Конспект урока Мода на безграмотность

В городской локальной сети был открыт форум, где желающие могли высказывать свое мнение по разным вопросам. Отдельный блок был назван разработчиками «Учеба», где рассматривались важные вопросы, волнующие учеников и студентов. Однажды я открыла этот блок и обнаружила, что мои ученики (имеющие по русскому языку «5» и «4») пишут безграмотно, делая ошибки в словах. Это меня очень расстроило и заставило задуматься о такой форме урока, где бы я могла выявить причины вопиющей неграмотности и где бы мне...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Мода на безграмотность

Интернет - урок русского языка


Проведен учителем русского языка и

литературы МОУ СОШ №7

г. Апатиты Мурманской области

Басалаевой Еленой Абрамовной




Апатиты

2008

Цели урока:

1) познакомить учащихся с современным состоянием уровня грамотности людей в Интернете;

2) рассмотреть мнение разных людей о современном его состоянии и путях изменения данной ситуации;

3) оценить уровень грамотности некоторых пользователей городской локальной сети Express на примере отдельных высказываний учащихся МОУ СОШ № 7, опубликованных на форуме «Учеба»;

4) совершенствовать работу по анализу текстов разных стилей;

5) развивать умение аргументированно доказывать собственную точку зрения (подготовка к ЕГЭ);

6) рассмотреть рекомендации о правильном написании некоторых заимствованных неологизмов, вызывающих трудности при написании.

На доске:

Грамотность - умение писать грамматически правильно, без ошибок.

Безграмотность - неумение писать грамматически правильно, без ошибок.

Ход урока.

1.Беседа.

  1. Считаете ли вы себя грамотными людьми? Какие нормы он должен соблюдать?

Грамотный человек должен соблюдать

1. Лексические нормы, или нормы словоупотребления, - это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
2. Речевые нормы. Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке. 3. Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов

4. Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи.

5. Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений.

6. Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и - шире - с целью и условиями общения.

  1. Стремитесь ли вы быть грамотными?

  2. Нужно ли вам это сегодня?

2.Сообщение цели, задач урока.

Сегодня на уроке мы поговорим о том, что происходит с грамотностью на просторах Интернета, о том, что творится вроде бы с грамотными людьми, когда они общаются на форумах и чатах.

Выясним, что думают об этом разные люди, какие выходы они видят, ведь ситуация, действительно, непростая. Также попытаемся разобраться с написанием неологизмов иностранного происхождения. И, конечно, у Вас будет возможность высказать свое мнение по данной проблеме.

3. Давайте познакомимся с мнением Евгения Ехилевского по поводу проблемы безграмотности в Интернете ( сайт ЕХАЛ*А ehil.spb.ru/russian.html).

«…проблема безграмотности касается обитателей Интернета. В России Интернет почему-то превратился в место, где никакие правила орфографии и пунктуации не действуют - правила оставлены для занудного реального мира. Большинство пользователей Интернета, по всей видимости, находят некое противоречие между "культурой технической" и "культурой гуманитарной". Но откуда же следует, что российскому компьютерщику можно, например, писать по-русски безграмотно? А ведь «Однажды в студеную зимнюю пору...» все-таки пишется раздельно и русскими буквами, а перед РУ не ставится точка! Культура может быть только одна, всеохватывающая, так же как "осетрина может быть только первой свежести, а вторая - это уже тухлятина". Отказываться от чего-то, перечеркивать, "сбрасывать с корабля современности" - ложный путь, по которому уже пытались идти, ничего хорошего, как показала история, из этого не вышло.

И самое обидное, что если указать человеку на его ошибку, то, скорее всего, Вы получите в ответ лишь грубость - и ничего более. А это значит, что безграмотность в Интернете является не каким-то постыдным фактом, а нормой. Точнее, нормой является отсутствие всякой нормы…… многие не понимают и не хотят понять, что отсутствие знаков препинания и несоблюдение правил орфографии не только раздражает «собеседников», но и может привести к неправильному восприятию смысла. Так что же делать с безграмотностью? Казнить нельзя помиловать? Каждый ставит запятую по-своему».

Вопросы:

  1. Какая проблема волнует автора? («безграмотность в Интернете является не каким-то постыдным фактом, а нормой»). Запишите.

  2. Что же делать с безграмотностью в Интернете?

3. Давайте познакомимся с мнением профессора, доктора филологических наук, директор Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета, заведующего кафедрой русского языка РГГУ Максима КРОНГАУЗА. (lgz.ru/article/id=1717&top=40&ui=1202978265365&r=223).

«Опасность тут существует не для нынешних юношей и девушек и уж точно не для тех, кто старше, у кого языковые навыки уже сформированы, а для ребёнка, который, возможно, впервые увидит написанное слово не в книжке, а на экране компьютера - того же «автора», написанного с двумя «ф» и с двумя «а» - «аффтар»...
- И при этом - полное отсутствие знаков препинания...
- Да-да-да. Естественно, его опыт подскажет впоследствии написание, принятое в Интернете, а не рекомендуемое словарями. К тому же понятно, что человек, привыкший к иной орфографии, будет неохотно читать книжки. И никакая школа с двумя уроками русского языка в неделю не сможет противостоять ежедневно доступному Интернету. И тогда возникнет поколение с другой письменностью.

