- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа элективного курса по русскому языку Секреты орфографии для 10 класса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку Секреты орфографии для 10 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рыжих М.П. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Секреты орфографии" для 10 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С. И. Львова).- М:Мнемозина, 2009г. рассчитана на 1 час в неделю. В год 34 часа.
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта "этимологическая рефлексия" (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно - словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно - деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова - функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).
Планирование соответствует Базисному учебному плану на базовом уровне обучения.
№
число
тема
Формы учебной деятельности
Вид контроля
Опознавательные признаки орфограмм.
Лекция с элементами беседы
Проверочная работа
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне.
Практикум
Словарный диктант
Корни с чередованием гласных, проверяемые суффиксом А, согласными, ударением.
Лекционно-практическое
Тест
Корни с чередованием гласных, проверяемые значением слова.
Лекционно-практическое
Тест
Гласные в приставках.
Работа в парах
Взаимоконтроль
Безударные гласные в приставках Пре-При.
Составление опорных таблиц
Комментированный диктант
Буквы Ы-И после приставок.
Работа по тексту
Проверочная работа
Суффиксы существительных, прилагательных
Работа с карточками
Самоконтроль
Суффиксы глаголов. Суффикс И в повелительном наклонении.
Исследовательская работа по тексту
Объяснительный диктант
Суффикс О-А в наречиях.
Работа в парах
Взаимоконтроль
Безударные гласные И-Е в окончаниях существительных. Безударные гласные в окончаниях прилагательных.
Лекционно-практическое
Проверочная работа
Безударные гласные в окончаниях глаголов.
Практикум
Самостоятельная работа
Правописание безударных гласных между основами.
Работа по тексту
Объяснительный диктант
Буквы И-Ы после Ц.
Работа в парах
Взаимоконтроль
Буквы О, Е, Ё после шипящих и Ц.
Практикум
Тест
Правописание согласных в корне.
Практикум
Диктант
Правописание согласных в приставках.
Работа с карточками
Самоконтроль
Правописание суффиксов ЧИК-ЩИК, К-СК
Работа в парах
Взаимоконтроль
Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий.
Работа по вариантам
Тест
Правописание Н-НН в суффиксах кратких прилагательных, кратких причастиях, наречиях.
Работа по тексту
Комментированное объяснение
Употребление Ъ
Практикум
Взаимоконтроль
Правописание Ь в различных частях речи.
Составление опорных таблиц
Объяснительный диктант
Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на - О,- Е.
Работа по вариантам
Тест
Правописание НЕ с глаголами, деепричастиями.
Работа в парах
Взаимоконтроль
Правописание НЕ с причастиями.
Практикум
Тест
Частицы НЕ и НИ, союз НИ-НИ.
Работа по тексту
Комментированное чтение
Слитное и раздельное написание служебных слов.
Практикум
Проверочная работа
Слитное и раздельное написание наречий.
Слитное написание наречий.
Лекционно-практическое
Тест
Раздельное написание наречий
Лекционно-практическое
Словарный диктант
Дефисное написание приставок, суффиксов, служебных частей речи.
Работа по карточкам
Самоконтроль
Дефисное написание сложных слов и слов с повторяющимися корнями.
Практикум
Проверочная работа
Обобщение материала по орфографии.
Подготовка к контрольному тестированию
Контрольное тестирование
Список литературы
Для учащихся
Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. - М., 2000.
Беднарская Л. Д. Грамотный человек. - Тула, 2003.
Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / Капинос В. И. и др. - М., 2002, 2003-2004
Львова С. И. Словообразование - занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8-11 классов. - М., 2006.
Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. - М., 2005.
Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. - М., 2005.
Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.
Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М., 2000.
Цыбулько И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. - М., 2004.
Для учителя
Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. - М., 1990.
Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. - М., 2000
Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. - М., 1983.
Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.
Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. - Ростов на-Дону, 2005.
Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. - М., 2004.
Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии Пособие для учителя. - М., 2000.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста» 8-9 классы: Пособие для учителя. - М., 2003.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста 10-11 классы: Пособие для учителя. - М., 2003.
Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. - М., 2004.
Мучник Б. С. Культура письменной речи. - М., 1996.
Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. - М.,1996.
Словари
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 4-е изд. - М., 1999.
Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно. (Опыт словаря-справочника). - 2-е изд. - М., 2001.
Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. - М., 2004.
Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. - М.. 2002.
Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание)
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. - 4-е изд. - М., 1999.