Рабочая программа с ктп элективного курса Основы журналистики: школьная газета 2014

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шелтозерская средняя общеобразовательная школа»

Прионежского района Республики Карелия


Рассмотрена Утверждена

на методическом совете школы приказом по школе

(протокол № ___ от ______________) № ______ от ___________

Принята

педагогическим советом школы

(протокол № ___ от _____________)


Рабочая программа

элективного курса «Основы журналистики: школьная газета»

основной общеобразовательной программы среднего общего образования

(для обучающихся 10 класса)

сроком реализации 1 год


Составитель

Позднякова Г.А.

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной

категории






2014 г.

1. Пояснительная записка

Элективный курс «Основы журналистики» для обучающихся 10 класса дает им возможность проявить себя в социально значимой деятельности через создание средства массовой информации - школьной газеты, позволяет реализовать свои творческие, коммуникативные, интеллектуальные способности, обеспечивает занятость подростков во внеурочное время, а также проверить свои профориентационные устремления и овладеть способами делового взаимодействия.

Актуальность курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

Практическая значимость курса состоит в том, что, совершенствуя в ходе его освоения навыки орфографии и пунктуации, составления и редактирования собственного текста, старшеклассники получают дополнительные возможности для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Данная рабочая программа является авторской. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и в соответствии с учебным планом школы рассчитана на 35 ч в год (1 ч в неделю).

Целью курса «Основы журналистики» является знакомство с основами профессии журналиста, особенностями подготовки газеты и издание школьной газеты,

Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:

  • углубить теоретические знания обучающихся о тексте;

  • закрепить навыки написания сочинений разных жанров, грамотности (орфографии и пунктуации);

  • совершенствовать умения и навыки анализа литературного текста;

  • воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;

  • активизировать внимание учащихся на собственной письменной речи;

  • сформировать начальные представления о профессии журналиста;

  • повышать культуру поведения в процессе коммуникативного общения;

  • содействовать воспитанию гражданских и нравственных качеств личности.

Особенность содержания курса заключается в том, что он опирается на данные таких филологических дисциплин, как «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи» и др. и основывается на знаниях обучающихся о теме, основной мысли текста, стилях речи, типах повествования, жанрах сочинений, полученных в курсе основной школы.

При составлении программы учитывалась периодичность издания школьной газеты (1 раз в четверть), поэтому в календарно-тематическом планировании раздел III (издание школьной газеты) встроен в теоретический (I) и практический (II) разделы.

2. Содержание программы:

учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование

РАЗДЕЛ I. Теоретическая часть: введение в журналистику (6 ч)

Тема 1. Знакомство с профессией журналиста (1 ч)

Основные аспекты: цели, задачи, понятийный аппарат курса «Основы журналистики». Основные составляющие профессии журналиста. Умения и возможности журналиста. Профессиональные и морально-этические качества журналиста (добросовестность, ответственность, достоверность, уважение, достоинство, осторожность, солидарность). Основные специальности журналиста: корреспондент, репортер, комментатор, фотокорреспондент.

Понятийный аппарат: журналист, редакция, газета, статья, сбор материала, гонорар, журналистская этика, Международный кодекс чести журналистов.

Деятельность обучающихся: участие в беседе, слушание лекции, конспектирование, устное составление ассоциативных рядов, подготовка сообщений (по желанию, темы указаны в занятии 2); определение своей роли в команде по созданию школьной газеты.

Тема 2. Основные этапы работы журналиста (1 ч)

Основные аспекты: как правильно собирать, отбирать необходимый материал. Определение цели и задач. Составление списка вопросов. Информационная подготовка.

Понятийный аппарат: сбор, отбор материала, цели, задачи, список вопросов, информированность, владение темой.

Деятельность обучающихся: слушание лекции, участие в беседе, конспектирование; выбор темы, определение цели и задач предполагаемой работы; составление вопросов, оснащенность (блокнот, карандаш и т.д. ); выступление с подготовленными сообщениями на темы: «История создания Кодекса чести журналистов», «Легенда русской журналистики В. Гиляровский».

