Фрагменты уроков по изучению лирики

Методика преподавания литературы как наука существует более двухсот лет. Но и сегодня дискутируется вопрос о её содержании и задачах. Ряд педагогов считает, что методика преподавания того или другого предмета, а литературы в особенности, не столько наука сколько искусство. Успех преподавания, отмечают они, определяется личными способностями учителя, отсутствие которых не возмещается знанием методики: нужны лишь знания самого предмета и любовь к нему, а педагогический талант и практический опыт о...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уроки по изучению лирики в среднем звене.

Система уроков по изучению лирики индивидуальна для каждого учителя.

Лирическое произведение трудно для восприятия тем, что часто не несет в себе ясного зрительного образа. Вовлечение читателя в творческий процесс поэта с помощью рассмотрения вариантов текста компенсирует работу по представлению поэтических образов и помогает решить еще одну задачу, важную при разборе лирики, - нахождение связи образов, разгадывание цепи ассоциаций поэта. При этом наблюдения за стихотворным текстом становятся не самоцельными операциями, а переходят в поиски смысла стихотворения, прослеживание чувств поэта в нем.

Рассмотрим эти процессы разбора на примере стихотворения «Зимнее утро».

Тема урока: «Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Цель: дать эмоциональный настрой на восприятие темы; проанализировать стихотворение с целью открытия для себя глубины чувств лирического героя и богатства выражения этих чувств.

Оборудование: репродукции портретов А.С. Пушкина, картин известных художников пейзажистов, изображающих зимний пейзаж, запись пьес П.И. Чайковского «Времена года».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Подготовка к восприятию нового материала

- Что вам кажется печальным и что радостным в зимней природе?

- Однообразен ли зимний пейзаж? Какие краски для него характерны? Чем красива зима?

- Знаете ли вы, как поэт относился к природе, что он в ней любит, чем чаще всего любуется?

Стихотворение, которое мы сейчас прочитаем, называется «Зимнее утро». Оно было написано в 1829г. Пушкин рисует картину зимней природы, пейзаж и через него передает свое настроение, свои чувства, переживания. Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики. Красота русской природы в разное время года воспета не только поэтами, но и художниками, композиторами.

Прослушаем фрагмент пьесы «Январь» из «Времен года» П.И. Чайковского. Это тоже поэзия, только в музыке.

-А теперь вспомним, какой бывает русская зима (белоснежная, морозная, яркая, солнечная, праздничная). Такой увидел ее Пушкин в стихотворении «Зимнее утро».

-Чтение стихотворение учителем.

3. Анализ стихотворения

3.1. После прочтения стихотворения учитель объясняет и записывает на доске значения устаревших и диалектных слов, учащиеся записывают их в тетрадь:

нега - наслаждение (устар.);

взор - взгляд, но в тексте - глаза (устар.);

вечор - вчера (диал.);

нынче - сейчас (устар.);

озарена - освещена (устар.);

велеть - приказать (устар.);

запречь - запрячь, запрягать (диал.);

предадимся - отдадимся (устар.).

3.2. Беседа

- Какое чувство передано в этом стихотворении?

- На основании чего вы сделали такой вывод?

- Что значит - хорошее настроение? Как оно проявляется? (Как о нём узнают другие?)

(Настроение - внутреннее психологическое состояние человека, которое не является постоянным, проявляется в отношении человека к другим: как обращается с ними, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир.)

- Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чём они?

Первая часть. Начало стихотворения - радостное восклицание.

- К кому обращается поэт?

- Как называет любимую? (Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет.)

Вторая часть.

- Что описывает поэт?

- С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.) Случайно ли противопоставление вечера утру?

- Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения.

3-я и 4-я строфы.

- Можно ли их объединить?

- Какое настроение стремится передать в них автор?

3-я строфа. Описание зимнего пейзажа.

- Что описывает автор? (Небо, снег, лес…)

- С чем сравнивается снег? Почему?

- Найдите в строфе повтор. (И ель… И речка…) Такой изобразительный приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. (Запись определения в тетрадь.) С какой целью она используется поэтом?

- Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова. (Блестя, блестит, блеском.) С какой целью автор их употребляет?

4-я строфа.

- Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.

- Что передают звуки второй и третьей строчек строфы? Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такой приём звукописи называют аллитерацией.

