Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме Образ Герасима

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Ф.И. О. педагога Колбасина Елена Викторовна

Предмет Литература

Класс 5

Тема «Образ Герасима»

Тип урока Урок «открытия» новых знаний

Технологии: ИКТ, исследование.

Цели:

Ι. Образовательные: проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; умение сравнивать героев произведения, обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

Организационный момент

1 мин

Приветствие учителя

Приветствие гостей

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Проверка домашнего задания

5 мин

Дома вы читали рассказ "Муму". Работаем в парах.

Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок - "5"; одна или две ошибки - "4"; три, четыре ошибки - "3".

Работа с карточками

Что не получилось? Как улучшить свой результат?

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

2 мин

- Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание?
- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?
- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца?
- Для чего нужно обращать внимание на все это?

- Чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда вновь будем перечитывать это замечательное произведение?

Решение ребуса, запись слова

Беседа

Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок?


1)Познавательные

Общеучебные умения осмысления значения слова

2)Личностные

Смыслообразование

3) Коммуникативные

Работа в группе

4)Регулятивные

Фиксирование результата ребуса

Целеполагание

1мин

- Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. С кем будем сравнивать Герасима?
- А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.

Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна) Слайд 8

- Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?

(активно участвовать в уроке понять, что думают мои одноклассники о…, разобраться с…

узнать, почему Герасим утопил Муму)

Определите ваши цели урока, используя опорные слова.

1)Регулятивные: способность к целеполаганию


Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

1 мин

Подбор эпитетов

Охарактеризуйте одним словом (эпитетом) Герасима.
- Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот человек.

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.

2 мин

- Как выглядит дом барыни? Что мы узнали о ней в самом начале рассказа? Слайд 10

- Как вы понимаете слова: "День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи"?

Чтение 1 абзаца текста

Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

2. Просмотр мультфильма

4 минуты

Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма "Муму" режиссера Валентина Караева и ответить: чем отличается начало мультфильма от начала рассказа И.Тургенева?

С какой целью режиссер добавил эпизод с мухой?

ИЛЛЮСТРАЦИЯ НА СТР.195. "Благодетельница" Художник Трутовский Константин Александрович. Данная иллюстрация не изображает какой-либо эпизод из рассказа И.С. Тургенева "Муму", но рисует тип барыни, близкий тургеневской.

(БЛАГОДЕТЕЛЬНИЦА - лицо, оказывающее кому-л. покровительство, помощь, услугу.)

(ПРИЖИВАЛКА - бедная женщина, жившая из милости в чужом богатом доме, не имевшая никаких определенных обязанностей и развлекавшая хозяев, составляя их общество.)

Просмотр мультфильма

Просмотр иллюстрации

Сравните начало мультфильма с началом рассказа

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3. Портрет Герасима.

3 мин

Слайд 12 Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: "Чем выделяется Герасим среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?"

- Как работал Герасим?

Но вот привычный ход его жизни нарушается.

Как сказано об этом в тексте? Слайд 13

Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем?

- Кто такой "крепостной крестьянин" и кого называют "тягловым" исправным мужиком мы узнаем из исторической справки.

Выразительное чтение

Прочитайте эпизод, ответьте на вопрос.

Подберите синонимы к прилагательному "неистомная" работа. - СНОСКА В УЧЕБНИКЕ стр. 190.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

4. Историко-культурный контекст рассказа

2 мин

(историческую справку заранее готовит учащийся 5 класса).


  1. Работа в группах

5 мин


1 группа.

Что такое сравнение? (СРАВНЕНИЕ - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.)

2 группа.

Работа с термином. Гипербола. 1 абзац "Ему отвели…" СТР.192 Слайд 16

- Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника?

Работа в группах с карточками. Задание прочитать и ответить на вопрос

Найдите сравнение в описании Герасима.



Найдите гиперболы

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

  1. Физкультминутка.

Разминка для глаз

Следят за предметами на слайде

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

7. Отношение Герасима с дворовыми и Татьяной.

5 мин

Организация работы в группах.

1 группа

И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? Докажите примерами из текста. (Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее "уважаемый", "почтенный") СТР.191 последний абзац "Со всей остальной челядью…)

2 группа

- Докажите, что "светлым пятном" в жизни Герасима была Татьяна. ("Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений - бог его знает!")
- Что она была за человек? СТР. 193

Работа в группах

- Как сложились отношения Герасима с дворовыми?



Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Герасима?
- Что решила причудливая старуха?

1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

8. Барыня и Гаврила. Гаврила и Татьяна.

3 мин

Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?
- Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной?

- Как ведет себя Герасим после этого случая?

- Слайд 25. Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной?

Ответы на вопросы

- Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя.

- Выразительно прочитайте эпизод прощания Герасима с Татьяной. СТР. 202-203.


Итог.

2 мин

Что нового вы узнали на уроке?

Чему учились?

Работа в группах

Самостоятельная работа с проверкой. Слайд 26

Цзацзуань - оригинальный вид китайской художественной литературы, метко, образно, живо и остроумно повествующий о различных жизненных ситуациях. Со словом "НЕЛЬЗЯ"

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Выставление оценок.

2 мин


Рефлексия деятельности.

1 мин

Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное - умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках.

Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.
- Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.
- Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.
- Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению



© 2010-2022