Рабочая программа по дисциплине русский язык

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа по дисциплине русский язык






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДб 01.01. РУССКИЙ ЯЗЫК

специальность СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта







СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы направлений подготовки и специальностей СПО 190000 Транспортные средства.

Настоящая программа учебной дисциплины «Русский язык» ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Данная рабочая программа разработана для специальностей, относящихся к техническому профилю.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для специальностей СПО, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года.

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана в соответствии с разъяснениями по реализации ФГОС среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол № 1 от 3 февраля 2011 г.)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл (базовые общеобразовательные дисциплины).

Реализация программы направлена на формирование следующих общих компетенций:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  • ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Полученные знания и умения позволят обучающимся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

  • самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;

  • совершенствования способности к самооценке на основе совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения

1.4. Резерв времени-(не предусмотрено)

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 час., в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 час.;

  • самостоятельной работы обучающегося 39 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


  • лекции

36

  • практикум

24

  • лабораторные работы

-

  • практические занятия

12

  • контрольные занятия

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:


  • тематика домашних заданий;

12

  • индивидуальные задания;

27

Итоговая аттестация в форме письменного экзамена

2.2 Тематический план

№ п/п

Наименование учебного модуля (УМ), элемента (УЭ)

количество часов

максимальная учебная нагрузка

самостоятельная работа

аудиторная учебная нагрузка:

всего

в т.ч. практикум

в т.ч. ЛР и ПЗ

1 курс

60

22

38

10

6

УМ 1.

Язык и речь. Функциональные стили речи

12

4

10

2

2

УЭ 1.1.

Язык и речь. Функциональные стили речи

12

4

10

2

2

УМ 2

Лексика и фразеология

12

4

8

2

2

УЭ 2.1.

Лексика и фразеология. Словари.

12

4

8

2

2

УМ 3

Фонетика , орфография, морфемика, словообразование

34

14

20

6

2

УЭ 3.1.

Фонетика ,орфоэпия, графика, орфография

16

6

10

4

2

УЭ 3.2.

Морфемика, словообразование,

орфография

18

8

10

2


2 курс

57

17

40

14

6

УМ 4

Морфология

31

11

20

8

4

УЭ 4.1.

Самостоятельные части речи

20

8

12

6

2

УЭ 4.2.

Служебные части речи

11

3

8

2

2

УМ 5

Синтаксис и пунктуация

26

6

20

6

2

УЭ 5.1

Словосочетание и простое предложение

14

4

10

4


УЭ 5.2.

Сложное предложение

12

2

10

2

2

Итого

117

39

78

24

12

2.3. Содержание учебной дисциплины

Номер и наименование учебных модулей и учебных элементов

Содержание учебного материала, практикум, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

УМ 1. Язык и речь. Функциональные стили и их особенности

10


УЭ 1.1.Язык и речь. Функциональные стили ины 19 века.

Лекции:

6

1.

Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств


1

2.

Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

2

3

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

2

Практикум:

2


1.

Работа над текстом функциональных стилей речи

Практические занятия:

2

1.

№1 Комплексная работа над текстом.

Самостоятельная работа:

Составление плана текста.

Составление конспекта «Культура речи. Нормы русского языка».

4

Контрольное занятие:

-

УМ 2 Лексика и

фразеология.

8

УЭ 2.1 Лексика и фразеология. Словари.

Лекции:

4

1.

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы).

Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки Фразеологизмы.

Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи.


1

2

Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексические нормы .Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц.

2

Практикум:

2


1.

Лексико - орфографическая работа на тему : «Синонимы , антонимы и их изобразительные возможности»

Практические занятия:

2

1.

№2. Лексико - фразеологический разбор предложений.

Самостоятельная работа:

Подготовка реферата «Стилистика и синонимические средства языка»

Работа над текстом с фразеологическими оборотами.

4

Контрольное занятие:

*

УМ 3 Фонетика.

Орфография.

Морфемика.

Словообразование


20

УЭ 3. 1.Фонетика, орфоэпия, графика, орфография


Лекции:

4

1.

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.


1

2.

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И - Ы после приставок.

2

**

Практикум:

4


1.

Составление таблиц по теме «Чередующиеся гласные в корне слова»


2.

Орфографическая работа на тему: «Правописание приставок»

Практические занятия:

2


1.