Запись в тетради: Аллитерация - приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: "…Весёлым треском трещит затопленная печь" (А.С. Пушкин).

Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места - 4-я строфа.

3. Лексические, синтаксические особенности стихотворения.

- Назовите высокие, книжные слова. (Аврора, прелестный, озарена…)

- Разговорные, диалектные.

Вывод. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.

- От чьего лица ведётся повествование? (От первого, обращение к собеседнику.)

- С какой целью поэт выбирает форму диалога? (Передача интонаций непринуждённого разговора.)

- Каким предстаёт перед нами автор стихотворения? (Добрый, простой, близкий народу - диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон.)

4. Стихотворный размер.

- Каким стихотворным размером написано стихотворение? (Ямбом.)

- Почему именно этот размер использует поэт? (Быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер.)

5. Работа по выразительному чтению стихотворения.

- Чем отличается настроение, с которым вы прочтёте 1-ю и 2-ю строфы? Какие слова выделите, чтобы показать, что поэт не просто описывает природу, а обращается к другому человеку, приглашая его порадоваться вместе?

- Почему между 3-й и 4-й строфами должна быть большая пауза? Какая разница в том чувстве, с которым поэт описывает пейзаж и комнату?

- Звуки 4-й строфы. Что они передают?

- Последняя строфа. Повышение или понижение голоса к концу? Почему?

7. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

8. Подведение итогов

Итак, сегодня мы с вами проанализировали стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро», познакомились с такими средствами выразительности, как аллитерация и анафора, и установили, что не только слова, но и звуки обладают значимостью, а также увидели, каким образом это свойство звуков используется в художественной речи.

9. Задание на дом.

Выучить стихотворение наизусть; желающие открыть для себя тайны звуков, прочтите книгу А.П. Журавлёва «Звук и смысл», и вы не пожалеете.

Также при анализе стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» можно предложить учащимся систему вопросов, включающих все сферы читательского восприятия:

1. Одинаковы ли по настроению начало и конец стихотворения? (Эмоции.)

2. Почему стихотворение, начавшись восторгом, в последних строках грустнеет? (Смысл.)

3. В чем отличны чувства поэта и красавицы? (Смысл.)

4. Почему поэт призывает красавицу стать не «северной Авророй», а «звездою Севера»? (Осознание формы на уровне художественной детали.)

5. Почему возникают воспоминания о вечере? (Композиция.)

6. Какой вам видится зима по стихотворению? (Воображение.)

7. Почему в строфе о комнате так много уменьшительных суффиксов? (Художественная деталь.)

8. Как соотнесены в стихотворении образы зимы и красавицы? (Композиция).

Изучая лирику Пушкина, посвященную дружбе, можно обратиться на уроке к картине Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском». О встрече с лицейским товарищем поэт писал:

И ныне здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада:

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я. Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его лицея превратил.

(«19 октября», 1825 г.)

В комнате трое: поэт, Пущин и няня. Всюду: на столе, на стуле, на простых дощатых полках, даже на полу,- исписанные листы бумаги, книги, журналы. Пушкин читает рукопись. Пущин и няня слушают внимательно, напряженно. В картине хорошо передано чувство одиночества, которое испытывал поэт, живя в Михайловском. Комната кажется слишком большой, даже для трех человек. И зритель отчетливо представляет, как пустынно и неуютно здесь станет после отъезда Пущина.

Комната светлая, высокая. Но в ней не чувствуется тепла, нет солнца. Темное пятно зеленой скатерти почти в центре картины и делает ее общий колорит холодным, и его не согревает даже отблеск пылающего камина.

Художник до конца продумывает композицию, колорит, каждую деталь картины. Он ставит своей целью передать душевную драму ссыльного поэта, его одиночество, оторванность от друзей, тоску, которые скрадывались лишь в те немногие часы, когда опального поэта навещали близкие ему люди».

Рассказ о картине одного из учеников завершается беседой об этом полотне. Она дает возможность выразить чувства и мысли всем желающим. Учитель предлагает следующие вопросы и задания:

■ Что изображено на картине?

■ Пушкин читает рукопись, что выражают его лицо, поза? Как слушают его няня и Пущин?

■ Вокруг - поэтический беспорядок... О чем он говорит?

