Диалог с текстом на уроках литературы в старших классах

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Диалог с текстом на уроках литературы в старших классах.

Современному обществу требуется не только и не столько исполнитель, вооружённый суммой знаний, сколько активный деятель, способный к преобразованию действительности, к творчеству и ответственности, что направляет деятельность и учителя-предметника, и классного руководителя на развитие личности учащегося. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина ,В.В.Давыдова вооружает педагога основными методами и приёмами ,помогающими создать условия для саморазвития каждого ученика. Основа развития в таком обучении - формирование и реализация учебной деятельности самого учащегося, при этом -самое важное -учащийся -её субъект, а не объект педагогических воздействий учителя. Ученик, обладающий сформированной учебной деятельностью, имеет устойчивый познавательный интерес, способен сам ставить цели, планировать свои действия, осуществлять их ,контролировать, оценивать себя и в зависимости от этого ставить новые цели.

На уроках литературы в старших гимназических профильных классах основополагающим принципом становится личностно - ориентированное обучение , позволяющее развивать и формировать квалифицированного читателя, способного не только на эмоциональном и аналитическом уровне

воспринимать эстетическую ценность произведения художественной литературы, но и ориентироваться в литературном процессе в целом, выявлять традиционное и новаторское в самостоятельно прочитанных произведениях .

Как показывает опыт, реализации личностно- ориентированного подхода способствуют основные, определяющиеся на современном этапе преподавания литературы тенденции:

1) основным источником учебной информации на уроке литературы становится художественный текст;

2) учебный процесс всё более отчётливо делится на два сопрягающихся между собой потока: коллективная учебная работа в классе и индивидуальная деятельность каждого ученика;

3) учитель выступает в роли консультанта, руководителя учебного проекта, участника читательской конференции, научно-практического семинара.

4)ведущими методическими приёмами становятся различные манипуляции с текстом и его элементами, или, иначе, игра с текстом;

5) наиболее успешным в учёбе оказывается ученик, умеющий устанавливать диалог с текстом и владеющий техникой чтения художественного текста.

Утверждение данных тенденций в практике учителя -словесника, действительно, помогает преодолеть в той или иной степени наивно-реалистическое восприятие школьниками литературных произведений, помогают организовать учебную деятельность учащихся на основе анализа текста» как живой ткани художественного произведения, как эстетической структуры, как единства формы и содержания»;

Личностно- ориентированное образование - обучение, ориентированное на со- творчество, совместную учебную деятельность ученика и учителя на уроке. Только такой подход обеспечивает учителю литературы ощущение новизны художественного произведения ,несмотря на то ,что он ,в отличие от учеников, далеко не первый раз приступает к чтению, например, романа «Война и мир».

Язык - материал словесного искусства, как мрамор или бронза в скульптуре, краски в живописи, звуки в музыке. Литературные образы и все художественное произведение в целом складываются из словесных образов. Словесный образ - это отдельное слово, сочетание слов, абзац, строфа, часть литературного произведения или даже целое художественное произведение как эстетически организованный элемент поэтической речи. Словесные образы помогают постичь авторское видение мира. Следовать за художественной мыслью и образами писателя - значит развивать чувство языка, обогащать свою речь, создавать свой собственный стиль, учиться сложному и трудному искусству слова. Деление слов на образные и безобразные весьма и весьма условно. Любое слово, даже самое обычное и ничем не примечательное, может стать в художественном произведении семантически важным и эстетически значимым. Читая художественное произведение, мы воспринимаем прежде всего текстовое значение слов и целых выражений, которое отличается от обычного словарного. Сами слова в художественном произведении не просто дают какую-то информацию на семантическом уровне, они способны оказывать сильное эстетическое воздействие, создавая образ. Слово, обозначая конкретный предмет, находится в то же время в состоянии большого интеллектуального и эмоционального «напряжения» с его глубоким смыслом в другом (иносказательном плане, который не дан непосредственно, а должен разгадываться, как иероглиф), в большей степени переживаться. Осмысление слова может быть очень разнообразно, и вместе с этим разнообразием передается беспредельный мир человеческих отношений, чувств. Значение каждого слова в естественном человеческом языке - не застывший знак, строго очерченный нормой, а напротив, опираясь на норму, слово в каждой ситуации наполняется теми оттенками, которые передают воззрение, отношение, настроение говорящего. Открытая связь индивидуального и общепринятого в слове раскрывает и замысел писателя, приближает читателя к языковому творчеству, дарит радость словесных находок, позволяет ощутить «тайну слова»; его эмоциональную силу.

