Лингвистическая игра по русскому языку

Лингвистическая игра " Славлю тебя, русский язык" предназначена для обобщения и систематизации знаний по русскому языку , обогощения словарного запаса , для развития и активизации познавательной деятельности , повышения интереса к русскому языку, развития устной речи, проявления находчивости и сообразительности. Игра создает условия для воспитания взаимоотношения друг к другу.  Игра знакомит учащихся с русскими лингвистами , созданными ими лингвистическими словарями.  Игра-урок  " Славлю тебя, р...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лингвистическая игра

«Славлю тебя, русский язык!»

(5 - 6 класс)


Цели урока-игры:

- систематизировать и обобщить знания по русскому языку

- повысить интерес к русскому языку

- обогащение словарного запаса

- развивать и активизировать познавательную и мыслительную деятельность

- учить учащихся проявлять находчивость, сообразительность

- прививать интерес к уроку-игре

- развитие устной речи

- эстетического воспитания

- создавать условия для воспитания взаимоотношения учащихся друг к другу

Оформление класса:

1. Выставка словарей.

2. Стенгазеты о русском языке, выпущенные учащимися школы.

3. Высказывания великих людей мира о русском языке - плакаты.


Ход урока

Вступительное слово учителя.

«Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете, за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой»

Так писал о своем родном русском языке известный поэт а. Яшин в стихотворении «Русский язык».

А.И. Куприн нашел такие слова для описания человеческого языка:

«Вот скрипнула калитка… Вот прозвучали шаги под окнами.. Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнем разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха…

И его мысли станут моими…»

Сегодня, дорогие мои друзья, мы проводим лингвистическую игру «Славлю тебя, русский язык!».

Мы будем говорить о необходимости изучения своего родного языка, о людях, внесших огромный вклад в развитие и культуру России, о словарях, которые мы используем в работе.

На нашей игре присутствуют команды 5 «В» и 6 «В» классов, а также зрители и уважаемое жюри, в которое входят учащиеся 9 классов и педагоги.

Мы проводим первый конкурс «Приветствие команд».

(Выходит команда 5 «В» класса)

Слово капитана команды 5 «В» класса:

Мы - рыцари Ордена Книготичающих.

Страницы книг сродня могучим крыльям.

Листай, лети хоть прямо на Луну.

Раскрыта книга - значит, мы открыли,

Опять открыли новую страну.

(Капитан поименно представляет участников своей команды)

(Выходит команда 6 «В» класса)

Слово капитана команды 6 «В» класса:

Мы - рыцари Ордена Смекалистых.

Книжка - умный, добрый друг,

Знает книжка все вокруг:

Что, зачем, откуда, как

И о чем писал Маршак.

Чем питается верблюд?

Сколько лет киты живут?

Спросишь книжку - даст ответ,

У нее секретов нет!

(Капитан поименно представляет участников команды)

Слово учителя: Следующий конкурс: «Проверка домашнего задания».

Домашнее задание давалось довольно трудное. В русском языке есть так называемые фразеологизмы - речевые обороты, утратившие свой первоначальный смысл.

1. Объяснить, как вы понимаете фразеологические обороты:

5 «В»

6 «В»

1.

Совать нос - …

1.

Чесать языки - …

2.

Клевать носом - …

2.

Попасть впросак - …

3.

Зарубить на носу - …

3.

Намозолить глаза - …

4.

Унести ноги - …

4.

Натянуть нос - …

5.

Надуть губы - …

5.

Витать в облаках - …

6.

И был таков - …

6.

Биться как рыба об лед - …

Учитель: А этот конкурс для новых стихотворцев. Рифмы уже заданы. Пофантазируйте и помните, что стихотворение должно быть еще и ритмичным, попросту говоря, складным, а каждое профессионально написанное стихотворение имеет свой размер.

2. Сочинить стихотворение (2-4 строки) на эти рифмы

5 «В»

6 «В»

1.

Окно - темно

1.

Окошко - кошка

2.

Чулок - уволок

2.

Журит - говорит

Пока команды заняты сочинением, полезно устроить конкурс болельщиков. Он может быть самый простой! Спросите, как пишется то или иное слово или что оно обозначает.

(Здесь нужно предусмотреть маленькие призы)

3. А теперь вас ждет библиографический конкурс. Все ли помнят о том, что говорилось на библиотечных уроках? Кто из вас настоящий библиофил?