Тема 3. Общее понятие о газете (1 ч)

Основные аспекты: Что такое газета (история, назначение). Композиция (строение) газеты. Основные рубрики газеты. Основные жанры газетной статьи (заметка, интервью, репортаж).

Понятийный аппарат: газета, выпуск, периодичность, издание, редакция, публикация, подвал, шапка, сноска, рубрика.

Деятельность обучающихся: слушание лекции, участие в беседе, конспектирование, построение схемы газеты, практическая работа с газетой (выборка материала, нахождение клише, подчеркивание, сопоставление, анализ); выступление с подготовленными сообщениями на темы: «История возникновения газеты», «Интересные факты из жизни газет».

Тема 4. Газетная статья (1 ч)

Основные аспекты: Основные жанры газетной статьи: заметка, репортаж, интервью.

Понятийный аппарат: газетная статья, передовица, заметка, репортаж, интервью.

Деятельность обучающихся: конспектирование, участие в беседе; практическая работа (нахождение основных жанров статей в газете по основным признакам); выступление с подготовленными сообщениями на тему: «Журналисты в горячих точках», «Подвиг военных корреспондентов».


Тема 5. Встреча с представителями редакций местных газет, выпускниками школы-студентами отделения журналистики филологического факультета ПетрГУ (2 ч)

«Круглый стол» по обмену опытом профессионального общения.

РАЗДЕЛ II.

Практическая часть: выполнение заданий, связанных с профессией журналиста - 7 ч

Тема 1. Речь и текст. Структура текста. Особенности публицистического стиля (2 ч)

Тема. Идея. Микротема. Данное и новое. Интонация. Логические ошибки и способы их устранения. Текст как смысловое и структурное единство. Способы связи предложений в тексте. Заголовок текста. Виды зачинов. Заключительная часть текста. Основные композиционные приёмы. Характерные признаки публицистического стиля.

Деятельность обучающихся: конспект, сравнение, сопоставление, наблюдение за языком текстов, редактирование текстов.


Тема 2. Стилистические и художественно-изобразительные средства языка (2 ч)

Понятие о средствах художественной изобразительности; их роль в тексте. Лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические средства языка. Стилистические фигуры. Ошибки и способы их исправления. Использование художественно-изобразительных средств в тексте.

Деятельность обучающихся: составление таблицы, редактирование текста, введение в текст средств выразительности языка.


Тема 3. Журналистские жанры: (2 ч)

- оперативно-новостные (заметка);

- оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчёты);

- исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия);

- исследовательские (статья, письмо, обозрение);

- исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет).

Знакомство со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к информационным сообщениям: оперативность, релевантность, фактическая точность, декодируемость, краткость информации.

Деятельность обучающихся: конспектирование, создание творческой работы в одной из жанровых форм (работа в группах), взаиморецензии.


Тема 4. Язык и реклама (1 ч)
Практическое использование лингвистических приёмов или языковой манипуляции:

- оценочное понимание;

- языковой капкан;

- пресуппозиция;

- массированное употребление;

- почерк мастера.

Деятельность обучающихся: наблюдение за языком текстов, создание рекламы.

Раздел III. Издание школьной газеты - 22 ч

Тема 1. История создания школьной газеты "Sanum kaikile tervhen" («Скажем всем «здравствуйте») (1 ч)

Знакомство с материалами, авторами, историей создания школьной газеты - по прошлым выпускам газеты.

Тема 2. Создание макета газеты (1 ч)

Название; выбор цветовой гаммы, шрифта и рамки; выбор постоянных рубрик в газете; заголовки к статьям; наличие иллюстративного материала, его использование и расположение; распределение всего материала по страницам газеты. Роль каждого в команде (редактор, дизайнер, корреспондент, фотограф и т.д.).

