• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Реферат Исаевой Татьяны Евгеньевны СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА ГРЕЙВЗА: ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ФРЭНСИСА СКОТТА ФИЦДЖЕРАЛЬДА ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ. Научное общество учащихся ВГУ города Воронежа. 2015 год

Реферат Исаевой Татьяны Евгеньевны СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА ГРЕЙВЗА: ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ФРЭНСИСА СКОТТА ФИЦДЖЕРАЛЬДА ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ. Научное общество учащихся ВГУ города Воронежа. 2015 год

Современная цивилизация предлагает каждому из нас быстрый темп жизни, ориентацию на скорость и достижение практического результата. Меняется материальная и духовная жизнь общества, изменяется сам человек, тысячами нитей связанный с современным ему обществом, и, соответственно, меняются формы общественной жизни. На сегодняшний день резкой критике подвергает современный капитализм представитель так называемой критической теории Г.Маркузе. Он подчеркивает, что капитализм является не просто общество...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет»

Психологический факультет


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №28

с углубленным изучением отдельных предметов





РЕФЕРАТ

Спиральная динамика Грейвза:

эволюция ценностей

на примере произведения

Фрэнсиса Скотта Фицджеральда

«Великий Гэтсби»








Выполнила:

Ученица 9 класса «В»

МБОУ СОШ №28

Исаева Татьяна Евгеньевна

Научный руководитель:

Преподаватель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №28

Павлова Елена Михайловна










Воронеж, 2015 г.

Актуальность:

Современная цивилизация предлагает каждому из нас быстрый темп жизни, ориентацию на скорость и достижение практического результата. Меняется материальная и духовная жизнь общества, изменяется сам человек, тысячами нитей связанный с современным ему обществом, и, соответственно, меняются формы общественной жизни. На сегодняшний день резкой критике подвергает современный капитализм представитель так называемой критической теории Г.Маркузе. Он подчеркивает, что капитализм является не просто обществом потребления, а доведенным до совершенства расточительного потребления. Постоянное растрачивание природных и людских ресурсов, требуемое постоянным повешением уровня жизни, не может продолжаться долго. Рождается невиданный ранее конформизм индивидов капитализма. Бытие человека представляет собой состояние постоянного напряжения и готовности ко все новым и новым вызовам, бесконечную борьбу с патологическим одиночеством.

Цель исследования состоит в анализе спиральной динамики Кэрла Грейвза, которая, с моей точки зрения, дает возможность человечеству расти и развиваться без ограничений форматом капитализма, показывая выход из сложившейся кризисной ситуации.

Объектом является спиральная динамика Кэрла Грейвза, в частности, особенности капиталистического мира, представленного данным автором.

Предметом исследования выступает буржуазное общество, описанное Фэнсисом Скоттом Фицджеральдом.

Гипотеза - предположение о том, что любое объединение, отвергающее духовные, эстетические, моральные, нравственные и культурные ценности, обречено на провал, деградацию и, даже, смерть. Примером чему и послужил главный герой произведения «Великий Гэтсби».

Во второй половине ХХ века в экономически развитых странах Запада возник особый вариант капитализма - общество потребления. Основной принцип экономики этого общества гласит: чем больше мы потребляем, тем лучше для экономики т. к. потребление порождает спрос, спрос стимулирует новый виток экономического развития. Как отмечает Э. Ласло, современная цивилизация за последние 50 лет потребила столько же товаров и услуг, сколько все предыдущие поколения вместе взятые. Исследователи пишут, что необходима особая система человеческого сознания, направленная на повышение потребительского спроса. Экономика всегда влияла на все аспекты человеческой жизни: культуру, религию, мораль, философию, экологию, политику, а в последнее время она достаточно агрессивно вторгается в мировоззрение человека и его систему ценностей. Если Восточная традиционалистская система ценностей полагает человека включенным в организм природы, как бы растворенным в ней: вектор человеческой активности ориентирован не столько во вне, сколько во внутрь, на самовоспитание, самоограничение, включение в традицию (интроверсия). В Западной модели мировоззренческих образов преобладает экстраверсия: локус контроля личности направлен во вне, на преобразование мира, появляется общество, поклоняющееся «золотому тельцу».

