Поурочное планирование по русскому языку в 6 классе

Учащиеся 6 класса имеют небольшой багаж знаний по русскому языку. Тема "Н и НН в именах прилагательных " вызывает определённые трудности у ребят.Данный урок помогает понять особенности написания Н и НН в прилагательных. Здесь мы работали и со словами-исключениями , и с краткими прилагательными . Детям понравилось использование заданий разного уровня сложности , работа с таблицами помогла упорядочить материал , подытожил урок выборочный диктант. ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока в 6 классе : Н и НН в суффиксах имен прилагательных .

Перед вами громада - русский язык!

Наслаждение глубокое зовёт вас,

наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и

изловить чудные законы его.

Н.В.Гоголь

1этап урока. Определение темы, целей, плана урока

1. Прочитать текст.

Народная мудрость

Люди всегда наблюдали за нравами животных. Звериные повадки нашли отражение в старинных сказках поговорках образных выражениях.

Про отважных людей говорят что у них орлиные крылья.

Дело пустяковое а шумное. Это называют мышиной вознёй.

Красивую шею называют лебединой. Некрасивую походку - утиной.

Встречают удачливого человека. Он знает петушиное слово говорят друзья.

Можно составить длинный список подобных определений ослиное упрямство голубиная кротость куриный ум гусиная кожа соловьиное горло.

Этими выражениями богат язык талантливых писателей. Но подлинным их творцом является народ. В них сказалась истинная народная мудрость. (Л.А.Виноградова)

- Какие нормы письменной речи нарушены? (Пунктуационные нормы: знаки препинания при однородных членах предложения, в сложном предложении, при однородных членах предложения с обобщающим словом, при прямой речи).

- Восстановить нарушенные нормы письменной речи.

2.Сформулировать основную мысль текста: что автор хотел сказать этим текстом?

3. Выписать прилагательные с одинаковой орфограммой в суффиксах. Сформулировать тему и цель урока. Согласно цели определить план работы на уроке. ( Тема: Н и НН в суффиксах прилагательных ) .

Цель: Выявить условия написания одной и двух Н в суффиксах прилагательных.

Итоги 1 этапа урока. Удалось ли определить тему и цель? (Возможные причины неудачи: неумение определять прилагательные, не сформировано понятие орфограммы, проблемы с определением морфемного состава слова)

2 этап урока. Открытие новых знаний (самостоятельная работа).

1.Знания первого уровня.

Произведите словообразовательный анализ (определение способа образования слова: от какого слова или производящей основы образовалось данное слово и при помощи чего) данных прилагательных. Выявите условия написания одной и двух Н в суффиксах прилагательных. Сформулируйте основное правило.

Травяной, шерстяной, песчаный, кожаный, комариный, соболиный, информационный, традиционный, утренний, жизненный, письменный, истинный, лунный, ураганный.

Проверь себя (см. учебник).

Запомни исключения: ветреный, стеклянный, оловянный, деревянный.

Запомни: юный, румяный, багряный, свиной, пряный, единый.


2. Знания второго уровня.

Объясните написание Н и НН в данных словах.

Туманен, туманна, туманны; ценен, ценна, ценны; невежественен, невежественна, невежественны; един, едина, едины; румян, румяна, румяны; юн, юна, юны; гостиница, нефтяник, юность, песчаник, туманность, бессонница, пленник, лиственница .

Дополните основное правило своим выводом.


3. Знания третьего уровня.

Подумай и объясни, почему в данных прилагательных пишется одна Н. Дополни группу этих прилагательных (фазаний, кабаний, олений, вороний).

Бараний, тюлений, павлиний.

Итоги 2 этапа урока. Какие знания и умения необходимы для определения правописания одной и двух Н в суффиксах прилагательных?

3 этап урока. Определение алгоритма решения орфографической задачи (групповая работа).

Восстановите порядок действий при определении выбора написания Н и НН в суффиксах прилагательных.

1.Проверь, относится ли данное прилагательное к исключению (искл.: ветреный, стеклянный, оловянный, деревянный) или к списку «Запомни!» (юный, румяный, багряный, свиной, пряный, единый).

2.Определи, от какого существительного образовалось это прилагательное.

3.Найди производящую основу (обрати внимание на её конечный согласный) и суффикс, при помощи которого образовалось данное прилагательное.