Тема 3. Сбор материала (8 ч - по 2 на каждый запланированный выпуск газеты)

Посещение культурного (выставка, концерт, общешкольный вечер и т.д.) мероприятия в качестве корреспондента, спортивного - в качестве репортера, встречи с интересным человеком в качестве интервьюера.

Основные аспекты: культура и этика поведения журналиста во время работы, умение получать информацию, ведение записей, система сокращений; умение задавать вопросы; составление списка вопросов; оснащенность; заинтересованность; тактичность.

Деятельность обучающихся: сбор материала; получение информации; ведение записей; беседа с информированными собеседниками; расшифровка записей (д/з); подготовка и выступление с сообщением (по желанию): «Мастер спортивного репортажа - Н.Озеров».

Тема 4. Написание и редактирование статей (8 ч - по 2 на каждый запланированный выпуск газеты)

Написание статей для 4-х запланированных выпусков школьной газеты. Редактирование (правка) написанных текстов.

Основные аспекты: обработка записей, написание сочинений в жанре заметки, репортажа или интервью; публицистический стиль (газетные клише и штампы, риторические вопросы); актуальность; редактирование (правка).

Деятельность обучающихся: обработка сделанных записей, написание сочинений в жанре заметки, репортажа, интервью; чтение, рецензирование и правка написанных текстов; устранение грамматических, речевых и стилистических ошибок.

Тема 5. Выпуск и презентация школьной газеты (4 ч - по 1 на каждый выпуск)

Выпуск 4-х номеров школьной газеты в течение учебного года (по 1 в четверть). Презентация выпусков на общешкольных линейках.

Деятельность обучающихся: подготовка номера газеты к выпуску (выбор тематики номера, создание композиции газетного материала (расположение рубрик), оформление выпуска).


Календарно-тематическое планирование курса проектно-исследовательской деятельности по теме «Основы журналистики» на 2013 / 14 учебный год

№ п\п

Тема занятия

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

РАЗДЕЛ I.

Теоретическая часть: введение в журналистику (2 ч из 6 отведенных)

1

Тема 1. Знакомство с профессией журналиста

2

Тема 2. Основные этапы работы журналиста

Раздел III.

Издание школьной газеты (ШГ)

(7 ч из 22 отведенных)

3 /1

Тема 1. История создания школьной газеты "Sanum kaikile tervhen" («Скажем всем «здравствуйте»)

4 / 2

Тема 2. Создание макета газеты

5-6 /

3-4

Тема 3. Сбор материала для № 59 ШГ по теме «Общешкольный осенний праздник в форме фестиваля культур»

7-8 /

5-6

Тема 4. Написание и редактирование статей № 59 ШГ

9 / 7

Тема 5. Выпуск и презентация школьной газеты № 59

РАЗДЕЛ I.

Теоретическая часть: введение в журналистику (2 ч из 6 отведенных)

10 / 3

Тема 3. Общее понятие о газете

11 / 4

Тема 4. Газетная статья

Раздел III.

Издание школьной газеты (ШГ)

(5 ч из 22 отведенных)

12-13 / 8-9

Тема 3. Сбор материала для № 60 ШГ по теме «Новый год. Зимняя олимпиада в Сочи»

14-15 / 10-11

Тема 4. Написание и редактирование статей № 60 ШГ

16 / 12

Тема 5. Выпуск и презентация школьной газеты № 60

РАЗДЕЛ I.

Теоретическая часть: введение в журналистику (2 ч из 6 отведенных)

17-18 / 5-6

Тема 5. Встреча с представителями редакций местных газет, выпускниками школы-студентами отделения журналистики филологического факультета ПетрГУ

РАЗДЕЛ II.

Практическая часть: выполнение заданий, связанных с профессией журналиста (2 ч из 7 отведенных)

19-20 / 1-2

Тема 1. Речь и текст. Структура текста. Особенности публицистического стиля

Раздел III.

