Методическая разработка урока по стилистике русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по учебной дисциплине «Стилистика русского языка»

Тема : « Подготовительные формы работы на уроке стилистики русского языка , повышающие

Эффективность и качество редакторской правки авторского текста».

Техническое обеспечение : проектор , ноутбук

Обеспечение методическим материалом: :электронная версия лекций по лексической и

морфологической стилистике (составитель Молодцова О,А,) , распечатка лекций ,

комплект методических таблиц ( 17 вариантов ), комплект авторских текстов,

карточки , сб. упражнений (составитель Молодцова О.А.) , разработка конкурса - теста « Вся русская лексика в творчестве русских классиков», разработка конкурса - марафона,

разработка методических указаний по выполнению практических работ .

методическое сообщение по теме : « Значение редакторской правки авторских текстов современной массовой литературы»

,

I . Формы работы в разделе «Повторение пройденного материала»

В настоящее время студенты полностью прошли темы по лексической и морфологической

стилистике. Все формы работы связаны с показом способов выработки навыков быстрой реакции на стилистические ошибки и их устранение в авторском тексте.

Карточки

Лексического

значения

Выявить лексическую ошибку в последовательности

предложений , назвать ее , провести правку (устное

задание выполняется за ограниченное время )качество ответа должно сочетаться с быстротой

реакции на ошибки , допущенные в авторском

тексте .Индивидуальная работа

Карточки, содержащие

в тексте нарушения сти-

листической нормы.

Вариантность в частях речи



Выявить стилистические ошибки в авторском тексте.

Назвать ошибку , дать обоснование редакторской правке.

Задание выполняется устно за ограниченное время .

Цель :выработка навыка поиска нарушений стилистической нормы, допущенной автором. Умение быстро найти теоретическое обоснование проведенной правки. Индивидуальная работа

Карточки обратного действия ( морфология )

Составление текста по заданным морфологическим условиям , но с вариантами в стилистической норме. Цель : выработка навыка быстрой замены фрагментов авторского текста при редакторской правке. Индивидуальная работа

Редакторская правка текста(на доске)

Работа выполняется группой , с обсуждением .Цель : коллективное решение , умение высказывать свое мнение с теоретическим доказательством . Задание выполняется во время индивидуальной работы студентов с карточками

Показ домашней заготовки правки авторского текста

Выявление стилистических сшибок в авторском тексте с применением

методических таблиц . Обоснование проведенной правки.

Составление редакторского заключения .

Показ фрагмента конкурса- теста «Вся русская лексика в творчестве русских классиков»

Устная форма работы. Все примеры подготовлены из сочинений русских писателей 18-19 веков. Цель : на слух студенты должны определить все виды многообразной русской лексики.

Показ фрагмента конкурса-марафона «Семантика русских слов»

Цель : расширение знаний , умение давать толкование слов при редакторской правке . Контролирует процесс лексической замены , выбор слова в авторском тексте



II . Формы работы в разделе « Новая тема»

Для демонстрации форм работы выбрана тема из раздела «Стилистическая морфология» :

выбор варианта рода и числа имени существительного.

Изложение теоретического материала

1.применение методических карт

2.применение электронной версии лекций «Выбор

Варианта рода и числа имен

Существительных» или распечатанный вариант лекций

Необходимо рассмотреть варианты выбора рода в аббревиатурах , в заимствованных словах одушевленных и неодушевленных, в названиях профессий , определение рода в географических названиях.

Правило выбора варианта числа имен существительных.

Синекдоха- подмена числа. Стилистика выбора числа. Возможные стилистические недочеты. Особенности редакторской правки

На доске иллюстрация теоретических положений

в примерах из художественной литературы

Цель : обретение навыка поиска стилистической ошибки при редакторской правке. Умение объяснить свой выбор .

Работа выполняется группой с обсуждением выбора.

Выполнение комплекса упражнений

Цель : закрепление полученных знаний ,умение выявлять и

Устранять стилистические ошибки

Карточки (выбор варианта рода)

Индивидуальная работа. Цель : выявление и устранение стил.

Ошибок в авторском тексте с редакторской правкой .Работа выполняется с ограниченным временем

Карточки (выбор варианта числа)

Цель : индивидуальная работа во время работы группы с текстом

Составление предложений с использованием вариантности выбора числа имен существительных

.

Выполнение практической

Работы по авторскому тексту. Использование разработанной формы для практических работ

Научно- исследовательская работа

По теме : «Редакторская работа с текстом. Лексический анализ авторского текста»

Цель : выработка практического навыка в выявлении и устранении стилистических ошибок , связанных с выбором варианта рода и числа имен существительных.



Разработка концепции прилагаются.

Презентация нир



© 2010-2022