Материальное (богатство, деньги, вещи) преобладает над духовным из-за чего система человеческих ценностей меняется в сторону прагматизма и материализма.

Система ценностей - понятие, обозначающее совокупность сложившихся у людей мнений о значении в их жизни вещей и явлений, встречаемых в природе и обществе.

Ценности - то, что человек особенно ценит в жизни, чему предает особый жизненный смысл. Каждому человеку присуща индивидуальная иерархия личных ценностей, что позволяет говорить о таком понятии, как шкала ценностей. Ценности и потребности тесно взаимосвязаны. Это две стороны единого целого. Если потребности - это побудительная сила, которая коренится внутри человека, то ценность определяет те объекты, которые удовлетворяют эту потребность.

Потребность - состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для нормального существования.

Классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы, была предложена А. Маслоу.


  1. Физиологические (органические) потребности: голод, жажда, половое влечение и другие

  2. Потребности в безопасности: чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности

  3. Потребности в принадлежности и любви: принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими

  4. Потребности уважения (почитания): компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет

  5. Познавательные потребности: знать, уметь, понимать, исследовать

  6. Эстетические потребности: гармония, симметрия, порядок, красота

  7. Потребности в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Пирамида базовых потребностей является закрытой системой ценностей, детерминированной, предопределенной, практически неизменной. В этом ее ограниченность.

Как-то Абрахам Маслоу признался своему ученику Клэру Грейвзу (основателю спиральной динамики), что пирамида потребностей, скорее всего, является ошибочной и неполной моделью. Если первый автор считал, что мотиваторами человеческой деятельности являются потребности, то второй сделал главенствующими ценности. Грейвз предложил новую более сложную концепцию и впоследствии Маслоу вынужден был согласиться с ним.



В отличие от своего учителя, Грейвз считал:


  1. Человеческая природа не статична и не бесконечна. Человеческая природа изменяется по мере того, как изменяются условия существования, таким образом, формируя новые системы. В то же время более старые системы сохраняются.

  2. Когда активируется новая система или уровень, мы меняем нашу психологию и правила жизни для того, чтобы приспособиться к этим новым условиям.

  3. Мы живем в потенциально открытой системе ценностей с безграничным количеством форматов жизни, доступных нам. Нет окончательного состояния, к которому мы все должны стремиться. Именно по этому пункту Грейвз расходился с Маслоу и большинством других психологов.

  4. Личность, компания или даже все общество могут ответить положительно только на те принципы управления, мотивационные призывы, образовательные формулы и правовые или этические принципы, которые соответствуют текущему уровню человеческого существования.

  5. Спиральная динамика наилучшим образом показывает это возникновение человеческих систем в процессе их эволюции через уровни повышения сложности. Каждый следующий поворот спирали означает более усложненный вариант того, что уже существует. Человеческая спираль, таким образом, состоит из спиральной последовательности систем ценностей, мировоззрений и образов мыслей, каждая из которых представляет собой продукт своего времени и условий. Другими словами, новые имена рождают новые умы.

Рассмотрим более подробно теорию Клэра Грейвза. «Спиральная динамика» выделяет и описывает парадигмы мышления, а так же объясняет, как мышление развивается от одной из парадигм к другим. Каждая задает свой уникальный способ восприятия и постижения мира, и каждая является основой для следующей. Чем определяется, в каком мире живет человек, какова его парадигма?

С одной стороны, есть объективные условия жизни, и они накладывают свои ограничения. С другой стороны есть личное стремление человека к развитию. Начнем описание миров с самого нижнего.

Бежевый мир - мир инстинктов

Бежевый мир ушел недалеко от природы, от мира животных. В этом мире царят инстинкты, и неудивительно: это бедный мир, и в нем очень непросто удовлетворить самые насущные потребности. На все остальное просто не хватает сил. Здесь царят голод и жажда, холод и страх, здесь мир представляет собой одну сплошную угрозу. «Хватай и беги» - вот что на вратах бежевого мира. В этом мире живут бомжи, наркоманы и умственно неполноценные, этот мир широко раскинулся на просторах беднейших стран Африки и Азии. Исторически бежевый мир возник самым первым, задолго до появления племенного строя - когда отдельные семьи вынуждены были выживать как охотники- одиночки (этот мир - еще не социум, здесь нет социальных отношений). С тех пор на Земле не осталось мест, где бежевый мир царил бы постоянно - но время от времени люди сами загоняют туда друг друга результате войн и неумелого правления. Сегодня так живет не более 0,1% населения, однако каждый из нас в своей жизни проходил через него, хоть мы этого и не помним: в младенчестве, родившись, мы пришли в бежевый мир, откуда вскоре благополучно вышли благодаря заботе родителей.