Дайте, как можете, определение библиографическим терминам:

5 «В»

6 «В»

1.

аннотация

1.

библиография

2.

переплет

2.

титульный лист

3.

энциклопедия

3.

аннотация

4.

суперобложка

4.

форзац

(Подводятся итоги конкурса «Домашнее задание»)

Учитель: Следующий конкурс «Собери слово»

(задание выдается в конвертах)

Внимание! Даю подсказку! Имейте в виду, что слово, которое нужно собрать из букв в конверте, относится к разделу русского языка как предмета изучения. Подумайте и у вас все получится!.

5 «В» - Слово «Лексика» (в конверте буквы л, е, к, с, и, к, а)

6 «В» - Слово «Фонетика» (в конверте буквы ф, о, н, е, т, и, к, а)

Команды собирают слова, а мы поиграем с вами, дорогие болельщики!

Угадай слово:

1. С «П» - куда заходит судно

С «Ф» - найдешь на корабле

С «Т» - так сладко и так вкусно

С «Ф» - в военных крепостях

(порт, борт, торт, форт)

2. С «Ю» - я по воде скольжу

С «Я» - на голове сижу

(шлюпка, шляпка)

3. Местоимение, предлог,

Меж них - фамилия поэта,

А целое - известный плод,

Что зреет на исходе лета

(я - блок - о)

А теперь конкурс «Найдите слог в слове».

Правила этой игры просты: нужно из букв предлагаемого слова составить другие слова (лучше, чтобы по количеству букв исходные слова были одинаковыми, тогда команды будут в равных условиях)

5 «В» - «Аэропланчик»

6 «В» - «Электровозик»

Одновременно с проведением конкурса проводится викторина с болельщиками

1. Какие три выдающихся писателя носят одну фамилию?

(Л.Н. Толстой, А.К. Толстой, А.Н. Толстой)

2. Из каких книг эти герои:

- Дуремар - А.Н. Толстой «Приключения Буратино»

- Волька Костыльков - Л.И. Лагин «Старик Хоттабыч»

- Ваня Солнцев - В.Катаев «Сын полка»

3. Назовите басню И.А. Крылова, в которой есть эти строки:

«Ай, Моська! Знать, она сильна…»

(«Слон и Моська»)

4. Назовите 3 любые стихотворения о природе.

5. В какой из сказок Х.К. Андерсена упоминается цветок тюльпан, а в какой - роза? («Дюймовочка», «Снежная королева»)

6. В какой книге жил «старший брат» Буратино - деревянный мальчишка с длинным носом? (К. Коллоди «Приключения Пиноккио)

7. В какой повести живут мальчики, похожие, как близнецы, один из которых робот? (Е. Велтистов «Приключения электроника»)

А следующий конкурс - опять околопоэтический. Вспомните, что такое рифма, какой она должна быть?

Конкурс «Придумай рифму к слову»

(задание выдается в конвертах)

5 «В»

6 «В»

1.

Храбрец - …

1.

Лягушка - …

2.

Печка - …

2.

Книжка - …

(Жюри подводит промежуточные итоги. В это время слово предоставляется учащимся 5, 6 классов - рассказать скороговорку)

Учитель: я объявляю конкурс «Скороговорка»

(команды получают по 2 скороговорки)

5 «В»

6 «В»

1.

От топота копыт пыль по полю летит.

1.

Иван - болван молоко болтал, да выболтал.

2.

Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.

2.

Осип орет, Архип не отстает, кто кого переорет? Осип осип, Архип охрип.

(Пока готовятся команды, для болельщиков проводится «Юмористическая викторина»)

«Юмористическая викторина»

1. В какой сказке жительница морских глубин проучила жадину? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Кто умудрился находиться в одно и то же время далеко и близко, высоко и низко, все видеть, все слышать и «есть не велел? (Маша в сказке «Маша и Медведь»)

3. В какой сказке пироги, блины да сушеные грибы использовались не по назначению? («Путаница» К.И. Чуковского)

Учитель: Подведение итогов.

Жюри объявляет победителей.

Денисова Галина Алексеевна

Учитель русского языка и литературы

Высшей категории

МБОУ Бытошской СОШ

Дятьковского района

© 2010-2022