Урок по роману Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан»

Открытый урок внеклассного чтения в 7А классе МБОУ «СОШ с.Улу-Теляк им.В.Лесунова» МР Иглинский район РБ по роману Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» (интегрированный урок литературы и русского языка) учителя Галлямовой Юлии Рафаэловны   Тема:     Урок внеклассного чтения в 7А классе по роману Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» (интегрированный урок литературы и русского языка). Цель:     обучение анализу художественного произведения, характеристике героев; знакомство с понятиями «гуманно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок внеклассного чтения

в 7А классе МБОУ «СОШ с.Улу-Теляк им.В.Лесунова» МР Иглинский район РБ по роману Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» (интегрированный урок литературы и русского языка)

учителя Галлямовой Юлии Рафаэловны









30.11.11

Тема: Урок внеклассного чтения в 7А классе по роману Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» (интегрированный урок литературы и русского языка).

Цель: обучение анализу художественного произведения, характеристике героев; знакомство с понятиями «гуманность», «дискриминация»; повторение темы «Большая буква в собственных наименованиях»;

отработка умения правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами; развивать умение подбирать ключевые слова для характеристики героев, умение работать со словарями;

воспитание интереса к жизни моряков (профориентационная работа), воспитание стремления познавать мир, веры в творческие возможности человека.

Оборудование. Роман Ж.Верна «Пятнадцатилетний капитан», портрет Ж.Верна, тетради по литературе, словари: толковый, орфографический, этимологический, орфоэпический, словообразовательный; иллюстрации учеников к произведению, запись «Песенки о капитане» (первый куплет и припев, музыка И.Дунаевского, слова Лебедева-Кумача), запись современной песни для физкультминутки («Были танцы»), запись чтения фрагмента романа под музыку Модеста Мусоргского (симфоническая фантазия «Ночь на Лысой горе», Лондонский Новый симфонический оркестр, дир. Сэр А.Болт); записи на доске (слова для словарной работы и др.), мультимедийное оборудование.

Межпредметная связь. Литература, русский язык, музыка, история, рисование, география.

Методические приемы. Беседа, комментированное чтение, мини-дискуссия, слово учителя.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации полученных знаний (при самостоятельном чтении произведения).

Форма урока. Урок-диалог (урок-беседа, урок-путешествие).

Ход урока

Звучит запись «Песенки о капитане» (первый куплет и припев, музыка И.Дунаевского, слова Лебедева-Кумача).

Организационный этап.

Фиксация отсутствующих.

Сообщение цели урока.

(Ребята, надеюсь, что сегодняшнее вступление нацелит вас на работу над романом Ж.Верна «Пятнадцатилетний капитан». Мы будем учиться давать характеристики героям, познакомимся с новыми словами, повторим некоторые сведения из русского языка, так как урок наш интегрированный, то есть мы объединим на одном уроке литературу и русский язык). (Слайд № - название урока).

Слово учителя.

Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока, эпиграф к уроку

Урок внеклассного чтения по роману Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан».

Его мечты на всей всемирной карте

Оставили свой животворный знак.

И.Северянин «Жюль Верн»

Работа над эпиграфом

  • Как вы думаете, о чем мечтал французский писатель Ж.Верн - родоначальник научной фантастики? (Ж.Верн имел глубокие научные знания во многих областях, мечтал об открытиях новых земель, о новых научных открытиях, мечтал об обществе, освобожденном от любых форм насилия).

Этап всесторонней проверки домашнего задания и ЗУН (в ходе беседы).

  • Кто прочитал роман Ж.Верна «Пятнадцатилетний капитан». (Из 15 учащихся должны справится с заданием 14).

  • Вы согласны вновь отправится в путешествие вместе с Диком Сэндом? (..)

Для того, чтобы почувствовать себя моряками или отважными капитанами, займемся сначала словарной работой, а 4 человека поработают у доски по карточкам.

Запись на доске (слева) и в тетрадях:

Словарная работа.

Пилигрим, шхуна, кубрик, кок, капитан, каюта, камбуз, кит, палуба.

(Ученики находят сведения о словах в словарях).

Карточка №1.

В восемь лет врожденная страсть к морю заставила его устроиться юнгой на судно, совершавшее рейсы в южные страныю

(Выполнить задание. Ответить на вопрос: о ком идет речь в данном предложении?)

Карточка №2.

Кит, плававший посреди красного водного поля, казался гигантским.

