Употребление однородных членов предложения‚ их роль в создании характеристики человека. Урок словесности

ЦЕЛИ:            1 .Выяснить роль однородных членов предложения в текстах. 2. Показать учащимся возможности однородных членов при создании характеристики литературного героя и самохарактеристики. З. Создать условия для написания сочинения-характеристики (на примере образцовых текстов; на основе анализа данных материалов). 4. Помочь учащимся взглянуть на себя “остраненно”; убедиться в необходимости уметь видеть и слышать других людей. Эпиграф к уроку: Всё чаще я заглядываю в лица, Хочу особенное в них найти. И не могу никак не удивиться Тем, кто идёт со мною по пути (А.Люкин)  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Употребление однородных членов предложения' их роль в создании характеристики человека. Урок словесности.

Баклушина Л.Б.

ЦЕЛИ: 1 .Выяснить роль однородных членов предложения в текстах.

2. Показать учащимся возможности однородных членов при создании характеристики литературного героя и самохарактеристики.

З. Создать условия для написания сочинения-характеристики (на примере образцовых текстов; на основе анализа данных материалов).

4. Помочь учащимся взглянуть на себя "остраненно"; убедиться в необходимости уметь видеть и слышать других людей.

НА ДОСКЕ: Эпиграф к уроку:

Всё чаще я заглядываю в лица,

Хочу особенное в них найти.

И не могу никак не удивиться

Тем, кто идёт со мною по пути (А.Люкин)

Теория (термины) на внутренней стороне доски.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ. Взволнованность. Средство эмоциональной оценки.

ЭКСПРЕССИВНЫЙ (книжн.) Содержащий экспрессию, выразительный.

ЭКСПРЕССИЯ (книжн.) Выражение чувств, переживаний; выразительность.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ. Расчленённые конструкции.

ДЕТАЛИЗАЦИЯ УТОЧНЕНИЕ. БЕССОЮЗИЕ и МНОГОСОЮЗИЕ.

ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ, СОПОСТАВЛЕНИЕ, СТОЛКНОВЕНИЕ, ГРАДАЦИЯ (компонентов в однородном ряду).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ функция, живописность.

СКОПЛЕНИЕ, НАГНЕТЕНИЕ однородных членов как приём.

ХОД УРОКА.

Ι. Чтение учителем стихотворения Н.Заболоцкого "О красоте человеческих лиц ":

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица - подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие - как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица - подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

- Посмотрите на слова, записанные на доске, подумайте над строками услышанного стихотворения. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке?

- Да, о людях и лицах, об отношении человека к человеку, об отношении к герою литературного произведения. Помните, мы с вами писали уже сочинения «Знакомьтесь, мой друг», «Знакомьтесь, это я", сочинение по фотографии, сочинения-характеристики литературных героев... И не всегда такие работы получаются удачными. Что ж нужно сделать, чтобы получилось?

Мы попытаемся понять, как в этом на могут помочь однородные члены, какими выразительными возможностями обладают ОЧП.

ΙΙ.1. Обратимся к тексту - отрывку из пьесы А.Яхонтова «Мир без китов». Прочитайте текст, определите его основную мысль (тексты распечатаны).

Мода теперь такая... каждый с каждым запросто. Все, дескать, равны. Старые, молодые, опытные, бестолковые... Только ведь когда все настолько равны - что это значит? Значит, нет ни плохих, ни хороших. Ни больших, ни маленьких. И заслуги у всех одинаковые… И возможности. И права. И желания. А если все и всё одинаковое, среднее, то нет и лучших, а значит, не к чему стремиться. Жизнь замрет, наступит спячка. Но почему-то даже картошка родится разная. И покрупнее. И с горох. А не одного калибра. А ведь удобнее, если 6 одинаковая. Да еще квадратная. Чтоб чистить легче. Но нет - не будет такого...

- Какова основная мысль текста? Что общего в тексте и стихотворении Н.Заболоцкого?

- В чем необычность его построения? Какова особенность построения предложений?

Использование приема ПАРЦЕЛЛЯЦИИ1 (запись термина в тетрадях)

- Измените устно текст так, чтобы предложение было нерасчлененным, т.е. предложение и высказывание совпадали. Что изменилось?

- В каких случаях мы можем использовать расчлененные конструкции?

Это особый стилистический прием, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений.

ЭКСПРЕССИВНЫЙ - книжн. Содержащий экспрессию, выразительный.

