Дидактический материал для работы над комедией Н. В. Гоголя Ревизор (Вопросы для внимательного читателя)

      Пояснительная записка к дидактическому материалу             Работая над художественными  произведениями  на уроках литературы, пришла опытным путем к интересному методическому приему, который очень помогает развивать вдумчивость и внимательность к деталям текста у учащихся во время чтения. Кропотливая работа над деталями произведения ведет к более глубокому пониманию прочитанного. А как научить школьников видеть эти детали? Ведь у писателей-классиков  нет ни одного малозначительного или ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к дидактическому материалу

Работая над художественными произведениями на уроках литературы, пришла опытным путем к интересному методическому приему, который очень помогает развивать вдумчивость и внимательность к деталям текста у учащихся во время чтения. Кропотливая работа над деталями произведения ведет к более глубокому пониманию прочитанного. А как научить школьников видеть эти детали? Ведь у писателей-классиков нет ни одного малозначительного или лишнего слова в произведениях. Благодаря экспериментам нашла интересный путь. Произведение читается с большей сознательностью, если ученик точно знает, что ему предстоит работа над деталями. Он даже при первичном чтении старается быть более внимательным. А на одном из первых уроков по произведению ребята получают карточки с вопросами для внимательного читателя. Чтобы выполнить задание, конечно, работают с текстом. Но время работы ограничено, что обостряет вдумчивость во время чтения.

Предлагаю вариант одного из подобных дидактических материалов. В данном случае это материал для работы над комедией Н.В.Гоголя «Ревизор» в 8 классе. Подобные раздаточные материалы («Вопросы для внимательного читателя») есть в моей методической копилке ко многим произведениям






























ВОПРОСЫ ДЛЯ ВНИМАТЕЛЬНОГО ЧИТАТЕЛЯ

1.КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ СЛОВА, И ПО КАКОМУ ПОВОДУ ОНИ СКАЗАНЫ?

А) Я думаю, что здесь тонкая и больше политическая причина.

Б) А что думаю? Война с турками будет.

В) Зачем! Так уж, видно, судьба. До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему.

2.О КОМ ЭТО? ЧЬЯ ХАРАКТЕРИСТИКА?

А) Зато вы в Бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите…

Б) Смерть люблю узнать, что есть нового на свете.

В) С приезжающими знакомится, а потом в картишки,- вот тебе и доигрался!

3.ЧЬЯ ЭТО МЕЧТА?

А) …как прохожу через департамент,- просто землетрясение, все дрожит и трясется, как лист.

Б) Да если этак и государю придется, то скажите и государю, что вот, мол, ваше императорское величество, в таком-то городе живет Петр Иванович…

В) А, черт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВНИМАТЕЛЬНОГО ЧИТАТЕЛЯ

1.КТО ЭТО СКАЗАЛ, КОМУ И ПО КАКОМУ ПОВОДУ?

А) Ну, да Бог простит! Полно! Я не памятозлобен; только теперь, смотри, держи ухо востро!

Б) Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне.

В) Ну, ну, ну…оставь, дурак; ты привык там обращаться с другими: я , брат, не такого рода! со мной не советую…

2.ЧЬЯ ЭТО МЕЧТА, КТО ОБ ЭТОМ РАССУЖДАЛ?

А) …а хорошо бы, чёрт побери, приехать домой в карете, подкатить этаким чёртом к какому-нибудь соседу-помещику под крыльцо, с фонарями…

Б) Право, на деревне лучше: оно хоть нет публичности, да и заботности меньше, возьмёшь себе бабу, да и лежи весь век на полатях, да ешь пироги.

В) Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате такое было амбре, чтоб нельзя было войти…

3.ЧЬЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЕМ ДАНА?

А) Я карт и в руки никогда не брал; даже не знаю, как играть в эти карты.

Б) Эка, бездельник, как расписывает! Дал же Бог такой дар!

В) Ни сё ни то: чёрт знает что такое!

© 2010-2022