Фиолетовый мир-мир магии

Фиолетовый мир-это мир безопасности, сменяющий жуткий бежевый мир страха и голода, обитатели которого поэтому так стремятся сюда. Фиолетовый мир понятен: им управляют явные и скрытые силы, нам нужно всего лишь завоевать и поддерживать их расположение, и все будет в порядке. Это мир магии и суеверий, мир добрых и злых духов, «безмятежных древних богов». Дж. Фрэзер показал, как магические представления архаичных народов (древних и современных), живущих на разных концах Земли и никогда не контактировавших друг с другом, удивительным образом совпадают. Фиолетовый мир структурно прост, в нем действие эквивалентно результату: человек («маг») совершил действие, и природа обязана дать желаемое. Если не получилось - значит, ритуал был нарушен, или неподалеку притаился и повредил более сильный маг (иноплеменник?), или помешали вредные духи, которых недостаточно задобрили или дезактивировали. Однако пока у семьи или племени есть сильный маг (отец, вождь, король), безопасность и благополучие гарантированы. (Если же сила его убивает, он подлежит срочной замене, иначе мир рухнет.)

Однако безопасность не дается даром - за нее приходится платить полным подчинением, с одной стороны, коллективными интересами (вплоть до круговой поруки), с другой стороны, - системе ритуалов и правил. Человек фиолетового мира связан с множеством табу, правил и ограничений, он лишен собственного «Я». Зато, пока он все делает правильно, можно быть уверенным в результате. «Положись на своих и будь спокоен» - написано на вратах фиолетового мира. Это первый социальный мир, где люди уже не одиночки, но взаимодействуют друг с другом. Семейные, родственные, клановые связи имеют в фиолетовом мире мистическую окраску - вера в то, что свои выручат, защитят, накормят абсолютна.

Фиолетовый мир возникает с появлением коллективных форм бытия. Племенные охотники, рыболовы и собиратели достигают в фиолетовом мире своего «золотого века»: пищи вдоволь (результат коллективного труда, недостижимый в одиночку), чужих можно не бояться (грабить нечего, а время рабства еще не пришло - на охоте раб бесполезен, сельское хозяйство еще не возникло). В фиолетовом мире живут по сей день народы, застрявшие в архаичной (природной, охотничье-собирательской) фазе. Такие народы есть в малодоступных районах Африки, Австралии, Азии. Однако это не значит, что фиолетовый мир ограничивается «отсталыми племенами»: достаточно отъехать подальше от города, и вы встретите фиолетовый мир суеверий, мало изменившийся за тысячи лет. Конечно, никто открыто не признает, что эти древние суеверия в его душе сильнее религиозных установок, которым он в корне противоречат; однако посмотрите, на базе каких представлений люди принимают решения, что руководит их ежеминутными поступками, и вы увидите, что для многих «религиозных» иконы на стене лишь - дань моде и традиции. Даже в городах есть фиолетовые сообщества - приверженцы архаичных культур и «новых» сект, некоторые молодежные и этнические банды. Суммарно до 10% человечества живет сейчас в фиолетовом мире. Когда вы стучите по столу или заступаете за порог, чтобы передать что-то другому человеку - сами того не замечая, вы заступаете в фиолетовый мир.

Каждый из нас проходит через фиолетовый мир в детстве, когда мир открыт и интересен, а родители сильны и заботливы.

Это счастливое время, и поэтому туда так тянет тех, кто потерял опору в иных мирах (в результате распада СССР таких стало много). Однако люди, вернувшиеся назад в фиолетовый мир, закрывают для себя дорогу в следующие миры.