(Выполнить задание. Ответить на вопрос: из чего состояло красное поле?)

Карточка №3.

В эту минуту Динго, не отходивший от борта, жалобно завыл.

(Выполнить задание. Ответить на вопрос: почему Динго завыл?)

Катрочка №4.

Снова злая усмешка мелькнула на лице португальца, и, не промолвив ни слова, он вернулся в камбуз.

(Выполнить задание. Ответить на вопрос: кем был португалец?)

Коллективная запись следующего предложения.

Эти славные люди, избежавшие стольких смертельных опасностей, едва не были задушены в объятиях своих друзей..

В предложении объяснить постановку знаков препинания.

  • О чем будет напоминать вам данное предложение? (О счастливом финале романа).

Работа с текстом.

  • Откройте первую главу романа.

Какое время изображено в произведении? (1873 г.)

  • Посмотрите (на второй абзац), какие географические названия помогут вам окунуться в мир наших героев-путешественников.

(Один из учеников читает фрагмент из романа, выделяя голосом географические названия, другой показывает их на карте, остальные отыскивают географические названия в атласах). (Слайд №2 - физическая карта мира).

  • Назовите другие имена собственные в этом абзаце. Как они пишутся?

Физкультминутка на 20-25-ой минуте урока.

(Звучит в течение 1 минуты запись песни «Были танцы»).

  • Назовите имена героев романа, с которыми вы познакомились.

(Приготовить для демонстрации иллюстрации учеников).

(Судовладелец Джемс Уэлдон, его жена миссис Уэлдон, их сын Джек, Бенедикт, Дик Сэнд, капитан Халл, 4 моряка, негры: старший Том, Бат, Остин, Актеон и Геркулес; Негоро, гаррис, Алвиш).

  • Какой по характеру была миссис Уэлдон? А её маленький сын?

  • Как ыв относитесь к Бенедикту?

  • Прослушайте запись чтения фрагмента из романа «Пятнадцатилетний капитан» и подумайте, какое место в сюжете произведения занимает этот момент.

Прослушивание записи.

Кульминационный момент: погибают моряки, капитан. Дик Сэнд берёт на себя командование «Пилигримом».

Предлагаю вам экологическую мини-дискуссию «Кит и моряки».

  • Кого вам больше жалко, кита или моряков?

  • Вы сожалели о том, что истребляются киты?

(Ответы учащихся).

В настоящее время охота на этих гигантских млекопитающих запрещена.

  • Удалось ли Дику Сэнду и его команде добраться до Сан-Франциско?

(Ответ учащегося).

  • Покажите на карте путь, который должен был проделать «Пилигрим» и путь, который им пришлось проделать.

(Ученик показывает на карте, ученики находят соответствие в атласе).

  • Куда попали наши герои? Чем опасно было это место для них?

(Попали в Центральную Африку, где всё ещё преступники занимались работорговлей).

  • Существует ли сегодня рабство? Что это такое?

(Ответ в словаре).

  • Существует ли закон, который защищает нашу свободу?

(Чтение учащимися Статьи Конституции Р.Б.)

Запомните!

Слайд №3.

Всеобщая декларация прав человека принята в декабре 1948 г. На основе этой декларации составляются Конституции всех стран мира. (Если есть время, можно записать в тетрадях).

  • Как можно назвать такой закон?

(Гуманным).

  • А что это такое?

(Ответ в словарях).

  • Каких героев произведения можно назвать гуманными?

(Ответ учащихся).

  • Какие герои произведения вам больше всего понравились?

(…)

  • О ком хотелось бы рассказать?

(Ответы учащихся).

Подводя итог нашему уроку, ответьте:

  • Чему научил вас Дик Сэнд?

(Появилось желание учиться, познавать мир).

  • Почему после путешествия героя мучили угрызения совести?

(Можно цитировать).

  • Чего достиг Дик Сэнд в 18 лет?

(Можно цитировать).

  • Сбываются ли мечты Жюля Верна?

(Люди мира избавлены от рабства, совершаются открытия, всё меньше становится «белых пятен» на земле).

Ребята, хочется, чтобы желание познавать мир у вас осталось на всю жизнь. А для этого нужно обязательно читать.

На дом. К 20 февраля прочитать «Чучело» В.Железникова.

  • Как учитесь читать?

(Со словарями).

Комментирование оценок.

6


© 2010-2022