№3.Решение фонетических задач


Самостоятельная работа:

Конспектирование текста «Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация»

Подготовка реферата «Письмо и орфография. Принципы русской орфографии»

Работа с орфоэпическим словарем

6


Контрольное занятие:

*


УЭ 3.2. Морфемика, словообразование,

орфография

Лекции:

6


1.

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ


1

2.

Правописание сложных слов.

2

3

Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -

2

Практикум: Словообразовательный разбор

2


Практические занятия:


1.

Самостоятельная работа:

Составление таблиц « Употребление приставок в разных стилях речи»

Подготовка доклада « Употребление суффиксов в разных стилях речи»

Составление кроссвордов

Работа со словарем «Строение слов русского языка»

8

Контрольное занятие :

Тест № 1: «Способы словообразования»

2

УМ 4. Морфология

20


УЭ 4.1.

Самостоятельные части речи

Лекции:

4

1.

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Морфологический разбор имени числительного. Местоимение. Морфологический разбор местоимения.


2








2

2

Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Причастие как особая форма глагола. Морфологический разбор причастия. Деепричастие как особая форма глагола. Морфологический разбор деепричастия. Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия.

Практикум:

6

**

1.

Составление таблицы: « Степени сравнения прилагательных»



2

Тренировочные упражнения по теме: « Спряжение глаголов»

3

Творческая работа по теме»: « Причастие»

Практические занятия:

2

1.

№4. Морфологический разбор частей речи

Самостоятельная работа:

Составление плана текста

Подготовка реферата «Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий»

Творческая работа. Сочинение-эссе.

8

Контрольное занятие:

*

УЭ 4.2. Служебные части речи

Лекции:

4

1.

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Частица как часть речи.









1

2

Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

2

Практикум:

2


1.

Составление таблиц по разрядам предлогов

Практические занятия:

2

1.

№5.Слитное и раздельное написание частицы Не с разными частями речи

Самостоятельная работа:

Работа над текстом «Вставь нужные предлоги и союзы»

Работа с Толковым словарем

3

Контрольное занятие:

*

УМ 5. Синтаксис и пунктуация

20














УЭ 5.1 Словосочетание и простое предложение


Лекции

4

1.



Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего Односоставное и неполное предложения. Односоставное и неполное предложения.





1










2





2.

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и

неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных

стилях речи. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от

знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое

различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в

тексте. Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометии.

Употребление междометий в речи

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений.

Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств.

Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие

члены предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с

членами предложения Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой

речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Практикум:

4


1.

Составление таблицы : «Подлежащее и способы его выражения»

2

Творческая работа по текстам: « Обособленные члены предложения»

Практические занятия:

-

Контрольное занятие:

Тест № 2 « Синтаксический разбор простого и сложного предложения»

2

Самостоятельная работа

Доклад: «Синонимия согласованных и несогласованных определений»

Исследовательская учебная работа

-4

УЭ 5.2.Сложное предложение

Лекции:

4

1





2

1

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.


2

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

Практикум:

2


1

Составление таблицы по теме: « Бессоюзное сложное предложение»

Практические занятия:

2

1.

№6.Синтаксический анализ простых и сложных предложений

Самостоятельная работа:

Составление плана текста «Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами»

2

Контрольное занятие: Комплексный анализ текстов по их содержанию и языковому оформлению.

2

Всего

117

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к организации образовательного процесса:

Образовательный процесс организуется в соответствии с календарным учебным графиком образовательной деятельности и дорожной картой по специальности.

Освоение учебной дисциплины обучающимися происходит посредством организации следующих видов занятий: лекции, обобщение, комбинированные уроки, практические занятия, семинары, уроки проверки знаний и умений.

Практические занятия проводятся с применением соответствующего учебно-методического и программного обеспечения. При составлении практических заданий моделируются реальные производственные ситуации, в задание включается анализ результатов и выводы.

В образовательном процессе выделяются два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Видами заданий являются: cоставление тезисов, работа над текстом, подготовка рефератов, работа со словарем, выполнение практических работ, информационная переработка ,подготовка докладов ,анализ и разработка предложений по теме, расшифровка схем ,работа со справочной литературой, практикум, тестирование.

Задания имеют вариативный и дифференцированный характер и учитывают индивидуальные особенности обучающихся. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем.

