Программа курса Занимательная грамматика по русскому языку для 3-4 классов с казахским языком обучения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская программа

по курсу "Занимательная грамматика"

для 3, 4 класса


В учении и в жизни устойчивый успех чаще всего у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво. Развитие речи ребенка - важная задача школы. Ведь человек, который не в ладу с правописанием, кто боится высказать свое мнение или написать письмо, заявление, неуютно чувствует себя среди грамотных людей.

Программа курса «Занимательная грамматика» построена таким образом, что у детей расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь и речь в целом. Все это обеспечивает общее развитие детей, воспитывает чувство доброты, трудолюбия. Детей надо с ранних лет вводить в удивительный и многоцветный мир слов, развивать языковое чувство.

Актуальность курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Программа курса построена так, что в течение занятия у детей сохранена высокая мотивация, дети чувствуют психологический комфорт. На занятиях дети в игровой форме узнают об этиологии слов, некоторые исторические данные о словарях и происхождении букв. Ненавязчиво затрагиваются все разделы русского языка «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

Форма проведения занятий разнообразна: практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок; анализ и просмотр текстов.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Все это развивает у детей сообразительность, внимание, учит выдержке,

настойчивости, развивает воображение.

Курс включает 68 занятий: одно занятие в неделю, 34 занятия за учебный год с третьего по четвертый класс.

Цель курса: Овладение русским языком на уровне коммуникативной компетенции, обеспечивающей возможность общения в различных ситуациях важнейших сфер жизнедеятельности учащихся.

Задачи курса

- Через язык приобщить школьников к художественной культуре

- Через язык развивать творческие возможности ребенка

- Приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих нравственных и культурных ценностей

- Обеспечить разностороннее и гармоничное развитие и воспитание учащихся

- Развить внимание и интерес к чтению

- Уточнить и расширить представление детей об окружающем мире

- Развить познавательные способности детей

Курс «Занимательная грамматика» в школе с казахским языком обучения имеет непосредственную связь с содержанием других учебных предметов:

«Казахским языком», «Иностранным языком»:

- обучение русскому языку осуществляется в модели «триединства языков»;

- на основе изучения трех языков происходит формирование языковой личности;

- обучение русскому как второму предполагает постоянное сопоставление с системой казахского языка;

«Изобразительным искусством», «Музыкой»:

- использование репродукций картин при написании сочинений, словесном рисовании;

- обогащение речи учащихся терминами из области искусства;

- анализ и оценка переложения литературных источников в другие виды искусства.

«Историей»:

-при изучении художественных текстов обращается внимание на историческую эпоху, представленную в произведении и исторический период, в котором оно было создано.

В результате изучения курса «Занимательная грамматика» в третьем классе обучающиеся научатся: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы), высказывать свое предположение (версию), отличать верно выполненное задание от неверного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; выражать свои мысли; объяснять свое несогласие и пытаться договориться; овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений: сравнивать слова по написанию и произношению; определять разницу между звуком и буквой; устанавливать общие признаки жанров; находить языковые закономерности; определять последовательность работы над словом.






Содержание программы

Программа для 3 класса . 1 час в неделю. (34 часа)

Раздел. На что похожа буква. (12 часов)

Знакомство детей с разницей между буквой и звуком. Игры: «Буква потерялась», кроссворды, «Веселые стихи». Создание «маленького словарика» начинающихся на одну букву.

Раздел. Народное творчество. (9 часов)

Знакомить детей с жанрами устного народного творчества. Рисование загадок, частушек, инсценировка известных русских пословиц, поговорок. Простые русские игры.

Раздел. Игра со словами. (11 часов)

Знакомство с минимальной единицей языка(слогом, словом) Предлагаемые игры: «Слово в слове», «Слоговое лото», «Рифмуем слова», «Слоговой аукцион». Использование сборника «Занимательная грамматика».

Заня

тие

Содержание темы

Кол-во часов

Сроки

1

Ведение в курс

1

Раздел 1. На что похожа буква (12 ч )

2

Русский алфавит.

