Конспект урока литературы по теме “Басня И. А. Крылова “Ларчик”. Критика мудреца и хвастуна»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы в 7-ом классе. Учитель: Колиниченко М.А.

ТЕМА: "Басня И. А. Крылова "Ларчик". Критика мудреца и хвастуна».

Цели.

  1. 1) обобщить знания учащихся о И.А.Крылове;
    2) продолжить знакомство с художественным жанром басней повторить сведения о жанровом своеобразии басни;
    3) развивать навык выразительного чтения басен, развивать творчество учащихся.

  2. 1) Развитие слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти, абстрактного и логического мышления.


  1. 1)воспитывать в учениках интерес к басне

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, чтение басен.

Теория: басня, аллегория, мораль, иносказание.

Оборудование: учебник, портрет И.Крылова, компьютер, иллюстрация к басне, конверты с заданиями, иллюстрации к басням, кроссворд, карточки с именами героев, строчками из басен, названиями произведений,

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Обобщение ранее изученного материала. Подготовка к восприятию нового.

- Сегодня на уроке мы вспомним один из жанров литературы, с которым вы начли знакомство в прошлом году.

Как называется этот жанр вы сможете узнать, если восстановите лесенку из букв. (на карточке с обратной стороны)

С

С

Б

Я

Я

Н

Н

Н

А



-Какое слово получилось? (Басня)

-Как называется жанр литературы над которым сегодня будем работать? (Слайд 1)

-Давайте вспомним, что такое басня?(Басня - краткий рассказ нравоучительного характера) ( Слайд 2)

-Как называют человека, который пишет стихотворения? (Поэт).

-Как называют человека, который пишет басни? (Баснописец).

- Сегодня мы с вами познакомимся с баснями замечательного русского баснописца начала 19 века- Ивана Андреевича Крылова.

- Ребята, мы еще в прошлом году познакомились с творчеством этого замечательного писателя. Надеюсь, сегодня мы с ним встретимся как со старым знакомым, а старых знакомых надо знать в лицо.

На экране портрет И.А. Крылова. (Слайд 3)

- Какие басни Крылова вы знаете, назовите их.

Ученики перечисляют известные басни И.А.Крылова (« Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»)

- Кто главные герои его басен? (Животные)

- Кто подразумевается под героями басен? (Люди)

- Сделаем вывод: (Слайд 4)

Басня - это короткий рассказ нравоучительного характера, в котором действуют животные, а подразумеваются люди.

- Через животных, через растения автор передаёт человеческие поступки, говорит о человеческих пороках: лени, лжи, жадности.

- Вспомните, как называется такой литературный прием? (Иносказание или аллегория) (Слайд 5)

-Из скольких частей состоит басня? (Из двух)

-Назовите их. (Основная часть и мораль) (Слайд 6)

-А что такое мораль? (Это нравоучительная часть басни) (Слайд 7)

- Восстановите деформированный текст (Слайд 8)

Басня - это короткий ___________, в котором действуют ___________________________, а подразумеваются _______________.

В баснях высмеиваются __________________ людей: _____________

___________________________________________.

Басня содержит две части: ___________________ часть и _______.

  1. Физминутка.

  2. Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова « Ларчик».

- Откройте тетради. Запишите в тетрадь тему урока. (Слайд 9)

1). Прослушивание ф/хрестоматии

- Послушайте чтение басни актерами.

- Понравилось вам актерское прочтение басни?

2) - У вас на столе лежит текст со специальными пометками. Слова, на которые нужно сделать ударение выделены, паузы обозначаются знаком /, интонация повышается, интонация понижается. (Приложение1)
- Причитайте текст басни самостоятельно.

3) Словарная работа.

- Какие слова вам непонятны?

Объяснение слов:

Ларчик - искусно сделанный украшенный ящичек для хранения драгоценностей

Механики мудрец - умный человек, который разбирается в механике

Исподтишка (смеяться) - скрыто (смеяться)

4) Анализ басни

- О чем эта басня? (критика мнимого мастера, хвастуна)

- Почему нам смешно? (Механик старается, а ничего у него не получается)

«Вот за Ларец принялся он:

Вертит его со всех сторон

И голову свою ломает;»

«Механик пуще, рвется.

Потел, потел; но наконец устал..»

- Найдите главную часть басни - мораль.

