- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект внеклассного занятия по русскому языку по теме Глагол
Конспект внеклассного занятия по русскому языку по теме Глагол
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрова Е.Г. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект внеклассного занятия по русскому языку
Глагол (игра-путешествие)
Цели: 1) Повторить весь известный детям материал по теме «Глагол»
2) Развивать смекалку, ловкость, мышление, речь.
3) Воспитывать любовь к русскому языку, усидчивость, любовь к родному языку.
Оборудование: карта, кроссворд «Глаголия», флажки, медали, жетон
-
Организационный момент
- Сегодня мы отправимся в путешествие по стране «Глаголия». А чтобы не заблудиться, мы воспользуемся вот этой картой.
(На карте отмечено озеро Действий, посёлки Синонимы и Антонимы, город Многозначность, улица Неопределённая и шоссе Сказуемых).
-
Игра - путешествие
- Итак, перед тем, как попасть в посёлок Синонимов, мы должны переплыть озеро Действий. А для этого нам нужно выбрать все глаголы из стихотворения, которое я прочитаю. (Ребята записывают глаголы на доске)
Лишь пёстрая осень
Ушла со двора,
Как новая гостья
Явилась с утра.
Покрасила белым
Дома и окошки,
Засыпала пухом
Кусты и дорожки.
Луга замела
И укрыла поля.
И сразу просторнее
Стала земля.
И ярко
На многие тысячи вёрст
Зажглись на ней
Тысячи маленьких звёзд.
- Объясни, почему вы решили, что это глаголы?
- Мы быстро справились с этим заданием и теперь можем зайти в посёлок Синонимов.
- Но сначала вспомним, какие слова называются синонимами?
(близкие по смыслу)
- Найдите на карточке слова-синонимы, работая в паре.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Весь до поздней осени
Он стоит зелёный,
Значит дуб выносливый,
Значит закалённый.
- Придумайте свои примеры слов-синонимов.
- Продолжим наше путешествие по стране Глаголии. Следующий посёлок Антонимы.
- Какие слова называются антонимами?
(противоположные по смыслу)
- Подберите к данному глаголу в словосочетании антоним.
Забежать в класс- выбежать из класса,
Приехать домой - уехать из дома
Слезать с крыши - влезать на крышу
Положить на стол- убрать со стола
Открыть банку- закрыть банку
- Я вижу, вы хорошо знаете антонимы, и мы можем продвигаться дальше.
А сейчас ребята мы попали в город Многозначности.
- На доске написаны необыкновенные слова, каждое из них имеет два значения. Назовите значение каждого слова.
Заставить (принудить, загородить)
Настаивать (принуждать, приготовить настой)
Топить (погружать в воду, топить печку)
Засыпать (наполнять чем-либо, погружаться в сон)
- Мы подошли к остановке Отрицания. Подождём автобус.
- Скажите, какая частица используется в речи для отрицания? (частица НЕ)
- Какое правило вы знаете про эту частицу? (Не с глаголом пишется раздельно)
- Послушайте сказку, которая называется «Сила любви».
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако глагол был постоянен в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, то жить без меня не можешь».
Вздохнул глагол печально и отправился скитаться по словарям, да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она как обычно отскочила от него с криком «Негодую, ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без неё не может.
- Двигаемся дальше. Станция Кроссвордная. Сейчас я посмотрю, как вы умеете работать дружно.
- Какой глагол называется глаголом неопределённой формы?
(эти глаголы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ?, ЧТО СДЕЛАТЬ?
- Играем в игру «Без запинки». Я буду называть существительное, а вы должны из этого существительного образовать глагол Н.Ф.
Луч- излучать
Голос - голосить
Сын - усыновить
Пояс- опоясать
Решето - изрешетить
Вред - навредить
Позор-опозорить
Вода - наводнить
Корм- покормить
- Молодцы, мы подошли к остановке «Исторической».
Многие слова имеют в своём названии исторический смысл. Вы все слышали глагол ошеломить (он меня ошеломил) - это означает удивил, поразил.
У этого слова есть своя история. Когда-то очень давно люди ходили в тяжелых доспехах, часто вступали в бой. Если ударяли по шелому (шлему), то человек терял сознание, падал, его ошеломили.
Глаголить - говорить.
- Завершается наше путешествие, последняя наша остановка «Шоссе сказуемых».
- Приведите свои примеры со сказуемым - глаголом.
Итог занятия
- Какая часть речи называется глаголом?
- Какие правила мы вспомнили?