■ Удалось ли художнику передать чувство, которое испытывал поэт в Михайловском? Какие они?

■ Представьте себе, в комнате, большой даже для трех человек, Пушкин - один... Что чувствует он? Есть ли в комнате солнечный свет?

■ Стол накрыт зеленой скатертью - это придает некоторую сумеречность и холодность картине. Если мы попытаемся представить себе скатерть другого цвета - красную, желтую - изменится ли общая тональность картины?


Фрагмент урока по изучению стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи».


Тема: Детство и юность М. Ю. Лермонтова. «Тучи». Прием сравнения как основа построения стихотворения.

Цель: осмыслить, что является для человека самым главным в жизни; проанализировать стихотворения с целью открытия для себя глубины чувств лирического героя и богатства выражения этих чувств.

Ход урока.

1.Орг.момент.

2.Тестирование по роману «Дубровский».

3. Слово учителя. Биография М.Ю. Лермонтова

4. Работа с учебником

4.1 Чтение статьи о М.Ю. Лермонтове (с. 159-162).

4.2. Составление плана прочитанной статьи

5. Объяснение нового материала. Стихотворение «Тучи»

6. Чтение стихотворения

7. Беседа с классом.

- Когда и при каких обстоятельствах было написано стихотворение «Тучи»?

- В чем увидел поэт сходство между мчащимися тучами и своим изгнанием? (Образ «вечные странники» дает эмоциональный ключ к восприятию всего стихотворения.)

Блуждающие по небу тучи напомнили Лермонтову его собственную судьбу. Уезжая на Кавказ, Лермонтов понимал, что его посылают на верную смерть. А к этому времени он уже был знаменитым поэтом. Он мечтал уйти в отставку и целиком посвятить себя литературе. Но этому не дано было осуществиться: нужно было снова отправляться в «изгнание». Странник - это пи, кто лишен родного дома, крова, приюта, может быть, даже родины. Судьба туч оказывается сближенной с судьбой поэта: и тучи, и поэт вынуждены расстаться с родной стороной, с «мины м севером».

- Какое существенное различие увидел поэт в судьбе туч и в своей судьбе? (Тучи свободны от всего, в том числе от людских страданий, страстей.)

Тучи - «вечно холодные». Но поэту не нужна такая свобода. Он страдает, он гоним, он не свободен, но у него есть высшая ценность на земле - чувство родины. И, как бы ни сильна была его тоска, он не променяет судьбу изгнанника и свою печаль на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания, потому что нет родины.

- Какая из возможных причин изгнания самая горькая для поэта? («Друзей клевета ядовитая» и «тайная зависть», «открытая злоба». Через осмысление второго четверостишия мы получаем представление об одиночестве поэта, о гонениях на него.)

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Стихотворение проникнуто грустным настроением, скорбным рассуждением о своей участи.)

- Какие художественные приемы использовал поэт в своем стихотворении?

Лермонтов использовал различные художественные приемы. Это и художественные определения - эпитеты: «вечные странники», «цепью жемчужною», «зависть тайная», «злоба открытая» и др., метафоры: «степью лазурного», сравнение: «Мчитесь вы, будто как я же изгнанники...», риторические вопросы: «Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?..»).

Особенность лирических произведений состоит в том, что в них отражаются мысли, чувства поэта. Даже если мы ничего не знали о человеке, написавшем «Тучи», и об обстоятельствах, в каких они были созданы, мы все равно увидели бы в нем судьбу, характер и душу человека, который его создал.

8.Домашнее задание

1. Выучить наизусть стихотворение «Тучи».

2. Устно ответить на вопросы и задания 1, 2, 3, 4 (с. 164-165)- письменно.

Конспект урока в 6 классе. Дети и война. К.М. Симонов "Майор привёз мальчишку на лафете".

Цели урока: показать судьбу народа во время ВОВ; проанализировать стихотворение с целью открытия для себя глубины чувств лирического героя и богатства выражения этих чувств.

Ход урока

1.Орг.момент.

2.Повторение.

2.1 Проверка д/з.

- Что интересного, забавного в рассказе «Игорь-Робинзон»?

-Что вам понравилось и что показалось неинтересным?