4. Вспомни, сколько букв Н пишется в суффиксе, при помощи которого образовалось данное прилагательное (-ин-, -ан-, -ян-, -н-, -онн-, -енн-).

Опираясь на данный алгоритм, объяснить написание одной и двух н в прилагательных текста «Народная мудрость».

Итоги 3 этапа урока. Как определить написание Н и НН в суффиксе прилагательного?

4 этап урока. Отработка правописания Н и НН в суффиксах прилагательных (самостоятельная работа).

Впишите прилагательные в таблицу, обозначая орфограмму «Н и НН в суффиксах прилагательных».

Прилагательные, образованные от существительных с н на конце основы + -н-

Прилагательные с суффиксом -енн-, -онн-

Прилагательные с суффиксом -ан-, -ян-, -ин-

Исключения, «Запомни!»








1уровень сложности

Мужественный, деревянный, лошадиный, серебряный, оловянный, карманный, юный, ветреный, безветренный, степенный, телефонный, кухонный, целинный, журавлиный, барабанный, орлиный, румяный, земляной.

2уровень сложности

Революцио..ый, орли..ный, восторже..ый, овся..ый, обеде..ый, оловя..ый, кожа..ый, деревя..ый, звери..ый, торфя..ой, экскурсио..ый, письме..ый. стекля..ый, авиацио..ый, песча..ый, костя..ой, оси..ый, обыкнове..ый, ю...ый, багря..ый, румя..ый, витами..ый, лебеди..ый, беспричи..ый, середи..ый.

3уровень сложности

Образуйте от данных существительных прилагательные и впишите в данную выше таблицу.

Солома, тыква, клюква, глина, серебро, болезнь, цена, туман, целина, нефть, дерево, стекло, машина, олово, весна, осень, старина, картина, государство, отечество, искусство, хозяйство, кухня, листва, луна, полынь, карман, стена, чугун, лимон, воробей, пчела, змея.

Эталон выполненной работы по уровням сложности .

Прилагательные, образованные от существительных с н на конце основы

Прилагательные с суффиксом -енн-, -онн-

Прилагательные с суффиксом -ан-, -ян- (-янн), -ин-

Исключения, «Запомни!»

1уровень сложности

карманный, степенный, телефонный, кухонный, целинный, барабанный

Мужественный, безветренный,

лошадиный, серебряный, журавлиный, орлиный, земляной

деревянный, оловянный, юный, ветреный, румяный

2уровень сложности

Витаминный, беспричинный, серединный

Революционный, восторженный, обеденный, экскурсионный, письменный, авиационный, обыкновенный

Орлиный, овсяный, кожаный, звериный, торфяной, песчаный, костяной, осиный, лебединый

Оловянный, деревянный, стеклянный, юный, багряный, румяный

3уровень сложности

Ценный, туманный, целинный, машинный, весенний, осенний, старинный, картинный, кухонный, лунный, полынный, карманный, стенной, чугунный, лимонный

Соломенный, тыквенный, клюквенный, болезненный, государственный, отечественный, искусственный, хозяйственный, лиственный

Глиняный, серебряный, нефтяной, воробьиный, пчелиный, змеиный

деревянный, стеклянный, оловянный,

Итоги 4 этапа урока. Самопроверка по эталону. Определите причину допущенных ошибок. (Возможно, не соблюдается алгоритм работы с орфограммой).

5этап урока. Проверка уровня освоения темы.

1.Выборочный диктант.

Водой не наполнишь бездонную бочку.

Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок.

Длинная нитка - ленивая швея.

Овсяная каша - матушка наша, а хлеб ржаной - отец родной.

Осанка львиная, да ум куриный.

Повинную голову меч не сечет.

Ложь на глиняных ножках ходит.

Итоги 5 этапа урока. Взаимопроверка по эталону. Согласно результатам проверочной работы, определите для себя домашнее задание.

Домашнее задание: Выбрать в зависимости от уровня освоения темы:

- упражнение из учебника;

-подобрать фразеологические обороты, в состав которых входят прилагательные с орфограммой «Н и НН в суффиксах прилагательных» для выборочного диктанта (см. «Фразеологический словарь русского языка»). Составь с ними предложения.


© 2010-2022