На уроках литературы в 10 классах очень часто обращаешься к цветовым образам, которые способны делать видимым то, что так легко ускользает из речи: настроение, ощущение, неясные еще мысли и чувства. Ксения Б.успешно защитила проект «Цветовые образы в романе Толстого «Война и мир».

Вот фрагмент ее работы: Запомнилось описание облика Наташи после войны.

"В невысокой комнатке, освещенной одной свечой, сидела княжна и еще кто-то с нею в черном платье... компаньонка в черном платье..."

В сцене встречи Пьера Безухова с княжной Марьей и Наташей очень символичен черный цвет. Черное платье, пожалуй, единственное описание, которое автор дает Наташе Ростовой. От прежней ее ничего не осталось: она вся исстрадалась, «испереживалась», сгорела дотла в заботе о близких людях - осталось одно пепелище прошлой счастливой жизни. Черное платье - символ несчастий и страданий, которые выпали ей. Глаза Наташи, в которых "прежде всегда светилась затаенная улыбка радости жизни" черны и печально-вопросительны. Чернота безысходности и отчаяния охватила всю героиню: снаружи и изнутри.

Для Толстого важен процесс изменения человека, диалектики души. Цветовая гамма помогает представить движение образа. Перед нами уже не радостная "разноцветная" Наташа, а другая - черная.

Л.Н.Толстой, используя традиционную символику цвета и ситуативное значение цветовой детали в конкретном случае, для конкретного характера, накладывая одно значение на другое, создавал сложные и неоднозначные образы.

Работа ученицы убеждает, что она открыла для себя главное:

в художественном тексте слово существует не только в буквальном обычном значении. Подчиняясь авторскому замыслу, слово воспринимает контекстное «приращение» смысла. Язык, образ и идейное содержание как компоненты разных уровней текста находятся в определенной взаимосвязи: «Язык есть форма по отношению к образу, как образ есть форма по отношению к идейному содержанию произведения,» -пишет академик Виноградов. Это и дает возможность цельного рассмотрения литературного произведения как образно-словесного искусства. Нельзя рассматривать художественный текст односторонне. Рассуждение о содержании литературного произведения и его образах без обращения к самому языку оставляет в стороне «первоэлемент словесного искусства, а значит, и не дает полного и глубокого представления о нем, о его авторе. Наша задача, задача учителей литературы, в том и состоит, чтобы «открыть это «лицо» автора, научить при чтении получать удовольствие не только от того, про что написана книга, но и от того, как она написана.

Слова - краски создают наглядный реальный мир, в него легко войти, если увидишь слово, почувствуешь, поймешь его. Текст как бы овеществляется благодаря открытым ассоциативным связям слова и реальных чувственных ощущений. Слово, даже форма слова могут рассказать многое о самом персонаже, его характере. Следует отметить ,что подобные диалоги с текстом неповторимы, они как бы запечатлевают лицо отдельного класса, отдельного выпускника. Старшеклассники последнего выпуска установили иной ракурс в изучении романа Достоевского «Преступление и наказание». Они предложили прочитать роман в цифрах и через «целую арифметику» Достоевского постигали идеи писателя-гуманиста. При реализации принципа личностно- ориентированного подхода необходимо, чтобы открытия, сделанные в диалоге с текстом, не оставались достоянием первооткрывателя. Важно их озвучить, дать возможность пройти «проверку чужим мнением», чтобы ученик почувствовал значимость своего исследования, ощутил радость открытия и желание продолжать диалог с текстом. Таким выходом на аудиторию в случае с «арифметикой Достоевского» стала встреча с учителями-словесниками в рамках семинара городского методического объединения.

