Урок на тему Способы подчинительной связи в словосочетаниях

Материал предназначен для учителей русского языка, преподающих в 8 классе. Урок на тему «Способы подчинительной связи в словосочетаниях: согласование». Это третий урок в серии последовательных уроков по теме «Синтаксис и пунктуация: словосочетание».Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемый результат: учащиеся должны знать основные модели словосочетаний, способы связи слов в словосочетании (согласование); учащиеся должны уметь устанавливать способ связи слов в словосочетании, сочетать слова...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

ТЕМА

Способы подчинительной связи в словосочетаниях: согласование.

ТИП УРОКА

Изучение нового материала.

ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА

Систематизировать знания по теме «Словосочетание»;

формировать знания о способах связи слов в словосочетаниях;

научить определять вид подчинительной связи (согласование) и средства связи слов в словосочетаниях;

составлять словосочетания с заданным видом связи;

развивать навыки монологической речи учащихся.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Учащиеся должны знать основные модели словосочетаний, способы связи слов в словосочетании (согласование).

Учащиеся должны уметь устанавливать способ связи слов в словосочетании, сочетать слова согласно нормам согласования.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ УРОКА

Научить детей определять способ связи в словосочетаниях - согласование через новые подходы в обучении.

РЕСУРСЫ

Стикеры, маркеры, листы А3, презентация «Способы подчинительной связи в словосочетаниях», карточки, конверты с домашним заданием.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ОРГ. МОМЕНТ

Приветствие класса, проверка готовности учеников к уроку. Создание эмоционального настроя на уроке (пожелание друг другу).

Дети по цепочке передают пожелание друг другу.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- На прошлом уроке вы должны были выполнить задания по карточкам, поэтому прошу всех подготовить свои тетради к сдаче. Анастасия, собери, пожалуйста, все тетради. Спасибо.

Учащиеся сдают тетради с домашним заданием.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

- Ребята, на прошлых двух уроках мы начали знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Сегодня перед нами новая тема - «Связь слов в словосочетании».
- Цель нашей работы - узнать, какие связи слов в словосочетании выделяются в языкознании. Научиться определять вид подчинительной связи - согласование, составлять словосочетания с заданным видом связи.

- Достичь целей предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.

Запись даты, темы урока в тетради №2.



ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО

Индивидуальная работа. Записать все, что знаешь о словосочетании. Работа в малых группах (составление кластера о том, что знаешь о словосочетании). Защита кластера.

Дети индивидуально вспоминают и записывают все, что знают о словосочетании. Затем обсуждают и составляют кластер о словосочетании.

Для защиты кластера выбирают спикера.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Орфографический диктант. Индивидуальное задание (записать словосочетания, определить, сколько н пишется в суффиксах прилагательных).

Сон…ые берёзки, серебря…ые росы, в камен…ой пещере, песча…ая дорога, травя…ые луга, ячмен…ая солома, лун…ая ночь, оловя…ый солдат, ветре…ый день, гуси…ый пух.

Работа в парах (проверка работ - взаимооценивание ).

Общее обсуждение правил правописаний н и нн в суффиксах прилагательных.

Ученики подставляют н или нн в слова с пропущенными буквами. Затем обмениваются тетрадями, проверяют и с помощью стикеров выставляют друг другу оценки.

При общем обсуждении формулируют правила правописаний н и нн в суффиксах прилагательных.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

- Сейчас вы работали со словосочетаниями. Я предлагаю вам определить, что общего между этими словосочетаниями. Вы будете работать в своих малых группах (обсуждение).

Сейчас вы должны выбрать делегатов, которые пойдут в соседнюю группу делиться вашими выводами. Делегаты должны будут дополнить свои ответы при обсуждении в соседней группе, а затем выступить. Общее обсуждение.

-Для того чтобы определить вид словосочетания мы с вами смотрели, какой частью речи выражено главное слово. Теперь мы с вами должны научиться определять способ связи в словосочетаниях. - Как вы думаете, от чего зависит способ связи?

- Правильно.

- А теперь давайте отвлечемся и проведем физминутку.

- Давайте сейчас посмотрим презентацию о способах связи в словосочетаниях. (Приложение №2). Обратите внимание, какой частью речи выражено главное слово при согласовании.

- А какой частью речи выражено зависимое слово?

- Хорошо. А как вы думаете, почему?

- Вы правы, но в таком случае здесь не хватает еще одной части речи, которая согласуется с существительным в роде, числе и падеже. Какой части речи здесь нет?

- Правильно.

Все словосочетания отвечают на один и тот же вопрос, все зависимые слова выражены прилагательным, а главные - существительным. Все данные словосочетания - именные.