3.Слово учителя

Симонов Константин (Кирилл) Михайлович родился в 1915 г. в Петрограде. В автобиографии он вспоминал: "Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец (отчим) был военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий". Отчим стал будущему поэту преданным отцом, в поэме "Отец" Симонов обратился к нему со словами благодарности. Мать любила поэзию, знала наизусть стихи Пушкина и Лермонтова, Тютчева, привела любовь к поэзии и сыну.

К. Симонов окончил семь классов, затем ФЗУ, стал токарем, учился в Литературном институте. С 1934 г. стал публиковать свои стихи. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. П. Антокольский пишет о нём: "Когда говоришь о Симонове, война прежде'всего" Многие его стихотворения во время войны наши воины носили у себя на груди ("Жди меня, и я вернусь", "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины", "Родина", "Майор привёз мальчишку на лафете" и др.). Позднее К. Симонов писал пьесы, романы, воспоминания, а в последние годы жизни занимался кинодокументалистикой.

Диапазон лирики военных лет был необычайно широк. Поэты стремятся сделать чувство Родины близким, "лежащим у самого сердца" читателя. Этот общий для многих взгляд талантливо выразил один из наиболее чутких поэтов военной поры Константин Симонов.

Опыт Симонова не исключителен. Волнующие стихи о любви к Родине писатели Агния Барто, Маргарита Алигер, Самуил Маршак и другие детские поэты.

Идея единства поколений, слитности их в глубоком патриотическом чувстве и совершаемом всем народом подвиге выражена в лирическом стихотворении К. Симонова "Майор привёз мальчишку на лафете". Поэт создаёт характер человека, вобравшего в себя трагический опыт войны - опыт страданий, лишений, ненависти, уничтожения и неугасимой любви к родной земле.

Советские писатели остро выразили несовместность войны и детства, сознавая свою ответственность за судьбу поколения, как трагически столкнувшегося с бесчеловечностью фашизма. Героика и драматизм войны давали обширный материл для стихотворной баллады. Героями новых баллад становились юные участники войны, подростки.

4. Работа с текстом стихотворения.

4.1 Словарная работа: Лафет - станок артиллерийского орудия.

4.2 Беседа.

- Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?

- Откуда был тот мальчик, которого привезли на лафете пушки?

Информация для учителя.

Брестская крепость - крепость-герой в черте города Бреста. Построена в 1833 - 1838 гг. Во время Великой Отечественной войны малочисленный гарнизон Брестской крепости с 22 июня до 20-х чисел июля 1941 года, находясь в окружении, героически оборонялся (не хватало боеприпасов, продовольствия, воды) против превосходящих сил немецко-фашистских войск. В 1965 году Брестской крепости присвоено звание крепость-герой, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая звезда". С 1971 года мемориальный комплекс.

- Как понять строки: "за десять лет... ему зачтутся эти десять дней", "горе... нам оборвало сердца"?

- Чем поразила увиденная картина рассказчика?

- Кто, по-вашему, был его собеседником?

- Что хотел сказать Симонов своим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?

4.3. Устное словесное рисование.

Ребята готовят рассказ о том, какая картина представилась им при чтении этого стихотворения.

4.4. Работа над выразительным чтением.

Особое внимание следует уделить работе над интонированием (развитие навыков выразительного чтения впоследствии положительно сказывается на грамотности).

5. Домашнее задание.

1. Чтение стихотворения А. Твардовского.

2. Сочинение-миниатюра "Почему рассказчик не может простить себе, что не спросил мальчика, как его зовут?".


Конспект урока в 7 классе. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче.

Цель: дать ощущение необычности лирики и характера В.В. Маяковского.

ХОД УРОКА

1.Орг.момент.

2.Биография В.В.Маяковского- чтение статьи в учебнике.

3. Работа над заголовком.

- Прочитайте внимательно название произведения, которое мы сегодня будем разбирать. О чем, по вашему мнению, может идти речь в стихотворении?

(О приключении, о чем-то необычном, особенном, загадочном, таинственном.)

Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия? (Автор хочет показать, что приключение было на самом деле.)

Вывод. Значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты.

4. Работа с текстом. Восприятие и истолкование.

Послушайте внимательно стихотворение. Отметьте изменение интонации (грамзапись).
- Оправдались ли наши первоначальные предположения?
- Что реального и что фантастического вы нашли в этом стихотворении?
- О чем оно? Можете ли вы сформулировать основную мысль?