Личностно- ориентированный подход помогает устанавливать не только диалог учащегося с текстом, но и «диалоги между текстами», что обеспечивает формирование представлений о литературном процессе как едином могучем потоке. В этом плане

особое внимание следует уделить системе уроков внеклассного чтения. Выбор художественных текстов продиктован внутренними связями произведений 19 и 20 веков на уровне нравственных проблем, что призвано помочь убедить учеников в значимости для современных писателей поставленных в литературе 19 века вопросов, углубить понимание классических произведений, увидеть их художественную силу. Исследование произведений с позиций традиций и новаторства раскрывает глубинную сущность проблем нравственного характера, даёт возможность увидеть в капле океан. Чувство протеста по отношению к сложившейся в стране общественной, нравственной и культурной ситуации порождают различные формы её отрицания - к такому выводу приходят десятиклассники, исследуя роман И.Тургенева «Отцы и дети». На одном из последних уроков по этому произведению обращаю внимание учащихся на слова Е.Базарова, которые он произносит во время прощания с Аркадием: «Видишь, что я делаю: в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было»,- и прошу ребят написать герою письмо- размышление о чемодане, необходимом для путешествия по дороге жизни. Продолжение этого разговора - урок внеклассного чтения, посвящённый циклу рассказов С. Довлатова «Чемодан». Предлагаю расшифровать и смысл названия цикла, и эпиграф к нему ( «Да, и такой, моя Россия, ты всех краёв дороже мне…» ), сравнить Базарова с героем нашего времени, сравнение это приводит к мысли и о мощной силе характера героя Тургенева, и об опасности абсолютного нигилизма, разрушительная сила которого вызывает тревогу и у современных писателей, как ни стремятся они перестать быть идеологическими наставниками читателей, превращая писательство в частное дело, утрачивая общественный статус, литературные корни, отношение к опыту русской литературы 19 века весьма ощутимы. В этом убеждают и эпиграф, и характер героя, «нестандартность» которого так и не скрыл «приличный двубортный костюм». Кстати, и Базаров «уложил своё новое платье, так, чтобы оно было у него под рукою», когда по пути домой во второй раз «завернул» в Никольское. Евгений Базаров и в «феодалы попал», и в «рыцарских турнирах» участвовал, С.Довлатов пытался и статью написать « широкого общественно- политического звучания», чтобы заработать на приличный костюм и не «нарушать праздничную атмосферу, не компрометировать редактора газеты появлением на похоронах генерала без пиджака. Но эти попытки привели лишь к полному разочарованию.« Мне вдруг стало тошно. Что происходит? Всё не для печати. Всё кругом не для печати. Все мои затеи - неосуществимые. Все мои разговоры - не телефонные. Все знакомства -подозрительные…»-восклицает в отчаянье герой рассказа «Приличный двубортный костюм».Как не вспомнить слова Базарова(«Я нужен России… Нет, видно не нужен».), которые трагическим светом озаряют всю его жизнь! Такое сопоставление, своеобразное установление родства Базарова и Довлатова как бы приближает героя 19 века к сегодняшнему читателю, усиливает это впечатление и откровенная автобиографичность прозы Довлатова. Главным героем его произведений является он сам, а изображаемые события - частью его жизни и судьбы, что порождает ощущение полной достоверности происходящего и превращает читателя в соучастника событий. «Цикл рассказов «Чемодан» в полной мере отражает характерные особенности писателя и, по скромному признанию автора,является «наиболее сносной» из всех его книг.»(364)