Издание школьной газеты (ШГ)

(5 ч из 22 отведенных)

21-22 / 13-14

Тема 3. Сбор материала для № 61 ШГ по теме «23+8. Общешкольная ВПИ «Зарница». Конкурс «Кто на свете всех милее?».

23-24 / 15-16

Тема 4. Написание и редактирование статей № 61 ШГ

25 / 17

Тема 5. Выпуск и презентация школьной газеты № 61

РАЗДЕЛ II.

Практическая часть: выполнение заданий, связанных с профессией журналиста (5 ч из 7 отведенных)

26-27 /

3-4

Тема 2. Стилистические и художественно-изобразительные средства языка

28-29 / 5-6

Тема 3. Журналистские жанры

30 / 7

Тема 4. Язык и реклама

Раздел III.

Издание школьной газеты (ШГ)

(5 ч из 22 отведенных)

31-32 / 18-19

Тема 3. Сбор материала для № 62 ШГ по теме «Последний звонок. Выпускники-2014».

33-34 / 20-21

Тема 4. Написание и редактирование статей № 62 ШГ

35 / 22

Тема 5. Выпуск и презентация школьной газеты № 62

3. Результаты освоения программы

Программа курса «Основы журналистики» нацелена на дальнейшее развитие у обучающихся:

- образного мышления,

- эмоциональной отзывчивости,

- повышение речевой и письменной грамотности,

- приобретение навыков работы журналиста:

  • работа со справочной литературой и словарями;

  • соблюдение норм русского литературного языка и понимание эстетической функции языка;

  • лингво-смысловой анализ текстов различных функциональных стилистических типов;

  • рецензирование текстов разных жанров;

  • редактирование (правка) текста;

  • письменное оформление и передача информации;

  • подготовка макета газеты.

Итогом проектно-исследовательской деятельности обучающихся в ходе освоения курса «Основы журналистики является выпуск 4 номеров школьной газеты (по 1 номеру за учебную четверть).

4. Учебно-методическое обеспечение программы

Литература для обучающихся

1. Александров В.Н. Знаю, понимаю, могу: Пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., 1999.

2. Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе: Пособие для учащихся и абитуриентов. М., 2005.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Рольф, 2002. - 208 с. - (Домашний репетитор)

4. Чернозёмова Е.Н. Словесность: Пособие по развитию навыков письменной речи. М., 1995.

5. Словарь журналиста. Словарь-справочник. М., 1992.

Литература для учителя

1. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл. Кн. Для учителя / Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. - М.: Просвещение, 1991

2. Котельникова С.А. Аннотация-отзыв-рецензия-эссе // Русский язык в школе. № 1'98.

3. Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. М.: Школа-Пресс, 1994.

4. Ладыженская Т.А. и др. Теория и практика сочинений разных жанров. Сост. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. - М., Просвещение, 1990.

5. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. М.: 2001.

6. Мещерякова В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: Учебное пособие для студентов и учителей-словесников. М., 1999.

7. Никитина Е.И. Русская речь. 5-7 класс. Просвещение, 2000

8. Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. М.: Высшая школа, 1990.

9. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. Сергеев Ф.П. Волгоград, 2000.

10. Свитич Л.Г. Введение в специальность. Профессия: журналист. / Для студентов факультетов и отделений журналистики. - М.: 2007. - 255 с.

11. Францова Н.В. Литература. Анализ стихотворения. Анализ эпизода. М.: Экзамен, 2005.

Ресурсы Интернет

shkolazhizni.ru/archive/0/n-5668/ (Школа жизни ру. Познавательный журнал) - Основы профессии журналиста

emc.spb.ru - Кодекс чести журналиста

5. Материальное обеспечение программы

Компьютер с выходом в Интернет

Принтеры (черно-белый, цветной)

Бумага ксероксная (белая, цветная)

Информационный стенд для размещения школьной газеты


© 2010-2022