(Это стихотворение - о необыкновенной встрече поэта с солнцем. Основная мысль в том, что каждый должен выполнять свою работу.)

- Прочитайте выразительно первую часть стихотворения. Подумайте: какую картину рисует автор и какие приемы помогают ему в этом?

(В этой части используются гиперболы (в сто сорок солнц закат пылал) и метафоры (закат пылал). Они помогают автору передать невыносимость жары. Для этого он повторяет слово жара, добавляя: Жара плыла.)

- Обратимся к толковому словарю и выясним значение слова плыла.

Плыла - 1. Передвигаться по поверхности воды или в воде. 2. Плыть на судне или ином плавучем средстве. 3. перен. Плавно двигаться или плавно распространяться. 4. перен. Представляться взору движущимся или кружащимся. 5. Переливаться через край.

- В каком значении употреблено здесь слово плыла? Какой образ помогает создать это слово?

(Что-то зыбкое, едва колышущееся медленно надвигается и заполняет собой все вокруг.)

- Как в этой части представлено солнце? Его работа?

(Солнце названо нейтрально, а его работа - это медленный, постоянный, утомительный и однообразный труд (и день за днем. Спускалось солнце каждый раз, медленно и верно, завтра... снова вставало). Оно медленно спускается в дыру, чтобы завтра снова мир залить.)

- Обратимся к толковому словарю за объяснением значения слова залить.

Залить - 1. Покрыть сплошь водой или иной жидкостью. 2. Испачкать жидким. 3. Потушить водой. 4. Наполнить что-нибудь жидким, густеющим, твердеющим. 5. Налить, наполнив что-нибудь.

- В каком значении автор использует в своем стихотворении глагол залить?

(Залить - покрыть сплошь. Слово в данном значении помогает автору передать полноту действия. Жара проникла всюду, от нее нет спасения. Два образа - жара плыла и залить мир - проникают друг в друга. Жара плывет, чтобы залить мир.)

- Какое чувство возникает у человека во время такой жары? Соотносится ли наше представление с чувствами героя стихотворения?

(Он разгневан, зол и срывает зло на солнце.)

- Меняется ли авторское отношение к солнцу? Чем это вызвано? Как названо солнце во второй части?

(Автор называет его дармоедом, занеженным в облаках. Он сетует на то, что ему (герою) некогда отдохнуть. Тяжесть своего труда он передает с помощью фразеологизма ни зим, ни лет, т.е. без отдыха. Автор-герой настолько разгневан, что чувство свое выражает с помощью просторечных слов: Слазь!, шляться в пекло.)

- Нет ли другого чувства у героя?

(Он сменил гнев на милость и обратился к солнцу с просьбой зайти к нему в гости. И здесь он называет солнце вежливо - златолобо.)

- Какие чувства вызывает у нас эта часть? Можете ли вы объяснить, чем они вызваны?

(Мы улыбаемся, когда герой обращается к солнцу, понимаем нелепость этой ситуации. Нарушение стилистического единства помогает автору создать комический эффект.)

(На доске записано определение слова каламбур - прием, основанный на звуковом сходстве слов или словосочетаний, различных по значению, игра слов. Используется для создания комического эффекта.)

- Одинаковы ли по значению слова заходить в следующем отрывке:

«...чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»?

Объясним значения этих слов.

Заходить в первом примере означает прятаться, скрываться, падать в дыру. А во втором случае это - приглашение в гости.

Обратимся к толковому словарю за подтверждением.

Зайти - 1. Побывать где-нибудь, посетить кого-нибудь. 2. Прийти куда-нибудь за чем-нибудь, чтобы взять с собой. 3. Подойти не прямо, обходя со стороны. 4. Идя, попасть куда-нибудь недалеко, за какой-нибудь предел. 5. Возникнуть, начаться.

- Найдите в тексте еще примеры каламбура. Для чего он используется?

(В словах солнца Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье! каламбур помогает создать юмористическую картину. Мы видим испуганного поэта и его гостя - важное солнце.)

- Как передан испуг поэта? Чем он вызван?