На этом уроке говорим о лаконизме, простоте, строгом благородстве стиля, блестящем юморе, отличающими произведения Довлатова, которые, как оказалось, произвели сильное впечатление на десятиклассников, вызвали разные читательские отклики. Вот работа Ксении Б. Открывается «Чемодан», и одна за другой появляются на свет вещи: это и «Приличный двубортный костюм», и «Номенклатурные полуботинки», и «Офицерский ремень», да мало ли что ещё может оказаться в этом чемодане? Автор бережно достаёт всё содержимое, внимательно осматривает, и в памяти его всплывают воспоминания о том, когда и каким образом появились у него эти вещи, воспоминания о людях с которыми сталкивала рассказчика жизнь. Сквозь искрящийся юмор, горькую иронию проступают зловещие черты общества, в котором «естественно сидеть», естественно « жить собачьей жизнью». Создаётся тягостное ощущение запуганности, настороженности людей, дежурной можно считать фразу «Меня это не касается». Она подобие защиты в обществе, в котором «хулиганы как раз не страшны», а боятся милиции, КГБ , то есть того самого государства, которое призвано охранять своих граждан. Конечно, определённая охрана существует: государство охраняет себя, для этого устанавливается постоянный контроль - слежка за каждым; стоит чихнуть - и к тебе уже «является человек без улыбки и заявляет, что ему всё известно заранее, и предъявляет объёмистую папку с твоим именем на обложке».Отсюда и постоянный страх, как замечает автор, «человек испытывает то, что почувствовала бы, допустим, свинья в мясном отделе гастронома».Кстати говоря, подобный чёрный юмор, которого довольно много в «Чемодане», вполне оправдан, ведь это не что иное, как отражение самой эпохи, когда журналисты призваны были выполнять социальный заказ. Довлатов признаётся, что ненавидит газетную работу. В рассказе «Приличный двубортный костюм» выражение «социально значимый» употребляется такое количество раз, что теряет свое первоначальное значение чего-то полезного для общества и превращается просто в шаблонную фразу. Эта шаблонность, пожалуй, характерна и для работы всех остальных учреждений. Люди в них не работают, только «отбывают срок». Быть может, они и работали бы, ведь находит же Сергей интересных людей и готов написать, например, об умельце Евгении Эдуардовиче Холидее, но у государства опять - таки на всё ограничения: умелец должен быть с русской фамилией, мать- героиня только счастливая. А не соответствуете норме, так сидите и молчите. Так и появляется общество молчунов, в котором блаженствуют безугловы, умеющие «любой материал превратить в социально значимый очерк». Рассказ Довлатова читается легко, автор даёт возможность посмеяться, не превращает повествование в « учебник жизни», не стремится быть поводырём для читателей, но именно этим и подкупает, вызывает уважение, убеждает, что оставаться человеком часто бывает трудно, но необходимо. «На полюсах Добра и Зла. (Традиции Достоевского в произведениях писателей 20 века.)» - так назван урок внеклассного чтения, который я провожу после изучения романа «Преступление и наказание».Это семинарское занятие, дети выступают с докладами, проходит защита рефератов на объявленную задолго до урока тему. Произведения Ч.Айтматова («Плаха»), В. Астафьева («Печальный детектив», «Людочка»), В.Распутина («Пожар») именно после изучения творчества Ф.М.Достоевского вызывают особый интерес, убеждают в том, что свет культуры ничуть не ослабевает, проходя сквозь годы, десятилетия, века. Мир продолжает черпать из сокровищницы, именуемой русской литературой, идеи гуманизма, идеалы добра. Писатели второй половины 20 века освещают проблемы, волновавшие людей на протяжении многих лет. Оказывается, Добро и Зло- величины постоянные, изменяющие своё обличье, а не суть. Писатели не только обнажают это противоборство, но и заставляют задуматься о причинах слишком частого поражения Добра в этой схватке. Гуманистический пафос романа Достоевского становится своеобразным ориентиром в постижении нашего времени и произведений о нём. В своих выступлениях старшеклассники сравнивали мысли и поступки главных героев, состояние мира, в котором герои по воле судьбы оказывались, выявляли авторскую позицию в решении вопроса выхода из кризисной ситуации. В классе образовалось 4 группы, в каждой из которых работа по этим трём основным направлениям велась по одному выбранному произведению.

Вот фрагменты выступлений учащихся.

