- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка урока по стилистике русского языка
Методическая разработка урока по стилистике русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Молодцова О.А. |
Дата | 05.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок по учебной дисциплине «Стилистика русского языка»
Тема : « Подготовительные формы работы на уроке стилистики русского языка , повышающие
Эффективность и качество редакторской правки авторского текста».
Техническое обеспечение : проектор , ноутбук
Обеспечение методическим материалом: :электронная версия лекций по лексической и
морфологической стилистике (составитель Молодцова О,А,) , распечатка лекций ,
комплект методических таблиц ( 17 вариантов ), комплект авторских текстов,
карточки , сб. упражнений (составитель Молодцова О.А.) , разработка конкурса - теста « Вся русская лексика в творчестве русских классиков», разработка конкурса - марафона,
разработка методических указаний по выполнению практических работ .
методическое сообщение по теме : « Значение редакторской правки авторских текстов современной массовой литературы»
,
I . Формы работы в разделе «Повторение пройденного материала»
В настоящее время студенты полностью прошли темы по лексической и морфологической
стилистике. Все формы работы связаны с показом способов выработки навыков быстрой реакции на стилистические ошибки и их устранение в авторском тексте.
Карточки
Лексического
значения
Выявить лексическую ошибку в последовательности
предложений , назвать ее , провести правку (устное
задание выполняется за ограниченное время )качество ответа должно сочетаться с быстротой
реакции на ошибки , допущенные в авторском
тексте .Индивидуальная работа
Карточки, содержащие
в тексте нарушения сти-
листической нормы.
Вариантность в частях речи
Выявить стилистические ошибки в авторском тексте.
Назвать ошибку , дать обоснование редакторской правке.
Задание выполняется устно за ограниченное время .
Цель :выработка навыка поиска нарушений стилистической нормы, допущенной автором. Умение быстро найти теоретическое обоснование проведенной правки. Индивидуальная работа
Карточки обратного действия ( морфология )
Составление текста по заданным морфологическим условиям , но с вариантами в стилистической норме. Цель : выработка навыка быстрой замены фрагментов авторского текста при редакторской правке. Индивидуальная работа
Редакторская правка текста(на доске)
Работа выполняется группой , с обсуждением .Цель : коллективное решение , умение высказывать свое мнение с теоретическим доказательством . Задание выполняется во время индивидуальной работы студентов с карточками
Показ домашней заготовки правки авторского текста
Выявление стилистических сшибок в авторском тексте с применением
методических таблиц . Обоснование проведенной правки.
Составление редакторского заключения .
Показ фрагмента конкурса- теста «Вся русская лексика в творчестве русских классиков»
Устная форма работы. Все примеры подготовлены из сочинений русских писателей 18-19 веков. Цель : на слух студенты должны определить все виды многообразной русской лексики.
Показ фрагмента конкурса-марафона «Семантика русских слов»
Цель : расширение знаний , умение давать толкование слов при редакторской правке . Контролирует процесс лексической замены , выбор слова в авторском тексте
II . Формы работы в разделе « Новая тема»
Для демонстрации форм работы выбрана тема из раздела «Стилистическая морфология» :
выбор варианта рода и числа имени существительного.
Изложение теоретического материала
1.применение методических карт
2.применение электронной версии лекций «Выбор
Варианта рода и числа имен
Существительных» или распечатанный вариант лекций
Необходимо рассмотреть варианты выбора рода в аббревиатурах , в заимствованных словах одушевленных и неодушевленных, в названиях профессий , определение рода в географических названиях.
Правило выбора варианта числа имен существительных.
Синекдоха- подмена числа. Стилистика выбора числа. Возможные стилистические недочеты. Особенности редакторской правки
На доске иллюстрация теоретических положений
в примерах из художественной литературы
Цель : обретение навыка поиска стилистической ошибки при редакторской правке. Умение объяснить свой выбор .
Работа выполняется группой с обсуждением выбора.
Выполнение комплекса упражнений
Цель : закрепление полученных знаний ,умение выявлять и
Устранять стилистические ошибки
Карточки (выбор варианта рода)
Индивидуальная работа. Цель : выявление и устранение стил.
Ошибок в авторском тексте с редакторской правкой .Работа выполняется с ограниченным временем
Карточки (выбор варианта числа)
Цель : индивидуальная работа во время работы группы с текстом
Составление предложений с использованием вариантности выбора числа имен существительных
.
Выполнение практической
Работы по авторскому тексту. Использование разработанной формы для практических работ
Научно- исследовательская работа
По теме : «Редакторская работа с текстом. Лексический анализ авторского текста»
Цель : выработка практического навыка в выявлении и устранении стилистических ошибок , связанных с выбором варианта рода и числа имен существительных.
Разработка концепции прилагаются.
Презентация нир