(Восклицательные предложения (Что я наделал! Я погиб) передают неподдельный страх поэта, вызванный необычным гостем. А гипербола усиливает ужас поэта: какое-то чудовище шагает к поэту, раскинув луч-шаги. Гость вваливается. Метафора солнца масса создает образ большого, массивного гостя, от которого не спрячешься: он проник в окошки, в двери, в щель.

Испуг поэта также проявляется в обращении к солнцу, он теперь называет его светило, подчеркивая уважение к нему.)

- Что создает автор с помощью стилистически сниженной лексики:

Черт дернул дерзости мои
Орать ему...?

(В этих словах слышится осуждение самого себя за несдержанность. И теперь герою придется за свою грубость поплатиться. Он понимает это, поэтому ретируется, садится на угол скамьи: Боюсь - не вышло б хуже!)

- В чем смысл разговора поэта с солнцем? Как в этой части решается вопрос об изнеженном дармоеде? В каком лексическом значении использует автор слово светить?

Светить - 1. Излучать свет. 2. Направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно. 3. Казаться привлекательным, заманчивым.

(Солнце беседует с поэтом о своей работе и внушает ему уверенность в нужности дела: светить нелегко, но если уж взялось, то надо свою миссию выполнить до конца. Слово светить автор использует в значении «направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно», т.е. в значении освещать дорогу, путь, указывать направление. Поэт понимает, что солнце не дармоед, а великий труженик.)

- Как меняются взаимоотношения героев?

(Солнце теперь стало поэту другом, оно с ним на «ты», бьет его по плечу, называет товарищем. У них одна цель.)

- В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Можем ли мы теперь сказать, о чем это стихотворение?

(Это стихотворение о высокой миссии поэта. Поэт, как и солнце, освещает людям дорогу в жизни, помогает им увидеть черное в сером хламе мира, чтобы искоренить это черное.)

- Как звучат последние строки:

Стена теней, ночей тюрьма...?

- Какой прием помогает понять великое назначение поэта и поэзии?

(Развернутые метафоры Стена теней, ночей тюрьма, двустволка солнц помогают увидеть конец серого мира благодаря поэзии, освещающей путь человечеству. Поэтому в данной части так много светлого, сияющего: двустволка солнца, сияй, во всю светаю мочь, светить.)

- Что означают слова кутерьма и трезвонится? Какие новые образы вносят они в стихотворение?

(Кутерьма - суматоха, беспорядок. Беспорядок из солнца и стихов, становящийся гармонией жизни, несущий жизнь, свет.
Трезвонится - звонит во все колокола.
Эти слова помогают раскрыть идею стихотворения: поэзия должна быть солнцем, а поэт должен не только освещать, но и звонить во все колокола о радости или беде народной.)

- Что необычного вы открыли для себя в стихотворении В.В. Маяковского?

(В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения. Использует каламбур и многозначные слова, чтобы ярче выразить основную мысль, создать незабываемые образы. В стихотворении автор использует лексику различной стилистической окраски для создания комического эффекта. И все это - для выражения основной мысли стихотворения.)

5. Заключение.

- Понравилось ли стихотворение? Что особенно понравилось? Какое настроение после урока?

6. Д/з- дополните сочинение цитатами из стихотворения В.В. Маяковского.

В стихотворении В.В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: _______. И несколько раз повторяющиеся обороты _______ говорят о необыкновенной жаре этого лета.
Почему Маяковский выбирает метафору Жара плыла? Плыть можно по водному пространству, а в стихотворении солнце _______, где слово залить имеет значение (какое?) _______.
Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие _______. Так, в обращении к солнцу в порыве возмущения поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: _______. А вот разговаривая с солнцем за чаем, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: _______.
Использование Маяковским каламбура придает некоторым сценам (что?) _______. Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова _______. Солнце «заходит», т.е. _______, а зайти в гости - _______. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова гони: ________.
Так в сочетании смешного и _______, низкого и _______ достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни - быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире серого хлама, чтобы рухнула _______, чтобы во всем мире _______.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что работа по изучении лирики в школе не должна сводиться только к прочтению и сухому анализу произведения. Да, произведение нужно и должно разбирать, но не препарировать, а входить в него, проникаться им. В этом очень помогают другие виды искусств, элементы которых применяются на современных уроках литературы.



© 2010-2022