Урок русского языка на тему Правописание не с разными частями речи 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алматинская область Кербулакский район Каспанская средняя школа сДМЦ

учитель русского языка и литературы Исмагулова Айша Сабитовна

Урок русского языка в 8 классе

Тема: Правописание не с разными частями речи

Цели: 1.формировать у учащихся понятие об отрицательных частицах;

2.развивать умение различать частицы НЕ и не путать их с приставками при написании;

3. учить правильно применять орфографические правила ,связанные с правописанием НЕ .

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: учебное пособие, таблицы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Части речи

Раздельно

Слитно

НЕ с глаголами

НЕ с глаголами пишется раздельно : не бросит ,не берет, не пишет, не врет.

Глаголы которые без НЕ не употребляются: ненавидеть ,

негодовать ,недоумевать

Не с существительными

В этих случаях НЕ выступает не как приставка ,а как частица.

Не погода помешала уборке урожая, а нехватка техники.

НЕ с существительными пишется слитно тогда , когда эти слова без НЕ не употребляются: например,неряха ,

ненастье, ненависть

Не с прилагательными

НЕ пишется с прилагательными раздельно, когда имеется противопоставление.Например:

Комната не большая ,а маленькая. Врач нужен не здоровому, а больному человеку.

НЕ с прилагателными пишется слитно, если без НЕ не употребляется. Например:непроглядный мрак, ненастная погода.

Не с причастиями

НЕ пишется раздельно с краткими причастиями.Например:не прочитана ,не исследована.

При наличии противопоставления:НЕ сшитые, а связанные вещи мне нравятся.

Причастие не употребляется без НЕ.Например: недоумевающий взгляд.

При отсутствии противопоставления с союзом а :Откуда-то доносился крик неуснувшей птицы.

Закрепление темы.

1.Перепишите , раскрывая скобки.

(Не) шумит оно море (не) хлещет, лишь едва ,едва трепещет. Ему

( не) здоровилось, глаза были воспалены.

2.Вставить пропущенные слова с не-.

Того , кому не сидится на месте называют….

В работе имеются …….

Того, кто недоучился, называют……

(недоучка , непоседа, недостатки).

3.Дописать к прилагательным слова с не, близкие по смыслу.

Тяжелый, (нелегкий), трусливый(несмелый),малый, крошечный (небольшой).

4.Подобрать подходящие по смыслу слова с противоположным значением и записать с ними предложения.

(Не) успокоившееся море, а……..

(Не) освещенная комната, а ……..

(Не) сложенные книги, а ……..

5. Выписать из орфографического словаря пять прилагательных, которые без не не употребляются. Устно составить несколько предложений.

6.К словам болезнь, рабство, противник, отсутствие подобрать синонимы с приставкой не-(недуг, неволя, неявка, неприятель ).

Домашнее задание: Подготовить сообщение об отрицательной частице ни.



© 2010-2022