1.Резня в Моюнкумской саванне не просто страшный факт, свидетельствующий об отношении человека к матери-природе. Писатель стремится постичь проблемы экологические прежде всего как проблемы состояния души человеческой . Не правда ли , здесь всё очень напоминает атмосферу «жёлтого Петербурга», из которой нет выхода, там «семилетний развратен и вор»?. Так и в мире «Плахи» всё идёт по готовому сценарию, не допускающему отступлений. Необыкновенным надо быть, даже сверхчеловеком, чтобы посметь отказаться от него: так же, как Сонечка, остаться чистой, так же, как Авдий Каллистратов, сохранить веру, живя среди людей-зверей. Само величие духа воплощено в образах Сони и Авдия, но если у Достоевского сила Добра торжествует, то в «Плахе» её победа остаётся неясной. Ясно одно: борьба между Добром и Злом необходима.( Настя С.) 2.И тут сразу встаёт вопрос: какой путь верен? «Не убий!» или «убий!»? Раскольников решил для себя этот вопрос, решил, как, ему казалось, правильно, одним махом перешагнув через века человеческих сомнений, разделил весь род людской на «обыкновенных» и «необыкновенных» - «достойных» и «недостойных» жизни. Похожую позицию встречаем и в «Плахе». Бостон. Лучший друг. Лучший чабан. Лучший во всех отношениях. Никогда не нарушал он нравственных законов, однако ж, и он, как волчица Акбара, вынужден их нарушить. Зло в лице Базарбая коснулось и его, и Бостон не сумел ему противостоять. «Бостон совершает три убийства. Из них только одно осознанно, по собственной воле. Два других от его воли не зависят. С тем, что Бостон совершает хотя бы одно убийство по собственной воле, ещё можно не согласиться. Рассмотрим: убийство Акбары. Разве желал он застрелить волчицу? Нет, он долго преследовал её, умолял отдать сына, Бостон понимал, что похитила она его от отчаяния, потому что вынуждена была как-то ответить на все людские злодеяния. И точно так же, по необходимости, по безвыходности положения, Бостон убил её, а вместе с ней и сына. Убийство Базарбая - это продолжение действия всё той же жуткой безвыходности, которую остро чувствовал Бостон. Но есть факт убийства. И как точно было замечено Достоевским, сразу же после первого преступления срабатывает нравственный закон трагической необходимости последующих. (Жанна Р. ) 3.Раскольников, рассчитывая совершить одно «незначительное» убийство, совершил три: убил старуху-процентщицу, убил её сестру Лизавету и, может быть, невинного, ещё не родившегося ребёнка Лизаветы. По существу, он так же, как и Бостон, и себя убил. Во что превратилась его жизнь после преступления? В бесконечную череду страхов, осознания собственной ничтожности, страданий. И во что превратится жизнь Бостона? Они оба переживают это состояние оторванности от людей: Раскольников, как ножницами, себя от родных отрезал, а для Бостона наступает конец света. Вот судьба людей, отступивших от нравственных законов и невольно, но всё-таки последовавших принципу «убий!» (Маша Н. )

4. Гуманизм Достоевского бесконечен, всепрощающ, он касается всех в равной степени. Даже самым опустившимся даруется последняя милость гуманизма. Свидригайлов, это вместилище всевозможных пороков, и тот перед смертью испытывает нечто похожее на раскаяние в совершённых грехах. Иными словами, Достоевский никому не отказывает в спасении, если не в физическом, то по крайней мере в духовном. Иначе у Айтматова: в таких, как Кандалов, Базарбай, он не видит людей, не указывает на возможность спасения их через раскаяние. «Обрисовывая фигуру Базарбая, знакомя нас с воинством Кандалова, писатель задачей вживания в их личностный мир пренебрегает. Причём - намеренно, сознательно. Для него они ведь только олицетворённые знаки зла. Распада. Духовной гибели». Зло, сотворённое ими не подлежит прощению, у них нет шансов измениться к лучшему, потому что Айтматов не верит в возможность возрождения. Отказано в спасении не только злодеям, однажды отступившим от нравственных норм, Бостон уже не может вернуться к прежней жизни. И если Раскольников, пройдя муки совести, оказавшись на каторге, в конце концов смывает с себя скверну убийства, то Бостон уходит в никуда и вернее всего уже никогда не сможет вернуть себе утраченную чистоту совести. Но образ Авдия, исповедующего все истины гуманизма, полностью отдающего себя служению его идеалам, вновь утверждает, что смысл человеческой жизни во всепрощающей любви к людям, и неразрывно связывает произведение Айтматова с лучшими традициями творчества Ф.М. Достоевского. (Ксения Б. )

Трудно переоценить значимость проведения диалога с текстом и диалога « между текстами», обеспечивающих личностно- ориентированное обучение, которое становится, как показывает опыт, условием успеха учащихся.



© 2010-2022