Красный мир - мир-джунглиРамки фиолетового мира тесны для личности - осознав себя, личность вырывается оттуда на простор красного мира, а если она сильна - то и сокрушает фиолетовый мир, ломая его хрупкую оболочку. Красный мир - это мир Эго. Столкновение Эго, не ограниченное никакими правилами, превращает мир в джунгли - самая точная метафора для красного мира. «Сильный и хитрый всегда прав» - написано на вратах красного мира. Но это не значит, что красный мир полон победителей: численно в нем преобладают жертвы, обреченные прислуживать и высматривающие свою маленькую победу - найти еще более слабого или же обмануть, украсть что-нибудь у сильного и тем нивелировать его победу и свое поражение.

Красный мир - это мир олимпийских богов и героев, где высшей (и вообще единственной) ценностью является власть. Исторически красный мир возникает тогда, когда власть можно превратить во блага (удовлетворение потребностей). В предыдущем фиолетовом мире власть - это ярмо долга и ответственности за благополучие других, которое приноси уважение, но не богатство. В красном же мире власть - это единственный источник богатства: она дает взять все, чего можно пожелать. Власть приходит с силой и умением ею пользоваться. Но, для того, чтобы силу можно было превратить во власть и конвертировать во блага, этих благ должно быть вдоволь. Поэтому красный мир возникает примерно тогда же, когда возникает сельское хозяйство, позволяющее поднять продуктивность и накопить излишки. Не сразу и не везде, но в большинстве случаев красный мир приводит к возникновению рабства: раба легко контролировать силой, а в сельскохозяйственном производстве он дает реальный результат (и тем больше, чем больше рабов). Там, где рабство не возникает, его суррогатом является «внешнее рабство», изящно названное «набеговые формы хозяйства».

Азиатские диктатуры, варвары-кочевники, пиратские республики и конкистадоры - исторические примеры красных миров разнообразны. Но и сегодня так живет 20%(!) земного шара - и не только в отсталых странах, но и в самых что ни на есть развитых.

Рабства уже почти нет, но возможность конвертировать силу во блага остается - в преступном мире и в некоторых молодежных тусовках, в тюремном обществе и традиционной армии и т.д.

Оборотная сила власти - слава. Это слово родилось в красном мире, и обозначает мерило власти. Обладатель славы - герой - выделяется из массы людей, ему приписывается божественное происхождение. Борьба, победа - так же типичные слова для красного лексикона.

Каждый из нас в раннем детстве проходил через красный мир, осознав собственное «я» и пробуя границы власти - вначале над родителями и близкими. Кто-то так и застрял в красном мире, остальных же родители и школа попытались побыстрее перевести в мир следующий - синий. Тем не менее, время от времени практически каждому из нас приходится вступать в красный мир - например, в ответ на агрессию в отношении нас.

Синий мир - мир Порядка

Красный мир-джунгли, где идет вечная война всех против всех, неприемлем для множества людей, которые ищут и находят в жизни Смысл. Эти люди живут в синем мире. Это замечательный Мир Порядка и Вечного Пути. Здесь царят не герои, а правила, определенные свыше (Небесами, высшей властью, обществом). Таким образом определяется цель, а движение к ней порождаем путь и дает смысл жизни. Соблюдение кодекса поведения означает награду, а нарушение - чувство вины и наказание. Даже не столько ради награды, сколько ради цели и смысла можно не только потерпеть - можно многим пожертвовать, вплоть до собственной жизни.

Синий мир возникает в «осевое время», когда в разных местах планеты возникают одна за другой религии абсолютно нового типа - этические. Важно не то, как ты совершил ритуалы и завоевал благосклонность небожителей, а то, как ты поступаешь. Умеешь ли ты различать добро и зло и совершать добрые поступки, подчиняя свою жизнь кодексу поведения. Исторический синий мир возникает в эпоху развитого сельского хозяйства, когда рабство уже не дает достаточной производительности труда.

Очень важное слово для синего мира - честь т.е. следовании кодексу даже в ущерб своим собственным интересам, а порой и жизни. Но даже там, где честь не является главным понятием жизни, все равно царит самоограничение вплоть до монашеского. Рыцарь и монах - два типа героев этого мира.

Структура синего мира - иерархия. Так устроены церковь и корпорации, государство и армия. Синий мир является основой стабильности человечества. В этом устойчивом и привлекательном мире живет 40% жителей Земли.

