

От бегущих быстрых вод

Задрожал водопровод,

Протекает небосвод -

А по лужам у ворот

Дети водят хоровод.

А. Яшин

1 группа учеников подбирает родственные слова к слову вода. ( водица, водоем, водолаз, водный, водоросль, водохранилище, земноводный, половодье)

2 группа - к слову водитель ( водить, газопровод, уводить, проводка, водитель, обводить, отводить)

Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….? (омонимичными)

Вывод из исследования №1.

1.Корень- это общая часть родственных слов.

2.Не все слова, имеющие одинаковый корень- родственные.

3.Необходимо определять лексическое значение слова для определения родственных слов.

Игра « фразеологизмы»

Много воды утекло (прошло много времени)

Набрать в рот воды (упорно молчать)

Выйти сухим из воды (остаться безнаказанным)

Водить за нос ( обманывать)

- Какой фразеологизм с точки зрения лексического значения корня можно считать лишним?



Исследование № 2.

2-й ученик: Голова слова - это приставка. Она всё время думает, как помочь сердцу - корню - лучше выразить значение слова. Трудно корню без приставки. Вот смотрите: шёл, шла, шли. Куда, зачем - попробуй догадайся! А если добавить приставку, многое становится понятным: пришел, пошел, сошел, отошел, ушел, обошел… Вот что значит слово "с головой"!

Дать определение приставки.

Задание № 2.

Составить группу родственных слов, используя данные приставки.

1 группа

2 группа

Корень-ясн

Корень -езд или езж

Об

Под

По

Пере

Из

От

раз

За


-Какую орфограмму необходимо вспомнить при составлении слов?

- В каких случаях после приставок пишется Ъ?

Словосочетание : отъехать от гаража.(-)

- Как отличить предлог от приставки?

Выводы из исследования №2:

  1. Приставки помогают нам образовать родственные слова, придавая им особое лексическое значение.

  2. Необходимо помнить о разделительном Ъ при написании приставок.

  3. Нужно уметь различать предлог и приставку.


Физминутка.

С при- приставкою присесь ,

С под-подпрыгнуть,подтянуться

С со- согнуться, разогнуться

С по- приставкой -посмеяться

С вы- вытягиваем руки

С о- опустим их опять

По- походить немножко можем

Со- руки за спиной соединим

Отдохнули- посидим!

Исследование №3.

- Что такое суффикс?

3-й ученик: А суффикс - это руки! Да, волшебные руки. Суффикс может всё! Изменить размер и рост? Пожалуйста! С ним дом - не просто дом, а маленький дом-ик, дом-ишк-о, или огромный дом-ин-а, дом-ищ-е. Суффикс способен даже превратить здание в человека! Не верите? Школа - школьник. Да что там здание! Даже город! Город - горожанин. Маленький да удаленький! Это слово пришло к нам из латинского языка и означает «прикрепленный»

Составить слова с данными суффиксами.

1 группа (уменьш- ласк.)

2 группа( род деятельности)

Очк - звездочка, лампочка,мамочка.

Тель- мечтатель, писатель, водитель.

Ик - зонтик,слоник.

Ист- машинист, тракторист, велосипедист.

Еньк- маленький, беленький, солененький.

Щик-каменщик, барабанщик, шарманщик.


-Какое значение имеют данные слова?

Выводы из исследования № 3.

  1. Суффиксы могут рассказать о слове.

  2. При помощи суффиксов образуются родственные слова.


Исследование №4.Выделить окончания в словах.

Что такое окончание? Смысл слова не изменяет, значит, меняет только форму. Как ни нарядить слово , все равно значение не поменяет. Зато окончания помогает спастись от одиночества. Один товарищ, а появилась чудесная «одежда»- и появились товарищи. Слова, как и мы стремятся модно одеваться.

1 группа

2 группа

Река

Пишу

Дерево

Читаем

цветок

рисуете

Чем различаются формы слова и однокоренные слова?

- Что необходимо сделать , чтобы определить в слове окончание?

Вывод из исследования №4.

Чтобы определить окончания, необходимо изменять существительные по падежам, а глаголы по лицам.

Исследование №5.

Составить алгоритм разбора слова по составу.


  1. Изменяю слово - выделяю окончание.

  2. Часть слова без окончания- основа

  3. Подбираю родственные слова- выделяю корень

  4. Выделяю приставку

  5. Выделяю суффикс

Задание : разобрать слова по составу.(у доски)

1 группа: заморозки, угостили

2 группа: лесорубы, выучить.

На что указывают суффиксы -ть и л? ( Это формообразующие суффиксы, в основу не входят)

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Как называется раздел языка, изучающий образование слов?

Итог урока.

Корень мой находится в цене, -

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же - в дневнике я и в журнале.

(оценка)

Выставление оценок.


  1. Домашнее задание.

Разобрать слова по составу, используя алгоритм. Каждый ученик получает 1 карточку с заданием. Изготовление книги « Если знаешь части слова, то напишешь их толково» .

© 2010-2022