В процессе изучения дисциплины текущий контроль усвоения знаний обучающихся осуществляется в форме тестирования, творческих заданий.

Формы проведения консультаций: индивидуальные, групповые, письменные, устные.

Индивидуальный образовательный маршрут осуществляется в соответствии с дорожной картой с учётом скорости освоения обучающимся модулей. Обучающиеся, имеющие свободный график посещения учебных занятий или пропустившие занятия по уважительной причине, обучаются также в соответствии с дорожной картой, но по индивидуальной программе.

Образовательный процесс организуется в соответствии с календарным учебным графиком образовательной деятельности и дорожной картой по профессии/специальности.

Освоение учебной дисциплины обучающимися происходит посредством организации следующих видов занятий: лекции, практикум, практические занятия: комплексная работа над текстом, разные виды разбора предложений и слов, составление таблиц, творческая работа по текстам, анализ предложений, тренировочные упражнения по теме, решение фонетических задач,

Лекция включает обзор основного теоретического материала учебного модуля, дает обучающимся общие установки на самостоятельное овладение теории учебного модуля. Лекция - основа успешной организации самостоятельной работы обучающихся. Лекция, как правило, носит объяснительный характер, желательно с использованием демонстрационного материала. Преподаватель обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание обучающихся на имеющихся проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли знаний.

Практикум - вид учебных занятий, имеющих целью практическое усвоение основных положений учебного модуля. Практикум организуется на занятиях в форме семинаров, деловых игр, круглых столов, тренировочных упражнений по решению задач, ситуаций и т.п.

Практикум, лабораторные и практические работы, практические занятия проводятся с применением соответствующего учебно-методического и программного обеспечения. При составлении практических заданий моделируются реальные производственные ситуации, в задание включается анализ результатов и выводы.

В образовательном процессе выделяются два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Видами заданий являются: составление плана текста, составление конспектов, подготовка рефератов, работа над текстами, работа со словарями, подготовка докладов, составление кроссвордов, творческая работа, исследовательская учебная работа.

Задания имеют вариативный и дифференцированный характер и учитывают индивидуальные особенности обучающихся. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем.

В процессе изучения дисциплины текущий контроль усвоения знаний обучающихся осуществляется в форме тестирования, контрольных работ, творческих заданий.

Формы проведения консультаций групповые

Индивидуальный образовательный маршрут осуществляется в соответствии с дорожной картой с учётом скорости освоения обучающимся модулей. Обучающиеся, имеющие свободный график посещения учебных занятий или пропустившие занятия по уважительной причине, обучаются также в соответствии с дорожной картой, но по индивидуальной программе.

3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета «Русский язык»

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку;

  • учебная литература;

  • методическая литература;

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • мультимедиапроектор;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 кл. М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС», 2008.

2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 2006.

3. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2004.

4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М., 2005.

5. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М., 2007.

6. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 4-е изд., испр. - М., 2006.

Дополнительные источники.

1. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.

2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. - М., 2004.

3. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. - М., 2002.

4. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. - М., 2000.

5. Валгина Н.С. Теория текста. - М., 2004.

6. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М., 2006.

7. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. - М., 2002.

8. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.

9. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005.

10. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.

11. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. - М., 2000.

12. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 2000.

Интернет-ресурс

  1. Российское образование. Федеральный портал//Режим доступа: edu.ru/

  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам//Режим доступа: window.edu.ru/

  3. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. Каталог //Режим доступа: fcior.edu.ru/

  4. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества // Режим доступа: openclass.ru/sub/

  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов// Режим доступа: school-collection.edu.ru/

  6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // Режим доступа: festival.1september.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

Оценка результатов освоения

УМ 01. Язык и речь. Функциональные стили и их особенности

Умения:

  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

Практическая работа

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

ПР №1 Комплексная работа над текстом.

Работа над текстом функциональных стилей речи

Творческая работа по теме»: « Причастие»

Работа над текстом функциональных стилей речи

Лексико - орфографическая работа на тему : «Синонимы , антонимы и их изобразительные возможности»

Составление таблиц по теме «Чередующиеся гласные в корне слова»

Тренировочные упражнения по теме: « Спряжение глаголов»

Составление таблиц по разрядам предлогов

Составление таблицы по теме: « Бессоюзное сложное предложение»

Знания:

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Внеаудиторная самостоятельная работа

Тестирование

Тестирование

Составление плана текста.