Оранжевый мир - мир-механизм

Незыблемость догм синего мира способствует сохранению порядка и относительной справедливости, но тормозит развитие. Идеал синего мира - общество, застывшее в неподвижности. Однако в конце концов обитателям синего мира и нередко их коробят ошибки непогрешимых авторитетов и явное несоответствие догм картине мира, постепенно накапливающей новые и новые детали. Тогда в синем мире начинают появляться обитатели оранжевого мира, которых сначала гонят, но их становится больше, и вот они взрывают традиционный синий мир, который уступает место новому.

Оранжевый мир рациональный и познаваемый, а значит, управляемый. Если мы познаем законы этого мира, думает оранжевый человек, мы поставим его себе на службу. Для оранжевого человека жизнь - партия в шахматы: нужно знать правила, выбрать удачную стратегию, обойти конкурента, и выигрыш обеспечен. Успех - ключевое слово оранжевого мира, и потому символы успеха здесь ценятся больше красной власти и синих правил. Целью оранжевых является выигрыш, поэтому их кумир - технология, а образ жизни и верховный принцип - конкуренция. Однако, оранжевый мир вовсе не похож на красный, где ошибок не прощают и слезам не верят. В нем можно выиграть, проиграть, снова выиграть, упасть и опять подняться. Оранжевые не останавливаются на достигнутом, они постоянно доказывают себе и другим тезис «я способен».

Исторически оранжевый мир появляется в эпоху Просвещения и промышленной революции, постепенно развиваясь под флагом либерального капитализма и захватывая все новые пространства. В целом, это мир, где живет сегодня человечество - хотя численно это 30% населения, но почти вся власть и богатство сосредоточены сегодня именно здесь. Здесь живет средний класс развитых стран, а так же мир науки и массовой культуры. Этот мир нам хорошо знаком.

Зеленый мир - мир гармонии

Оранжевая гонка за наживой и успехом не имеет конца. Утомленные этой гонкой, порожденными ими коррупцией, бездуховностью и неравенством опускаются в синий мир, где есть смысл и ответы на все вопросы, но такой исход не всем подходит. Есть возможность сделать шаг не вниз, а вверх - в новый зеленый мир.

Зеленый мир - это мир гармонии и совместного развития, построенный на идеалах любви и взаимопонимания. Это мир гуманизма, заботы и духовности. Дарованные сверху правила здесь не нужны - если люди хотят гармонии, они договорятся. Здесь не место наживе и эгоизму, это мир консенсуса и экологии.

Входной барьер в зеленый мир для человека - это высокий уровень личностного развития, для социума же необходим определенный уровень благосостояния - ведь продуктивность зеленого мира существенно ниже. Зеленый мир существует только там, где потребности удовлетворить несложно, а от иных возможностей можно и отказаться.

Исторически начало зеленого мира - эпоха хиппи и «Битлз», Парижская студенческая революция 1968 года. Антиглобалисты, борцы за права животных, феминистические движения - все они родились в зеленом мире, хотя и не все сохранили ему приверженность.

Это мир справедливости, принимаемое не как воздаяние за заслуги, а как неоспоримое равенство возможностей. Некоторые эксперты считают, что в зеленом мире живет 10% населения Земли, но эта цифра явно преувеличена.

Желтый мир - мир-калейдоскоп

Не зря зеленый похож на цвет болота: здесь все происходит медленно и далеко не самым эффективным способом, чтобы не нарушить гармонию и не задеть интересы. Те, которых не устраивает, вырываются из тисков коллектива в желтый мир и, подобно серфингисту, скользят по поверхности - обитатель желтого мира не дает поймать себя ни деньгами, ни властью, ни статусом.

Желтый мир - это мир сегодняшнего сетевого общества, вырывающийся за тесные рамки мира зеленых идеалистов. Он возник совсем недавно, с широким распространением Интернета, представляющего собой отрытую среду для самореализации и самовыражения, где правила оранжевого капитализма, игнорируются хотя бы в силу опережающего темпа развития. Желтый мир - калейдоскоп систем и форм, в нем знания и компетентность важнее ранга и статуса. Изменения являются нормой жизни, для человека естественно быстро и безболезненно адаптироваться к ним. Человек в желтом мире живет множеством жизней одновременно и может свободно скользить по мирам: он предстает то синим правоверным, то оранжевым честолюбцем, то зеленым источником всеобщей любви, но все это для него лишь роли, не затрагивающие внутренней сущности. Часто желтый мир называют первым миром второго порядка - потому что его представители способны понимать и принимать людей других миров, в то время как во всех предыдущих мирах их обитатели свободно воспринимают только своих людей и свои идеи, фильтруя все остальное.

