Конспект внеклассного занятия по русскому языку по теме Глагол

Чтобы привить интерес к предмету, я стараюсь на уроках использовать занимательный материал. Урок можно провести в форме игры, путешествия и т.д. Глагол (игра-путешествие) Цели: 1) Повторить весь известный детям материал по теме «Глагол»             2) Развивать смекалку, ловкость, мышление, речь.             3) Воспитывать любовь к русскому языку, усидчивость, любовь к родному языку.   Оборудование: карта, кроссворд «Глаголия», флажки, медали, жетон Этот материал могут использовать учителя рус...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект внеклассного занятия по русскому языку

Глагол (игра-путешествие)

Цели: 1) Повторить весь известный детям материал по теме «Глагол»

2) Развивать смекалку, ловкость, мышление, речь.

3) Воспитывать любовь к русскому языку, усидчивость, любовь к родному языку.

Оборудование: карта, кроссворд «Глаголия», флажки, медали, жетон











  1. Организационный момент

- Сегодня мы отправимся в путешествие по стране «Глаголия». А чтобы не заблудиться, мы воспользуемся вот этой картой.

(На карте отмечено озеро Действий, посёлки Синонимы и Антонимы, город Многозначность, улица Неопределённая и шоссе Сказуемых).



  1. Игра - путешествие

- Итак, перед тем, как попасть в посёлок Синонимов, мы должны переплыть озеро Действий. А для этого нам нужно выбрать все глаголы из стихотворения, которое я прочитаю. (Ребята записывают глаголы на доске)

Лишь пёстрая осень

Ушла со двора,

Как новая гостья

Явилась с утра.

Покрасила белым

Дома и окошки,

Засыпала пухом

Кусты и дорожки.

Луга замела

И укрыла поля.

И сразу просторнее

Стала земля.

И ярко

На многие тысячи вёрст

Зажглись на ней

Тысячи маленьких звёзд.

- Объясни, почему вы решили, что это глаголы?

- Мы быстро справились с этим заданием и теперь можем зайти в посёлок Синонимов.

- Но сначала вспомним, какие слова называются синонимами?

(близкие по смыслу)

- Найдите на карточке слова-синонимы, работая в паре.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

Весь до поздней осени

Он стоит зелёный,

Значит дуб выносливый,

Значит закалённый.

- Придумайте свои примеры слов-синонимов.

- Продолжим наше путешествие по стране Глаголии. Следующий посёлок Антонимы.

- Какие слова называются антонимами?

(противоположные по смыслу)

- Подберите к данному глаголу в словосочетании антоним.

Забежать в класс- выбежать из класса,

Приехать домой - уехать из дома

Слезать с крыши - влезать на крышу

Положить на стол- убрать со стола

Открыть банку- закрыть банку

- Я вижу, вы хорошо знаете антонимы, и мы можем продвигаться дальше.

А сейчас ребята мы попали в город Многозначности.

- На доске написаны необыкновенные слова, каждое из них имеет два значения. Назовите значение каждого слова.

Заставить (принудить, загородить)

Настаивать (принуждать, приготовить настой)

Топить (погружать в воду, топить печку)

Засыпать (наполнять чем-либо, погружаться в сон)

- Мы подошли к остановке Отрицания. Подождём автобус.

- Скажите, какая частица используется в речи для отрицания? (частица НЕ)

- Какое правило вы знаете про эту частицу? (Не с глаголом пишется раздельно)

- Послушайте сказку, которая называется «Сила любви».

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».

Частица НЕ никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако глагол был постоянен в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, то жить без меня не можешь».

Вздохнул глагол печально и отправился скитаться по словарям, да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она как обычно отскочила от него с криком «Негодую, ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без неё не может.

- Двигаемся дальше. Станция Кроссвордная. Сейчас я посмотрю, как вы умеете работать дружно.

- Какой глагол называется глаголом неопределённой формы?

(эти глаголы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ?, ЧТО СДЕЛАТЬ?

- Играем в игру «Без запинки». Я буду называть существительное, а вы должны из этого существительного образовать глагол Н.Ф.

Луч- излучать

Голос - голосить

Сын - усыновить

Пояс- опоясать

Решето - изрешетить

Вред - навредить

Позор-опозорить

Вода - наводнить

Корм- покормить

- Молодцы, мы подошли к остановке «Исторической».

Многие слова имеют в своём названии исторический смысл. Вы все слышали глагол ошеломить (он меня ошеломил) - это означает удивил, поразил.

У этого слова есть своя история. Когда-то очень давно люди ходили в тяжелых доспехах, часто вступали в бой. Если ударяли по шелому (шлему), то человек терял сознание, падал, его ошеломили.

Глаголить - говорить.

- Завершается наше путешествие, последняя наша остановка «Шоссе сказуемых».

- Приведите свои примеры со сказуемым - глаголом.

Итог занятия

- Какая часть речи называется глаголом?

- Какие правила мы вспомнили?

© 2010-2022