-Кто прочитает мораль этой басни? (А ларчик просто открывался)

- Кого высмеивает И.А.Крылов? (хвастливых людей)

- Басни Крылова написаны замечательным русским языком. Названия, отдельные строки и герои остаются в памяти, воспринимаются как народные поговорки, пословицы, крылатые слова.

- Что такое крылатые слова? (Слова и выражения, которые вошли в речь народа отдельно от самого произведения). (Слайд 10)

- Строка «А ларчик просто открывался» стала для всех крылатым выражением. Так говорят о понятном, не требующем долгих раздумий деле. (Слайд 11)

  1. Домашнее задание.

Выразительное чтение басни


  1. Итог урока.Оценивание деятельности учащихся.

Итак, какую басню сегодня мы с вами читали и разбирали? (Басню «Ларчик»)

- Кто автор Басни? (И.А. Крылов)

-Что такое басня? (Это краткий нравоучительный рассказ)













IV. А теперь попробуем усложнить задачу:
я буду начинать читать строку из басни, а вы ее должны будете продолжить.
1) «Чем кумушек считать трудиться…»
(«Не лучше ль на себя кума оборотиться»)
Найди свою пару.

Задание: прослушав начало одного выражения, отыскать его продолжение.

  1. А ларчик::просто открывался

  2. Чтоб музыкантом быть::так надобно уменье

  3. Знать, она сильна::что лает на слона

  4. Оглянуться не успела::как зима катит в глаза

  5. Хоть видит око::да зуб неймёт

  6. Чем кумушек считать трудиться::не лучше ль на себя, кума, оборотиться

  7. Наделала синица славы::а море не зажгла

  8. А Васька слушает::да ест

  9. А вы, друзья, как ни садитесь::всё в музыканты не годитесь

  10. Когда в товарищах согласья нет::на лад их дело не пойдет

  11. Ты виноват уж тем::что хочется мне кушать

  12. Сыр выпал:.. с ним была плутовка такова

Разминка - словарная работа.

Задание: подобрать антонимы.

  • доброта - жестокость

  • патриотизм - безразличие, нелюбовь к Родине

  • трудолюбие - лень, безделье

  • скромность - гордость, высокомерие.

  • честность - лживость, враньё, хитрость

  • вежливость - грубость, неучтивость

  • ответственность - беззаботность, беспечность

  • жадность - щедрость.

  • смелость - трусость, робость

  • отзывчивость - равнодушие, безразличие

  • ум - глупость

  • дружелюбие - вражда.

2.Из какой басни эти строки "У сильного всегда бессильный виноват"
а)"Мышь и крыса"
б)"Квартет"
в)"Волк и ягненок"


4.Как называется нравоучение в басне?
а)мораль.
б)концовка.
в)нравоучение.

7.Кто в баснях Крылова был самым хитрым?
а)Лиса
б)Волк
в)Ворона

8.Кто были герои в баснях Крылова вместо людей?
а)животные
б)растения

9.Назовите басню,которая заканчивается словами"Как счастье многие находят лишь тем,что хорошо на задних лапках ходит"
а)Волк на псарне"
б)"Две собаки"
в)"Собачья дружба"

Конверт 5

Конкурс "Угадай-ка"
На карточках обозначены герои басен.

У. Какие герои басен здесь зашифрованы?

- и - и - а
о - ё -
- о - ь - а
- о - о - е -
в - - -
- у - а - е -
- т - е - о - а

Ответы: Лисица, Осел, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза.

Первая игра называется "Путаница". Отгадайте, что здесь перепутано?

"Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит".

Д. Надо: "к дереву подходит, с вороны глаз не сводит".

У. "Ворона гавкнула во все воронье горло".

Д. "Ворона каркнула".

У. Следующая игра - "Загадочные животные".

На доске:

квол
пухет
райвеум
губоль
ёсол
лсон

- Здесь даны названия животных - героев басен. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия животных.

Дети выполняют задание.

- Что у вас получилось?

Д. Волк, петух, муравей, голубь, осел, слон.

У. В каких баснях встречаются эти животные?

Д. В баснях "Волк и Ягненок", "Кукушка и Петух", "Стрекоза и Муравей", "Чиж и Голубь", "Квартет", "Слон и Моська".

Басня - это короткий ___________, в котором действуют ___________________________, а подразумеваются _______________,

их __________________.

В баснях высмеиваются __________________ людей: _____________

___________________________________________.

Басня содержит нравоучение - мораль



© 2010-2022