Независимость, достоинство, свобода, компетентность - вот единственные ценности желтого мира. Деньги здесь даются без особого труда и не слишком ценятся - они важны, как инструмент достижения свободы. Это всего 1% населения, но уже 5% власти.

Бирюзовый мир - мир-организм

Можно бесконечно скользить по поверхности желтого мира, наблюдая смену картинок в калейдоскопе и рассматривая мир как шоу для тебя одного. Однако это может рано или поздно надоесть, и тогда неизбежен поиск смысла на новом уровне - там, где ответы синего и зеленого миров уже лишены смысла. Этот новый бирюзовый мир только появился на горизонте в виде отдельных идей, мыслителей и книг, поэтому мы мало о нем что можем сказать.

Обитатели бирюзового мира видят мир единым организмом, в котором души людей происходят от одного корня. Это мир высоких психологических и социальных технологий, духовных учений и практик.

Следующий мир имеет коралловый цвет, но заглянуть в него мы пока что не можем. Вопрос о количестве миров остается открытым. Будем помнить, что в свое время обитатели каждого мира очень долго считали его последним и совершенным - пока не появился следующий.

Рассмотрим более подробно модель спиральной динамики Кэрла Грейвза на примере произведения американского писателя Ф.С. Фицджеральда « Великий Гэтсби». Данного автора я выбрала в качестве иллюстрации для своего исследования вот почему: есть писатели, умеющие с необыкновенной чуткостью улавливать и доносить атмосферу времени, о котором они повествуют. Оценим по возможности эту способность подмечать самое характерное для меняющегося общественного климата. Она драгоценна, потому что сохраняет эпоху в ее неповторимости, открывая специфический ее образ не только в больших событиях, но и в будничном, неприметном. В каких-то исподволь свершающихся сдвигах мироощущения и самосознания. В черточках повседневности, приобретших значение обобщающее и серьезное. Особый дар рано проявился в произведениях Фицджеральда, придав неповторимо своеобразный характер и книгам его, и всей судьбе. Судьба словно предназначила ему сберечь ритмы, краски, верования, иллюзии своего времени во всей отличавшей ту эпоху грустной поэзией, неутоленной романтикой, наивностью ожиданий и прозрениями, оплаченными по самому жесткому счету.

Даже в сегодняшние дни имя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда ассоциируется, прежде всего, с социальной зоркостью. Он и в самом деле многое сумел предугадать. В свое время писатель напряженно размышлял о том, от чего потерпели крах национальные американские идеалы. Трагедия, описанная в «Великом Гэтсби», оказывалась типично американской трагедией, до такой степени характерной, что вину за нее было невозможно возложить лишь на ажиотаж времен «процветания», погубивший не одну жизнь. Уж слишком глубоки корни главного конфликта.

Они тянутся к истокам всего общественного опыта Америки, освященного великой и недостижимой «мечтой» о полном равенстве возможностей и безграничном просторе для личности, которая борется за свое счастье (ОРАНЖЕВЫЙ - ЗЕЛЁНЫЙ).

Об этой «мечте» написаны горы книг - философских, публицистических, художественных. Выберем среди них эссе Фолкнера под названием «О частной жизни». Там «мечта» определена как вечное устремление к «земному святилищу человека-одиночки». Особенности формирование американского общества, никогда не знавшего феодальных разделений, щедрая природа

Америки, величие и демократизм идеалов революции 1766 года - все это сказалось на характере и содержании важнейших принципов, которые создавали этический ориентир для множества рядовых обитателей заокеанской республики. Далеко не сразу было понятно, что эти принципы фактически благословляют индивидуализм со всеми его разрушительными последствиями для личности (КРАСНЫЙ). Речь поначалу шла только о неотъемлемом «праве личного достоинства и свободы». И от поколения к поколению эта «мечта» об осуществленном равенстве, о достоинстве, о том, что «для любого человека земли здесь найдется место, для бездомного, угнетенного, обезличенного», принималась на веру едва ли не безоговорочно (ЗЕЛЁНЫЙ). Казалось, не сегодня-завтра станет реальностью восстановленная общность людей, которые обрели естественное счастье. Говоря словами Фолкнера, «нам даже не надо было принять или отвергнуть мечту, ибо мечта уже обладала и владела нами с момента рождения».