Составление конспекта «Культура речи. Нормы русского языка».

Составление конспекта «Культура речи. Нормы русского языка».

Тест № 1: «Способы словообразования»

Тест № 2 « Синтаксический разбор простого и сложного предложения»

УМ 02. УМ 2 Лексика и фразеология

Умения:

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;



  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

Практическая работа

Практикум

Практикум


Практикум

Практикум

Практикум

Практикум


Практикум

Практикум

ПР№2. Лексико - фразеологический разбор предложений.

Словообразовательный анализ слов

Работа над текстом функциональных стилей речи

Лексико - орфографическая работа на тему: «Синонимы , антонимы и их изобразительные возможности»

Составление таблиц по теме «Чередующиеся гласные в корне слова»

Орфографическая работа на тему: «Правописание приставок»

Работа над текстом функциональных стилей речи

Составление таблиц по разрядам предлогов


Творческая работа по теме»: « Причастие»

Творческая работа по текстам: « Обособленные члены предложения»

Знания:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

Тестирование

Внеаудиторная самостоятельная работа

Тестирование

Тест №1 «Способы словообразования»

Подготовка реферата «Стилистика и синонимические средства языка»

Работа над текстом с фразеологическими оборотами.

Тест № 2 « Синтаксический разбор простого и сложного предложения»

УМ 03 Фонетика. Орфография. Морфемика. Словообразование

Умения:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

Практические занятия

Практикум

Практикум


Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

ПР№3.Решение фонетических задач

Работа над текстом функциональных стилей речи


Творческая работа по теме»:

« Причастие»

Составление таблицы по теме: « Бессоюзное сложное предложение»

Лексико - орфографическая работа на тему : «Синонимы , антонимы и их изобразительные возможности»

Составление таблиц по теме «Чередующиеся гласные в корне слова»

Орфографическая работа на тему: «Правописание приставок»

Словообразовательный анализ слов

Тренировочные упражнения по теме: « Спряжение глаголов»

Составление таблицы : «Подлежащее и способы его выражения»

Знания:

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Тестирование

Внеаудиторная самостоятельная работа

Тест №2 « Синтаксический разбор простого и сложного предложения»

Конспектирование текста «Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация»

Подготовка реферата «Письмо и орфография. Принципы русской орфографии»

Работа с орфоэпическим словарем

УМ 04. Морфология

Умения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

Практические занятия

Практические занятия

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

ПР№4.Морфологический разбор частей речи;

ПР№5.Слитное и раздельное написание частицы Не с разными частями речи

Лексико - орфографическая работа на тему : «Синонимы , антонимы и их изобразительные возможности»

Составление таблиц по теме «Чередующиеся гласные в корне слова»

Орфографическая работа на тему: «Правописание приставок»

Словообразовательный анализ слов

Тренировочные упражнения по теме: « Спряжение глаголов»

Знания:

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;


Тестирование

Сочинение-эссе.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Тест №1 «Способы словообразования»

Составление плана текста

Подготовка реферата «Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий»

Творческая работа.

Работа над текстом «Вставь нужные предлоги и союзы»

УМ 5. Синтаксис и пунктуация

Умения:

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Практическая работа

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

ПР №6.Синтаксический анализ простых и сложных предложений

Лексико - орфографическая работа на тему : «Синонимы , антонимы и их изобразительные возможности»

Составление таблицы : «Подлежащее и способы его выражения»

Составление таблиц по теме «Чередующиеся гласные в корне слова»

Орфографическая работа на тему: «Правописание приставок»

Словообразовательный анализ слов

Составление таблицы: « Степени сравнения прилагательных»

Работа над текстом функциональных стилей речи

Составление таблицы: « Степени сравнения прилагательных»

Тренировочные упражнения по теме: « Спряжение глаголов»

Знания:

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Тестирование

Внеаудиторная самостоятельная работа

Тест №2 « Синтаксический разбор простого и сложного предложения»

Подготовка реферата «Синонимия согласованных и несогласованных определений»

Исследовательская учебная работа

Составление плана текста «Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ


БЫЛО:

СТАЛО:



Основание:

Протокол № ___ от «_______» 2015г.

Председатель: ____________________ /Н.А. Гончарова

подпись Ф.И.О.




© 2010-2022