- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочие программы по русскому языку и литературе
Рабочие программы по русскому языку и литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Балобанова С.В. |
Дата | 25.07.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«КОКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
142933 Московская обл., Каширский район, д.Кокино, ул.Садовая,д.33,тел.3-05-17
Утверждена
приказом директора
МБОУ «Кокинская основная
общеобразовательная школа»
августа 2015 года
№ ______
Рабочая программа по литературе
(базовый уровень)
7 класс
Составитель: Балобанова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литература», 7 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по литературе для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы». Под ред. Г.И.Беленького и Ю.С.Лыссого. М., «Мнемозина», 2009 , а также требований к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета «Литература», 7 класс.
Рабочая программа по литературе ориентирована на учащихся 7 класса. Уровень изучения предмета - базовый. Рабочая программа содержит все темы, включённые в Федеральный компонент содержания образования. Календарно-тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год, из них на изучение материала 62 часа, на работы по развитию речи - 3 часа, на контрольные работы - 3 часа.
Данное количество часов полностью соответствует варианту авторской программы по литературе Г.И.Беленького и Ю.С.Лыссого, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Назначение предмета литература состоит в приобщении учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развитии их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни, и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.
Цели изучения предмета:
- освоение знаний текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
Задачи обучения:
- привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, нестандартные уроки контроля знаний;
-создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетенций:
- обеспечить усвоение учащимися знаний основ : важнейших факторов, понятий, законов и теорий, языка науки,
- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков:
- продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.
Задачи развития
Создать условия для развития у школьников:
- интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы; слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;
-эстетических эмоций, положительного отношения к учебе;
-умения ставить цели через учебный материал каждого урока.
Задачи воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;
формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;
формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;
воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.
Для обучения литературы выбрана содержательная линия УМК «Литература 7 класс. Под ред. Г.И.Беленького. М., «Мнемозина», 2012. Главная особенность учебно-методического комплекта (УМК) по литературе состоит в том, что он обеспечивает преемственность, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся.
Содержание учебного предмета.
«Литература», 7 класс
(68 часов в год, 2 часа в неделю)
Тема 1. Введение (2 ч.)
Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.
Тема 2. «Минувшее проходит предо мною…» (Писатели о прошлом нашей Родины)
(19 ч)
М. Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческого достоинства против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Кирибеевича.
Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиции народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.
А.К. Толстой.
Для чтения и бесед
«Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя.
Н.В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь в Запорожской Сечи.
Для чтения и изучения
«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувства писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.
Понятие о литературном характере.
А.С. Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев - Петра I и Карла XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха.
Поэма как жанр. Метафора.
Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Человек на часах» - «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников - лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народного характера. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.
Для чтения и бесед
И.С. Никитин. «Русь»; К.М. Симонов. «Тарас Бульба».
Для самостоятельного чтения ( к разделу 1)
Н.В. Гоголь. «Миргород»; А.С. Пушкин. «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого», «Жених», «Вурдалак»; Н.С. Лесков. «Левша», «Тупейный художник»; Д.Б. Кедрин. «Зодчие»; А.К. Толстой. «Князь серебряный».
Тема 3. «Художник - голос своей эпохи» (Писатели-классики о своем времени)
(15 ч)
И.С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».
Для чтения и изучения
«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.
Для чтения и бесед
«Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «»Щи», «Как хороши, как свежи были розы…», «Памяти Ю.П. Вревской».
Н.А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благородная привычка» к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.
Для чтения и бесед
«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «Мороз, Красный нос» (отрывки).
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск.
Для чтения и бесед
«Дикий помещик».
А.П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.
Для чтения и изучения
«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.
Для чтения и бесед
«На мельнице».
«Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.
Для самостоятельного чтения ( к разделу II )
И.С. Тургенев. «Записки охотника»; Н.А. Некрасов. «С работы», «Калистрат», «Дедушка», «Русские женщины»; М.Е. Салтыков-Щедрин. «Коняга»; А.П. Чехов. «Предложение» (шутка в одном действии), «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Юбилей» (пьеса-шутка); Т.Г. Шевченко. «Завещание» и другие стихотворения.
Тема 4. Запечатленные мгновения (Художественное время в лирике) (1ч.)
Для чтения и бесед
Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…»; А.А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза;Я.П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь».
Тема 5. Человек и движение времени (Тема становления личности) (18 ч)
Л.Н. Толстой - автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).
Для чтения и бесед
«Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.
Повествование от лица героя-рассказчика.
«Отрочество» ( главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).