ЭКОПРЕССИЯ - книжн. Выражение чувств, переживаний; выразительность.

- Найдите ряды однородных членов, характеризующих человека (людей). С какой целью они употребляются?

Старые, молодые, опытные, бестолковые... - подчеркивают многообразие, соединяют антонимичные пары, хотя и не соединяются попарно союзами (БЕССОЮЗИЕ как стилистический прием: важно не противопоставить, а именно показать многообразие): подлежащие в неполном двусоставном предложении. Ряд можно продолжить: стоит многоточие.

...нет ни плохих, ни хороших. Ни больших, ни маленьких.- Однородные дополнения: пары антонимов, то же многообразие, только отрицание этого многообразия (ничего яркого, выдающегося): средство эмоциональной оценки.

И заслуги одинаковые. И возможности. И права. И желания. - Однородные подлежащие. МНОГОСОЮЗИЕ как стилистический прием: соединение логически далёких, казалось бы, понятий в одно целое (парные понятия ЖЕЛАНИЯ и ВОЗМОЖНОСТИ разделены в целях эмоциональной оценки)

Противоречие между грамматическими явлениями кажущееся: с одной стороны расчленение, с другой - повторяющийся союз И.

… все и всё одинаковое, среднее - второе сказуемое уточняет, конкретизирует первое.

- В чём особенность однородного ряда: «…картошка родится разная. И покрупнее. И с горох. А не одного калибра.» (ОЧП далеко не всегда выражены одними и теми же частями речи)

ВЫВОДЫ:

- Что вы можете сказать об использовании однородных членов предложения?

Расчленённые конструкции (ПАРЦЕЛЛЯТЫ) делают речь эмоциональной, непринуждённой, помогают интонационно выделить наиболее важное с точки зрения говорящего.

ОЧП могут объединять, казалось бы, несовместимые понятия: это является средством эмоциональной оценки и способствует созданию экспрессивной речи.

- Определите проблему, поднятую в тексте. Что вы можете сказать об авторе высказывания - персонаже пьесы Павле Кузьмиче?

Павел Кузьмич - человек неравнодушный, обладает даром видеть и понимать людей. Возможно, принимать их такими, какие они есть.

- Все люди разные, и нужно уметь видеть каждого человека, развивать в себе этот дар.

ΙΙ.2. Даны материалы для описания одной из героинь Л.Н.Толстого, с романом вы незнакомы. Прочитайте их, определите, на какие группы их можно разделить. Как связаны группы между собой?

ЛИЦО некрасивое, болезненное, худое; бледное, тонкое, печальное; всегда грустные глаза; грустное, испуганное выражение; лучистый взгляд; глубокая и нежная печаль; натянуто-неестественное выражение; дурное выражение; приятное и сильное впечатление;

тихие, грациозные2 движения; некрасивое тело; чýдная девушка; слабое тело; неотразимая привлекательность; особенная, нравственная красота.

- Подчеркните выражения, указывающие на предвзятое отношение к девушке. Есть ли такие, которые выражают объективный или лишённый эмоциональной оценки взгляд.

- Как вы понимаете сочетание «особенная, нравственная3 красота»?

- Почему, на ваш взгляд, возможны столь противоречивые оценки одного и того же человека?

- Какой вы представляете себе героиню на основании столь противоречивых материалов? Попробуйте создать её портрет.

Возможен такой текст в результате работы, которую можно провести совместно или в группах:

Перед нами девушка. Как по-разному воспринимают её окружающие! Одни считают её некрасивой, замечая слабое тело, болезненное и худое лицо. Другие видят её тихие, а не некрасивое тело. Для них важнее её особая, нравственная красота, лучистый взгляд всегда грустных глаз. Эти люди не замечают дурного, натянуто-неестественного, испуганного выражения,- девушка кажется им чýдной, неотразимо привлекательной; её глубокая и нежная печаль производит на них приятное и сильное впечатление.

- Какие приёмы использованы в полученном тексте? (СОПОСТАВЛЕНИЕ, СТОЛКНОВЕНИЕ, ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ОЧП в однородном ряду, а также самих однородных рядов)

(Если хватит времени, можно посмотреть фрагмент х/ф «Война и мир», показать княжну Марью в актёрском воплощении: сопоставить со своим представлением героини)

ΙΙ.3. Давайте посмотрим, как профессиональный критик В.Г.Белинский создает характеристику уже известного нам героя, как оценивает он мастерство М.Ю.Лермонтова. Рассмотрим, какую роль в создания характеристики играют однородные члены предложения.