Так же неосознанно она владеет Джем Гэтсби. Правила, которые он юности для себя установил,- это в своем роде законченный кодекс поведения для всякого верящего в «мечту» (КРАСНЫЙ) и твердо вознамерившегося старанием, бережливостью, трезвым расчетом и упорным трудом пробить себе путь в жизни (СИНИЙ), собственным примером доказать, что шансы равны для всех и важны лишь качества самого человека (ОРАНЖЕВЫЙ - ЗЕЛЁНЫЙ).

Однако Гэтсби ведомы и устремления совсем иного рода - не утилитарные, не своекорыстные. Такие устремления тоже созвучны «мечте». Она внушала, что в Америке человек волен сам выбрать себе судьбу и ничто не мешает ему жить в гармонии с собой. Она говорила, что в стране, где всем хватит места под солнцем, где перед каждым открыто множество нехоженым троп, человек безгранично свободен и может вновь сделаться естественно счастлив, как был свободен и счастлив Адам. И, осуществляя свое право на счастье - на личную независимость, материальный достаток, семейное благополучие, - он тем самым восстанавливает гармонию социальных отношений, утверждая себя. Он помогает осуществлению человеческой общности, в фундаменте которой, говоря словами Фолкнера, лежат «личное мужество, честный труд и взаимная ответственность».

В свое время писателю советовали четче обрисовать фигуру главного героя: подробно воспроизвести его прошлое, прояснить его профессию, его интересы. Фицджеральд отверг такие рекомендации решительно, потому что считал, что Гэтсби должен остаться персонажем довольно «расплывчатым». Обрисовать героя четко - значило бы написать другую книгу. А в романе Фицджеральда как раз все держится на двойственности главного персонажа, неясности его побуждений. Даже сюжет, внешне почти детективный, но вмещающий в себя философское содержание. Даже мотивы действий персонажей второго плана, потому что они все стремятся развеять для себя налет таинственности, который окутал главного героя задолго до того, как он непосредственно появится в рассказе Ника Каррауэя.

Неясность, «расплывчатость» заключена в самом характере Гэтсби, и дело вовсе не в том, что он недостаточно умело выписан. Он «расплывчат» по сути, потому что в душе Гэтсби разворачивается конфликт двух несовместимых устремлений, двух совершенно разных начал. Одно из этих начал - «наивность», простота сердца, негаснущий отблеск «зеленого огонька», звезды «неимоверного будущего счастья», в которое Гэтсби верит всей душой; типичные черты взращенного американской историей (а еще в большей степени - американской социальной мифологией «нового Адама» (ОРАНЖЕВЫЙ-ЗЕЛЁНЫЙ). Другое же - трезвый ум привыкшего к небезопасной, но прибыльно игре воротилы-бутлеггера, который и в счастливейший для себя день, когда Дэзи переступит порог его дома, раздает по телефону указания филиалам своей фирмы (КРАСНЫЙ). На одном полюсе - мечтательность, на другом - практицизм и неразборчивость в средствах, без чего не было бы ни загадочного особняка, ни миллионов.

На одном полюсе подлинная душевная широта и чуть ли не наивная чистота сердца, на другом - поклонение Богатству, Успеху Возможностям, порабощенность теми самыми фетишами, которые самому же Гэтсби так ненавистны в Томе Бьюкенене и людях его круга.

Но в определенном смысле Гэтсби подлинно велик - как ярчайший представитель типа американского «мечтателя», хотя мечта и ведет его сначала на ту опасную тропу бутлегерства, затем - в совершенно чужой ему по натуре мир Тома Бьюкенена и, наконец, к полной жизненной катастрофе.