Делегаты идут в соседнюю группу, рассказывают о своих выводах, дополняют свои ответы и выступают на весь класс.

От того, чем выражено зависимое и главное слово, от вопроса, который мы задаем от одного слова к другому.

Ученики выполняют упражнения под музыку.

Именем существительным.

Прилагательным, порядковым числительным, местоимением.

Потому что все они согласуются с существительным в роде, числе, падеже.

Причастия.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Работа в скользящих группах. Выполнение заданий по карточкам (замените данные словосочетания синонимичными со способом связи «согласование»). Приложение №3. Выступление группы.

Общее обсуждение.

Самостоятельное изучение теоретического материала по учебнику. Работа в парах (обсуждение материала, составление словосочетаний со способом связи согласование).

Индивидуальное задание (выписать из стихотворения все словосочетания со способом связи согласование).

Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан,

И её золотистые косы,

И холщовый её сарафан.

(С.А.Есенин «Ты запой мне ту же песню»).

Ученики выполняют задание по карточкам.

Чтение теоретического материала по учебнику на странице 27-28. Ученики составляют 5 словосочетаний со способом связи согласование.

Ученики выписывают словосочетания из данного стихотворения.

Золотистые косы, холщовый сарафан. Разбирают данные словосочетания, доказывают, что они связаны подчинительной связью - согласованием.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

РЕФЛЕКСИЯ

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Что вы можете рассказать о согласовании как способе связи в словосочетаниях?

- А почему именно эти части речи?

- Кто из вас сможет сформулировать определение согласования?

- Правильно.

- А какие трудности возникли на сегодняшнем уроке?

- Попробуйте составить синквейн со словом «урок».

Выставление оценок за урок с дальнейшими комментариями.

Есть три вида связи слов в словосочетаниях: управление, примыкание, согласование.

При согласовании главное слово выражено существительным, а зависимое прилагательным, порядковым числительным, местоимением, причастием.

Потому что все они согласуются с существительным в роде, числе, падеже.

Согласование - подчинительный способ связи в словосочетаниях, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное.

Определять части речи.

Ученики составляют синквейн.

ДОМ. ЗАДАНИЕ

Домашнее задание (дифференцированное задание в конвертах). Приложение №4.


Ученики выполняют дифференцированные задания в соответствии с их способностями и особенностями мышления.

Карточка №1.

Задание: замените данные словосочетания синонимичными со способом связи «согласование», запишите готовые словосочетания и докажите, что способ связи - согласование.

Каша из гречки, снаряд для спортсменов, тропинка в гору, человек без совести, вопрос по литературе, гостиница при вокзале, лестница из мрамора, ваза из серебра, браслет из золота, пиала из фарфора.

Карточка №2.

Задание: замените данные словосочетания синонимичными со способом связи «согласование», запишите готовые словосочетания и докажите, что способ связи - согласование.

Символ государства, ветер из юга, джем из яблок, кольцо из золота, усадьба из дерева, рулет из мяса, крыша из соломы, платье из шерсти , чашка из глины, сок из клюквы.

Карточка №3.

Задание: замените данные словосочетания синонимичными со способом связи «согласование», запишите готовые словосочетания и докажите, что способ связи - согласование.

Двери из железа, свет луны, корабль из космоса, кисти рябины, чащи из березы, косы из шелка, часы из дерева, ветер весны, платье из ситца, ягоды леса.

Задание №1.

Красный конверт (для сильных учащихся).

Написать эссе на тему: «Осенний день».

Выписать все словосочетания со способом связи согласование. Доказать, что в этих словосочетаниях способ связи - согласование.

Задание №2.

Зеленый конверт (для учащихся со средними способностями).

Составить с данными словосочетаниями связный текст, озаглавить, переписать, в предложениях подчеркнуть грамматическую основу. Аргументированно доказать, что грамматическая основа не является словосочетанием.

Осенним вечером, угрюмая река, темные горы, теплый день, солнечное утро, кропотливая работа, прекрасные цветы, хороший урожай, скалистые горы, живой огонек.

Задание №2.

Синий конверт (для слабых учащихся).

Озаглавить текст, переписать его, выписать все словосочетания со способом связи согласование. Разобрать словосочетания.

День был осенний и дождливый. Просторная перспектива, раскрывавшаяся с возвышения, где стояли русские батареи, защищавшие мост, то вдруг затягивались кисейным занавесом дождя, то вдруг расширялись, и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы, точно покрытые мхом. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами, собором и мостом, по обеим сторонам которого, толпясь, лились массы русских войск.



© 2010-2022