Ф.М. Достоевский. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снегирев). Коля Красоткин - рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования.
Максим Горький. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношение к дюдям. Мастерство писателя в воображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа.
Для самостоятельного чтения ( к разделу IV )
В.А. Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки»; А.Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете» (сборник повестей);А.М. Володин. «Старшая сестра»; И.А. Ефремов . «Лезвие бритвы»; В.А. Каверин. «Два капитана»; Л. Пантелеева, Г.Г. Белых. «Республика Шкид»; Е.И. Носов. «Потрава».
Тема 6. Содружество искусств (Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии) (1ч)
Для чтения и бесед
С.П. Швырев. «Звуки»; К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве: А.А. Блок. «Я никогда не понимал…»; К.Д. Бальмонт. «Грусть»; К.М. Фофанов. «Художник», «Уснули и траы и волны…».
Тема 7. Перекличка эпох (6 ч.)
Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа.
Для чтения и бесед
«Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).
И.А. Крылов. Крылов-драматург.
Для чтения и бесед
«Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).
Сходство и различия проблематики комедий Мольера и Крылова.
Комедия как литературный жанр.
Тема 8. Фантастика. Тема будущего (6 ч)
Для чтения и бесед
В.А. Рождественский. «Над книгой».
А.Де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Маленький принц» (избранные страницы).
Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь солнце», «ты всегда в ответе за тех, кого приручил».
Р. Бредбери.
Для чтения и бесед
«Каникулы», «Земляничное окошко»
Учебно-тематический план
№ п/п
Темы
Количество
часов
Наименование тем
Авторская
программа
Рабочая
программа
1
Введение
2
2
2
«Минувшее проходит предо мною…»
19
19
3
«Художник - голос своей эпохи»
15
15
4
Запечатленные мгновенья
1
1
5
Человек в движении времени
18
18
6
Содружество искусства
1
1
7
Перекличка эпох
6
6
8
Фантастика. Тема будущего
6
6
Итого
68
68
№
Наименование тем
Часы
Развитие речи
Контр. работы
1.
Введение
2
2.
«Минувшее проходит предо мною…»
19
1
1
3.
«Художник - голос своей эпохи»
15
1
4.
Запечатленные мгновенья
1
5.
Человек в движении времени
18
2
1
6.
Содружество искусства
1
7.
Перекличка эпох
6
8.
Фантастика. Тема будущего
6
Всего
68
3
3
Контроль уровня обученности
Перечень работ по развитию речи
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
7 класс
1
Сочинение по поэме «Полтава».
1
2
Сочинение «Самомнение и самолюбование Коли Красоткина» в романе «Братья Карамазовы».
1
3
Сочинение по повести «Детство».
1
Итого
3
Перечень контрольных работ
№ п/п
Тема
Количество
часов
7класс
1
Контрольная работа по разделу II. «Писатели о прошлом нашей Родины».
1
2
Контрольная работа по разделу III. «Писатели-классики о своём времени».
1
3
Контрольная работа по разделу V. «Тема становления личности».
1
Итого
3
Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному предмету «литература»
7 класс:
Учащиеся должны знать:
-
образную природу словесного искусства;
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; -
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
-
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
-
основные теоретико-литературные понятия.
Должны уметь:
-
работать с книгой
-
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
-
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях; -
выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
выражать свое отношение к прочитанному; -
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-
воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
7 класс
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
№ урока по теме
Наименование разделов и
тем урока
Дата урока
Введение (2ч)
1
1
Художественное время и художественное пространство в литературе.
2
2
Роды и виды (жанры) литературы.
Минувшее проходит предо мною (19 ч)
3
1
М.Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.
4
2
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века.
5
3
Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Сила и целостность характера Калашникова.
6
4
«Поэма Лермонтова и УНТ». «Оценка персонажей поэмы с позиции народа».
7
5
А.К. Толстой. «Василий Шибанов». Три героя баллады.
8
6
Н.В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Задорожной Сечи.
9
7
«Тарас Бульба. Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи.
10
8
Черты характера Тараса Бульбы. Остап и Андрей. Трагедия Тараса Бульбы.
11
9
Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, картины степи, выражение в них чувств писателя.
12
10
Повесть Гоголя и устное народное творчество. Понятие о литературном характере.
13
11
А.С. Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта.
14
12
«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Поэма как жанр. Метафора.
15
13
Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев Петра I и Карла XII. Роль Мазепы.
16
14
Р/рСочинение по поэме «Полтава».
17
15
Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя.
18
16
«Человек на часах». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей.
19
17
Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.
20
18
И.С. Никитин. Анализ стихотворения «Русь».