Для Каррауэя, пока он еще не познакомился с Гэтсби, тот воплощает все заслуживающее лишь презрения: самодовольство, культ безвкусной роскоши и т.п. Но Ник не может не признаться себе: в Гэтсби есть «нечто поистине великолепное». Что именно? Конечно, щедрость Гэтсби, его старания окрасить будни праздничностью, на свой лад осуществив гармонию бытия. Когда рассказчик впервые своими глазами видит Гэтсби, перед ним влюбленный романтик, разглядывающий усыпанное звездами летнее небо (ЗЕЛЁНЫЙ). «Второй облик» Гэтсби не согласуется с первым, а все же неспроста у Каррауэя мелькнула мысль, что богатый сосед прикидывает, какой бы кусок неба отхватить для одного себя (КРАСНЫЙ), - подобные побуждения точно так же в натуре Гэтсби, как и мечтательность, романтичность, доброта, естественное для него желание сделать счастливыми всех.

На протяжении всего романа в Гэтсби будут выявляться совершенно несовместимые качества и побуждения. Здесь не только внутренняя необходимость «расплывчатости» Гэтсби, каким он предстает читателю. Здесь неопровержимая логика социальных законов, которыми предопределены реальная жизненная судьба и реальная этическая позиция «мечтателя» наподобие Гэтсби. Не случайно Фицджеральд, говоря о своем романе, указывал на «Братьев Карамазовых», как образец, которому он стремился следовать. Ведь «Великий Гэтсби» - роман идей, и воссоздана в ней только драма отдельной личности, но драма большой идеи, получившей совершенно ложное осуществление (СОВМЕЩЕНИЕ КРАСНОГО И ЗЕЛЁНОГО).

Гэтсби велик своей стойкой приверженностью к идеалу «нового Адама». Но этот идеал выглядит прекрасным лишь в том случае, если отвлечься от реальности, в которой его пытаются воплотить. Если воспользоваться метафорой, которой Фицджеральд завершает роман, идеал благороден лишь при условии, что человек «плывет вперед» без всяких помех, словно бы «течения» не существует. А на деле «мы пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки в прошлое». Все дальше и дальше отодвигается осуществление «мечты», и «новый Адам» все больше выглядит обманчивой грезой.

В то же время в современной культуре Э. Фромм (немецкий социолог, философ, психоаналитик) видит такое отношение к любви: люди стремятся скорее вызвать любовь к себе, чем любить самим. Он стремился провести анализ причин, приведших к такому плачевному отношению к любви в современном обществе и отметил, что в наше время наиболее характерны идеи неограниченного потребления и взаимного обмена, что накладывает свой весомый отпечаток и на представления об отношениях между людьми. Ценность объекта любви определяется по его социальной привлекательности подобно тому, как упаковка указывает на значимость товара. «Едва ли стоит удивляться, что в культуре, где превалирует рыночная ориентация и где материальный успех представляет выдающуюся ценность, человеческие любовнее отношения следуют тем же образом».

Любовь Гэтсби чиста и романтична, но Дэзи - это олицетворенное убожество американского «хорошего общества», и герой замышляет покорить ее, демонстрируя любимой целый шкаф красивых сорочек. В беспечном разгуле гости Гэтсби словно бы и впрямь вернули себе естественную раскованность, праздничность восприятия жизни, однако разговаривают они голосами, в которых «звенят деньги».

Я считаю, что краеугольным камнем человеческой жизни вообще является именно пространство отношений. Мы живем не просто в мире, как люди, мы живем именно в отношениях, и от характера наших взаимоотношений с миром зависит наша человечность, зависит то, насколько мы являемся человеками. Многие ученые говорят сейчас о фатальной разобщенности людей рыночного общества и эта ситуация чрезвычайно усугубляется в современном мире потребления.

В связи с этим, особо актуальной является задача творческой включенности личности в общество других людей - такой включенности, при которой человек обретает действительное здоровье, единство, целостность, полноту и счастье.


Список литературы


  1. Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби»

  2. А.Зверев статья «Подземные толчки»

  3. Р.С. Немов «Общие основы психологии» (Книга 1)

  4. Крис Кован «Спиральная динамика. Управляя ценностями и лидерством»

  5. «Википедия» свободная энциклопедия

  6. В.В. Ляшенко «Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия»

  7. Эрих Фромм «Искусство любить»


















© 2010-2022