1

3

Фонетическая зарядка

1

4

Кто внимательней? (выделение звука)

1

5

Сказка про буквы.

1

6

Игра «Кто больше?»

1

7

Любопытный (сказка на одну букву).

1

8

Доскажи словечко (отгадки на одну букву).

1

9

Буква потерялась.

1

10

Кроссворды из слов, начинающихся с одной буквы.

1

11

Анаграммы

1

12

Веселые стихи.

1

13

«Маленький» словарик (крылатые слова, выражения, происхождение слов)

1

Народное творчество (9ч)

14

Загадки. Рисование загадок.

1

15

Чистоговорки.

1

16

Скороговорки.

1

17

Пословицы, поговорки на определенные темы.

1

18

Дразнилки

1

19

Считалки. Игра «Поиграем в прятки».

1

20

Детские потешки.

1

21

Школьные частушки.

1

22

Веселые стихи

1

Игра со словами. (11 ч)

23

Превращение слов.

1

24

Словесная лесенка.

1

25

Из одного слова - несколько

1

26

Слоговой аукцион.

1

27

Закончи предложение (словом на определенную букву)

1

28

Волшебная цепочка

1

29

Слоговое лото

1

30

Дополните слово

1

31

Найди слово в слове

1

32

Грамматическая арифметика

1

33

Игра «знатоки русского языка»

1

34

Итоговое занятие. Анкетирование

1





Содержание программы

Программа для 4 класса. 1 час в неделю. (34 часа)

Раздел. Части речи. (9 часов)

Части речи в игре. Удивительное имя существительное. Замечательное имя прилагательное. Братцы-глаголы.

Раздел. Развитие речи. Типы текста (11часов)

Редактирование текста.

Раздел. Словари.(5 часов)

Словари: орфографический, фразеологический, толковый, этимологический.

Раздел. Литературная страничка. (7 часов)

В гости приходят литературные герои.

Заня

тие

Содержание темы

Кол-во часов

Сроки

1

Повторение за 3 класс

1

Части речи

2

Части разные нужны, части разные важны.

1

3

Приключения в стране «Имя существительное»

1

4

Сказка об имени существительном и его друзьях.

1

5

Прилагательное - друг существительного.

1

6

Волшебная сила имен прилагательных

1

7

Как привести все в движение? Глагол.

1

8

Все происходит в разное время.

1

9

Зачем речи наречия?

1

10

Я, ты, он, она - все мы лучшие друзья.

Ребусы (части речи)

1

11

Продолжи текст.

1

12

Вставь слово.

1

13

Редактирование текста.

1

14

Что важно в тексте?

1

15

Автор, текст, читатель.

1

16

Что можно строить из абзацев?

1

17

Текст-описание.

1

18

Текст - повествование.

1

19

Текст - рассуждение.

1

20

Учимся писать сказки.

1

21

Спектакль. Мы артисты.

1

Словари

22

Орфографический словарь

1

23

Фразеологический словарь.

1

24

Толковый словарь.

1

25

Этимологический словарь.

1

26

Словарь ударений.

1

Литературная страничка.

27

Жили- были или тридесятое царство

1

28

В гости русским народным сказкам

1

29

Сказки народов мира

1

30

Герои сказок в ребусах

1

31

Литературная викторина

1

32

Чайнворд

1

33

Игра «Умники и умницы»

1

34

Итоговое занятие. Анкетирование.

1

В результате изучения курса «Занимательная грамматика» в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности; формировать целостный взгляд на окружающий мир. Будут осваивать способы решения проблем поискового характера; определять способы решения поставленной задачи.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений: определять виды отношений между частями речи; устанавливать ситуативную связь между видами текстов;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 1996

  4. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

  5. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство "Сам Вен", 1997 г.

  6. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО "Самовар", 1994 г.

  7. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО "Самовар", 1994 г.

  8. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО "Самовар", 1995 г.









© 2010-2022