- Апокалипсис неминуем?
- В каком-то смысле да. Единственная надежда, что на неграмотность нынче существует мода, а моде свойственно проходить. Уже сейчас на самых крутых сайтах, принадлежащих узкому кругу грамотных исказителей языка, идут дискуссии о том, что подлежит искажению, а что - нет. В частности, где-то уже запрещают слово «превед», такой своеобразный языковой пуризм.

- А «аффтар» всё ещё «жжот»?
- Пока да. Всё ещё в фаворе «ацтой», «ниасилил», «ржунимагу» и тому подобное. На самом деле, хотя мы и паникуем по поводу разрушения коммуникации, языкового разрыва между поколениями, это не так страшно. Стремление человека к общению, и притом комфортному общению, всё равно окажется сильнее. Слишком большой разгул свободы приводит к хаосу, но, как правило, человечество никогда не делает последнего шага. Произойдёт откат. Думаю, через некоторое время мы вернёмся к более нормализованному письму. Возможно, останутся какие-то смешные словечки, как некий опознавательный знак определённого круга, но повальная мода схлынет года через два, максимум - пять лет. Более того, полагаю, повысится престиж грамотности. И в силу её редкости, и в силу жизненной необходимости. Если неграмотность станет мешать учёбе, карьере, наконец, жизни, человек, естественно, постарается её преодолеть».

Вопросы:

1.Какие проблемы подняты в данной статье? (на безграмотность сейчас существует мода, может возникнуть поколение с другой письменностью). Запишите.

2.Определите, авторское отношение

3.А что вы думаете по данному вопросу?

4.Согласны ли вы с тем, что «если неграмотность станет мешать учебе, карьере, наконец, жизни, человек, естественно, постарается ее преодолеть»?

4.Предлагаю посмотреть отдельные высказывания, которые помогают понять, что всё, о чем говорилось выше, существует и в речи учащихся нашего города. Приведенные примеры взяты на форуме «Учеба» городской локальной сети Express.

belka 15.1.2008 Понимаю тебя. Не обращай на неё внимания вообще!! Вот сегодня из-за неё и у мну настроение подпортилось.) Я заметила, кстати, и не понимаю, почему она к тебе прицепилась. Видать хочет, чтобы ты была лучше (ей кажется, что она поступает прально). Цеплючая женщина вобщем.

Dianka 26.1.2008 дааа... наши девченки МОЛОДЦЫ!!!! А вот парням нужно поработать над техникой и тактекой. А так норм играете! Надеюсь, в следующем году мы полностью будем 1 !!!

TimmY31.01.2008 да, еще жаль шо 4бала потеряли на "ровном месте" ...если +эти 4б, ща было бы первое место ...но как говориться: "после драки кулаками не машут"
да кстати, поздравляю наших девченок с первым местом по волейболу! МОЛОДЦЫ!

Вопросы:

  1. Есть ли ошибки в данных высказываниях? Да.(Выясняем, что это за ошибки).

  2. Почему они появились в словах? (Это так мы выражаем свои эмоции, для нас это просто игра).

5. Выводы.

Главная проблема, объединяющая все тексты, нужно ли быть грамотным во всемирной

сети Интернет или не быть.

Авторы статей убеждают нас в том, что нужно быть грамотным человеком, ведь неправильное написание слов приводит к искажению смысла. «Культура может быть только одна, всеохватывающая, так же как "осетрина может быть только первой свежести, а вторая - это уже тухлятина". Отказываться от чего-то, перечеркивать, "сбрасывать с корабля современности" - ложный путь, по которому уже пытались идти, ничего хорошего, как показала история, из этого не вышло».

Авторов тревожит

1.бескультурье пользователей;

2.опасность этого процесса, потому что

а) ребёнок, который, возможно, впервые увидит написанное слово не в книжке, потом напишет это слово так, как принятое в Интернете, а не как рекомендуют словари.

б) К тому же понятно, что человек, привыкший к иной орфографии, будет неохотно читать книжки. в) Возникнет поколение с другой письменностью.

Есть ли выход?

Если человек осознает, то это мешает комфортному общению и не имеет практической пользы, то он постарается преодолеть безграмотность.

6. Трудности возникают с правописанием неологизмов иностранного происхождения. Познакомимся со статьй Михаила Воловича «Как это пишется в Интернете», где даются рекомендации по их написанию. Для этого выйдем на сайт ashmanov.com/pap/style.phtml.

Внимательно прочитайте данную статью, правильно запишите слова, правописание которых может вызвать трудности:

1.интернет-кафе, интернет-ресурс, интернет-общественность;

2.браузер, веб-браузер (неправильно *броузер, *вэб-);

3. онлайн, в онлайне и в режиме онлайн, онлайновый; офлайн, офлайновый; офшор, офшорный (нежелательно *он-лайн, *офф-лайн, *оффлайн, *оффшор);

4. трафик (неправильно *траффик);

5. плеер, интернет-плеер (нежелательно *плейер, хотя такой вариант и зафиксирован в некоторых словарях);

6. пиар (неправильно *пи-ар), пиар-агентство (или PR-агентство), пиаровский, пиарщик;

7. риелтор (неправильно *риэлтор, *риелтер;дистрибьютор);

8. роуминг; уикенд; саундтрек;

9. прайс-лист; неправильно *прайслист); прайм-тайм.

7.Домашнее задание. Напишите, как вы относитесь к проблемам, поднятым на уроке, и какие пути их решения вы видите.





© 2010-2022