21
19
Контрольная работа по разделу II. «Писатели о прошлом нашей Родины».
Художник - голос своей эпохи (15 ч)
22
1
И.С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».
23
2
«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей.
24
3
Сложность и противоречивость натуры Бирюка.
25
4
Стихотворения в прозе. Анализ стихотворения «Русский язык», «Два богача».
26
5
Н.А.Некрасов. «Железная дорога».
27
6
Долюшка женская в стихах Н.А.Некрасова.
28
7
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя.
29
8
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности.
30
9
Приёмы сказочного повествования. Гротеск.
31
10
Сказка «Дикий помещик».
32
11
А.П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.
33
12
«Хамелион». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе.
34
13
Особенности композиции. Смысл названия рассказа.
35
14
«На мельнице». «Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказов.
36
15
Контрольная работа по разделу III. «Писатели-классики о своём времени».
Страницы поэзии. Запечатленные мгновения (1 ч)
37
1
Поэзия Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Я.П.Полонского.
Хочу, чтоб каждый из людей был человеком! (18 ч)
38
1
Л.Н. Толстой - автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).
39
2
«Детство». Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева.
40
3
«Детство». Чувство сострадания - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.
41
4
«Детство». Повествование от лица героя-рассказчика.
42
5
«Отрочество». Нравственный рост Николеньки Иртеньева.
43
6
Мысль Толстого о самосовершенствовании как основе становления личности.
44
7
Особенности построения повести.
45
8
Ф.М. Достоевский. Сведения о жизни писателя.
46
9
«Мальчики». Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке.
47
10
Коля Красоткин - рождающаяся сильная, незаурядная личность.
48
11
Р/рСочинение «Самомнение и самолюбование Коли Красоткина» в романе «Братья Карамазовы».
49
12
Максим Горький. Сведения о жизни писателя.
50
13
«Детство». Автобиографическая основа повести.
51
14
«Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького.
52
15
Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа.
53
16
Р/рСочинение по повести «Детство».
54
17
В.А.Солоухин «Закон набата», «Моченые яблоки».
55
18
Контрольная работа по разделу V. «Тема становления личности».
Содружество искусств (1 ч)
56
1
Творчество С.П.Шевырева, К.Г.Паустовского, А.А.Блока, К.Д.Бальмонта, К.М.Фофанова
Перекличка эпох (6 ч)
57
1
Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа.
58
2
«Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии.
59
3
«Мещанин во дворянстве». Пьеса на сцене.
60
4
И.А. Крылов - драматург.
61
5
«Урок дочкам». Обзор содержания комедии. Комедия как литературный жанр.
62
6
Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова.
В мире фантастики и приключений (6 ч)
63
1
В.Рождественский «Над книгой»
А. Де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя.
64,65
2,3
«Маленький принц». Иносказательный смысл сказочных историй. Истинный и мнимые ценности жизни.
66
4
Р.Бредбери. Рассказы.
67
5
Подведение итогов. Викторина.
68
6
Задание на лето.
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учителя
-
«Литература. 7 класс», под.редакцией Г.И.Беленького, М. «Мнемозина», 2012 год.
-
«Над раскрытой книгой. Произведения для чтения и бесед. 7 класс», М. «Мнемозина», 2003 год.
-
«Методические советы к учебнику - хрестоматии для 7 класса», под.редакцией М.А.Снежневской, М. «Мнемозина», 2010 год.
-
«Пишем сочинение. Анализ лирического стихотворения», М. «Мнемозина», 2006 год.
-
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы», М. «Мнемозина», 2009 год.
Литература для учащихся
-
«Литература. 7 класс», под.редакцией Г.И.Беленького, М. «Мнемозина», 2012 год.
Интернет-ресурсы:
1.Газета "Литература" и сайт для учителя "Я иду на урок литературы" lit.1september.ru/
2.Коллекция "Русская и зарубежная литература для школы" Российского общеобразовательного порталаlitera.edu.ru
3.Газета "Русский язык" и сайт для учителя "Я иду на урок русского языка" rus.1september.ru/
4.Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык" gramota.ru
5.Официальный информационной портал поддержки ЕГЭ (ege.edu.)
6.Уроки, презентации:proshkolu.ru (клуб учителей русского языка и литературы) 7. pedsovet.su«Сеть творческих учителей» (it-n.ru)
8.«Учительский портал» (uchportal.ru.)
9. «Завуч.инфо»zavuch.info/
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания ШМО учителей
от «___ » августа 2015 г.
№1.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
__________________ Е.В.Олейник
« ____ » августа 2015 г.