О! я как брат,

обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил...

Уже из этих слов вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!..

Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у грома, гул у ветров, что вся природа сама несла и подавала ему материал, когда он писал эту поэму.

А между тем какое разнообразие картин, образов, чувств! Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!.. Картины природы обличают кисть великого мастера: они дышат грандиозностью и роскошным блеском фантастического Кавказа.

УМИЛЕНИЕ. Нежное чувство, возбуждаемое чем-н. трогательным.

ИСПОЛИНСКИЙ. 1. Необычайно большой. 2. Необычайный по своему значению, размаху, гигантский (высок.).

- Подчеркните ряды однородных членов, определите значение каждого ряда.

1) … что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!.. Однородные подлежащие в двусоставном неполном предложении подчеркивают необычность романтического героя, восхищение критика; усилительная частица повторяется; распространенность однородных членов, сходных по структуре; бессоюзие.

2)…поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у грома, гул у ветров Переплетение сразу двух однородных рядов (прямых дополнений и обстоятельств или косвенных дополнений), чтобы подчеркнуть значимость каждого природного явления как части целого - природы фантастического Кавказа; бессоюзие, но повтор предлога во втором ряду; ЭКСПРЕССИВНОСТЬ картины, особая ОБРАЗНОСТЬ: автор статьи не только дает эмоциональную оценку прочитанному, но и сам слышит и доносит до читателя мир поэмы в цвете, звуке, и эта картина энергична.

3) …вся природа сама несла и подавала ему материал... Как обобщение предыдущего

4) …разнообразие картин, образов, чувств! С одной стороны, взволнованный тон критика, а с другой - своеобразная экспозиция к следующим однородным рядам.

5)Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!.. Связанные повторяющимся союзом И однородные подлежащие в неполном двусоставном предложении - распространенные, сходные по структуре; картины, образы, чувства переплетаются, связаны неразрывно, хотя вне контекста их вряд ли можно назвать однородными явлениями. Многосоюзие.

6) …они дышат грандиозностью и роскошным блеском фантастического Кавказа. Обобщение, итог.

- Какова же роль однородных членов предложения в данном тексте? Каковы их функции в речи?

- Каким образом можно использовать однородные члены для создания сочинения -характеристики?

ΙΙ.4. Этап подготовки к сочинению по литературе.

Чтобы сочинение-характеристика литературного героя было удачным, попробуем прежде всего найти опоры - ключевые слова, ОДНОРОДНЫЕ РЯДЫ в авторском тексте.

ДОМА вы должны были найти такие ряды. Проверка домашнего задания (на экране):

Замечания для господ актеров: Хлестаков… тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове; чистосердечия и простоты.

Осип: … сидит и хвост подвернул, и не горячится. Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! ... делом не занимается: идёт гулять, в картишки играет…

Городничий: Врет, врет и нигде не оборвется! А ведь какой невзрачный, низенький... точно муха с подрезанными крыльями; сосульку, тряпку принял за важного человека!

Анна Андреевна: … просто видела в нем образованного, светского, высшего тона человека...

- Что нам говорят о Хлестакове и отношении к нему однородные ряды? (Несоответствие реального и представляемого: несоответствие - один из приемов комического; разные персонажи и автор по-разному видят героя, по-разному и выражают отношение к нему).

Данный материал нам пригодится для написания сочинения "Хлестаков глазами автора и жителей уездного города". А еще подсказкой для написания сочинения может служить игра актера в фильме по данному произведению.

- Посмотрите фрагмент фильма «Инкогнито из Петербурга» Л.Гайдая, где роль Хлестакова играет Сергей Мигицко (сцена вранья).

- Запишите несколько рядов однородных членов, характеризующих Хлестакова- Мигицко и актерскую игру (можно воспользоваться материалами из словарика - см.приложение)

Если позволит время, аналогичная работа по фильму (С.Газарова. Хлестаков-Миронов).

ΙΙ.5. То, что мы говорим о людях, о героях книг, характеризует прежде всего нас самих. А какие мы? Какими мы видим себя?

Перед вами словарики - материалы из словаря С.И.Ожегова, характеризующие качества людей.

Задумайтесь, какие вы - каждый из вас. Подчеркните те качества (словарики останутся у вас), какие вы видите в себе. Может быть, дополните какими-то другими словами.

ΙΙ.6. ВЫВОДЫ по уроку.

