Эссе Мир детства в рассказе А. Вампилова Солнце в аистовом гнезде

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Аларская средняя общеобразовательная школа



Мир детства в рассказе А.Вампилова «Солнце в аистовом гнезде»

Эссе учителя русского языка и

литературы Дархановой Е.О.





2015г

Александр Вампилов- один из лучших писателей 20 века. В его записных книжках есть слова будто о самом себе: «Все лучшие известные писатели знамениты тем, что говорили правду. В 20 веке этого достаточно для того, чтобы прославиться». Правда вампиловских произведений «исключительна, парадоксальна, остроумна, таинственна, поэтична, из ряда вон выходяща»

Поэтична правда, пожалуй, самого замечательного рассказа Вампилова «Солнце в аистовом гнезде». Рассказ впервые был напечатан в газете «Молодежь Бурятии» 7 августа 1963 года. А.Румянцев сообщает, что рассказ был написан Вампиловым в Белоруссии. Учась на курсах в Москве, Вампилов поехал не то в командировку, не то на короткую практику в молодежную газету. Однажды он побывал в белорусском селе Корма- Пайки на спектакле народного театра и подготовил очерк. В окончательном варианте рассказа Вампилов убрал сведения о том, что спектакль назывался «Левониха на орбите» и был был поставлен Краснопольским народным театром, Белоруссия в топонимике: Драготынь, кормопайковские; в сфере номинации лица: Иван Григорьевич Велюга; в пейзаже «Ночь заковала в безмолвие хаты и ивы над хатами». По мнению, А.П. Копыловой, в рассказе отразились и детские впечатления драматурга.

Удивительно точно и емко передает Вампилов детское мироощущение. Витька. герой рассказа- исключительный ребенок. Как правило, все знаменитые герои детских книг: Том Сойер, Пеппи Длинный чулок, Малыш, маленький принц- сознательно отгораживаются от реального мира, конструируют вымышленный мир и укрываются там от скучной повседневной жизни. Витька, напротив, распахнут миру. Он не проводит не каких границ между вымышленным и настоящим миром; воображаемый и реальный мир свободно перетекают друг в друга. «Солнце», «Аистово гнездо»- явления мира реального, но существуют в нем без той волшебной связи, какой наделил их Витька. В Витькином мире обычные вещи начинают жить необычной жизнью. Феноменальность Витьки состоит в его умении соединять несоединимое, в его способности преображать действительность. Витька «весь наполнен любопытством и удивлением прекрасным этим миром». Герой ждет, когда солнце сядет в аистово гнездо. Увы, его не понимают. Витькин гениальный вопрос: «В гнезде солнцу будет тесно?» Одни считают его бессмысленным и даже не отвечают на него: «Дурак! Иди вымой руки!» Другие не верят в возможность существования чуда: «Солнце далеко. Оно никогда не сядет в аистово гнездо». Третьи, видящие вещи в обычном свете, рассуждают по законам логики, но никак не по Витькиным законам сказки. Они снисходительно разрешают солнцу побывать на земле, но тут же указывают на губительные последствия: «Если бы солнце село на землю, то все сгорело бы. Понял?». Вопрошающий и отвечающие в разных системах координат. Для Витьки самая банальная ситуация может обернуться неожиданностью, исполненной красоты, поэзии, тайны. Взрослые же, потерявшие способность удивляться, идут по жизни «глухими» и «слепыми», не обращая внимания на прекрасный мир.

Рассказ не получился бы таким захватывающим, оставь автор персонажи статичными. Чудо произошло! Солнце село в аистово гнездо!» Параллельные прямые пересекаются! Оказывается, в каждом взрослом живет ребенок. Все- таки осветилась проза жизни взрослых волшебной поэзией Витькиной сказки: в село приехал театр.

Вначале ничего таинственного, чудесного не наблюдаем: подкатила машина, из кузова ее появились фанерный дом, складной стог сена, прожекторы и многое другое. Через полчаса приехали артисты, покурили и исчезли в клубе. Пока артисты с испуганными лицами бубнили, готовясь к спектаклю, некоторые из зрителей играли в карты за клубом на траве.

Перед нами слагаемые чуда: театральный реквизит, артисты, зрители, здание театра, сцена. Но кажется, что автор чуточку лукавит, он будто испытывает читателя на прочность чувств к театру, ломая привычное представление о театре, вернее о его «фасадной» стороне. По обыкновению, театр- это красивое здание, именитые актеры, мудрые пьесы известных авторов, интеллектуальная публика. Но не это главное в театре. Театр- это прежде всего зрелище, которое должно потрясти, это состояние, когда «зорко одно лиши сердце». А еще театр- это некое таинство, волшебство, магия, не передаваемые словами. Не важно, что за полтора часа отключался свет; важно то, что театр переполнен, что зрители терпеливо ждут в темноте полтора часа, и никто не уходит спать, важно то, что босоногая публика сидит на полу у самой сцены и заворожено следит за действием. Автор справедливо замечает, что бессмысленны разговоры о том, что театр отживает свой век. Когда в середине последнего действия опять погас свет, тут же кто- то осветил сцену электрическим фонариком. Потом зажглись еще. Вот и произошло единение: мир прозы преобразился в мир Витькиной поэзии.

Только человек, сохранивший в душе бесценные сокровища детства, человек, не разучившийся удивляться прекрасному миру, мог создать такой яркий, добрый, светоносный рассказ, сотканный из гармонического соединения «сочного густого быта и поэтической сказочности».



© 2010-2022