ΙΙ.7. ДОМА: § 494 (Портретный очерк), повторить особенности публицистического стиля, уттр.398- устно.

Письменно - сочинение-самохарактеристика. Можно воспользоваться словариком понятий.


ΙΙ.8. ПРИЛОЖЕНИЕ. Раздаточный материал (на каждого ученика)

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ. Взволнованность. Средство эмоциональной оценки.

ЭКСПРЕССИВНЫЙ (книжн.) Содержащий экспрессию, выразительный.

ЭКСПРЕССИЯ (книжн.) Выражение чувств, переживаний; выразительность.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ. Расчленённые конструкции.

ДЕТАЛИЗАЦИЯ УТОЧНЕНИЕ

БЕССОЮЗИЕ и МНОГОСОЮЗИЕ.

ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ, СОПОСТАВЛЕНИЕ, СТОЛКНОВЕНИЕ, ГРАДАЦИЯ (компонентов в однородном ряду).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ функция, живописность.

СКОПЛЕНИЕ, НАГНЕТЕНИЕ однородных членов как приём.

Мода теперь такая... каждый с каждым запросто. Все, дескать, равны. Старые, молодые, опытные, бестолковые... Только ведь когда все настолько равны - что это значит? Значит, нет ни плохих, ни хороших. Ни больших, ни маленьких. И заслуги у всех одинаковые… И возможности. И права. И желания. А если все и всё одинаковое, среднее, то нет и лучших, а значит, не к чему стремиться. Жизнь замрет, наступит спячка. Но почему-то даже картошка родится разная. И покрупнее. И с горох. А не одного калибра. А ведь удобнее, если 6 одинаковая. Да еще квадратная. Чтоб чистить легче. Но нет - не будет такого...

А.Яхонтов «Мир без китов»

Даны материалы для описания одной из героинь Л.Н.Толстого, с романом вы незнакомы. Прочитайте их, определите, на какие группы их можно разделить. Как связаны группы между собой?

ЛИЦО некрасивое, болезненное, худое; бледное, тонкое, печальное; всегда грустные глаза; грустное, испуганное выражение; лучистый взгляд; глубокая и нежная печаль; натянуто-неестественное выражение; дурное выражение; приятное и сильное впечатление;

тихие, грациозные движения; некрасивое тело; чýдная девушка; слабое тело; неотразимая привлекательность; особенная, нравственная красота.

О! я как брат,

обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил...

Уже из этих слов вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!..

Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у грома, гул у ветров, что вся природа сама несла и подавала ему материал, когда он писал эту поэму.

А между тем какое разнообразие картин, образов, чувств! Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!.. Картины природы обличают кисть великого мастера: они дышат грандиозностью и роскошным блеском фантастического Кавказа.

Азартный. Аккуратный. Активный. Апатичный. Самоуверенный. Балагур (разг.) Шутник. Баламут (разг.) Избалованный. Безалаберный (разг.) Беззаботный Добродушный. Безобидный. Безответственный. Безотказный (разг.) Равнодушный. Бескорыстный. Неконфликтный. Беспечный Бесхарактерный. Бесхитростный. Благодарный. Благоразумный. Робкий. Вдумчивый. Великодушный. Весельчак (разг.) Неуравновешенный. Впечатлительный. Враль (разг.) Вспыльчивый. Терпеливый. Выскочка (разг.). Застенчивый. Осторожный. Чуткий. Гордый. Грубый. Смелый. Стыдливый. Сметливый. Упорный. Увлекающийся. Увлеченный. Завистливый. Жизнерадостный. Оптимист. Пессимист. Деловитый. Дерзкий. Энергичный. Дисциплинированный. Добрый. Добросовестный. Дружелюбный. Заботливый. Завистливый. Старательный. Эгоистичный. Корректный. Правдивый. Изворотливый. Любопытный. Любознательный. Невнимательный. Неглупый. Нерешительный. Неуправляемый. Неугомонный. Своевольный. Сдержанный. Сентиментальный, Хвастливый. Честолюбивый. Чистосердечный.

1 Такое членение предложений, при котором содержание высказывания реализуется не в одно, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы: Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов.-1976,с.272

2 Грациозный. Исполненный грациозности (изящества, красоты в движениях).

3 Нравственный - 2. Соответствующий требованиям высокой нравственности.

Нравственность. Внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.- Ожегов С.И. Словарь русского языка, с.420

4 Учебник М.М.Разумовской и П.Леканта

© 2010-2022